Урок изобразительного искусства в 7 классе. Образ дома в изобразительном искусстве ( на примере дома С.А.Есенина).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Рожнов Александр Сергеевич

Урок посвящён образу крестьянского дома в живописи рязанских художников, на примере дома С.А. Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Образ дома в живописи.50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 7 классе.

Педагог: Рожнов Александр Сергеевич

Образ дома в изобразительном искусстве

( на примере дома  С.А.Есенина).

Цели урока:

- воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на явления народной архитектуры как искусства;

- развитие умения учащихся анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения.

 

Задачи урока:

- закрепление пройденного материала на тему «Образ древнерусского дома»; - ознакомление учащихся с работами рязанских художников на есенинскую тематику;

- отработка навыков выполнения графических эскизов, по памяти, воображению с зарисовкой различных архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора.

 

Тип урока:

- урок закрепление ранее пройденного материала.

Материалы:

- графические материалы, стихи поэта, компьютерная презентация.

Зрительный ряд:

- фотография дома поэта, репродукции картин С.Якушевского, А.Титова, А.Шарлемань.

            Ход урока.

  1. Оргмомент.

      2. Восприятие действительности.

Учитель:  Ребята, скажите, пожалуйста, с чем ассоциируется у Вас слово

       Родина?

Дети:        Родной город, деревня, семья, поля и леса, дом.

Учитель:  У каждого из нас есть свой дом, где нам так тепло и уютно, где нас

                  всегда понимают. Мы тоскуем и скучаем по родителям, по своим

                  вещам и всякий раз стремимся туда после длительных разлук. Наш земляк С.А.Есенин (фотография на экране), 120 летие которого мы отметили в этом году, так писал про свой дом:

                        Вот и опять у лежанки я греюсь,

                        Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.

                        Снова я ожил и снова надеюсь

                        Так же, как в детстве, на лучший удел.

                   

                  Туда он постоянно стремился из любой страны или города, будь то  Америка,  Москва или Санкт – Петербург. Напомните, где это место находится?

Дети:    Село Константиново, которое находится на берегу реки Оки в Рыбновском районе (фотография села).

Учитель:  Молодцы. Поднимите руку, кто был там  хотя бы однажды.

                  Жизнь входит в берега.

                  Села давнишний житель,

                  Я вспоминаю то,

                  Что видел я в краю.

                  Стихи мои,

                  Спокойно расскажите

                  Про жизнь мою                  (фотография дома поэта)

        Изба крестьянская.

                  Хомутный запах дегтя,

                  Божница старая,

                  Лампады кроткий свет.

                  Как хорошо

                  Что я сберег те

                  Все ощущенья детских лет.

Учитель:  О чем хочет рассказать в этом стихотворении поэт?

Дети:        Он хочет рассказать нам о своих воспоминаниях, связанных с

                  детством и тем местом, где его провел, о своем доме.

Учитель:   Да ребята, я с вами согласен. Давайте ещё раз все вместе побываем в этом доме, а поможет нам стихотворение С.Есенина «В хате». Оно, отпечатанное на бумаге, лежит у вас на столах. Давайте его прочитаем и  попробуем представить те предметы, что изображены в стихотворении. Обратите внимание на то, что поэт это стихотворение написал в 19 лет, посмотрите, как он помнит всё в мельчайших деталях. По своей сути это стихотворение- иллюстрация.

                  Пахнет рыхлыми драченами;

                  У порога в дёжке квас,

                  Над печурками точеными

                  Тараканы лезут в паз

Вьётся сажа над заслонкою,

В печке нитки пепелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатные

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Проводится краткий анализ стихотворения.

Учитель: Ребята, у вас, как у настоящих профессиональных художников, когда зачитывали стихотворение, наверняка возникали какие – то образы, вы все представляли то, о чем говорилось в этом стихотворении. Вот если говорить о цвете, то какие  краски в своих работах вы использовали бы?

Дети:         Теплые, золотистые, передающие уют этого дома.

Учитель:   А сейчас давайте сделаем небольшой графический эскиз на тему прочитанного стихотворения, используя наиболее понравившейся вам отрывок.

