Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Михайлова Татьяна Леонидовна

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность проявить творческие способности и умние мыслить критически. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе «Образы борьбы и Победы в искусстве»

Название: Образы борьбы и победы в искусстве

Содержание урока: Увертюра «1812 год» П. И. Чайковского, песня «Баллада

о солдате» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовского.

Дидактические: Учить учащихся анализировать музыкальное произведение с помощью средств музыкальной выразительности на примере увертюры «1812 год». Формирование исторического самопознания и достоинства. Создание художественного образа в песне «Баллада о солдате».

Развивающие: Развивать творческое воображение, логическое мышление.

Нравственные: Воспитывать чувство коллективизма, уважение к истории

своего народа, патриотизм.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок-диалог

Жанр урока: урок-размышление

Оборудование: - портрет П. И. Чайковского;

- иллюстрации к увертюре «1812 год»;

- наглядность: музыкальный термин «увертюра»;

- аудиозапись с музыкальным произведением;

- раздаточный материал: листы для творческого задания, для

игры «Почта», для «мозгового штурма».

… Искусство – это грандиозная

память нравственного, эмоционального

                           опыта человека.

Д. Шостакович

Музыка – бездонный источник для

ума и сердца.

Ход урока

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое нашей страны и поможет нам в этом музыка русского композитора XIXв. П. И. Чайковского. А именно увертюра «1812 год».

- Что это за дата в истории русского народа? (Ответы детей) .

- Мы знаем, что слово «увертюра» означает… (Ответы детей: музыкальное вступление к опере, балету.)

- А вот эта увертюра является самостоятельным музыкальным жанром, то есть звучит отдельным произведением, независимым, представляя нам рассказ о тех давних событиях. П. И. Чайковский очень образно изобразил противоборствующие силы с помощью главных песен обоих государств… (Ответы детей: гимнов).

- Во Франции – это «Марсельеза».

Играю мелодию «Марсельезы».

- А образ русского народа, я думаю, вы услышите сами.

- Итак, мы неоднократно говорили о том, что музыка обладает силой воздействия на человека. Давайте прослушаем увертюру, и вы поделитесь своими впечатлениями об этом произведении.

Слушание увертюры.

Проведение «Мозгового штурма»

на слово «увертюра».

- Я рада, что вы услышали в музыке торжественность, праздничность и это не случайно, так как эта увертюра была написана в честь открытия храма Христа Спасителя. Наверное, поэтому в музыке П. И. Чайковский очень ярко изобразил звучание колокольного звона - символ христианской веры, который издавна возвещал о чём? (Ответы детей: о времени для труда и отдыха, бодрствования и сна, веселья и скорби) .

- Как вы думаете, о чём говорил этот звон – о празднике или о несчастье? (Ответы детей: о несчастье, звучал набат) .

- Вспомните, где звучала тема французской армии – в начале, в середине или в конце увертюры? (Ответы детей: в начале увертюры) .

- Чем эта музыка сопровождалась? Что этим хотел сказать композитор? (Ответы детей: слышны пушечные выстрелы, говоря о том, что французская армия наступает) .

- Какой главной песней России того времени была представлена тема русского народа?

Играю мелодию «Боже, царя храни»

- Что это за мелодия? (Ответы детей) .

- Как можно назвать те моменты в жизни, когда звучит гимн? Какие это ситуации? (Ответы детей: в самые ответственные, важные моменты для людей и страны).

- Для чего звучит гимн? (Ответы детей: для того, чтобы испытать либо чувство гордости за страну, либо для того, чтобы собраться с силами, с духом и сделать очень важное дело) .

- И, кстати, историческая справка. Современный гимн, претерпев изменения в тексте, был написан в 1944г. во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Поэтому так ощутимо в его мелодии стремление мощным потоком объединить миллионы сердец в борьбе за справедливость.

- И тем более гимн «Боже, царя храни» нужен был нашим солдатам идти в бой за кого? (Ответы детей: за Бога, Россию, царя) .

- И легендарному полководцу М. Кутузову, который в ходе этой войны принял сложное решение – отступить, отдать Москву, но не просто отдать, а сжечь её. Для чего, как вы думаете? (Ответы детей) .

- Отступить необходимо, так как силы были неравные. Надо было восполнить армию и людьми, и боеприпасами и дать решительный отпор французам. Это решающее сражение произошло на Бородинском поле. Этот исторический факт хорошо описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», а также в поэме М. Лермантова «Бородино», которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения.

Повторное слушание с дифференцированным

творческим заданием. (Дети работают в группах:

рисуют музыкальную линию, сочиняют

стихотворение, пишут сенканы) .

По окончании слушания дети представляют свои работы.

Группам предлагается задать друг другу вопросы.

(Проводится игра «Почта»)

(Учитель задаёт свой вопрос всему классу: - Я считаю, что эта музыка, современной молодёжи не нужна. Она ей не интересна. А как считаете вы? Докажите. (Ответы детей) .

- И сейчас, я хочу обратиться к эпиграфу. (Читаем все вместе эпиграф).

- Как вы его понимаете? (Ответы детей) .

- И у меня к вам последние вопросы. Кто является главным человеком на любой войне? Без кого не было бы победы в сражениях? Кто выносит на своих плечах все тягости военного времени? (Ответы детей - солдат) .

Исполнение песни «Баллада о солдате».

Проводится индивидуальное и групповое

оценивание.

- В качестве домашнего задания я попрошу вас узнать, в каких произведениях искусств отражается тема войны 1812 года.

Приложение

, Музыкальная линия” или, Цветная линия”

Содержание игры заключается в том, что дети слушают музыкальное произведение, делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке. При повторном слушании произведения детям предлагается нарисовать линию, которая соответствовала бы мелодической линии этого произведения, и обосновать свой выбор. На последующих этапах можно использовать цветные карандаши, чтобы ярче показать настроение и характер, при этом просить детей обосновывать свой выбор цвета и линии.

Правила написания сенкана:

- тема – 1 существительное;

- описание темы - 2 прилагательных;

- действие, которое происходит – 3 глагола или 3 слова с одним глаголом;

- мое отношение – фраза из 4-х слов;

- синоним к теме – 1 слово.

Игра «Почта»

. «Почта» - игра используется в качестве закрепления пройденного материала. Ребята могут самостоятельно, либо по рядам, либо в группах написать вопросы на листах бумаги, положить их либо в шапку, либо в конверт, а «почтальон» или посыльный разносит их по классу, передавая ребятам из других групп, после чего каждая группа сообща обсуждают ответ на полученный вопрос и отвечает. Для роли посыльного или почтальона можно привлекать слабых детей. Как вариант, дети могут сделать из бумаги самолётики, на которых пишут вопрос и запустить их в сторону другой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад учителя ОБЖ "Пути повышения качества знаний на уроках"

Учитель рассказывает о формах и методах работы на уроках ОБЖ  по повышению качества знаний учащихся....

"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии,  методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...

"Пути повышения качества знаний на уроке"

Данный материал  показывает какие пути повышения качества знаний учащихся может  использовать учитель  на уроке....

Доклад: "Пути повышения качества знаний на уроке"

Данный материал показывает какие пути повышения качества знаний учащихся может использовать учитель на своих уроках....

«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»

Данная статья посвящена проблеме повышения качества образования на уроках истории и обществознания  через применение инновационных технологий и методик образования....

УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"

Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.Урок музыки в 5 клас...