Выбор методов преподавания и оценивания в целях повышения качества знаний на уроках информатики
статья по информатике и икт по теме

Мальчук Светлана Викторовна

От человека в современном мире, на самых разных рабочих местах и в разных жизненных ролях требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетенции. Любые конкретные знания компетентный человек должен уметь находить и использовать с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Роль информатики – повысить эффективность учебной деятельности по всем предметам, увеличить мотивацию к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор методов преподавания и оценивания в целях повышения качества знаний на уроках информатики

От человека в современном мире, на самых разных рабочих местах и в разных жизненных ролях требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетенции. Любые конкретные знания компетентный человек должен уметь находить и использовать с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Роль информатики – повысить эффективность учебной деятельности по всем предметам, увеличить мотивацию к обучению. Учебный процесс необходимо планировать таким образом, чтобы каждый мог приобрести тот уровень навыков и знаний, которые отвечают его потребностям и уровню обученности. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменить процесс обучения, реализовать модель личностно ориентированного обучения.

Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требует изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а именно это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля, повышает индивидуальности интенсивность обучения. Если педагог считает, что ученье не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития ученика, если стиль преподавания – сотрудничество, то речь идет о личностно ориентированном обучении. Ученик является не прилежным исполнителем, а активным творцом, так как является носителем субъективного опыта и содержание обучения, методы и приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности. Однако применение такой технологии требует составления для каждого ученика образовательной программы, которая носит индивидуальный характер и гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения. В современной школе, где нет системы малых групп, полная реализация такой технологии не возможна, однако я бы предложила своим коллегам активнее проводить личностно ориентированные уроки, применяя те методы и приемы работы, которые позволят активизировать познавательную деятельность и как результат повышения качества знаний учащихся. Преподаватель является руководящим фактором процесса обучения и воспитания. Но и ученика следует учитывать как активного партнера и субъекта воспитания. Так как в его лице реализуются все конечные результаты процесса образования. Когда ученику создаются возможности самостоятельно усвоить знания, когда он понимает и применяет их независимым способом, тогда вы близки к цели обучения. Процесс обучения и воспитания должен быть познавательным актом, т.е. исследованием и открытием истины, а не актом только усвоения знаний. И если мы хотим видеть своих учащихся инициативными, активными, самостоятельными, с высоким интересом к учебе, верой в свой успех, то должны:

  1. постоянно поддерживать мотивационную сферу непрерывного обучения;
  2. создавать различные учебные ситуации, способствующие достижению поставленных целей;
  3. постоянно стимулировать способности и интересы учащихся;
  4. формировать отношение и поведение;
  5. способствовать применению знаний, умений и навыков, полученных не только на своих уроках, но и по другим предметам;
  6. подготовить учеников к применению усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков.

Отдавая предпочтение тому или иному методу, в зависимости, в первую очередь, от учебных целей, преподаватель должен выбирать соответствующие дидактические материалы или проектировать эти материалы, необходимые для процесса обучения. При выборе метода и соответствующих дидактических материалов преподаватель должен реализовать планирование обучения, уточняя виды деятельности- фронтальная, в группах, индивидуальная – а также планирование теста. На основании полученных результатов предпринимается корректировка процесса обучения учеников.

Кроме содержания учебного материала, который должен быть содержательно и интересно подобран, на формирование этого интереса влияют такие факторы как:

  1. четкость и организованность учебного процесса
  2. умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения
  3. эрудиция учителя, который должен постоянно стремиться к самообразованию
  4. эмоциональность изложения
  5. мастерское использование различной наглядности и ТСО

Методы, рекомендуемые на уроках информатики: алгоритмизация, мозговой штурм, диалог, эвристика и обсуждение, демонстрирование, открытие, упражнение, изложение, стимулирование и моделирование, проекты..

Урок по любому предмету состоит из довольно стандартных этапов: организационный момент, актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, формирование и закрепление навыков, контроль знаний и практических навыков. Эти этапы могут менять свою последовательность, не всегда присутствовать на уроке, но каждый из них важен, как каждый палец на руках.

Рассмотрим каждый этап, и какие методы и приемы можно было бы использовать.