 

На разработку эскиза отводится не более 5 – 10 минут. По окончании этого времени проводится небольшой просмотр, где отмечаются положительные стороны работ и недостатки.

Учитель:  Ну что ребята, мы побывали с вами во внутренней части дома, а теперь давайте посмотрим на него с улицы (фото дома). Мы постоянно говорим дом, а как такие дома назывались в деревне, селе, хуторе?

Дети:         Изба или хата.

Учитель:   Давайте вспомним, как и из чего строили  избы.

Дети:                Чаще всего их строили из древесины (осина, дуб, сосна) потому

                  что она была доступна, чем камень и легка в обработке. Такие избы строились бригадой плотников. Могли построить дом за одни сутки.

Учитель:  Почему говорили «срубить дом»?

Дети:        Потому что работали топором.

Учитель:         Посмотрите ещё раз на эту фотографию и скажите, какая, по       вашему мнению, часть избы самая красивая и почему?

Дети:      Наверное, эта та часть избы, которая выходит на улицу, с тремя окнами.

Учитель:          Да, конечно. Посмотрите на эти удивительные окна с наличниками.

                  Ведь само слово наличник произошло от слова ЛИЦО, на ЛИЦЕ, украшение на ЛИЦЕ. Их сделали когда-то руки плотника, которые украшали их различными символами. Не просто символами, а чем?

Дети:       Символами – оберегами,  которые должны были защитить дом от

                  зла, нечистой силы.

Учитель:          Посмотрите, даже число окон (3) имеет символическое значение

                  для простого крестьянина. Что означает число 3?

Дети:         Символ небесной троицы.

3. Восприятие искусства.

Учитель:          Давайте посмотрим теперь на то, как профессиональные

                  художники могут изобразить обыкновенный дом (фото работы

                  А.Титова «На заре. Константиново»).

                   Я предлагаю Вам внимательно посмотреть на эту

                  картину и высказать свое впечатление, используя алгоритм

                  анализа живописной картины.

                  -Что мы видим на экране?

Дети:            Перед нами живописная картина, которая создана при помощи красок. Художник использует в основном теплые и темные краски для того, чтобы показать тихий летний вечер. Мы чувствуем, что даже притих ветер.

Учитель:          Хорошо ребята, вот так увидел дом Есенина А.Титов, а теперь давайте посмотрим на работу С.Якушевского, ещё одного рязанского художника (фото работы Якушевского «Низкий дом с голубыми ставнями»).

                 - Нравится вам эта картина или нет? Почему?

                 - Что мы видим на экране?

                 - Чем привлекает нас эта работа, что в ней такого необычного?

Дети:        Необычная  композиция…

Учитель:   Почему художник выбирает именно такую композицию?

                  Что является здесь композиционным центром?

        Какие краски использует художник в своей работе?

Дети:        Главное место в картине -  открытое окно…

                  Художник использует теплые краски…

4.Собственное творчество учащихся.

   

Учитель:          Сейчас мы,  как профессиональные художники, попытаемся изобразить дом С.Есенина. Но не будем уподобляться художникам – они взрослые, у них свой взгляд на мир. А мы постараемся посмотреть  на дом глазами Есенина. Здесь Сергей родился, рос, взрослел, сюда приезжал в зрелые годы, спасаясь от бед и невзгод.

                                  Вы получили домашнее задание подобрать отрывки из поэзии Есенина, говорящих о доме. Я надеюсь, что вам это было легко сделать, так как вы занимаетесь есениноведением. Итак, попробуйте сейчас выполнить еще один эскиз, основанный на стихах поэта.

                   Не забудьте о композиционном построении вашей работы.

После выполнения работы проводится импровизированная выставка- просмотр, где определяются положительные стороны работ и недоработки. Определяются те эскизы, на основании которых учащиеся выполнят  работу на большем формате бумаги в цвете.    

                 

                 

5. Подведение итогов урока.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская

Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...

Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве

Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знанийЦель урока: (для учителя):Познакомить  с жизнью и творческим процессом сочинения музыки  Л. БетховенаПланируемый результат (для учащихся):Нау...

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Образ человека - главная тема в искусстве"

ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ББББББББББББББББББББББББББББ ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ...

УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"

Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.Урок музыки в 5 клас...