Главные вкладки

    Открытый урок по литературе в 10 классе на Дне открытых дверей в школе № 1420 ЮВАО г. Москвы
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Вакуленко Татьяна Геннадьевна

                                                                                       

    УРОК ПО РОМАНУ

    Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

    Тема «В Петербурге Достоевского»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obraz_goroda.doc27.5 КБ
    Microsoft Office document icon klass_delitsya_na_gruppy.doc34 КБ
    Microsoft Office document icon urok_dostoevskiy.doc101 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОБРАЗ ГОРОДА



     Основная мысль


    Источники


    Пейзажи




    Ч. гл.1 ( колорит городского дня),

    ч.2 гл.2( великолепная панорама Петербурга), ч.2 гл.6(вечерний Петербург), ч.4гл.5(вид из окна комнаты Раскольникова), ч.4гл.6(грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).


    Сцены уличной жизни.



    Ч.1гл.1(пьяный в телеге), ч.1гл.4(пьяная девушка), ч.2.гл.2(сцена на николаевском мосту, удар бича и подаяние), ч.2гл.6(шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту), ч.5гл.5(смерть Катерины Ивановны).


    Интерьеры,

    внешний вид персонажей.


    Ч.1гл.1(каморка Раскольникова),ч.1гл.1(дом старухи-процентщицы), ч.1гл.2(распивочная), ч.1гл.1 и ч.2гл.7(«проходной угол Мармеладовых), ч.2гл.2(комната Разумихина), ч.4гл.3(трактир, в котором исповедуется Свидригайлов), ч.4гл.4(«сарай» Сони), ч.2гл.1(контора).

    Ч.1гл.1(внешний вид Раскольникова), ч.1гл.1(старуха-процентщица), ч.1гл.2(хозяин распивочной), ч.1гл.2(Мармеладов), ч.1гл.2(Екатерина Ивановна, дочь ее).



    Предварительный просмотр:

    Группы исследуют следующие отрывки из романа:

    Пейзажи:

    ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня),

    ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины);

    ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»);

    ч.2 гл. 6 («вечерний Петербург);

    ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);

    ч.4, гл. 6( грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

    Сцены уличной жизни:

     ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадями); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние),

    ч.2, гл.6 ( шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту);

    ч.5. гл.5 (смерть Катерины Ивановны).

    Интерьеры:

    ч.1,гл.3(каморка Раскольникова),

    ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова),

     ч.1, гл. 2 и ч.2, гл. 7( комната – «проходной угол» Мармеладовых),

    Ч. 4, гл. 3 ( трактир, в котором исповедуется Свидригайлов),

    ч. 4, гл. 4 ( комната – «сарай» Сони).

    Первая группа:

     Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова. « Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…». « Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиною, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик». Учащиеся отмечают удушающую тесноту помещения и указывают, что каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю её было видно из сеней. Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё…».

    Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная обстановка трактира. И публика здесь соответствующая.

    Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жильё: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, клетушки мастеровых - это тёмные, сырые «гробы».

    Вторая группа:

    Нечто общее есть и в описании городской обстановки. Одинаковое впечатление духоты. « На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу… Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных…». «В этом саду было одна тоненькая, трёхлетняя ёлка и три кустика – кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай…». «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного рода промышленников и лохмотников». « Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя….»

    Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывает в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы : « небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». Но прекрасный простор давит, гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, «как в комнате без форточек».

    Третья группа.

     Школьники, исследовав публицистическую статью Ф.М. Достоевского, познакомившись с историей создания романа «Преступление и наказание», изучив «записные тетради» Достоевского, размышляют о том, почему Петербург Достоевского - это олицетворение европейской цивилизации, что-то противоестественное русской душе. Чтобы доказать эту мысль, школьники приводят основные тезисы программной статьи Ф.М. Достоевского, которой открывается первый номер начатого им совместно с братом журнала «Время» (1861, январь). Это итог многолетних размышлений Достоевского о судьбах и взаимоотношениях Европы и России, о назначении литературы».



    Предварительный просмотр:

                                                                                            

    УРОК ПО РОМАНУ

    Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

    Тема «В Петербурге Достоевского?»

    Цели:

    1. Выявить особенности изображения Петербурга Достоевским.
    2. Показать, что преступление героя предопределено образом Петербурга – тупика.
    3. Развивать навыки анализа художественного произведения.
    4. Совершенствовать навыки устного монологического высказывания учащихся.

