Конспект урока в 5 классе по литературе. С.А.Есенин Образ родного дома в стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Донгак Саида Ильинична

УМК:  программа по литературе  под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.

Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова,  2013г.  

Класс: 5

Учитель: Донгак С.И.

Тема урока: Образ родного дома в стихотворении С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»

Цель урока: научить учащихся анализировать и истолковывать произведения малой лирической формы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение с другими произведениями.

Предметные:

-создать условия для овладения элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

Метапредметные:

создать условия для формирования умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

создать условия для формирования умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные:

- создать возможность эмоционального «проживания» картины, выражения своих эмоций;

-создать возможность для понимания эмоций других людей, сочувствия, сопереживания;

– создать условия для выражения своего отношение к произведениям искусства;

- создать условия для формирования читательского мастерства.

 

Коммуникативных: практическое усвоение  морально – этических принципов  общения и сотрудничества; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов; умение донести свою позицию, понять других, действовать с учетом позиции другого,  согласовывать свои действия.

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Технология: развитие критического мышления.

 

Средства обучения:  медиапроектор; компьютер;  мультимедийная презентация к уроку; портрет С.А.Есенина, А.А.Даржая; тексты стихотворений С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», «Огге йорээл» А.Даржая.; аудиозапись стихотворения С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», макет дома и юрты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

урока      литературы, 5 класс

УМК:  программа по литературе  под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.

Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова,  2013г.  

Класс: 5

Учитель: Донгак С.И.

Тема урока: Образ родного дома в стихотворении С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»

Цель урока: научить учащихся анализировать и истолковывать произведения малой лирической формы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение с другими произведениями.

Предметные:

-создать условия для овладения элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

Метапредметные:

создать условия для формирования умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

создать условия для формирования умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные:

- создать возможность эмоционального «проживания» картины, выражения своих эмоций;

-создать возможность для понимания эмоций других людей, сочувствия, сопереживания;

– создать условия для выражения своего отношение к произведениям искусства;

- создать условия для формирования читательского мастерства.

Коммуникативных: практическое усвоение  морально – этических принципов  общения и сотрудничества; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов; умение донести свою позицию, понять других, действовать с учетом позиции другого,  согласовывать свои действия.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: развитие критического мышления.

Средства обучения:  медиапроектор; компьютер;  мультимедийная презентация к уроку; портрет С.А.Есенина, А.А.Даржая; тексты стихотворений С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», «Огге йорээл» А.Даржая.; аудиозапись стихотворения С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», макет дома и юрты.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение и настрой учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята!

 Я сегодня на урок пришла с хорошим настроением (показ смайлика). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. C каким настроением пришли вы на урок? На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось! Спасибо! Удачи!

Урок  начну с приветствия, но оно «рассыпалось». Кто поможет мне?

«Пусть кипит работа, сильней соревнование!

Успех играет не судьба, а ваши знания

- Как вы понимаете эти слова?

- Я желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку  быть успешным.                          

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

«Собирают» и объясняют смысл приветствия.

II. Актуализация знаний.

Приём ТРКМЧП:

«Кластер» (составление текста на основе ассоциаций)

Цель этапа:

актуализировать изученные способы действий, необходимые  для последующего открытия знания,

активизировать мыслительные операции;  зафиксировать затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Беседа по вопросам:

- С чего начинается строительство дома?

Фундамент – основание, основа – то на чем стоит дом.

Стены – оболочка, защита дома отвнешнего мира

Крыша – (от слова покрывать, кров) создание внутри дома уюта.

Труба, дым – тепло домашнего очага.

Окно – глаза дома.

- Вот и построили мы с вами дом. Красивый? Что он символизирует?

- Что такое дом?

-Составьте кластер со словом «дом».

КЛАСТЕР

1. Написать ключевое слово или предложение в середине  листа бумаги.

2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по  теме.

3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

  1. Выписать столько идей, сколько придет вам на ум.

Вопросы ученикам:

- Какие ассоциации,  связанные со словом «дом», возникли у вас?

- Для чего нужен дом?

А теперь представьте, что этот дом находится на Рязанской земле, в селе Константиново. Там в 1895году  родился замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин. Он очень любил свою родину, свой дом.

Коллективная  работа

Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие –

 отвечают на проблемные вопросы, опираясь  на ранее изученные  знания, составляют кластер, выявляют главную проблему произведений, связанных с  домом, подтверждают примерами.

Ответы учеников:

- Ассоциации: мама, забота, чистота, семья, родители, уют…

- Чтобы в нем жить…

- дом – это жилище, крепость, начало начал…

 III.

Постановка учебной задачи

Формулирование проблемы,  темы, цели и задач урока.

Цель этапа:

определение проблемы, темы, выявление цели  урока, планирование работы.

Слово учителя.  

-Действительно, образ Родины - это одна из главных тем в  творчестве многих поэтов и писателей.

