Конспект открытого урока "Образ родного дома в лирике С.А.Есенина"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Сурганова Ирина Петровна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_s.a.esenina.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Образ родного дома в лирике  С.А.Есенина.

     

Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С.Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

Задачи урока:

-познакомиться с фактами из жизни и творчества великого русского поэта серебряного века –С .А.Есенина;

-почувствовать в его стихотворениях всепроникающий лиризм-специфику поэзии поэта. Русь как главная тема всего его творчества;

- отрабатывать навыки художественного чтения художественного произведения;

- развивать образное и эстетическое мышление;

- воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе; - учить замечать красоту окружающего нас мира.

Оборудование :портрет С. А. Есенина, макет дома, презентация

«С.Есенин.5класс»,фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом» в исполнении самого поэта, фонограмма стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями», видеоролик на стихотворение «Клён ты мой опавший».

 

Содержание урока

 1.Организационный момент.

  1. Постановка целей урока.                                  
  2. Вступление. Слово учителя.
  3. Биография поэта:

- слово учителя;

-выступление учащихся ;                  

  1. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом»:

- прослушивание фонограммы;

- повторение терминов эпитет, сравнение, метафора(!), олицетворение, нахождение  и обсуждение их в стихотворении

 6. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»:

          -прослушивание фонограммы;

          -работа над значением диалектных  слов выть,березь,цветь.

          -работа над изобразительно-выразительными средствами стихотворения ;          

          -работа над особенностью композиции стихотворения.

7.Творческая работа. Создание  синквейна.

8 .Рефлексия.

9 .Выставление оценок.

10.Домашнее задание.

Формы работы на уроке: слово учителя, аналитическая беседа, словарная работа, анализ стихотворного текста, выразительное чтение,   выразительное чтение наизусть, творческая работа, использование компьютерных технологий (презентация).

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой  задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу , и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее настроение. Откройте ,пожалуйста, свои тетради по литературе, запишите в них сегодняшнее число.

Сегодня на уроке мы с вами начинаем знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского  поэта С.А.Есенина. Я неслучайно употребила глагол «начинаем», потому что наше знакомство с Есениным будет продолжаться в последующие годы изучения литературы

- Прежде чем начать знакомиться с поэтом, хочу представить вашему вниманию песню в исполнении певицы Надежды Кадышевой «Отговорила роща золотая». Исполнение песни  будет сопровождаться демонстрацией репродукций картин русских художников.

-  Прослушайте песню и постарайтесь вспомнить или  догадаться, на чьи стихи написана эта песня. А также подумайте, что объединяет автора слов песни с художниками, написавшими картины, которые вы сейчас увидите.

(Одновременно со звучанием песни на экран проецируется репродукции картин И.Левитана «Золотая осень»,  А. Рылова «В голубом просторе», А.Куинджи «Берёзовая роща», Ф.Васильева «Мокрый луг»)

-Итак, мы прослушали песню, просмотрели репродукции картин. Давайте постараемся сейчас ответить на поставленные вопросы.

беседа (исследовательский метод)

- Как вы думаете, на чьи стихи написана песня? (Я думаю, что песня написана на стихи Сергея Есенина.)

- Что объединяет С.Есенина с художниками, написавшими просмотренные нами картины? (Автора стихов и художников объединяет любовь к природе.)

- Верно, поэта и художника объединяет общая тема – тема родной природы.

- Тема родной природы – вечная тема. Красоту родной природы воспевают поэты, художники, композиторы. С.А.Есенин не был исключением в этом смысле. В его творчество тема родной природы и тема Родины – самые важные, основные.

 -  Почему, как вы думаете, одно и тоже слово пишется то с большой, то с маленькой буквы?

У каждого из нас есть своя родина – это место где мы родились, это наша малая родина. А есть Родина и для всех она одна, это Русь у Есенина, у нас   - это Россия!

С чего начинается родина? Родина начинается с родного дома. Давайте с вами составим кластер к слову Дом. Откройте приложение 1 и запишите слова, которые у вас ассоциируются со словом дом. (мама, забота, чистота, семья, кошка, любовь, уют, доброта, понимание, забота)

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был дом для поэта.

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока

«Образ родного дома в лирике Есенина»

2.        Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями С.Есенина, получим навыки выразительного чтения, научимся анализировать  стихотворения.

- Сергей Есенин. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни. На уроках лит.чтения в начальной школе вы познакомились с некоторыми произведениями Сергея Есенина. «Страна берёзового ситца» -так называл поэт край ,в котором он родился .За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихотворениях он выражал собственные мысли и чувства о Родине. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений.

