Доклад учителя ОБЖ "Пути повышения качества знаний на уроках"
материал по теме

Курбанова Раиса Петровна

Учитель рассказывает о формах и методах работы на уроках ОБЖ  по повышению качества знаний учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 6 с. Солдато-Александровское»

Доклад учителя ОБЖ

«Пути повышения качества знаний на уроке»

Подготовила:

учитель ОБЖ

Раиса Петровна Курбанова

Слайд 1

За время моей работы учителем ОБЖ я постоянно задумывалась над тем ,что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний  и умений.( СЛАЙД 2) Поэтому в своей деятельности огромное внимание уделяю общим проблемам: повышения качества знаний, активности, интереса учащихся к изучению предмета   и творческой самостоятельности на уроках ОБЖ.  Конечно, каждого учителя интересует конечный результат его работы- это качество знаний  полученное  учащимися .Основные направления .( СЛАЙД 3) в работе по повышению качества знаний у меня стали побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мотивации.

Мотивация .( СЛАЙД 4)  – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанному с удовлетворением определённых потребностей:

- внутренних (удовлетворение познавательной потребности в процессе обучения),

- внешних (социальный престиж – хорошо учится, удовлетворение амбиций, лидерства, поступление в вуз и т.д.)

Для укрепления и развития мотивации на уроке применяю следующие активные методы: .( СЛАЙД 5)  средства ИКТ, метод проектов, анализ проблемных ситуаций, использование дидактических материалов с занимательным содержанием.

Работая над проблемой «Развитие творческих способностей и мотивации учащихся на уроках ОБЖ»,  встречаю определённые трудности. Некоторые вопросы предмета ОБЖ кажутся недостаточно интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению материала. Именно в этот период  стремлюсь  раскрыть притягательные стороны изучаемых вопросов. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если  есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.

.( СЛАЙД 6) Со временем забываются любые знания, особенно полученные "через силу". Известно, что человеку легче запомнить то, что вызывало у него эмоции. Поэтому скучную лекцию или информацию из чрезмерно сухо и сложно написанного учебника вспомнить бывает чрезвычайно сложно. Выход из этой ситуации - сделать процесс изучения того или иного предмета интересным

.( СЛАЙД 7) По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации.

Учитывая это, применяю  информационно компьютерные технологии (ИКТ), которые  воздействуют  на различные органы чувств.( СЛАЙД 8)

   Использование мультимедийных технологий, открывают огромные возможности для саморазвития, самопознания, самореализации личности ребёнка. Использование  мультимедийного оборудования в работе с новым материалом на уроке по основам безопасности жизнедеятельности позволяет повысить  внимание школьников,  вследствие чего освобождается дополнительное время для изучения учебного материала. Экономия  времени  в данном случае составляет около 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти  обучающихся значительно дольше.

Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала(презентации,  учебные видеоролики) позволяют более наглядно доносить учебный материал до учащихся;  и делают уроки ОБЖ более яркими, запоминающимися. Наиболее востребованными у учащихся стали сюжеты по темам «Первая помощь при переломах», «Типы костров», «Курение убивает». Посмотрите один из роликов. .( СЛАЙД 9)

. Процесс усвоения знаний по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» достаточно своеобразен. Специфика преподавания данного курса определяется практической направленностью, .( СЛАЙД 10) которая заключается в приобретении учащимися практических навыков безопасного поведения в условиях ЧС. Практические занятия всегда вызывают огромный интерес у учащихся.. Даже если слабые ученики если  не усвоили материал на уроке, они с интересом включаются в практикум  и постигают упущенное. .( СЛАЙД 11) Особенно нравятся учашимся практические уроки по темам: «Приемы оказания первой медицинской помощи», «Индивидуальные  и коллективные средства защиты», изучение правил дорожного движения. .( СЛАЙД 12)

Удалось разнообразить содержание учебного курса с помощью материалов для тестового контроля, .( СЛАЙД 13)

 комплектов заданий для самостоятельной и групповой работы, справочного материала, нестандартных творческих заданий, для решения которых требуется дополнительный поиск, исследования.

Широко использую тестовые задания , подготавливаю печатные и раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), для использования в урочной и неурочной деятельности

Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна

Использование тестов даёт возможность осуществления многих функций. Так в ходе обучения информирую учеников, довожу цифры, факты, подкрепляю излагаемый материал данными из тестов

Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности, как система обучающих заданий на их основе. Они дают возможность индивидуализировать задания. Школьники используют тесты  для самоконтроля. Тестовые задания  позволяют более объективно оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля, помогают значительно увеличить накапливаемость оценок. Тесты я  использую в работе как с сильными, так и со слабыми учениками

В результате использования тестовых заданий, я наблюдаю следующие результаты:

-Повышение активности учащихся

-увеличение объема  самостоятельной работы учащихся..

-повышается   качество знаний

( СЛАЙД 14)

Занимательные и игровые задания так же способствуют повышению качества знаний.

Занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока –  они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением нового материала и т.д., Их  можно применять, подбирать по каждой теме предмета, 
решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях,, 
Важен последовательный переход от простых задач к сложным, 
Необходимо только учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности, 
Занимательные задания на уроках повышают эмоциональный  тонус  учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизируют их внимание  и волевых усилия .
За последние десятилетия в педагогических науках «интерес к игре, как особому виду человеческой деятельности, возрастает» и это объяснимо, потому, что идет интенсивный поиск, вызванный потребностью открыть такие формы организации учебной деятельности на уроке, которые обеспечили бы высокую эффективность преподавания и, вместе с тем, гармоничность развития личности, повышения качества знаний.