-Ребята, сформулируйте тему занятия, опираясь на то, что мы с вами сейчас говорили.

Вопросы ученикам:

- Что связывает этот дом и писателя,  которые будут в центре внимания нашего сегодняшнего урока?

- Верно. Стихотворение С.Есенина о родном доме

-Определите тему  урока?

-Я конкретизирую тему:

Образ родного дома в стихотворении Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»

- Как вы понимаете фразу: «родной дом?»

- Подберите однокоренные слова к слову «родной».

  • Правильно, ребята.

Сегодня на уроке мы проанализируем стихотворение С.Есенина и сделаем сравнительный анализ   со стихотворением тувинского поэта А.Даржая.

Формулируют тему цель урока, выясняют проблему урока, планируют дальнейшую деятельность.

Определяют взаимосвязь между домом и писателем, тему урока,  ставят  цель,  задачи, планируют дальнейшую работу.

Ответы учеников:

- Дом Есенина.

- Тема урока: «Изображение дома в стихотворении С.Есенина  «Низкий дом с голубыми ставнями»

- близкий дом, дом родителей

Род, родня, родимый, родители

Отвечают на вопросы полным ответом, выражают свои мысли.

Гипотезы учеников:

- Узнать что же значит дом для поэта,  сравнить с другими стихотворениями

 2. Работа с текстом – стихотворением С.А.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»

Первое впечатление от стихотворения

Цель  задания:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов связей в объекте исследования.

3. Работа с текстом

Словарная работа.

Цель   задания: выяснить значение непонятных слов, используя различные источники информации

Слушание  стихотворения (аудиозапись)

-Прослушайте выразительное чтение стихотворения

 Следите по тексту  учебника, запомните содержание, основные эпизоды.

Первое впечатление от стихотворения:

- Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось?

-Каким чувством пронизано все стихотворение?

- Прочитайте еще раз  сами стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями».

Вопросы и задания:

1. Подумайте, почему поэт назвал свое произведение «Низкий дом с голубыми ставнями».

2. Сформулируйте главную мысль стихотворения.

3. Опишите картины, поразившие вас.

4. Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

5. В тексте есть непонятные слова.

Объясните их лексическое значение

Словарная работа.

-Объяснение терминов:

Ставни — устройство для прикрытия окон;

Выть — участок земли;

Ракитник — ивовый кустарник

- Ребята, а какие картины увидел поэт,, думая о доме?

- Правильно, ребята, вы определили картины.

Высказывают свои  мысли, впечатления от прослушанного текста и обосновывают их, опираясь на послушанный текст.

Первое впечатление от стихотворения.

Вторичное чтение стихотворения.

Отвечают на вопросы, создают монологическое высказывание на заданную тему;

формулируют главную мысль стихотворения

Ученики объясняют термины, обращаются за помощью в справочники, учебники, в интернет.

Называют эпизоды,

сравнивают, обобщают, делают выводы; стремятся к речевому самосовершенствованию.                                                                                                                                      

4.Работа с текстом.

 Анализ эпизодов.

Цель  задания – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.

5. Ключевые слова

-  С чем связан образ дома для поэта? Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты

 

  • Дом в лирике Есенина — это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Каждый человек в мире странник. Пойдет, зайдет и вновь заглянет в дом.

  • Как вы думаете в каких строчках заключена главная идея стихотворения?

- Давайте найдем в тексте ключевые слова.

- Для Есенина природа — это вечный источник красоты и гармонии мира. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Даже когда он спит, вся эта родная природа  ему снится во сне.

Ученики читают эпизоды, находят ключевые слова

( находят  в тексте  средства художественной выразительности;

определяют  в тексте  

Главная идея заключена в 1 строфе.

Низкий дом с голбыми ставнями

не забыть мне тебя никогда.

Ключевые слова: поле, лес, луга, небеса, журавли, дали, родимая выть

III. Физминутка

Цель: снять напряженность, усталость.

- Ребята, а сейчас отдохнем. Выполним  физминутку.  

Ребята под музыку выполняют сначала ритмичные, затем плавные движения.

6.Работа с текстом.

Выразительное средство - эпитет

Цель  задания – найти в тексте изобразительно-выразительные средства.

 О обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства помогают нам в этом?

  • Правильно.
  • А какие выразительные средства вы есть в стихотворении?

- В какие цвета окрашены эпитеты?

- О чем это говорит?

Ответы учащихся.

- изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты: «сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», « «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник кривой и безлистый»

- в тусклые и бледные, грустные тона.

- об эмоциональном состоянии героя.

7. Обучение сравнительному анализу.

Цель  задания –

научиться делать сравнения на основе двух текстов.

 

-Ребята, а как называется наше национальное тувинское жилище?

  • Как он выглядит?

