Главные вкладки

    Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.
    методическая разработка на тему

    Церетели Наиля Камилевна

         Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? В данной работе я постаралась раскрыть этот вопрос, рассказать как я работаю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formy_i_metody.docx29.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

    Основные задачи методики преподавания математики:

    • Определить конкретные цели изучения математики по классам.
    • Отбирать содержание учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся.
    • Разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей.
    • Рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

         Метод обучения – это упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания.

    Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели.

         Современные методы обучения математике: проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.

          Информационно-развивающие методы:

    а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов и др.);

    б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных - использование информационных технологий).

          Проблемно-поисковые методы:

    проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельная игра, исследовательская работа.

          Репродуктивные методы: 

    пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

          Творчески-репродуктивные методы: 

    сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

          Важную роль в учебном процессе играют формы организации обучения,

    т. е. виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, направленные на овладение знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения.

         Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.

    Выделяют четыре основных типа уроков:
    - урок по ознакомлению с новым материалом;
    - урок по закреплению изученного материала;
    - урок проверки знаний, умений и навыков;
    - урок по систематизации и обобщению изученного материала.

    Кроме того, в практике обучения учащихся математике встречаются специальные уроки: урок в компьютерном классе, урок по измерениям на местности, урок вычислений на счетных приборах, видео-урок и другие.

    - Нетрадиционные формы уроков:
    •  Урок-лекция
    •  Урок-сочинение
    •  Урок-диспут
    •  Уроки-творчества
    •  Урок-соревнование
    •  Урок-турнир
    •  Урок-семинар
    •  Урок-путешествие и т. д.

          В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных задач. Систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности. Осуществлять целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы. Целесообразно использовать на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов. Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа. Умение учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Уроки математики могут быть не только полезными и содержательными, но столь же увлекательными и интересными.

         Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
        «Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся».
    1. Личностно-ориентированный подход.
    2. Создание ситуации успеха.
    3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
    4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
    5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.
    6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
    7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.
    8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной
    деятельности.
    9. Обучение через диалог.
    10. Обучение через интерес.
    11. Психологическое единство с классом.
    12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
    13. Мотивация познавательной деятельности.
    14. Дифференциация заданий.
    15.Разнообразие форм организации учебного процесса.
    16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.

          Подготовка к школьным выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.

          Большое внимание в своей  работе я уделяю самообразованию. Изучаю документы федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений,  подбираю учебно-методическую литературу, осваиваю тестовые технологии 5-11 классов. Тесты использую на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание, активно использую тестовые технологии и во внеклассной работе. Все пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. В работе использую банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.  

           Прохожу обучение на семинарах по подготовке к итоговой аттестации. Информационное обеспечение осуществляю через уголки подготовки к экзаменам. В них размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на экзамене, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации. На методических объединениях совместно с другими учителями математики  проводим изучение нормативной документации. Провожу родительские собрания совместно с учащимися, с приглашением администрации, психолога. На них мы информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого выпускника. Оказываем ученикам и их родителям психологическую помощь в ходе подготовки и проведения аттестации. Веду спецкурсы и индивидуальные консультации после уроков, в строго определённое  время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки.

          В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения.
    К каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные задания, карточки, основанные на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитываю его индивидуальные способности. Заполняю индивидуальные диагностические карты по подготовке к аттестации для каждого ученика в классе. Оцениваю знания учеников по баллам, оценку ставлю по итоговым работам. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективная работа и обсуждения. Ввиду этого в своей работе я использую различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, зачетный урок).

         Считаю, что очень важно организовать тематическое повторение, в ходе которого происходит обобщение и систематизация изученного материала, необходимо, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия-пятиминутки, устный счет, задачи по готовому чертежу.  Все тренировочные тесты провожу в режиме «теста скорости», т.е. с жестким ограничением времени. Переход к комплексному тестированию разумен только в конце года, когда все темы изучены и у учеников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий.

          В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы http://reshuege.ru/), готовые презентации по отработке различных заданий, а так же для коррекции знаний учащихся, часто ребята создают сами свои презентации по отдельным темам и заданиям. Тренировочные и диагностические работы беру с официального сайта http://www.statgrad.org/. Опыт  свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет ученикам регулировать  темп своей  работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

         Можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики происходит за счет высокого профессионализма, хорошо сорганизованной работы учащихся, активное внедрение новейших технологий, такие как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-ориентированного обучения.



    .



    Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся



    Учитель 1 кв. кат.

    МБОУ «Гимназия №125»

    Церетели Н.К.

    2014 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся

    Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...

    Доклад на тему "Использование современных средств и технологи на уроке с целью повышения качества знаний обучающихся".

    Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные ...

    Деятельный подход в преподавании математики как средство повышения качества знаний учащихся

    На данный момент основным показателем качества знаний учащихся являются результаты сдачи девятиклассниками ГИ...

    Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

    Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

    Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.

    Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успеш...

    Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

    Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью  повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС....