Открытый урок по литературе Смоленщины в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Воронцова Светлана Васильевна

А.Твардовский. Поэма « По праву памяти» . Место « смоленской темы» в творчестве поэта .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Тема . По праву памяти ( А.Твардовский и Смоленщина ) .

                                                             Вам – из другого поколенья .

                                                                                   А.Твардовский

Цель :

- показать путь А.Твардовского к поэме « По праву памяти» . Определить место « смоленской темы» в творчестве поэта .

Оборудование : фотографии поэта , материалы устного журнала                       « А.Твардовский и  Смоленщина» .

Записи на доске . Тема . Эпиграф .

 Слова : « коллективизация» , « репрессии» .

Хронологическая таблица биографии и творчества Твардовского в связи со Смоленщиной

Даты

Сведения

Отражение в творчестве

21 июня 1910г. – зима 1928г.

1928 г.- лето 1936 г.

1936 г. – осень 1939 г.

1939 г. – 1945 г.

1945 г. – 19 декабря 1971 г.

                                                   План урока .

  1. Возвращение в Загорье - вступительное слово учителя о судьбе И.Т.Твардовского , его возвращении в Загорье , создании музея.
  2. Семья Твардовских – сообщения учащихся ; воображаемое восстановление хутора Загорье по произведениям А.Твардовского .
  3. Сравнительный анализ поэм « Страна Муравия» и « По праву памяти» . Заполнение хронологической таблицы . Определение места « смоленской темы» в творчестве А.Твардовского .
  4. Итог урока . Домашнее задание .

                                              Ход урока .

 

Вступительное слово учителя .

        В конце восьмидесятых годов (  1986 г. ) на Смоленщину в деревню Сельцо Починковского района возвратился из Сибири человек . Не побаловала его судьба .                                                         Шестнадцатилетним парнишкой он был выслан с родителями в Сибирь ; далекий таежный поселок ; работа на лесоповале , скитания по стране беспаспортным и бесправным человеком , война , плен , мытарства на положении военнопленного сначала в Финляндии , а затем как беглеца в нейтральной Швеции , возвращение на родину ,за которое пришлось заплатить огромной ценой - многими годами лишения свободы, лагерями , новой сибирской ссылкой . И вот сейчас он стоял на этой земле , которую полвека назад покинул не по своей воле . Человек этот – Иван Трифонович Твардовский , брат поэта Александра Твардовского . О своей жизни он написал книгу

« Родина и чужбина» , а приехал он на Смоленщину с целью восстановления хутора Загорье , где решено было создать музей поэта , музей крестьянского быта .

Сейчас хутор Загорье восстановлен и восстанавливается . 21 июня , в день рождения Александра Твардовского , там проходят праздники поэзии , проводятся литературные экскурсии .

Задание к классу

Мысленно и мы поучаствуем в восстановлении этого музея , обратившись к автобиографии поэта , его стихам , очерку « На родных пепелищах» , и ответив на вопросы : какие впечатления детства оказались особенно значительными для поэта , какие места , вещи , фотографии каких людей вы хотели бы увидеть , читая стихи и прозу А.Твардовского , связанные с его пребыванием на Смоленщине .

Сообщения учащихся . Чтение стихотворений « Есть обрыв , где я , играя» , « Сельское утро» , « Братья» .

Вопросы к классу .

  1. Мир предстает в тихах поэта в звуках , красках . Если бы мы попытались озвучить нашу экскурсию , что могли бы услышать ?

-     Звон из кузницы , который несется по улице , отдается у колодца , у заборов ; хруст подковы коня , хруст льда под подковой , бульканье ручья подо льдом , «дзиньканье» сосульки , звон молока о пустую доенку , то , как бьет рогами в стену скот .

  1. В 1931 году семья Твардовских покинкла хутор . Что же произошло ?

Сообщения учащихся . Чтение стихотворения А.Твардовского из цикла    « Памяти матери»

Вопрос к классу .

Эти стихи А.Твардовский написал в 1965 году после смерти матери . А как сложилась его собственная сульба в Смоленске ?

Сообщения учащихся . Чтение стихотворений « Кружились белые березки» ,  « Полет» .

Слово учителя .

 

До 1936 года Твардовский живет в Смоленске , откуда лишь один раз ненадолго выезжает в Москву . В 1932 – 1934 годах Твардовский учился в Смоленском пединституте , а также ездил по деревням , жадно всматривался в переустройство деревенского мира , копил впечатления , которых ему потом хватило на всю жизнь .

« Эти годы учебы и работы в Смоленске навсегда отмечены для меня высоким душевным подъемом… Отрываясь от книг и учебы , я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет , вникал со страстью во все , что составляло собой новый , впервые складывающийся строй сельской жизни , писал статьи , корреспонденции и вел всякие записи …» ( Автобиография» ) .

Это мобилизовало его духовные силы и , что самое важное , на всю дальнейшую жизнь заложило то строгое понимание назначения писателя и его дела , которые отличают и творчество , и личность Твардовского .

В 1936 году А.Твардовский переехал в Москву и продолжал учебу в Московском институте истории , философии и литературы ( МИФЛИ ), который окончил в 1939 году .

В 1936 году была написана поэма « Страна Муравия» , которая принесла поэту широкую известность , именно она стала первой поэмой о « тридцатом годе» , годе коллективизации , годе « великого перелома» . Совсем юношей носил поэт на лацкане пиджака орден Ленина . Он был еще студентом , когда поэма вошла в программы и учебники , она выдержала проверку временем .

