Открытый урок по литературе в 5-Б классе "Образ родного дома в лирике С.Есенина"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Абдураманова Сусанна Эшреповна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_esenin.docx56.78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 5-Б классе

Тема урока: Образ родного дома в лирике С.А.Есенина.

Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». 

Задачи:

- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина; 
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;

-отрабатывать навыки художественного чтения и анализа  поэтического произведения;

- развивать образное и эстетическое мышление;

-через понятие «родной дом»,любовь к природе воспитывать в детях любовь к Родине

-учить замечать красоту окружающего нас мира.

Оборудование: мультимедийный проектор,интерактивная доска, портрет С.А.Есенина, макет дома, смайлики, карточки

Ход урока

Втупление(на фоне музыки)

«Отговорила роща золотая...»

1. Орг. момент.

-Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

2. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.

Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.

-С чего начинается строительство дома?

(на доске крепятся части дома)

hello_html_m7f6708ec.jpg


- Мы с вами создали такой дом. Что он символизирует?

- Запишите слово дом.

- Обсудите в парах и запишите ассоциации к слову дом.

Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.

- Для чего нужен дом?

- Используя собранные слова, запишите, что такое дом.

Дом – это….

(ответы учащихся)

Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.

Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице.

Ты никуда не торопишься, просто идёшь.

Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь.

Ты замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей.

Ты останавливаешься и любуешься снегом.

Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёп - лый свет.

В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.

Теперь представь, что где - то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой.

Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит тёплым, спокойным светом.

Представь его в виде язычка пламени.

Ты можешь осторожно взять его в руки.

Вот он перед тобой и ты бережно держишь его.

Полюбуйся его нежным, мягким светом

Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был дом для поэта . А назовём мы наш урок «Образ родного дома в стихах С.А.Есенина».

3. Вступление. Слово учителя.

- Сергей Есенин. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни.

- На уроках чтения в начальных классах вы познакомились с некоторыми произведениями Сергея Есенина. «Страна берёзового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихах он выражал собственные чувства и мысли о Родине. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений.

Выступления учащихся

«Гой ,ты Русь моя, родная!»

Берёза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С Добрым утром! (читает )

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо.

"С добрым утром!"

4. Биография поэта.

1. Слово учителя.

Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

3. Слово учителя.

Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.

Вывод.

«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

- А что называем мы своей «малой родиной»?

- Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

5.Физминутка.Танец Айседоры Дункан (дети танцуют)

6. Поэтический образ родины в лирике С.Есенина.

7. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».

Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.

 К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.


- Давайте познакомимся с одним из его стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом».

Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.

- Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран – участников Первой мировой войны.

- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(Звучит фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом…»)

 - Вам понравилось стихотворение?

 - Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)

Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

(на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.

- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах? (неживая природа как живая)

- Как называется этот приём? (олицетворение)

- Подчеркните олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах.

Березняк теплит

Луна распласталась

Петь пурге

Стережет клен

Клен на меня похож

 - Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.

События, происходившие в России, заставили поэта воспринимать свою малую родину как сказочную землю, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать. 
Я покинул родимый дом, 
Голубую оставил Русь 
Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости. 
Русь для поэта – это древняя рязанская земля. Поэт называет Русь голубой. Образ голубых небес-автор использует эпитет. 
В три звезды, березняк над прудом 
Теплит матери старой грусть. 
Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. 
Золотою лягушкой луна 
Распласталась на тихой воде 
Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой-метафора. 
Словно яблонный цвет, седина 
У отца пролилась в бороде. 
Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну. 
Я не скоро, не скоро вернусь! 
Долго петь и звенеть пурге. 
События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. 
Стережет голубую Русь 
Старый клен на одной ноге 
Клен – излюбленный образ поэта. Он является олицетворением русской деревни для поэта, а для него образ клена – это причастность к народной поэзии. 
И я знаю, есть радость в нем 
Тем, кто листьев целует дождь.. . 
“Дождь листьев” – листопад. 
Оттого, что тот старый клен 
Головой на меня похож 
Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. Оттого клен на него похож головою. 
Способ рифмовки -мужская, перекрестная.

8. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

(Звучит фонограмма стихотворения)

- Каким годом датировано это стихотворение?

-Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?

-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?(Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше.)

1) Сергей Есенин с особой нежностью вспоминал родное село Константиново в котором прошли его детские годы. Поэтому он часто посвящал ему, стихи наполнянные грустью и восхищением. В 1924 г. Есенин завершает работу над произведением ,,Низкий дом с голубыми ставнями".Которые полностью основано на его детских воспитаниях.
2) В своём стихотворении автор признаётся, что ему до сих пор снятся ,,наше поле, луга и лес".
3) Лирический герой в лице автора видится тоскующим и переживающим.
4) Есенин признаётся. что всегда будет любить свою родину (и под этим дешёвеньким ситцем ты мила мне родимая выть)

- Какое слово непонятно?

Выть – участок земли.

 - Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

- Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с голубыми ставнями». (Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «низкий дом с голубыми ставнями…»)

-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?

(«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник. Кривой и безлистный». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)

- Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? («Голубая Русь» – «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть»)

- Какие особенности композиции стихотворения вы заметили?(Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция.)

9. Рефлексия.

 Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы не можем оставить наш «дом» пустым. Мне бы хотелось,чтоб вы выбрали один из смайликов,и «заселили» ими наш домик.(ребята выходят и крепят смайлики

10. Домашнее задание. выучить наизусть одно из стихотворений.

Слово учителя.А закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением:

Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение на выбор.

Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"

Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке  будем читать,изучать, анализировать стихотворен...

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

План-конспект урока литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).

План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С....

Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"

Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"...

Открытый урок по литературе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родной природы"

Открытый урок по литературе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родной природы"...