  • Такое же стихотворение о своей родной юрте, о родной земле написал  наш известный тувинский писатель Александр Александрович Даржай. Он родом из Сут-Хольского кожууна из села Суг-Аксы.

Ог (юрта)

Дети составляют характеристику юрты.

IV.Работа с текстом А.Даржая «Огге йорээл».

Цель этапа:

мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний.

 Слушание текста ( читает учитель)

- Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось?

-Каким чувством пронизано все стихотворение?

В этом стихотворении автор выражает благодарность юрте своих предков, восхваляет жилище, где родился и вырос.

  • давайте посмотрим в этом стихотворении непонятны для нас слова:

бодей ог — борбак ог,

долем черде — даг эдээ черде,

  • дургектелген — дажаан,

бозага — эргин,

ээргииштелип — боолденип,

эгииреде — кезээ шагда,

башкы кышкым — баштайгы.

  • Главная идея стихотворения?

  • В стихотворении Даржая  найдите ключевые слова.

- Из ключевых слов мы видим, что  в обоих стихотворениях очень много общего. Образ журавля тоже вводится в стихотворениях неслучайно. Ведь журавль это символ свободы, верности. Птицы здесь сравниваются с человеком. Птицы всегда возвращаются в родные края.

Дети слушают текст, отвечают на вопросы и делают анализ

Это стихотворение тоже пронизано чувством грусти, тоски.

Главная идея этого стихотворения заключена  в строчках

Башкы кышкым ханазында синп калган

 Бодей оом сени утпайн эргип чор мен.

- хову, хемнер, сылдыстар, ог, дуруяалар, кезек аалдар

VI. Итог урока.

Цель этапа:

подведение итогов   работы

Приём ТРКМЧП:

«Синквейн»

 

Подводим итог нашей работы.  

Слово учителя.

Что мы узнали из этих двух стихотворений?

  • Образ дома присутствует и в том, и в другом стихотворении.
  • Эти два стихотворения являются исповедями поэтов родному дому, их признание в вечной любви и памяти.
  • И в завершение нашей беседы я вам предлагаю составить свое стихотворение в в виде синквейна.

СИНКВЕЙН:

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов

5 строка – существительное  – синоним  первому

Объяснить.

-Итоговый вопрос: Каким должен быть ваш дом?

Групповая работа

Дети обобщают знания, заполняют таблицу, составляют синквейны

с разными словами.

  • Дом — ог — это малая родина поэтов.

Примеры синквейнов:

              Дом

   уютный  теплый

любит  ждет   надеется мой дом — моя крепость
           любовь

Ответы:

VII. Рефлексия.

Цель этапа: обобщение ценностного отношения к деятельности учащихся,  к совместной  деятельности, ее оценка.

  • В начале урока мы с вами построили дом. Давайте наполним оболочку нашего дома содержанием.
  • Чем он должен быть наполнен?

           ( предлагаются варианты слов : доброта, забота, вражда, ненависть, любовь, тепло, уют..     )

  • Я желаю, чтобы в вашем доме тоже всегда была, любовь, забота, тепло.

Всегда помните о своем родном доме, о своей родине.

Учащимся раздается макет дома или юрты. Они  должны выбрать из списка нужные слова и вписать их в свои дома.

- Я желаю, чтобы в моем доме всегда царила атмосфера...

Оценка деятельности

- Что было интересно на уроке?

- Что было трудно?

- Что нового вы узнали?

- Где можно применить эти знания?

- Что «возьмете с собой в жизнь»?

- О чём заставил задуматься урок, посвящённый родному дому?

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

- Оценка работы школьников учителем.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно?

Анализируют работу на уроке через самооценку, взаимооценку.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

VIII. Информация о домашнем задании.

(комментирование), выставление отметок за урок.

 

Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение  «Низкий дом с голубыми ставнями»  наизусть,  ответить на вопросы  после стихотворения.

2. Письменно ответить на вопрос

« О чём заставил задуматься урок, посвящённый родному дому?»

- СПАСИБО всем, кто сегодня   своей маленькой удачей помог сделать урок наш успешным!

Самостоятельная домашняя работа

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                «средняя образовательная школа №2»  с.Кызыл-Мажалык

РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ

«Образ родного дома  в стихотворении С.Есенина              

             «Низкий дом с голубыми ставнями»

                                             Урок разработан учителем

                                                  русского языка и литературы

                      Донгак С.И.

                              Кызыл-Мажалык - 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе

              Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина                            ...

Конспект урока 8 класс литература "Историческая поэма С. Есенина "Пугачев"

Во время урока происходит знакомство с творчеством С. Есенина, с содержанием поэмы "Пугачев"...

Конспект интегрированного урока в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...

Презентация к интегрированному уроку в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...

Конспект урока в 5 классе по литературе. С.А.Есенин Образ родного дома в стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями"

УМК:  программа по литературе  под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова,  2013г.  Класс: 5Учитель: Донгак С.И.Тема ур...