Решение головоломок способствует развитию таких наиболее общих качеств продуктивного мышления, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипному влиянию прошлого опыта и т.п. Обладание же такими обобщенными качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания. 
При изучении темы «Автономное существование человека в природе» (6 класс), при закреплении темы я использую различные виды шифровок. 
Например: 
1. Ваша задача расшифровать срочное донесение. Каждой цифре в шифровке соответствует определенная буква. Желаю удачи. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 
о у ж н щ а п ь м и в д 

4 2 3 4 6 7 1 9 1 5 8 7 10 5 6 11 1 12 6 
(ответ: Нужна помощь,  пища, вода) 

2.Применяю в 5-6 классах   методику обыгрывания  ситуации с постановкой  проблемы и поиском необходимого решения. Пути решения проблемы обсуждается в группах и вырабатывается алгоритм поведения в данной ситуации.
( СЛАЙД 15)

Особенно интересны детям  практические задания, которые можно выполнить самим руками. Такие задания объединяют детей и родителей, повышают интерес к предмету ОБЖ.

Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки,

шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной деятельности способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями.

( СЛАЙД 16)

Опытом установлено , что использование при обучении безопасности жизнедеятельности загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяют общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность и др. 
Загадки я использую на разных этапах урока, например6

Здесь не катится автобус, здесь трамваи не пройдут,

Здесь спокойно пешеходы по тропиночке идут,

Для машин и для трамвая
Путь –дорога есть другая (тротуар)

( СЛАЙД 17)

Во внеклассной деятельности, я провожу конкурсные программы – это специально организованные соревнования. Цель таких соревнований – сравнение уровней мастерства участников, поскольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. 
В этом и заключается главный педагогический эффект творческих заданий: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими. 

Проводу такие конкурсы как « Знаток ОБЖ», викторины по ПДД,велоэстафеты.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии. ( СЛАЙД 18)

1.    Технология уровневой дифференциации. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести учащихся от одного уровня физического  и интеллектуального развития  к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно только при дифференцированном подходе.

Дифференцированный подход осуществляется мною по трём направлениям:

- изучение и учёт индивидуальных особенностей и здоровья учащихся;

- управление деятельностью учащихся;

- активизация самостоятельной деятельности учащихся.

2.    Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

3.      Технология модульного обучения - это единое целое, составленное из взаимосвязанных элементов, т.е. определенных видов работы, которые выполняют учащиеся. Таким образом, я разделяю занятия по определенным модулям:

1. Выживание в экстремальных ситуациях.

2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

4. Основы обороны государства.

5.      Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:

- осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;

- целеполаганию;

- самообразованию и самоорганизации;

- обобщению информации из разных источников.

8. Толерантность - важнейшая жизненная ценность в решении различных задач.

Дифференцирующий метод обучения считаю приоритетным, так как способности и знания у детей разные. Стараюсь на уроках больше уделить внимания слабым ученикам, поддержать их психологически: улыбаться, разрешаю отвечать не у доски традиционно, а с места или даже сидя, то есть  быть с ними толерантными.

Применяю при дополнительном опросе форму собеседования.

Основу любого урока составляет слабый ученик. Его ни в коем случае ни на минуту нельзя упускать из поля зрения. Средние и сильные учащиеся выполняют аналогичные задания с постепенным усложнением, помогая при этом слабым.

Не стремлюсь ставить двойки, ведь это подавляет ученика, у него пропадает интерес к предмету или даже к учебному процессу. Он уединяется, замыкается в себе, у него возникает озлобленность к учителю, к товарищам, к школе. Любой положительный ответ стараюсь поощрить, даже если он и не заслуживает особого внимания.

        Начиная с 5 класса, стараюсь научить детей оценивать свои ответы (самооценка, самоанализ, самокритика) и ответы одноклассников. Считаю, что самоанализ,  самокритика и самооценка способствуют воспитанию ответственности, дисциплинированности, принципиальности, степенности, умению анализировать, развивают речь и мыслительную деятельность

При подготовке к урокам стремлюсь исходить из сложности нового материала, знаний и умений учащихся, наличия наглядного, раздаточного и учебно-методического материала, стараясь делать опору на уже знакомый материал, ранее изученный. Это позволяет учащимся легче усвоить новые знания.

( СЛАЙД 19)Развивая интерес к урокам ОБЖ такими методами и приёмами, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся.

Учебный год

% качества

% обученности

2009-2010

74

100

2010-2011

76

100

2011-2012

79

100

        

В 2011-2012 учебном году  40 учащихся 9 классов  выбрали

экзамен по ОБЖ  (количество сдававших возросло на треть по сравнению с прошлым годом). Результаты экзамена показали, что  качество  знаний учащихся возросло на 12% по  сравнению с прошлым учебным годом.  

Все это подтверждает  рост      мотивации к изучению предмета ОБЖ, повышение  познавательной активности учащихся и повышению качества знания предмета обж. ( СЛАЙД 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор методов преподавания и оценивания в целях повышения качества знаний на уроках информатики

От человека в современном мире, на самых разных рабочих местах и в разных жизненных ролях требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетенции. Любые конкретные знания компетентный челове...

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"...

Доклад: "Пути повышения качества знаний на уроке"

Данный материал показывает какие пути повышения качества знаний учащихся может использовать учитель на своих уроках....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

«Мотивация учебной деятельности - одно из слагаемых работы учителя по повышению качества знаний на уроках русского языка»

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориенти...

Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...

Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся. Выступление Екимовой И.Г. 27.12.2019

Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся. Выступление Екимовой И.Г. 27.12.2019Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся,...