Сообщения учащихся о сюжете поэмы « Страна Муравия» .

Вопросы к классу .

    1 Каков идейный смысл этой поэмы ?

    -  Автор нигде не говорит о себе . Но он рисует широкую картину крестьянской жизни , показывает разор и « суеторию» , как это называет Моргунок , в крестьянских хозяйствах , сталкивает разные мнения . Его Моргунрк волей или неволей принимает решение идти в колхоз . На деле крестьянину не давали раздумья и выбора . Те , кто был против или сомневался , тяжело поплатились за это переселением и лишением гражданства . Коллективизация , проведенная насильственными методами , нанесла огромный вред , подрубив основы крепких крестьянских хозяйств .

  1. Каковы художественные особенности поэмы ?

   -  Поэма написана в духе крестьянского фольклора , которым мастерски владеет автор . Поэтическая речь свободна и естественна . Поэма включает разные ритмы , соединяет драматические и повествовательные сцены , комедийные и трагедийные , живой диалог , многоголосие . Всем этим достигается изображение полноты жизни .

  1. В поэме « Страна Муравия» автор нигде не говорит от первого лица : о себе , о своих чувствах . О том , что испытал он , сын крестьянина , объявленного классовым врагом – кулаком , о другом смысле , которое имеет слово « кулак» , А.Твардовский напишет в поэме « По праву памяти».   

      Сообщения учащихся о поэме « По праву памяти» .

Вопросы к классу.

К кому обращается поэт со своей речью в главе « Сын за отца не отвечает» ?

Каково содержание этой главы поэмы ?

- Поэт обращается со своей речью к молодым , людям из другого поколения ( « Вам – из другого поколенья» - эпиграф урока ) , к тем , кто сейчас без боязни заполняет графу в анкете « Кем являются ваши родители ?» . Он вспоминает времена , когда для тех , « кому с графой не повезло» , она была несмываемой отметкой , стыдом и мукой , поводом быть всегда пол рукой на случай « нехватки классовых врагов» , готовностью к пытке публичных обсуждений , осуждений и разбирательств на собраниях , в результате которых даже лучшие друзья не подходили или « жали руку с опаской» . Сталинские слова « Сын за отца не отвечает» прозвучали милостивой подачкой , но одновременно – в атмосфере поисков все новых врагов , необоснованных репрессий – и требованием отречься от родителей , которые не угодны « вождю народов» , забыть их имена , отказаться от их фамилий . Автор знает об этом не понаслышке , он говорит о своем отце , заново переосмысливает его судьбу , иным смыслом наполняет слово « кулак» , когда вспоминает руки отца :

                                Те руки , что своею волей –

                                Ни разогнуть , ни сжать в кулак :

                                Отдельных не было мозолей –

                                Сплошная.

                                Подлинно – кулак !

Вопрос к классу .

В поэме особое место занимает тема памяти и правды .

                                Перед лицом ушедших былей

                                Не вправе ты кривить душой ,

                                Ведь эти были оплатили

                                Мы платой самою большой .

В главе « О памяти» А.Твардовский отвечает тем , кто утверждает : не надо ворошить прошлое , правда слишком горька и сурова , не нужно знать о ней , особенно   молодым , это ранит их сердца ; тем , кто требует запретить произведения , впрямую рассказывающие суровую правду . Многие строки этой части поэмы стали    крылатыми , звучат как афоризмы . Найдите эти строки .

- « Нет , все былые недомолвки Домолвить ныне долг велит» , « И даром думают , что память Не дорожит сама собой , Что ряской времени затянет Любую быль , Любую боль» , « Кто прячет прошлое ревниво , Тот вряд ли с будущим в ладу» , « Одна неправда нам в убыток , И только правла ко двору» .

Обобщение учителя о месте « смоленской темы» в творчестве А.Твардовского .

« Смоленская тема» звучит в творчестве А.Твардовского как тема судеб русского крестьянства , тема истории страны и ее пути , тема памяти и правды . В поизведениях о войне эта тема зазвучала как тема поруганной врагами земли в очерках цикла « Родина и чужбина» , тема русского солдата , создавая обобщенный образ которого , поэт наделил его однако конкретнм адресом и пропиской : Василий Теркин « не какой-нибудь , не энский безымянный корешок , а , действительно , смоленский , как дразнили нас рожок» , о своем адресе он скажет , освобождая родные места : « Здравствуй , Ельня , здравствуй , Глинка , здравствуй речка Лучеса». А в поэме « За далью – даль», рисуя огромные просторы страны , раскинувшейся с запада на восток , осмысливая путь этой страны , он вспомнит и скромную кузницу отца в Загорье . Смоленская тема стала в творчестве А.Твардовского поистине темой Родины – в самом полном и обширном смысле этого слова .

Самостоятельная работа – закрепление .

Задание .

Используя материалы о А.Твардовском , заполните хронологическую таблицу жизни и творчества А.Т.Твардовского в связи с темой Смоленщины .

Итог урока.

Да , надо сказать , что родная Смоленщина наделила А.Твардовского всем необходимым , дала с лихвой « в дорогу света и тепла» .Поэтический талант его оказался неисчерпаемым и могучим и направлен был на решение главных задач  искусства :

                            Не лгать,

                            Не трусить ,

                            Верным быть народу

                            Любить родную землю – мать,

                            Чтоб за нее в огонь и в воду ,

                            А если –

                            То и жизнь отдать …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"

Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...