Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Тамара Хаджумаровна Кочиева

Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature_v_10.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"

Оформление урока: репродукции женских портретов (Амалии Крюндер, Элеоноры Тютчевой, Эрнестины Тютчевой, Елены Денисьевой), портрет Ф.И.Тютчева, запись романса “Я встретил Вас…” , сонаты Бетховена “К Элизе”.

Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.

Эпиграф к уроку:

Жизни блаженство

В одной лишь любви…

Ф.И.Тютчев.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Тема сегодняшнего урока – любовная лирика Федора Ивановича Тютчева.

Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии. Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: “ Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод. Но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему ? Да потому что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет – не отворите его , явись хоть второй Пушкин”.

Как вы думаете, когда написано письмо?

(Ответы детей)

Учитель: Да, очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал “Современник” 150 лет назад, верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – “ отворять душу” для лучших человеческих качеств, побуждений.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение…

“Жизнь сердца” у Ф.И.Тютчева , по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что “несет в своей крови это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие, эту жажду любви…”

“Жизни блаженство в одной лишь любви” - эта строка из стихотворения Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта.

Звучит романс “Я встретил Вас…”

Ученик: Эти прекрасные строки о любви посвящены Амалии Максимилиановне Крюндер. Тютчев познакомился с ней в 1823 году. Ему было 20 лет, а Амалии – 15. Тютчев был просто очарован Амалией и хотел на ней жениться. Но простой русский дворянин показался невыгодной партией родителям Амалии. Они предпочли ему барона Крюндера. Выданная по настоянию родителей замуж, Амалия навсегда сохранила к Тютчеву теплые, дружеские чувства.

В 1870 году Федор Иванович лечился в Карсбаде. Амалия Максимилиановна тоже приехала лечиться с мужем на воды. Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность графиней, вдохновили поэта на одно из самых прекрасных стихотворений. 26 июля, возвратясь с прогулки, он на одном дыхании написал свое стихотворное признание:

Я встретил Вас и все былое

В отжившем сердце ожило…

Ученик: После окончания университета Федор Иванович Тютчев был направлен на государственную службу в качестве атташе коллегии иностранных дел в Европу. Начался долгий, двадцатидвухлетний период пребывания его за границей.

Первая жена Тютчева, Элеонора Ботмер, принадлежала к старинному аристократическому роду Баварии. “Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь, ни мгновения, умереть за меня” - писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям жены.

В 1837 году Элеонора Тютчева с тремя малолетними детьми отправилась из России к мужу, в Италию. Корабль, на котором находилась семья Тютчева, загорелся в море. При пожаре на пароходе Элеонара вела себя мужественно и чудом спаслась вместе с тремя дочерьми. Однако нервное потрясение, переутомление, простуда сломили и без того ее хрупкое здоровье, она умерла спустя 4 месяца после кораблекрушения.

Учитель: О силе чувств к первой жене свидетельствует то, что через 10 лет после смерти Тютчев посвящал ей стихи, полные нежности и грусти.

Подготовленный ученик читает стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний”

Ученик: После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женится вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дернберг, с ней поэт познакомился еще в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Вступив во второй брак, Тютчев обрел любящую жену, заботливую мачеху для своих дочек.

Учитель: Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом – хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки еще одного творческого шедевра – “Люблю глаза твои, мой друг…”

Подготовленный ученик читает стихотворение “Люблю глаза твои, мой друг…”

Учитель: Возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление писал : “Я отжил свой век и … у меня нет ничего в настоящем…” Но случилось так, что в сердце его вновь пришла весна.

Чтение учителем стихотворения “Последняя любовь”

Учитель: Стихотворение проникнуто желанием остановить “чудное мгновение”. Это заклинание, обращение к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. Последняя любовь. Какой она была в жизни поэта?

Ученик: С Еленой Александровной Денисьевой Федор Иванович встретился в Смольном институте, где учились его дочери. Елене Александровне Денисьевой было 24 года. Это не была любовь с первого взгляда, но она мощно нарастала и крепла до степени, которую родственник Елены Александровны Георгиевский характеризует как “такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила все его существо, и он остался навсегда ее пленником”.

