УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Зарипова Миляуша Афраимовна

Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.

Урок музыки в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве" . Предложенный  материал может быть с таким же успехом использован  и на других уроках предметной области "Искусство" (Изобразительное искусств, Мировая художественная культура). 

Цель урока:  на примере эталонных произведений искусства и примеров из жизни привести детей к морально-нравственному осознанию понятий «борьба» и «победа» в их взаимосвязи.

Задачи:

  • познакомить детей с произведениями искусства (музыки и изобразительного искусства), отражающими борьбу человека в различных ее проявлениях;
  • затронуть нравственные аспекты взаимосвязи понятий «борьба» и «победа», подвести детей к осознанию того, что только честная победа может принести радость и удовлетворение;
  • развить в детях умение проводить смысловое чтение музыкального текста и произведений изобразительного искусства; а также умение проводить ассоциативные связи между произведениями различных видов искусства;
  • расширить представления учащихся об интонационно-образной природе искусства;
  • развить навыки общения и сотрудничества детей в малых группах.

Используемые технологии: проблемно-диалогическая, интегративная, технология интонационного анализа произведений искусства, групповая, информационно-коммуникативная.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новобытовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Урок музыки в 5 классе

«Образы борьбы и победы в искусстве»

Автор:

Зарипова Миляуша Афраимовна,

Учитель музыки

г. Чехов, 2020

Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство.

Тема урока: Образы борьбы и победы в искусстве.

Цель урока:  на примере эталонных произведений искусства и примеров из жизни привести детей к морально-нравственному осознанию понятий «борьба» и «победа» в их взаимосвязи.

Задачи:

  • познакомить детей с произведениями искусства (музыки и изобразительного искусства), отражающими борьбу человека в различных ее проявлениях;
  • затронуть нравственные аспекты взаимосвязи понятий «борьба» и «победа», подвести детей к осознанию того, что только честная победа может принести радость и удовлетворение;
  • развить в детях умение проводить смысловое чтение музыкального текста и произведений изобразительного искусства; а также умение проводить ассоциативные связи между произведениями различных видов искусства;
  • расширить представления учащихся об интонационно-образной природе искусства;
  • развить навыки общения и сотрудничества детей в малых группах.

Используемые технологии: проблемно-диалогическая, интегративная, технология интонационного анализа произведений искусства, групповая, информационно-коммуникативная.

Ход урока:

(Парты в кабинете, где проходит урок, должны быть  сдвинуты по две, чтобы дети могли рассесться за них группами по 5-6 человек)

Учитель: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами об очень важных понятиях, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни. А поможет нам в этом искусство.

Перед вами четыре картины (Картины на слайде, учитель не называет их, просто показывает: № 1. «Свобода, ведущая народ на баррикады» Э. Делакруа, № 2. «Девятый вал» И. Айвазовского, № 3. «Сумерки. Луна» И. Левитана и №4. «Бег» А. Дейнека). Внимательно рассмотрите их. Сейчас я дам вам послушать музыкальное произведение. Вам нужно ответить на вопрос «Какая из этих картин не созвучна прозвучавшей музыке? (Учитель ставит для прослушивания «Революционный этюд» Ф. Шопена, не называя его)

Дети: Не созвучна этой музыке картина № 3. Она спокойная и безмятежная.

Учитель: А остальные картины и эта музыка созвучны? Почему?

Дети: Да. В них присутствует движение, порыв, они бушующие, бурные.

Учитель: Посмотрите, какие разные по содержанию картины. Но под одну и ту же музыку вы выбрали именно их. Значит, в них есть что-то общее. Что именно? (Дети с помощью учителя приходят к выводу, что и там и тут – борьба человека; На одной – борьба за свои принципы, идеалы; На другой – борьба за жизнь со стихией; На третьей – спортивная борьба за медали, за звание сильнейшего).

