Использование интерактивных методов обучения с целью повышения качества знаний.
статья по русскому языку

Курносова Лариса Владимировна

Одна из целей обучения русскому языку в школе – познавательно-практическая, то есть дать учащимся знания о родном языке и формировать у них языковые и речевые умения. Это означает, что на уроках русского языка педагогу необходимо подготовить учащихся, грамотно в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для активной  творческой и общественной деятельности. Перед учителем русского языка стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы ученик приобретал навыки самостоятельной деятельности, объективно оценивал свои знания, ставил перед собой задачи и находил их решения. Такой учитель должен хорошо владеть материалом, творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться в поиске новых педагогических методов и приёмов, хорошо знать психологию ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одна из целей обучения русскому языку в школе – познавательно-практическая, то есть дать учащимся знания о родном языке и формировать у них языковые и речевые умения. Это означает, что на уроках русского языка педагогу необходимо подготовить учащихся, грамотно в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для активной  творческой и общественной деятельности. Перед учителем русского языка стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы ученик приобретал навыки самостоятельной деятельности, объективно оценивал свои знания, ставил перед собой задачи и находил их решения. Такой учитель должен хорошо владеть материалом, творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться в поиске новых педагогических методов и приёмов, хорошо знать психологию ученика.

Инновационные педагогические технологии способны решать многие задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления  профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.

Многие учащиеся тоже испытывают потребность в деятельности, которая ведёт к приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, правильно мыслить и действовать. Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетентности, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию. Поэтому в последнее время  столь велик интерес к тем образовательным  моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.

Главной отличительной чертой интерактивных  методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнёра-помощника. Ход и результат обучения приобретают  личную значимость для всех участников процесса и позволяют развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Опираясь на труды психологов и педагогов, я убеждаюсь, что познавательная деятельность способствует подготовке учащихся с прочными, глубокими знаниями, способных к саморазвитию.

Цель моей педагогической деятельности в том, чтобы повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся путём применения интерактивных методов в образовательном процессе. Условием, а также результатом их успешного применения в обучении является способность к коллективной работе и партнёрскому общению учащихся между собой и с педагогом. В результате использования в моей педагогической работе интерактивных методов учащиеся улучшили познавательные способности, учатся оперативно мыслить, анализировать,

вырабатывать самостоятельные решения, кратко и чётко излагать свои мысли. Повысилась активность и заинтересованность. Изучаемый материал усваивается полнее.

При использовании интерактивных методов обучения каждый учащийся становится участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма. Анализ моей работы показал, что применение нетрадиционных методов способствует развитию активности, критического мышления, самостоятельности, ответственности.

Методика обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учеником (урок), целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Если брать обобщённо, то с первых дней существования обучения, как такового, и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение всего три формы взаимодействия учителей и учащихся, которые приближённо можно представить следующими схемами (стрелки на схемах обозначают направления деятельности).

Из приведённых выше схем видно, что все методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:

1. Пассивные методы.

2. Активные методы.

3. Интерактивные методы.

 Каждый из приведённых методических подходов имеет свои особенности.

Пассивный методический подход – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы – это относительно нетрудоёмкая подготовка урока и возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках.

Активный методический подход – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные уроки предполагали авторитарный стиль обучения, то активные предполагают демократический стиль. Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучении.

Интерактивный методический подход. («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методики обучения – это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  1. Творческие задания;

  1. Работа в малых группах, парах;

  1. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

  1. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

  1. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

  1. Разминки;

  1. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, робота с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов);

  1. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты);

и  так далее

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создаётся атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придаёт смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное «правильное»

решение, основанное на своём опыте, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем всё более сложные.

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она даёт всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Всё это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов. В то же время работа в малых группах требует много времени. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один – вдвоём – все вместе» для быстрого взаимодействия.

Начинать групповую работу  следует, не торопясь. Если у учащихся не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Когда учащиеся научатся работать в паре, следует переходить к работе в группе. Учащиеся проводят больше времени , представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам.

Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам. Возможно заранее составить список групп и вывесить его. Наиболее простой способ произвольного распределения. Ещё один способ – по позиции (по желанию) учащихся.

Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.

При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

     - организатор деятельности группы;

     - регистратор (записывает результаты работы);

     - докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

     - журналист (задаёт уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание);

     - активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

     - наблюдатель (наблюдатель анализирует эффективность работы группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

     - хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Организуя групповую работу, следует обращать внимание на следующие её аспекты:

  •   убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями,  необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.

Старайтесь сделать свои инструкции максимально чёткими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень чётких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках. Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных. Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.

Качественные этапы интерактивного урока.

Мотивация – начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Закрепление – важный этап урока, не только повышающий эффективность усвоения материала в целом, заинтересованность учащихся, но и формирующий в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений.

Изучение основного материала – главный целевой этап урока, на котором учащиеся непосредственно получают новые знания. На этом этапе учителем должны быть подобраны задания, при выполнении которых учащиеся получают необходимые знания, навыки и умения. При подборке заданий учителю желательно также помнить китайскую поговорку: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю».

Оценивание – важный стимулирующий компонент урока. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае – оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересованности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, применять методы коллективного оценивания, самооценивания, командного оценивания и т.д. Наиболее распространённый способ оценивания на интерактивных уроках – набор баллов и командное оценивание.