Выступление учащихся:

       Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

***

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.

***

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Берёза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

  1. Биография поэта.

     -Слово учителя. Природа не только «колыбель» и поэтическая школа С.Есенина, она душа есенинских стихов. Ни одно из них не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.  

Сама фамилия Есенина берет свое начало у природы. Есеня -  Рязанское название  одного из времен года. Угадайте, какого? (Осень). Следовательно, Есенин означает «осенний».

Сергей Александрович  Есенин  родился  3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской  губернии. Родители  Есенина были крестьяне – потомственные рязанские хлеборобы. Мать была неграмотной, но многие  стихи знала наизусть и их пела. С 2 до 9 лет  Есенин воспитывался в семье деда по матери. Его дед  держался суровых религиозных правил, хорошо знал Священное Писание, помнил наизусть  многие страницы Библии . Бабушка рассказывала сказки. В пять лет Есенин научился читать, а в 8-9 лет начал писать первые стихи.

 Мальчик жил  свободно и беззаботно. Константиновское земское училище он закончил с похвальным листом. Родители хотели, чтобы он стал учителем и отпрвили его в церковно-учительскую школу в  селе  Спас-Клепики.  Там начался его творческий  путь. После окончания школы поэт отправился в Москву, стал посещать  литературно- музыкальный кружок. С этого  времени   Есенин  постепенно  становится  известным поэтом, который  всем  сердцем  любит  жизнь  и свою Родину.

     За три с половиной года жизни в Петербурге Сергей Есенин стал известным поэтом. В 1925 году Есенина не стало. Но после себя он оставил замечательные стихи, которые все  любят и переводят на многие языки мира.

Вывод(учитель).Да в этом году исполнится 125 лет со дня рождения С.Есенина, а его стихи живы до сих пор.

5.Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…».

-Удивительно слово «дом». Произносишь его и на душе становится тепло. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, то же произошло и с Есениным . И первое стихотворение ,к которому мы обратимся так и называется «Я покинул родимый дом…».(Запись названия стихотворения в тетрадь).

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 52.Обратите внимание на дату создания стихотворения. - Сколько лет было в это время Есенину? (Дети отвечают, что 23 года).

- Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал их Константинова. За это время в России произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на поэта.

-1914 год –начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.(слайд 20)

  1. год –отречение от власти царя, две революции: Февральская и Октябрьская. ( слайд  21).
  2. год- международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран –участников Первой мировой войны.(слайд 22)

- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

- Прослушивание фонограммы стихотворения в исполнении С.Есенина.

            Дети следят по учебнику!

- Вам понравилось стихотворение?

- Каким настроением оно проникнуто? (грусть ,разлука )

- Сейчас вы сами прочитаете эти стихотворения сначала молча, про себя, затем вслух, а потом мы с вами продолжим их обсуждение.

После чтения про себя, спросим:

- С каким настроение вы будете читать стихотворения?

- Будет ли меняться настроение на протяжении чтения стихотворений?

- Как вы прочитаете заключительный строфы стихотворений? С какой интонацией? Пониженной или повышенной? Почему?

(ученики читают стихотворения, по возможности выразительно, а затем проводится дальнейший анализ стихотворений)

Фронтальная работа.

1 строфа.

- Каким настроением проникнута первая строфа?

- Какой видит поэт Русь?

- Какое средство выразительности использует поэт в начале стихотворения?

–В чём разница в значении прилагательных родной и родимый? (Работа со словарём)

Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.

Учитель:Ребята, в этом стихотворении есть слова, которые придумал сам поэт и употребляет в своих стихотворениях Назовите их. (теплит, яблонный).Как вы можете объяснить их значение?

- Образ природы помогает утешить грусть матери.

 -Что мы представляем, когда читаем эти строки?

-Какой  художественный прием использует автор?

2 строфа.(слайд)

- Какие картины увидели?

- Каким настроением окрашена вторая строфа?

- Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой»?

Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится?

– Почему вода называется тихой? (Нет ветра)

- Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца?

- В каком значении употребляет автор глагол пролилась?( Сравним –разлилась)

 «седина пролилась», «луна распласталась»- олицетворение.

 – Какой прием скрыт в этих строках? (Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.)

3 строфа. (Слайд)

Каким настроением проникнута третья строфа?

 - Что вы представили?

  -Как поэт говорит о старом клёне и пурге? Прочитайте и назовите какое средство выразительности использует поэт?

– Как вы понимаете строку: “Долго петь и звенеть пурге”?

(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

- Пурга - не погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно, ещё много времени пройдёт, пока поэт вернётся на Родину.

