РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Виноградова Надежда Игоревна

Предлагаю разработку урока в 5 классе по теме "Музыка и ИЗО". На уроке используется материал презентации, фрагмент видео.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse_po_predmetu.docx27.01 КБ
Файл test_s_uroku_5_klass.docx13.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе по предмету «Музыка»

Тема раздела: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: «Музыкальная живопись  и  живописная музыка»

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение  на примере живописи И. Левитана и музыки А. Алябьева.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Уметь  сопоставлять музыкальный и художественный образы;
  2. Дать понять, что музыка и изо не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют   и усиливают наши ощущения и  впечатления;
  3. Познакомить с  замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной  И. Левитана «Вечерний звон», с песней

А. Алябьева «Вечерний звон».

Развивающие:

  1. Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
  2. Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
  3. Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение  при работе с песней «Моя Россия» Г. Струве;

Воспитательные:

  1. Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
  2. Понимать значение бережного  и уважительного отношения к традициям русского народа;
  3. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация PowerPoint, фортепиано.

 Ход урока:

  1. Организационный момент:

Слайд 1.

Вход в класс учащихся под  звучание  Колокольного звона  (Ростовский Акимовский звон)

  1. Вводная часть:

Учитель:  - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Какая музыка «встретила» вас? (Звон колоколов, колокольный звон)

- А где  обычно звонят колокола? ( В церкви, в храме)

- Правильно. Колокола и колокольные звоны издавна вызывали у людей любовь и уважение, были важной частью жизни русского народа.

- Красота колокольного звона отражалась в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня  на уроке  мы познакомимся  с произведениями искусства, в которых  и «звучат» и «незримо присутствуют»  колокола.

- Напомните мне, пожалуйста, нашу тему…(«Музыка и изобразительное искусство»)

Слайд 2. - Правильно. Сегодня мы продолжаем вести разговор о взаимосвязи музыки  и живописи.  Что объединяет эти виды искусства, что у них общего?  

- И тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка» поможет нам ответить на эти вопросы.  А в конце урока  мы проведём небольшой тест.

  1. Работа по теме урока:

- Вступлением, эпиграфом к уроку прозвучит фрагмент стихотворения, которое прочитает Скосырева Эмилия. Пожалуйста.

Стихи: (читает ученица)

Николай Рубцов

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и  битвы….

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от  зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь!!!! Храни себя, храни!!!!

Слайд 3.

Учитель: - Перед вами автопортрет Исаака Ильича Левитана – русского художника. А сейчас мы познакомимся с его картиной, которая называется  «Вечерний звон».

Слайд 4.

Учитель: - Однажды Исаак Ильич Левитан путешествовал по России. И посетил два монастыря на Волге и под Звенигородом. Прогуливаясь по берегу реки,  он остановился на косогоре, привлечённый открывшейся перед ним красотой уголка русской природы.  Левитан долго смотрел,  вслушиваясь и сказал, что этот мотив даст ему новую картину. Так родился замысел картины «Вечерний звон».

Учитель:  - Какой жанр картины? (Пейзаж)

- Что вы видите на переднем плане? (Лодки, тропинка с косогора,  река)

- Какая река? (Спокойная, тихая)

- Как художнику удалось убедить нас в этом? (Отражения на воде, лодка плывет спокойно, нет волн)

- Что вы видите на заднем плане картины? (Церковь)

-Это не просто церковь, это монастырский комплекс, который включает и церковь, и арку  входа на территорию монастыря, и часовню, и колокольню…. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга.

Учитель: - А если бы на картине не было храма, изменилась бы суть, содержание  картины?  (Да)

- Что бы изменилось? (Прежде всего – название)

Учитель:  - Какие чувства  вызывает у вас это полотно? (Чувство грусти, покоя, тишины)

Учитель: - Скажите, а картину можно назвать «звучащей» или она безмолвна? (Она звучит!)

- А какие звуки можно было бы «услышать», рассматривая эту картину? (Плеск весел, шелест листвы, голоса сидящих в лодке, звон колоколов)

Учитель:  - Ребята, есть песня с таким же  названием, как и картина  – «Вечерний звон».  Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы.

Слайд 5.

- Музыку написал русский композитор  Александр  Алябьев – автор большого количества вокальных произведений. Текст песни  создал  английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык  ярославский поэт Иван Козлов.

Слайд 6 . - Прежде, чем мы послушаем музыку, я хочу вам прочитать слова певчего церковного хора  Владимира Осипова сказанные им о песне «Вечерний звон»:

"... Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси".

- Мы послушаем  песню в исполнении известного шведского  тенора, оперного певца Николая  Гедды. Это видео -  фрагмент его выступления в Советском Союзе, в Большом зале  Московской Консерватории с хором Центрального Телевидения и Всесоюзного радио под управлением Клавдия Борисовича Птицы. Текст песни перед вами на партах.