(Учитель пишет на доске слово «БОРЬБА»)

(Далее - работа детей в группах)

Учитель: Вы сидите по группам. Перед каждой группой на столе по 4 карточки (на карточках написаны слова: борьба, победа, это процесс, это результат)

Задание группам: объединить логически по 2 карточки

Дети: Борьба – это процесс. Победа – это результат. 

Учитель: Правильно, ребята. А можно ли разделить эти два понятия: борьба и победа? Может ли быть борьба без победы? Так значит, борьба и победа – понятия неразделимые. В любой настоящей борьбе обязательно кто-то победит.

(Учитель пишет на доске слово «ПОБЕДА»)

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока объединяет оба понятия, написанных на доске, и звучит так: «Образы борьбы и победы в искусстве». Запишем тему урока в тетрадях.

Учитель (показывая на картины на Слайде № 1): Перед вами были картины:  № 1. «Свобода, ведущая народ на баррикады» Э. Делакруа, № 2. «Девятый вал» И. Айвазовского, № 3. «Сумерки. Луна» И. Левитана и №4. «Бег» А. Дейнека.

А узнали ли вы прозвучавшее в начале урока музыкальное произведение? Правильно, это был «Революционный этюд» польского композитора Фредерика Шопена. Мы уже слушали его с вами в четвертом классе. Помните, с каким событием в жизни польского народа было связано создание этого произведения?

Дети: Этюд был написан во время восстания в Польше в 1830 году.

Учитель: Слышим ли мы уже в начале этого произведения интонации борьбы, призыв к восстанию? Охарактеризуйте их (учитель играет на фортепиано эту интонацию).

Дети: Призывные, восходящие.

Учитель: Все верно, ребята. И мы еще раз убедились с вами в том, что музыкальная интонация – это язык, понятный каждому человеку без слов. Есть еще один такой язык – это язык жестов. Каким жестом вы бы могли выразить первую интонацию этого произведения, интонацию призыва.

(Учитель просит одного ученика выразить жестом эту интонацию у доски, остальные пробуют сделать это, сидя на месте; как правило, все дети показывают ее решительным жестом поднятой вверх руки)

Учитель: Посмотрите, как интересно получается - именно таким же  жестом молодая женщина призывает к борьбе солдат на картине художника Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады» (показать еще раз детям эту картину). Кто она, эта женщина? Правильно, она олицетворяет собой свободу. Смотрите, на ее защиту встали солдаты с оружием в руках, и именно на нее с надеждой устремлен взгляд пытающегося встать с земли раненого солдата. Они все готовы следовать за ней - вперед, к победе. За что борются эти люди?

Дети: За свободу, за свои идеалы.

(Учитель вывешивает на доске опорный сигнал - «Борьба за свои идеалы, за свободу»)

Учитель: А теперь вглядимся внимательнее в картину «Девятый вал» И. Айвазовского (показать детям картину еще раз). С чем пытаются бороться люди, изображенные на этой картине?

Дети: С морем, с волнами, с морской стихией.

Учитель: Девятый вал – так в народе называли и называют самую сильную и опасную волну во время шторма. На обломках мачты затонувшего корабля оказались лицом к лицу с огромной волной несчастные люди. Кто-то из них уже отчаялся, потерял надежду. Вглядитесь в этих людей: остался ли среди них хоть кто-то, готовый бороться за свою жизнь? Совершенно верно: это мужчина, поднявший вверх руку с красной сигнальной тряпкой. Снова мы видим тот же самый решительный жест.  Он не собирается сдаваться. Мы не видим его лица, но в этом жесте – сила духа, готовность бороться с морской стихией. Он смотрит вперед, пытаясь разглядеть и призвать на помощь спасительный корабль. Обратите внимание, с такой же надеждой, как смотрел раненный солдат на Свободу, смотрят на своего более сильного духом товарища двое мужчин. Победит ли он стихию? Хочется верить, что да.