На этапе “организационный момент”:

Перед объявлением темы урока можно загадать загадку, ребус, прочитать стихотворение. Например-

Программу “Художник” когда изучаем

Друг другу всегда мы помогаем

Чтоб лучше учиться и больше узнать

Программу Paint в школе надо изучать

При постановке целей урока, предложить ребятам самим выбрать вид деятельности – индивидуальная работа, работа в парах и т.п. (тогда они внимательно слушают и с первых минут активны на уроке). Приготовить вопросы – разминки в игровой или даже шуточной форме. Например, по теме “Информация. Носители информации” в 7 классе-

  1. Как наиболее оптимально осуществлять хранение информации с помощью телевизора?
  2. Как передать информацию, если ваши руки связаны, а рот заклеен скотчем?
  3. Какой шум приводит к потере информации в процессе ее передачи?

Можно нарисовать на доске объект, записать вопросы, на которые в конце урока должен ответить каждый и учащиеся предполагают, что они будут изучать.

На этапе “актуализации опорных знаний” целесообразно обращение  либо к материалу пройденному по другим предметам (из химии фильтрация, из физики статика и динамика и т.п.), либо к жизненному опыту (при объяснении подпрограмм предложить 2,20,200 раз объяснить правила дежурного по столовой – появиться предложение записать один раз, а использовать сколь угодно много). Можно дать задание на карточке и быстро убедиться, что дети про функции помнят, а что нет и предоставить им необходимый материал, либо заранее записав на обратной стороне доски и развернув, либо в электронном виде на компьютере. А можно дать разгадывать кроссворд, состоящий из терминов или устройств, знание которых необходимо на сегодняшнем уроке. Приходиться заранее продумывать домашнее задание на повторение из курса математики, физики, русского языка (синтаксис, семантика), прибегать к консультациям с коллегами математиками (какие функции исследовали и т.п.). Зато время на уроках не приходиться тратить на замечания типа: вы должны были знать…

На этапе “ проверка домашнего задания” от учителя требуется большое внимание. Но начинается этот этап с самого задания, который дается на предыдущем или даже предыдущих уроках.

Домашнее задание! Эти слова повергают многих учащихся в уныние. Оно часто является наказанием для учащихся, так как оно не доступно для большинства из-за повышенного объема и сложности. А это отбивает интерес учащихся к предмету. Домашнее задание целесообразно разделить на несколько уровней:

  1. Базовый (по образцу, комментарии были на уроке, то есть посильно любому ученику)
  2. Тренировочный (задачи среднего уровня, с элементами новизны, но основаны на знании материала школьного курса)
  3. Творческий (на добровольных началах, основано на интересах учащихся, его творческом потенциале)

Важно поощрять за выполнение домашнего задания и не наказывать, если не выполнена часть 2 или 3. Предлагаю на уроке помощь ученикам, не добившимся положительного результата по 1 уровню:

  1. индивидуальная работа в то время, когда остальные выполняют практическую работу,
  2. карточка с разбором алгоритма для решения,
  3. карточка с решением аналогичной задачи,
  4. помощь ученика-консультанта,
  5. работа в группе с сильными учениками и разделение задания, где одна часть является базовым заданием из домашней работы.

Индивидуальный характер домашнего задания помогает избежать списывания, но требует от учителя затратить больше усилий на составление и проверку. Например, перевод в различные системы счисления дату своего рождения, выбрать из массива имя самого старшего члена семьи, разработать графическую модель своего домашнего письменного стола, постройте диаграмму ваших результатов по 1 семестру и т.п. При работе на уроках по теме “Алгоритмы и исполнители. Свойства. Классификация алгоритмов” даю задания:

  1. Приведите примеры исполнителей встречающихся в народных сказках
  2. Придумайте и разработайте систему команд, среду исполнения собственного исполнителя
  3. Составьте кроссворд, где загаданные слова - свойства алгоритмов
  4. Подберите пословицы для каждого из типов алгоритмов.
  5. Зарисуйте блок схему для любимого стихотворения.