    Оборудование:

    • Презентация «Петербург в романе «Преступление и наказание »
    • Фрагменты видеозаписи фильма «Петербург глазами очевидцев».
    • Аудиозапись (А. Вивальди. Концерт «Времена года: лето»(фрагмент). Л. Бетховен. Симфония №7 (II часть, фрагмент)).

    Оформление доски:

    Запись темы: «Петербурге Достоевского». Запись основной задачи урока: Выявить особенности изображения Петербурга Достоевским.

    Эпиграф к уроку: 

    Город пышный, город бедный,

    Дух неволи, стройный вид.

    Свод небес зелёно – бледный,

    Сказка, холод и гранит.                                                                        (А.С. Пушкин)

    Схема:                           Петербург в романе

    Городской пейзаж                Сцены уличной жизни                        Интерьеры

    Запись литературоведческих терминов, которые будут использоваться в ходе анализа.

    • Метафора, сравнение, эпитеты, художественная деталь: предметная, словесная, сквозная деталь; художественный символ: цветовой, сквозной символ, градация, повторы, ключевые слова, контраст.

    Ход урока:

    1. Организационный момент (Учитель приветствует детей, усаживает на места). Мы продолжаем знакомство с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    2. Введение в тему урока, постановка задач:

    (Слайд2) Звучит музыка (А. Вивальди. Концерт «Времена года: лето»).

     Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» учителем:

    Давно стихами говорит Нева,

    Страницей Гоголя ложится Невский,

    Весь Летний сад - "Онегина" глава,

    О Блоке вспоминают Острова,

    А по Разъезжей бродит Достоевский...

    Учитель:  Ребята, о каком герое романа «Преступление и наказание» будем говорить мы сегодня? (О Петербурге)

        Петербург всегда играл важную роль в истории и культуре нашей страны. Этот город всегда имел большое значение в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Улицы Петербурга – это музей под открытым небом.

     Запишите, пожалуйста, тему нашего урока «Петербург Достоевского»(Слайд3)

    – Кто-то из вас был в Петербурге? Ваше впечатление об этом городе? Что ассоциируется в вашем представлении со словом «Петербург»?

    -Как вы думаете, какие цели нашего сегодняшнего урока?

    -Каков же Петербург Достоевского?(Слайд 4)

    – Как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание»?

    Эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Сегодня мы увидим Петербург Достоевского, гнетущую обстановку безысходности жизни человека, попробуем подойти к осмыслению многих вопросов. При этом будем опираться на хорошо знакомый вам метод – сравнение. В качестве материала для сравнения используем эпизоды из романа Достоевского; вспомним Петербург Пушкина, Гоголя, Некрасова.

      Учитель:  Конечно, красотой города нельзя не восхищаться. (слайд 5, 6, 7)

        Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Давайте вспомним, каким  видели этот город Пушкин, Гоголь, Некрасов.

    Чтение наизусть  учениками стихотворений:

    а) Петербург в творчестве А. С. Пушкина; Слайд №8,9,10,11

    б) Петербург в творчестве Гоголя;  Слайд №12,13

    в) Петербург в творчестве Некрасова.  Слайд №14

    Учитель: Да, Петербург не раз становился действующим лицом русской литературы. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал сумраки его белых ночей в «Евгении Онегине».

    Учитель: Мы увидели парадный Петербург – гордость, лицо России, с его великолепными архитектурными ансамблями. Но есть у этого города и другая сторона. Пушкин чувствовал, что Петербург неоднозначен.

    Петербург Гоголя – город, за парадной красотой которого скрыта крайне убогая жизнь. Петербург Некрасова- это город тружеников и бедняков.

    1.  Петербург Достоевского: ( Слайд 15)

    Учитель: Свой Петербург у Достоевского.

    Звучит музыка.(Слайд 16) (минор Л. Бетховен. Симфония №7. ч.2 фрагмент)

    Учитель: Вслушайтесь в эту музыку…Что слышите вы в ней? Какие чувства рождает она в душе?

    Учащиеся: скорбь, тоска, одиночество, мрачное настроение, обреченность.

    (Музыка готовит учащихся к восприятию Петербурга Достоевского).

    Учитель: Эта музыка может служить фоном для нашего разговора о Петербурге Достоевского. Достоевский писал: « Признаюсь, Петербург… для меня всегда казался тайною… Я как-то все боялся его…».

    Пройдемся же вместе с героями Достоевского по этому таинственному городу. Из чего же складывается образ этого города?

     Обратимся к схеме на доске (см. схему на доске).(слайд 17)

    - Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.

       1. Чтобы полностью восстановить образ города, вам было дано задание  разделиться на три группы,  и каждая из групп получила возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.