4 строфа. (Слайд)

- Что за дождь может падать с листьев?

- Ребята,  слова « есть  радость в нём тем» - люди, которые живут на своей Родине.

(Слайд)

«Головой на меня похож» - кудрявый.

 Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции деревни.

У: Поэт пишет, что он оставил Русь. Как вы думаете  он уехал из России?

- Какую Русь он покинул?

У: В 1918 году поэт  не покидал  России. Русь для него \ это родимая деревня Константиново рязанской земли.

У: Перед нами открылось 2 образа. Это образ родного дома и образ Руси. (слайд)

У: Читаем дальше и попытаемся представить ту картину, которую хотел передать автор. Со слов «В три звезды..»

Д: Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.

Д: Конечно же, это образ отца. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына.

У: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. (слайд)  У Есенина сливается все воедино. Родной дом это и родители, и вера, которую привили с детства, и природа, которая так же дорога как и край родной.

- Как вы понимаете выражение «дождь листьев»?

О.  Это листопад.

- Почему клён похож головой на поэта?

О.  Сам поэт кудрявый, и волосы у него цвета осенней листвы.

(Эпитеты: голубая Русь, родимый дом, старый клён.

Метафоры: золотою лягушкой луна

Сравнения: словно яблонный цвет седина)

У.: А послушайте еще раз: Золотою лягушкой луна

                                              Распласталась на тихой воде.

Какое художественное средство использует Сергей Есенин? Да, это «переносное значение», скрытое сравнение - метафора. Это яркое и таинственное сравнение.

У: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено  в них?

Д: Это лето, нет это весна!

У: А как нам узнать, лето это или весна?

Д: Там говорится про яблоневый цвет, про тихую воду. А яблоки цветут в конце мая, река уже чиста ото льда, вода спокойна.

У: Перейдем к третьему четверостишие, прочтём первые две строчки : какое время года там?

Д: Там пурга, значит это зима.

У: Почему поэт создает перед нами образ пурги? Обратите внимание на год создания стихотворения – 1918 и  вспомните историю нашей Родины(отвечают….)

А потому, что образ пурги связан с войной и революцией в России- очень трагическим событиями.

У: Сломится ли Русь под этой пургой? На этот вопрос нам ответят последние строки стихотворения ( со слов «Стережет голубую Русь…» до конца)

У: Так сломится ли Русь под пургой?

Д: Нет, ее охраняют сказочные неведомые силы.

                Вы, наверное, устали?

                Ну тогда все дружно встали.

                Ножками потопали,

                Ручками похлопали.

                Покрутились, повертелись

                И за парты все уселись.

                Глазки крепко закрываем,

                Дружно до пяти считаем.

                Открываем, поморгаем

                И работать продолжаем.

 

- Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. В 1922 году он вылетел на аэроплане в Кенигсберг, объездил всю Европу и Северную Америку. Полтора года длилась разлука поэта с Родиной.  Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»

  (фонограмма стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» с видеорядом)

 - Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?

7. «Низкий дом с голубыми ставнями» Чтение стихотворения

- По этой строчке вы можете сказать, каким видел поэт родной дом? (Низкий)

 - Почему дом низкий? (Вырос, и теперь дом кажется низким, маленьким.)

(С голубыми ставнями.)- Вы знаете, что такое ставни?

      (Ставни – деревянные затворы к окнам)

     А ещё дом украшали наличниками. Объясните, пожалуйста, значение слова.

(Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строенья или утвари; накладная планка в виде рамы, вокруг дверей и окон) Голубые ставни.  Они напоминают голубые глаза русичей. А в  народной поэзии и в лирике Сергея Есенина голубой цвет – цвет чистоты, неба, мечты. Мечты о чём (мы говорим сегодня о доме)?

(о высоком, тепле, любви, заботе).  

- Какие картины увидел поэт, думая о доме?

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

- Образ дома кочует из одного стихотворения в другое. С чем связан этот образ для поэта?

- Дом в лирике Есенина – это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Каждый в мире странник. Пройдет, зайдет и вновь заглянет в дом… Дом –весь мир, земная жизнь, вечная природа. - Что же изменилось? Почти ничего, и в то же время изменилось многое. Поменялось мировосприятие поэта: годы наложили отпечаток на душу, поэтому основное настроение стихотворения – «нежность грустная».

Только русские умеют так грустить, наверное, потому, что «в просторах полей/ Они сытных хлебов не видали». Надо много пережить, чтобы научиться ценить то немногое, что есть у тебя, чтобы видеть прелесть родного края даже «под сереньким ситцем этих северных бедных небес».

