Экспериментальная деятельность учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с.Натальино Чуриковой Людмилы Викторовны по теме "Роль проблемного обучения в повышении качества знания учащихся"
опыты и эксперименты на тему

Методическая копилка

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon problemnoe_obuchenie.zip278.89 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

(по Р.В. Овчаровой)

2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.

                                             Вопросы:

Мне нравится создавать фантастические проекты.

Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

 В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

 Мне нравится находить причины своих неудач.

 Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

 Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

 Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

 Убедительно могу доказать правоту.

 Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

 У меня часто рождаются интересные идеи.

Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

 Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

 Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.

Анкета по изучению мотивов участия школьников в деятельности

(по Л.В. Байбородой)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

 Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;2 – привлекает в значительной степени;1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

                                       Вопросы:

 Что привлекает в деятельности?

 Интересное дело.

 Общение с разными людьми.

Помощь товарищам.

 Возможность передать свои знания.

Творчество.

Приобретение новых знаний, умений.

 Возможность руководить другими.

 Участие в делах своего коллектива.

 Вероятность заслужить уважение товарищей.

 Сделать доброе дело для других.

 Выделиться среди других.

Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

 а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

 б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

 в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

 Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Анкета изучения социализированности(социальной адаптированности, активности, автономности,нравственной воспитанности) личности учащихся

(по М.И. Рожкову)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.

                                            Вопросы:

 Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.

 Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

 За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

 Я умею прощать людей.

 Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

 Мне хочется быть впереди других в любом деле.

 Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

 Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

 Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

 Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

 Мне нравится помогать людям.

 Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

 Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

 Переживаю неприятности других, как свои.

 Стремлюсь не ссориться с товарищами.

Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

 Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

 Стараюсь защитить тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1 5 9 13 17

 2 6 10 14 18

 3 7 11 15 19

 4 8 12 16 20

Обработка полученных данных

 Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Повышение качества знаний учащихся посредством применения технологии проблемного обучения на уроках информатики и ИКТ"

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в...

Портфолио Толмачевой Людмилы Владимировны учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №17

Портфолио учителя истории Толмачевой Л.В. ... Портфолио Толмачевой Л.В., учителя истории и обществознания...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.

Презентация выступления из опыта работы по теме "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей"....

Проектная работа На тему: Решение экспериментальных задач как средство повышения качества знаний учащихся по физике.

В связи с повышением научно-теоретического уровня курса физики средней школы все большее внимание уделяется решению физических задач. Физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное в...

Использование интерактивного оборудования и Интернет – технологий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку с целью повышения качества знаний учащихся

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы п...

Инновационная/экспериментальная деятельность учителя истории и обществознания

Инновационная, опытно-экспериментальная деятельность в школе ведётся через создание и развитие системы мероприятий...