    2. Задания для групповой работы (проверка домашнего задания)

    -Итак, перед Вами таблица, с которой мы будем работать. По ходу нашего обсуждения прошу записывать в нее характерные признаки пейзажа, уличных сцен, интерьеров. И все вместе мы сможем сделать выводы и обобщить сказанное.

    Обращаемся к тексту романа. Пусть весь урок звучит слово Ф. М. Достоевского.

    1. Анализ эпизодов романа, содержащих описание интерьеров. (слайд 18-26)

    (Выборка эпизодов выполняется учащимися, которые зачитывают эпизоды на уроке).

    Ч.1.Гл.1. (каморка Раскольникова). (Слайд 18,19) 

    Учитель: Роман начинается описанием жилища Раскольникова. При этом автор обнаруживает душевное состояние героя, живущего в нем. Какие слова в этом описании можно назвать ключевыми?

    Учащиеся: Каморка, шкаф.

    Учитель: Что испытывает герой, проживая в этой каморке?

    Стыд, болезненное, трусливое ощущение.

    Учитель: найдите метафору, передающую психологическое состояние героя

    Учащиеся: «Он был задавлен бедностью».

    Учитель: Как перекликается эта метафора с ключевыми словами «каморка», «шкаф»? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «шкаф» ?

    Учащийся: «Шкаф» ассоциируется у меня в сознании с теснотой, темнотой, ящиком.

    То есть, Раскольников был не только «задавлен бедностью», он был «задавлен» этим шкафом, в котором жил.

    Учитель:  Раскольников говорит Соне, продолжив мою фразу: «Тесные комнаты…(ум и душу теснят)».

    Есть в романе более подробное описание комнаты героя.

    Ч 1, ГЛ 3 (Комната Раскольникова). (Слайд 19)

    Анализ по вопросам:

    • Каким словом обозначена комната героя? (клетушка).
    • Что ассоциируется с этим словом? (теснота, бедность, ветхость, убогость, грязь).
    • Какая оценочная лексика подтверждает эту мысль, какие ассоциации она вызывает? (крошечная, низкая, жалкий вид…).
    • Что символизирует здесь желтый цвет? (старость, увядание).
    • Как обозначено ощущение высокого человека, попадающего в эту клетушку? (жутко). А Раскольников ростом выше среднего.
    • Сделайте вывод о душевных ощущениях героя. (ему тоже жутко…).
    • Какое общее впечатление оставляет эта «клетушка»? (убогое, мрачное, тесное жилище; ощущение нечистоты, беспорядка).

    Учитель: А где живут Мармеладовы?

    Ч 1, ГЛ 2. Жилище Мармеладовых. (Слайд 22, 23)

    Анализ по вопросам:

    • Какая оценочная лексика передает состояние этого жилища? (беднейшая, разбросано в беспорядке, тряпьё, дырявая простыня…)
    • В каких цветовых тонах представляется вам «угол» Мармеладовых? (желтый – слабое освещение огарком свечи; черный – закоптелая дверь, очень темная лестница).
    • Какая сквозная предметная деталь сближает это описание с предыдущим (лестница такая же темная, мрачная).
    • Что она символизирует? (это словно путь к «вратам ада»).
    • Какова главная мысль в описании? (крайне бедное, жуткое, мрачное жилище).

    Обращение к слайдам презентации: ( Ф.М. Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. Под ред. В.С. Нечаевой, изд-во «Просвещение», М., 1972)

    Учитель: Эти слайды дополнят ваше представление об интерьерах Петербурга. Вы видите «угол» Мармеладовых, крайне тесный, убогий коридор Раскольникова, над ним так и нависает потолок, давя героя; мрачную лестницу, ведущую в комнаты героев…

    Вывод: (Слайд 27) Жилища героев убоги и бедны. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдохнуть.

    1. Анализ отрывков, содержащих описание городских пейзажей. (Слайды 28-34)

    Учитель: И вот из этих клетушек, каморок, сараев, шкафов, полураздавленные ими, выходят наши герои на улицы Петербурга. Какой пейзаж открывается им и что они чувствуют при этом?

    Ч 1, Гл. 1; Ч 1, Гл 2 (Пейзажи в романе).

    Анализ по вопросам:

    • Какое выражение можно считать в описании этого пейзажа ключевым? (отвратительный грустный колорит).
    • Найдите повтор. Какова его роль? («Вонь». Подчеркивает крайнее отвращение).
    • Усиливается ли ощущение брезгливости, отвращения в ч.1 гл.2? (Безусловно. Повторяются те же слова: жара, духота, пыль, вонь. Они помогают сохранить первоначальное впечатление).
    • Какова роль повтора «опять»? (Подчеркивает типичность, привычность такого пейзажа).