Рефлексия – подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что – нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися, субъект-субъектное обучение. Применение ИОСО обнаружило неиспользованные резервы  и возможности урока, что позволяет выполнять большее количество заданий, это в свою очередь вырабатывает у школьников самостоятельность и способность к самоорганизации.  О результативности работы по ИОСО говорит такой факт: эта система исключает неудовлетворительные оценки даже у самых слабоуспевающих учащихся. К целям ИОСО можно отнести комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов. Эта технология сводится к следующему: каждый учащийся достигает поставленных целей и может самостоятельно работать с предложенным ему ИОПом, включающим в себя целевой план познавательной деятельности. Используя в своей деятельности элементы ИОСО, составляю индивидуально-ориентированные планы по изучаемой теме. Это даёт мне возможность довести учебный материал до каждого ученика.

При отборе содержания изучаемого материала, направленного на личностно ориентированное обучение школьников, применяю репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы. Учитывая уровень развития, способности, склонности, интересы, использую коллективные, индивидуальные, групповые формы обучения.

Опора на межпредметные связи уроков русского языка и литературы является одним из условий эффективности речевого развития школьников.

При подготовке интерактивных уроков специально включаю в систему анализа произведений стилистические упражнения, которые одновременно содействуют речевому развитию школьника и углубляют восприятие литературного материала. В результате на уроках русского языка школьники получают теоретические понятия о стилях речи, приобретают умения стилистического анализа текста, а также создания текстов определённого стиля.

Широко использую игровую технологию на уроке. Игра не заменяет традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели. В то же время игра повышает интерес учащихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности. Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения). Классификация игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

  • Фонетические игры
  • Коммуникативно-фонетические игры
  • Лексико-фразеологические игры
  • Игры по морфемике и словообразованию и др.

Игры проводятся на различных этапах урока: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление и обобщение. В старших классах провожу творческие игры с заданиями, близкими к олимпиадным.  

Типы уроков-игр:

  • сюжетные (ролевые),
  • игры-соревнования,
  • интеллектуальные игры.

Технология развития критического мышления – составляющая личностно ориентированного обучения. В процессе применения технологии происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; создаются условия для вариативности  и дифференциации обучения; формируется направленность на самореализацию. Основная работа – анализ информационного и художественного текста. Такая технология ставит каждого ребёнка в активную позицию и развивает потребность самостоятельно добывать знания. Используя технологию критического мышления, развиваю у ребят уверенность в себе, уважение к различным мнениям, толерантность. Не перебивая, выслушиваю различные идеи и мнения и стараюсь подвести учащихся к дискуссии.  

На уроках русского языка по технологии критического мышления провожу взаимообучение, урок-исследование (формирование лингвистической компетентности). Основной вид работы – парная. Готовясь к уроку-взаимообучению, продумываю формы групповой работы. В основе урока по этой технологии лежит коллективный способ  обучения.

Групповая форма обучения эффективна в классах с большой наполняемостью. Мною создаются группы до пяти человек. В формировании групп активное участие принимают сами ученики. Для группы заводится лист учёта. В конце урока ребята коллегиально подводят итоги, оценивают, что удалось, а что нет. При организации учебного процесса с использованием групповой формы обучения личность учителя имеет огромное значение. Надо оценивать микроклимат в группе, чтобы вовремя разрядить назревающий конфликт. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Дебаты как педагогическая технология представляют нетрадиционный подход к обучению русскому языку.

Дебаты – особая форма дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. В игре участвуют две команды, одна доказывает справедливость тезиса, предложенного для обсуждения, другая его опровергает; жюри присуждает победу команде, чьё доказательство окажется более убедительным. Образовательная технология «дебаты» может быть очень эффективно использована в учебном процессе: состязательность стимулирует творческую, поисковую деятельность учеников, тщательную проработку изучаемого материала, дебаты развивают у их участников умения коммуникации; при помощи дебатов вырабатывается критическое мышление.

Примеры дискуссионных тем для обсуждения на уроках                  русского языка.

  • Русская орфография: хорошая или плохая?
  • Мягкий знак на конце слов после шипящих согласных вовсе не нужен.
  • Необходимо «выбросить» из русского языка все заимствованные в последнее десятилетие слова.
  • Для того, чтобы стать грамотным человеком, не обязательно изучать фонетику и т.д.

Образовательная технология концентрированного обучения позволяет победить хроническую нехватку времени, сделать образовательный процесс более интенсивным, активизировать познавательные интересы учащихся и тем самым способствовать формированию личности. Концентрированное обучение – это специально организованный процесс обучения, при котором за счёт большой систематизации, обобщения, структурирования материала и иного временного режима занятий учащиеся усваивают большее количество информации за единицу времени.

Я использую метод концентрированного обучения при изучении лингвистического материала. Обязательными компонентами концентрированного обучения будут: активные формы обучения учащихся – групповая работа, взаимообучение, игра; крупноблочная подача учебного материала; зачётная форма контроля знаний.

Развитию творческого потенциала детей способствуют проекты по созданию журналов, газет, иллюстрированных сборников стихов и прозы. Используя проектную технологию, я учу ребят выявить проблему, определить цели и задачи, работать с учебником и дополнительной литературой, самостоятельности, умению рефлексировать свои знания. Следует отметить следующие этапы проекта

  • поисково-исследовательский
  • технологический
  • практическая реализация проекта
  • внесение необходимых изменений
  • заключительный (презентация)

Нестандартные уроки – это возможность проявить себя. Все используемые мною технологии позволяют выстроить процесс обучения моих учеников в личностно ориентированной парадигме и несут здоровьесберегающую функцию.

Интерактивные формы и методы обучения  способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся. Урок считается эффективным, если после него у ученика остались вопросы, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

                               


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний

В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Активные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку.

Данный материал может быть использован педагогами как методические рекомендации при использовании активный форм обученияв образовательном процессе....

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...

Использование интерактивного оборудования и Интернет – технологий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку с целью повышения качества знаний учащихся

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы п...