С помощью цвета передать настроение этого стихотворения. (Дети рисуют)(Почему именно такой цвет) Голубой и серый. Это тусклые, грустные, бедные тона. Показана бытоописательность.

Какие 2 эпитета повторяются  и в том и в другом стихотворении? К каким существительным они относятся?

Д: «Голубая Русь» - «голубые ставни».

У: Используется голубой, светлый цвет. Для чего наряду с серыми тонами Есенин использует голубой цвет, возвышенный.

Д: Чтобы противопоставить романтический образ Руси с бытовым.

У: «Родимый дом» - «родимая выть».  Что такое выть?

Выть - вспаханное поле. Вновь эпитет «родимый», а не родной.

Это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русских люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть».

У: Какой он образ родного дома теперь для Есенина? Восторгается он сейчас красотой своей Родного края.

Д: Нет, восторга уже нет.

У: Посмотрим на композицию. Как начинается и заканчивается стихотворение?

Д: Строчки одинаковые.

У: Как называется такая композиция?

Д: Кольцевая.

У: Для чего Есенин использует такую композицию?

Д: Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

 

 - Так что же значил дом для поэта?

(тепло, уют, покой, любовь близких)

- Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для описания картин природы, для описания своей родины?

( Эпитеты: бедных небес, тощие дали, разбойные свисты, дешевеньким ситцем

Метафоры: сереньким ситцем небес)

Метод: анализ стихотворения

- Скажите, в каком из стихотворений  родная природа видится более сказочной, возвышенной, а в каком  более обыденной, повседневной? (В первом стихотворении природы видится сказочной, а во втором обыденной.)

- Отличаются ли чувства поэта к родному краю в этих стихотворениях?

(Нет, поэт любит свой родной край всегда одинаково, чувства в стихотворениях не отличаются.)

- Найдите в стихотворениях строки, подтверждающие непроходящую любовь поэта к родине.

( Как бы я и хотел не любить,

  Всё равно не могу научиться,

  И под этим дешевеньким ситцем

  Ты мила мне, родимая выть.)

- Как вы понимаете смысл этих строк? (Родину разлюбить невозможно, её всегда любят одинаково, она всегда мила и дорога.)

- Молодцы, очень хорошо поработали и правильно отвечали на вопросы.

- А сейчас давайте ещё раз выразительно прочитаем стихотворения. При чтении постараемся передать с помощью интонации, громкости голоса, пауз  настроение, которым пронизаны стихотворения.

- Пришло время получить домашнее задание. Откройте дневники и запишите. Выучить одно из стихотворений (сильные ученики учат наизусть «Низкий дом с голубыми ставнями…», слабые «Я покинул родимый дом…»).

Приём: репродуктивная обобщающая беседа

- Что мы узнали сегодня о жизни поэта Сергея Есенина? (Мы узнали, где и когда родился поэт, кто были его родители.)

- Что является источником для вдохновения поэта? (Источник вдохновения для поэта – его малая родина.)

- Какими чувствами проникнуты прочитанные нами стихотворения Есенина? (Стихотворения Есенина проникнуты нежностью, беззаветной любовью к родине.)

9.      Рефлексия

- Довольны ли вы своей работой?

     Речь на уроке шла о доме, о родине, о семье. Продолжите фразу… «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен…»

Спасибо за урок!А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по английскому языку. Тема : "Мой дом-моя крепость"(Типы жилых домов в Британии)

Данный материал представляет собой разработку моего открытого урока в 6-ом классе по теме "Мой дом-моя крепость" в соответствии с требованиями ФГОС....

Учебно-методический материал на тему: Конспект открытого занятия "Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями в условиях дома- интерната

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОН...

Родная речь в родном доме и домашние уроки развития речи.

Речь в нашем доме, слова, обращённые к ребёнку и остальным членам семьи – какие они? Родная речь для ребёнка – эта та речь, которая чаще всего звучит в его родном доме. Это – речь его родителей, его р...

Конспект открытого занятия во 2 младшей группе по ФЭМП "Поможем зайчику вернуться домой"

Конспект открытого  занятия по ФЭМП для 2 младшей группы ДО....

Конспект урока в 5 классе по литературе. С.А.Есенин Образ родного дома в стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями"

УМК:  программа по литературе  под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова,  2013г.  Класс: 5Учитель: Донгак С.И.Тема ур...

Конспект урока в 5 классе по литературе. С.А.Есенин Образ родного дома в стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями"

УМК:  программа по литературе  под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова,  2013г.  Класс: 5Учитель: Донгак С.И.Тема ур...