Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся. Выступление Екимовой И.Г. 27.12.2019
учебно-методический материал

Екимова Ирина Геннадиевна

Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся. Выступление Екимовой И.Г. 27.12.2019

Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся                                Выступление Екимовой И.Г. 27.12.2019

Слайд 1 

Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир.    

 Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

На новое отношение к качеству образования должно быть обращено внимание всех участников образовательного процесса. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.

Слайд 2 

Вдумайтесь в эти слова, сказанные некогда Сухомлинским.

Сухомлинский: (не читать)

«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

«Обучение – есть образование и развитие обучаемого».

Слайд 3 

«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».

Ведь проводя свои уроки иногда ловишь себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…» Работают два-три человека, остальные пассивны, отсиживают 45 минут. Плотность урока высокая. Содержание развивающее. Но кого оно развивает? Этих трёх человек, которые, как роботы, выдают правильные ответы? Форма работы чаще фронтальная. Мы торопится изложить материал, чтобы успеть всё.

Получается, что «только 10% детей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся, также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться.

Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда.  

Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.  

Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.

Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в ней механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей.

Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда.

Слайд 4 

Давайте попробуем сформулировать каковы же слагаемые работы, приводящие к повышению качества знаний обучающихся

Наше 1 слагаемое – качественная подготовка к уроку. 

Здесь начинает закладываться успех ученика. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно-ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. И обязательное условие урока – это системно-деятельностный подход.

Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих обучающихся.

Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.

Развивать интеллект ребенка, формировать его мыслительную деятельность.

Обучать через диалог. Обучать через интерес.

Очень важное 2 слагаемое – психологический настрой на урок, на процесс обучения.

Это одна из составляющих здоровьесбережения наших учащихся. Формировать психологическое единство с классом. Использовать психолого-педагогические характеристики обучающихся.

Учителям стоит обращать внимание на вид учащихся после окончания урока. Это о многом говорит.

3 слагаемое работы учителя - контроль за качеством знаний,

разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Обозначать четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой. Мотивировать познавательную деятельность. Проводить дифференциацию заданий.

4 слагаемое – это одна из самых главных ценностей качества образования его индивидуализация.

Надо стремиться создавать ситуацию успеха.

Пропагандировать активную личностную позицию учителя совместно с обучающимся. Предоставлять ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому. Проводить дифференциацию заданий

Еще одно 5 слагаемое - улучшение качества образования через использование инновационных технологий. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. В современном обществе в век компьютеров, планшетов, гаджетов без информационно-коммуникативных технологий не обойтись. ИКТ применяются не только в образовании, но и во многих областях нашей жизни. Считаю очень важным применение таких технологий в обучении, так как это наглядно, интересно, ярко, доступно.

Мы работаем в 5-9 классах с УМК по информатике, автор Босова Л.Л., который состоит из электронного учебника, задачника и набора тестов, а также сдержит материалы для любознательных, что позволяет реализовать все этапы урока с применением системно-деятельностного подхода, провести контроль качества знаний и рефлексию в конце урока.                                Ссылка на учебник

Слайд 5 

Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования. 

Слайд 6 

Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому нашему ученику. И зависит он от нас. По сему мы должны стремиться к тому, чтобы каждый наш урок был как песня. Строк из которой не выкинешь.

Девиз учителя – «Начни урок как песню»:

• начинай урок со звонком;

• радуйся встрече с классом;

• организуй погружение в свой предмет;

• используй доску как информационное табло;

• четко ставь цель и определяй план урока, продумывай домашние задания;

• снимай трудности, предотвращай ошибки;

• слушай внимательно ответы, не перебивай;

• люби детей и себя;

• требуешь от детей - будь образцом во всем;

• не кричи, а учи;

• познай каждого ученика;

• учитель учит внешним видом, делом, словом;

• учитель учится всегда;

• дети - зеркало нравственной жизни взрослых.

А теперь во исполнение здоровьесберегающих технологий и в качестве рефлексии прослушанного – разомнемся.

Слайд 7 

Если Вы уверены, что для учителя хорошее качество образования связано с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать – поднимите правую руку!

Слайд 8 

Если вы считаете, что хорошее качество образования связано со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей – кивните головой.

Слайд 9 

Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения, похлопайте в ладоши.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Слайд 10 

Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.

Слайд 11 

Вывод: Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить коня пить. От желания самого ученика зависит качество знаний, но если учитель не заинтересован в хорошем уровне знаний, а ученику не даны способности от природы знаний не будет!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

Выступление на МО естественнонаучного цикла "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"

Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"...

«Мотивация учебной деятельности - одно из слагаемых работы учителя по повышению качества знаний на уроках русского языка»

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориенти...

Система работы учителя по повышению качества подготовки учащихся к ВПР.

Система работы учителя по повышению качества подготовки учащихся к ВПР....