(Учитель вывешивает на доске второй опорный сигнал - «Борьба со стихией»)

Учитель: А теперь снова перед нами картина А. Дейнека «Бег» (показать детям еще раз эту картину). А здесь есть борьба? За что она?

Дети: За победу в спортивном состязании; за то, чтобы получить звание сильнейшего.

(Учитель вывешивает на доске третий  опорный сигнал - «Спортивная борьба за звание сильнейшего»).

Учитель (показывая на опорные сигналы, вывешенные им на доске): Итак, ребята, мы видим, что борьба бывает разная. Есть еще один вид борьбы, которую каждому из нас приходится вести ежедневно.  Например, с утра - когда вам хочется поспать, но вы встаете с постели и идете в школу. Или когда легче соврать, но вы, несмотря ни на что, говорите правду. Что это за борьба? Правильно, это борьба с самим собой. Внутренняя борьба. Результат этой борьбы – тоже победа. Над кем?

Дети: Над самим собой.

(Учитель вывешивает на доске четвертый опорный сигнал - «Борьба с самим собой»)

Учитель: И, знаете ли,  победить себя порой не менее важно, чем победить в военной битве. Эта борьба воспитывает в нас силу воли, упорство, честность. И только человек, победивший себя, сможет, в конечном счете, встать на борьбу за свободу и справедливость, покорить стихию, победить в спортивных состязаниях.

(Далее – работа детей в группах)

Учитель:  Ребята, перед вами имена великих композиторов - Моцарт, Бетховен, Григ, Прокофьев, Гайдн. Кто из этих людей является ярчайшим примером преодоления самого себя, борьбы с самим собой?

Дети (после обсуждения): Бетховен. В расцвете творческих сил Бетховен потерял слух. Это было трагедией. Но Бетховен поборол себя, свой недуг и продолжал писать музыку.

Учитель: Вы правы, ребята (показать портрет Л. Бетховека). Сегодня мы с вами послушаем оду «К радости» из последней, 9-й симфонии Бетховена. Он написал ее, будучи уже совершенно глухим. И пусть она прозвучит на нашем уроке как гимн автору этой музыки. А также как гимн всем тем, кто умеет бороться и побеждать (прослушивание оды «К радости!» из 9 симфонии Л. Бетховена).

Учитель: Ребята, а бывает ли так, что победа не приносит радости и удовлетворения?

Дети: Да, бывает. Когда это нечестная победа (дети приводят примеры).

Учитель: Так значит, чтобы победа была радостной, надо всегда стараться победить честно!

(Далее – работа детей в группах)

Учитель: Перед вами на листочках слова, из которых вам нужно собрать предложение. Пусть это предложение станет вашим девизом по жизни (ты, борьба, это, сдался, ты, жизнь, проиграл, если, значит)

Дети: «Жизнь – это борьба, если ты сдался, значит, ты проиграл»

Учитель: Ребята, боритесь и побеждайте! И пусть вкус у ваших побед будет сладким! А сейчас, в преддверии великого праздника – дня Победы – предлагаю вам спеть  песню, которая так и называется «День Победы». Не правда ли, она очень созвучна теме нашего сегодняшнего урока? Какой?

Дети: «Образы борьбы и победы в искусстве».

 (Исполнение хором песни «День Победы)

Учитель: Скоро прозвенит звонок. Какое новое знание или впечатление вы унесете с собой сегодня, уходя с урока?

Дети: (Отвечают)

Учитель: До свидания, ребята! Спасибо за урок!

Список использованных источников

  1. Копылова А. В. Технология урока искусства: эссе на темы художественной педагогики. Книга 1. М.: ООО «Тач Маркетинг», 2004. 279 с.
  2. Мельникова  Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии: сб. мат. Вып. 8. М. : Баласс, 2008. С. 5–55.
  3. Селевко Г.С. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М., Народное образование, 1998. 256 с.
  4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.

Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...

Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"

Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...

Урок "Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Бетховена"

межпредметный интегрированный урок (изо, музыка)...

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...