Природа одарила Елену Александровну большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью. Она была блестящей молодой особой, которая при своей большой приветливости и любезности, при своей счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников.

Учитель : Стихотворение “Последняя любовь” - одно из ярчайших произведений, составляющих “ денисьевский цикл”. Именно “денисьевскому циклу” и посвящен наш урок. Стихи, вошедшие в “ денисьевский цикл” в основе своей автобиографичны и представляют собой лирическую повесть о любви.

Анализ стихотворений “денисьевского цикла”

Подготовленный ученик читает стихотворение “Не говори: меня он, как и прежде любит” (1851 г.)

Вопросы для анализа стихотворения:

На что вы обратили внимание в стихотворении?

Каким предстает мужчина в этом стихотворении?

Подготовленный ученик читает стихотворение “О, не тревожь меня укорой справедливой!” (1852 г.)

Вопросы для анализа стихотворения:

Что в облике возлюбленной вызывает восхищение поэта?

В чем лирический герой упрекает себя?

Подготовленный ученик читает стихотворение “Предопределение” (1852 г.)

Вопросы для анализа стихотворения:

Что такое любовь? (Как ее называет в стихотворении Тютчев?)

Кто же победитель и побежденный в этой борьбе?

Ученик: Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, не считал себя вправе разорвать узы законного брака. Захваченный водоворотом, он бесцельно метался в заколдованном круге, созданном им самим.

Но самые тяжелые испытания выпали на долю Елены Александровны. Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец от нее отрекся – сию горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.

Подготовленный ученик читает стихотворение “Чему молилась ты с любовью” (1852 г.)

Вопросы для анализа стихотворения:

Какова значимость любви в жизни героини?

Какими словами автор подчеркивает высокое предназначение любви?

Какие строки, слова демонстрируют жестокость, беспощадность окружающего мира и внутреннюю незащищенность героини?

Удалось ли “пошлости людской” духовно сломить героиню?

В каких строках с особой силой выражено авторское отношение к изображенному?

Подготовленный ученик читает стихотворение “О, как убийственно мы любим” (1851 г.)

Вопросы для анализа стихотворения:

Чем обусловлен трагизм судеб героев?

Как изменились облик героини, ее жизнь и внутренний мир?

Кого поэт винит в произошедшей перемене?

Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения? (Какие чувства он испытывает?)

Подведение итогов урока.

Учитель: 1) Какие слова и словосочетания, характеризующие переживания лирического героя, вы выписали? ( Распечатки стихотворений с вопросами для анализа и вопросами для подведения итогов урока раздаются ученикам заранее) 2) Какие слова и словосочетания, характеризующие духовный мир героини, вы выписали? 3) Способен ли лирический герой ответить возлюбленной с той же силой страсти и самоотдачи? 4) Какое отношение к любящим женщинам прослеживается в стихотворениях?

(Ответы учащихся)

Учитель: 14 лет длилась связь Тютчева и Е.А. Денисьевой. У них было трое совместных детей. Смерть Денисьевой стала невосполнимой утратой для поэта. Смерть любимого человека, по собственному его меткому выражению “сломившая пружину его жизни” убила в нем даже желание жить, и последние девять лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнетом мучительного позднего раскаяния”

Подготовленный ученик читает стихотворение “Весь день она лежала в забытьи” - последнее из произведений “денисьевского цикла”

Учитель: Никому из русских поэтов не удавалось ранее с такой трагической силой передать чувство, связанное с потерей любимого человека.

Звучит соната Бетховена “К Элизе”

Заключительное слово учителя: Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)

Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...

Открытый урок по литературе Смоленщины в 9 классе

А.Твардовский. Поэма « По праву памяти» . Место « смоленской темы» в творчестве поэта ....

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе

Тема урока: «Рассказы А.И. Куприна –  настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени»).Цели урока: Познакомить уч-ся с основ...

Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"

Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке  будем читать,изучать, анализировать стихотворен...