    Ч 2 Гл. 6

    • Найдите в этом описании градацию (вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха).
    • Какую мысль усиливает этот градационный ряд? (Город нездоров нравственно, им заражен воздух, которым дышит герой).
    • Можно ли считать этот градационный ряд в описании ключевым? (Безусловно).
    • Какие слова передают болезненное состояние героя? (Голова кружится, воспаленные глаза, дикая энергия, исхудалое, бледно-желтое лицо).

    Обращение к стенду с иллюстрациями видов Петербурга в романе.

    Вывод: (Слайд 35) Городские пейзажи вызывают «чувство глубочайшего омерзения», оставляют впечатление духоты, тесноты, жары и грязи.

        Герой задыхается в этом мире. Прекрасный простор тоже давит и гнетет Раскольникова.

    1. Сцены уличной жизни. (Слайды 36-38)

    Учитель: Кого же встречает Раскольников на улицах Петербурга?

    Ч 1 Гл 1. Уличная публика: (Слайд 36)

    Анализ по вопросам:

    • Каким словом названы те, кто может встретиться Раскольникову на улице? (Субъекты).
    • Какой смысл кроется за этим словом? (Люди, морально не устойчивые, способные нарушить нравственные законы…).
    • Как подчеркивается теснота, скудость жизни в серединных улицах города? (Словами «пестрили, скученное»).
    • Кто из общей массы «субъектов» встретился Раскольникову? (Пьяный, которого везли в телеге).
    • Каково душевное состояние героя после встречи с подобными субъектами? (Он утрачивает чувство стыда; не стыдился своих лохмотьев; злобное презрение…)

    Учитель: Герой озлоблен на всю эту пеструю толпу, смотрит на людей с отвращением, отстраненно. Но контакт между ним и уличной публикой всё же происходит на Николаевском мосту.

    Ч 2 Гл 2. Удар кнутом на Николаевском мосту.

    Анализ сцены:

    • Что заставило героя очнуться? (Удар кнутом).
    • Был ли это только физический удар или?.. Продолжить мысль. (Это был не только физический удар, более всего это был удар психологический: по нервам Раскольникова, по его душе, больной, чувствительной…).
    • Какова реакция Раскольникова? (Страшное, крайнее озлобление).
    • Каким словом передано отношение публики к этой сцене? (Смех).
    • Найдите словесную деталь, которая дополняет картину отношений публики. (Разумеется)
    • Что подчеркивает эта деталь? (Типичность, привычность таких отношений между людьми)
    • Кто в этой сцене сочувствует герою? (Пожилая купчиха с девушкой).
    • Но чем является для Раскольникова их сочувствие? (Моральным унижением…).
    • Как он поступит с подаянием? (Выбросит в реку).
    • Найдите перифраз. Какова его роль? («Настоящий собиратель грошей на улице». Подчеркивает жалкое состояние героя…)

    Учитель: Мы не только видим, но и слышим всю эту пеструю публику. Вспомните, что слышит герой, когда проходит мимо увеселительных заведений? (Стук, гам, треньканье гитары, звуки шарманки, уличное пение, громкий смех…)

    Обращение к стенду с иллюстрациями, на которых изображены некоторые представители «пестрой публики»: шарманщик, пьяные возле кабака, нищие, просящие о подаянии, очередь в столовую для бедных.

    Учитель: на улицах Петербурга разыгрываются не просто сцены уличной жизни, но человеческие трагедии. Вспомните встречу Раскольникова с пьяной девочкой (ч. 1, гл. 4). Начало её трагедии разыгралось ещё до встречи с Раскольниковым, а развивается она на глазах героя, когда появляется новый «злодей» в этой трагедии – франт, который не прочь попользоваться девочкой.

    Учитель: Вспоминаем другую трагедию, с утопленницей. (ч. 2 гл. 6) (Зачитывается эпизод). (Слайд 37)

    •    Что ощущает Раскольников, став свидетелем всего происходящего? (Странное ощущение равнодушия, безучастия, ему «противно», «гадко». Это не вызывает в нем сочувствия…)

    Учитель: На улице раздавлен Мармеладов, на улицу выходит обезумевшая Катерина Ивановна. (ч. 5 гл. 5).