На этапе “Объяснение нового материала” заранее необходимо продумать с классом “сильным” или “слабым” мы имеем дело. Если класс с высокой степенью самостоятельности, то часто новый материал разбиваю на блоки и предлагаю учащимся подготовить его самостоятельно, а на уроке можно приготовить форму опорного конспекта, который учащиеся заполняют самостоятельно. А еще хорошо организовать работу в группах и раздать материал по теме и вопросы, а учащиеся самостоятельно его разбирают и излагают своим товарищам. Однако. При работе в группах всегда есть вероятность, что за сильным учеником спрячется слабый и поэтому этап проверки достижения целей все-таки должен быть индивидуальный – практическая работа, самостоятельная желательно с помощью теста, который проверяет сам компьютер и выставляет оценку.

Часто и я на уроках применяю презентации, с помощью которых излагаемый материал предстает в более продуманной, структурированной и наглядной форме.

Жаль, что нет таких методических пособий, централизованно выполненных и пришедших на помощь учителю.

Основным источником интереса учащихся к самой учебной деятельности является, прежде всего, само содержание. Требования к содержанию на уроках информатики?

  1. Научность
  2. Связь с жизнью
  3. Систематичность и последовательность
  4. Наглядность
  5. Практическое применение
  6. Ориентация учащихся на дальнейшую профессиональную деятельность

 

К сожалению, нет учебников, и, если учащийся отсутствовал на уроке, то приходится предоставить ему либо индивидуальную помощь, либо консультацию одноклассников, либо …

Плакаты! Хорошо забытое или не забытое старое. Если внимание ученика привлечь к плакату, расположенному на стене, доске при объяснении нового материала, а потом он сможет им воспользоваться при устном ответе, то, конечно, уровень самостоятельности первоначально будет ниже, но зато запомнят материал большее количество учащихся.

Демонстрирование – при объяснении нового материала вещь незаменимая. Однако,

после этого необходимо предоставить учащимся четко выстроенную последовательность хода практической или лабораторной работы.

Этап “формирования навыков и умений”.

Если практическая работа разработана и есть возможность просмотра и предыдущих практических работ (например, на первом уроке создавали папку, на втором рисовали в Painte, а на третьем попросим в папку поместить работу, то ученик имеет возможность посмотреть ход первой практической работы)

Составление программы для решения поставленной задачи.

  1. Ученик – консультант! Помощник для учителя и для ученика.

Практическая работа – исследование. В 7-ом классе по теме “ Диалоговые окна”. Продемонстрировав элементы диалоговых окон, предлагаю список окон, и записать найденные элементы и опытным путем определить их назначение. Представление и обсуждение одной или нескольких работ является подведением итогов.

Урок – открытка маме, другу и т.п. Задание носит приятную эмоциональную окраску для учащегося, и результат представляется ему нужным в реальной жизни. Жаль только, что отсутствует возможность вывода на печать (нет цветного принтера и дорогие расходные материалы в кабинете информатики), но записывается на дискету и ребенок распечатывает самостоятельно.

Этап “Контроль знаний”.

Можно использовать стандартные письменные контрольные работы (однако следует разрабатывать их таким образом, чтобы ученик меньше тратил время на письмо, а больше на обдумывание и решение).

Ставшие популярными тесты: письменные и компьютерные.

И все-таки главное чего ожидают учащиеся от уроков информатики это не общение с учителем и теоретическим материалом (какой бы интересный он не был), а работы с компьютером, творческого, созидательного труда. Отсюда и попытки излагать теоретический материал порциями, требующими практической реализации и сложность работы с большими программами. Через неделю не больно-то вспомнишь, что делали на прошлом уроке. А за 45 мин.- 2 мин. Орг.момент-3мин. Итог и оценивание -2 мин. Подход-отход от компьютера и при работе в парах не много и успеешь. Если работать с программами только дома и отрабатывать в классе есть вероятность простого тиражирования одного решения на несколько (по количеству человек в группе) носителей.

Любой из выбранных учителем методов можно считать хорошим, если с его помощью или их сочетанием ваши учащиеся достигли целей урока, и эмоциональная окраска урока была положительной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Использование ИКТ для повышения качества знаний на уроках информатики

В данной статье рассмотрены основные аспекты использования Икт для повышения качества знаний на уроках информатики. Приведен пример конспекта урока с возможностями применения информационных технологий...

Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...

Использование интерактивных методов обучения с целью повышения качества знаний.

Одна из целей обучения русскому языку в школе – познавательно-практическая, то есть дать учащимся знания о родном языке и формировать у них языковые и речевые умения. Это означает, что на уроках...