Слайд 7.  (Просмотр видео)

Учитель: - Вам понравилась песня? (Да)

- Кто её исполнял помимо солиста? (Смешанный хор а капелла)

- Какой характер музыки  Алябьева? (Спокойный, нежный, плавный)

- Расскажите, какие средства музыкальной выразительности  использовал  композитор для передачи характера песни? (Песня написана в мажоре, плавная неторопливая  мелодия,  звучание мелодии, в  основном, в среднем и высоком регистре, музыка звучит довольно тихо, медленный темп)

- А есть ли в музыке элемент изобразительности? (Есть, хор  голосами «изображает» звон колоколов)

Слайд 8. (Картина Левитана «Вечерний звон»)

Учитель:   - Итак: с какими произведениями музыки и живописи вы сегодня познакомились? (Картина «Вечерний звон» Левитана,  песня «Вечерний звон» Алябьева)

- Ребята, эти произведения были созданы в разное время,  и картина не является иллюстрацией к песне. Тогда как же они связаны друг с другом? (Они дополняют друг друга, усиливают наши впечатления о красоте музыки и живописи)

Учитель:    - Но у этих произведений  искусства всё  же есть общие черты.   Какие?

Ответы учащихся:

1. Одинаковое   название  – «Вечерний звон»

2. Созданы  русскими авторами

3. Близки  по настроению

Учитель:   -  Что  похожего  звучит  в музыке (изображает хор) и «незримо присутствует» на картине? (Звон колоколов)

- Чему посвящены  эти произведения? (Передают красоту русской природы)

Вокально – хоровая работа:

Учитель: - А какую песню вы знаете о красоте родного края, о родине («Моя Россия»)

Учитель:  - Давайте исполним  её.  Сначала распоёмся. Встаньте, пожалуйста.

Распевание учащихся:

1.«Соль. До, Ля, Фа» (Staccato, Legato)

Исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве.

Учитель: - А как ещё можно исполнить песню? (С солистами)

- Кто хочет попробовать себя в качестве солиста? Давайте попробуем спеть с  квартетом солистов  (пригласить учащихся) Исполнение с солистами.

Слайд 9.

Учитель:  А сейчас  вы ответите на вопросы небольшого  теста.

Задания у вас на партах, подпишите свою работу, выберите правильный ответ.

Слайд 10. - Проверьте себя. Поставьте себе отметку. Сдайте работы.

Домашнее задание:  нарисуйте  свой вариант «Вечернего звона».

Слайд 11.   -Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

1.   Кто автор  картины «Вечерний звон?

А. И. Репин

Б. И. Левитан

В. В. Поленов

2.  Автор  английского  текста  песни «Вечерний звон»

А. Т. Мур

Б. Р. Бёрнс

В.  Д. Китс

3.  Кто исполнял песню «Вечерний звон»?

    А. Б. Штоколов

    Б.  И. Козловский

    В. Н. Гедда

4.  Каким  голосом  пел  певец?

А. Тенор

Б. Бас

В. Баритон


1.   Кто автор  картины «Вечерний звон?

А. И. Репин

Б. И. Левитан

В. В. Поленов

2.  Автор  английского  текста  песни «Вечерний звон»

А. Т. Мур

Б. Р. Бёрнс

В.  Д. Китс

3.  Кто исполнял песню «Вечерний звон»?

    А. Б. Штоколов

    Б.  И. Козловский

    В. Н. Гедда

4.  Каким  голосом  пел  певец?

А. Тенор

Б. Бас

В. Баритон


1.   Кто автор  картины «Вечерний звон?

А. И. Репин

Б. И. Левитан

В. В. Поленов

2.  Автор  английского  текста  песни «Вечерний звон»

А. Т. Мур

Б. Р. Бёрнс

В.  Д. Китс

3.  Кто исполнял песню «Вечерний звон»?

    А. Б. Штоколов

    Б.  И. Козловский

    В. Н. Гедда

4.  Каким  голосом  пел  певец?

А. Тенор

Б. Бас

В. Баритон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства"

Тема отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и те...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

Урок изобразительного искусства в 7 классе.«Библейские темы в изобразительном искусстве».

Конспект урока в 7 классе с презентацией на тему: «Библейские темы в изобразительном искусстве»....

Урок изобразительного искусства в 7 классе. Образ дома в изобразительном искусстве ( на примере дома С.А.Есенина).

Урок посвящён образу крестьянского дома в живописи рязанских художников, на примере дома С.А. Есенина....

Презентация для проведения урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр"

В презентации представлен материал для краткого ознакомления учащихся с жанрами изобразительного искусства и для более подробного с анималистическим жанром. Может использоваться при дистанционном обуч...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...