    Анализ по вопросам: (Слайд 38)

    • Кого призывает Катерина Ивановна в свидетели? (Пусть все видят! Весь Петербург!...)
    • Какова роль Петербурга в этой сцене? (Петербург превращается в свидетеля человеческой трагедии…)
    • Найдите театральную лексику (уличная публика, зрелище, петь, плясать, хлопать в такт, нарядить в костюм).
    • Чем является Петербург в связи с использованием в этом эпизоде театральной лексики? (Огромным театром с его страшными декорациями, на сцене его разыгрываются трагедии).
    • Как воспринимает это зрелище публика? (Иные смеялись, другие качали головами, всем вообще было любопытно поглядеть…)
    • Кто из всех участников этой сцены заставляет более всего содрогнуться сердце читателя от сочувствия и скорби? (Дети, которые, взявшись за ручки, перепуганные, убегают).
    • Вывод: (Слайд 39) Сцены уличной жизни показывают, что Петербург - город униженных, оскорблённых, в этом городе происходит насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в Петербурге. Мир, который показывает Достоевский, - это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

    1. Выводы по теме урока:

    Учитель: Заканчивая беседу о Петербурге Достоевского, подведем итог всему сказанному.

    • Во-первых, чьими глазами мы видим Петербург в романе? (Глазами героев).
    • В связи с этим, какую особенность можно отметить в авторской манере изображения Петербурга? (Каждое описание пропускается через восприятие героев, соотносится с их душевным состоянием…)
    • В каких цветовых тонах изображен Петербург в романе? (серый, черный, желтый). (Слайд 39)
    • Каков Петербург Достоевского по отношению к человеку? (Слайд 41) -((Видео) (Слайд 42)

    Вывод: Враждебен, толкает на скандалы и даже преступления…

     Как можно назвать Петербург, на улицах которого происходят человеческие трагедии? (Город можно назвать огромным театром, на сцене которого разыгрываются трагедии…).

    • Что чувствуют герои, когда выходят на улицы Петербурга? (Одиночество, равнодушие, уныние, озлобленность…).

    (Слайд 44)Звучит музыка Л. Бетховена Симфония №7 (II часть, фрагмент)

    Передает ли музыка, которую мы слышим, эти чувства? (Да. В начале урока мы назвали те же самые ощущения. Сейчас, когда слышим ее повторно, эти ощущения еще более усиливаются…)

    Учитель: Анализируя эпизоды из романа, мы отмечали такие образно-выразительные средства, как: метафора, сравнение, художественная деталь (словесная, предметная, сквозная), повторы, градация. Мы говорили о ключевых словах, символах и, наконец, о контрасте.

    Если вы заметили, наш сегодняшний урок тоже строился на контрасте. В чем вы увидели контраст? (Контраст между парадным Петербургом Пушкина, серым, мрачным Петербургом Достоевского.. Контраст передан также музыкой).

      Учитель: Контраст, как известно, усиливает впечатления. Сегодня мы сполна прониклись картинами и атмосферой Петербурга в романе «Преступление и наказание».

    V. Рефлексия. ..

    Предлагаю Вам продолжить:

     Петербург Достоевского – это…(Слайд 45, 46)

    - Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

    - Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

    - Петербург Достоевского – это город одиночества

    - Петербург Достоевского – это город разврата и порока

    - Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.

    Вывод:

    Итак, Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город  «униженных и оскорбленных». 

    Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников

    V1. Обобщение по уроку

    • Итоговое слово учителя

    1.   Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте) Сейчас мы с вами попытаемся «вырваться» из этого города.( Слайд 47) (видео «ВЫХОД»). Понаблюдайте за своими эмоциями. Как меняется ваше настроение? Полагаю, что еще долго будет звучать голос Достоевского, призывая к человечности.

    2. Заканчивая наш разговор, спрашиваю вас:

    1) Что дала вам работа на уроке

    2) О чем заставила задуматься?

    3) Все ли ответы найдены?

    1. Домашнее задание: (Слайд 48)

    Напишите сочинение на одну из тем:

    • Почему Петербург Достоевского желтый?
    • Трущобы Петербурга.
    • Петербург – двойник Раскольникова?
    • Прогулка по Петербургу Достоевского.

    - На столе у вас индивидуальная карта обратной связи, заполните ее дома, Это поможет мне соориентироваться в дальнейшем


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

    На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

    Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

    18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

    Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

    Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

    Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

    Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

    Открытый урок родной литературы 7 класс

    Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

    Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

    Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...

    презентации обучающихся к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева

    Презентации обучающихся к уроку по творчеству Ф.И. Тютчева. (Любимые женщины поэта):1. Последняя любовь поэта Елена Денисьева.2. Трагическая судьба Эрнестины Тютчевой.3. Странный брак. Элеонора Петрсо...