Конспект интегрированного урока в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Михайлина Ольга Руслановна

ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирования умений и навыков, способов деятельности).

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: обучение, воспитание, развитие

ЦЕЛЬ:  Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» и провести статический анализ текстов

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная:
  • показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
  • показать значение родины в жизни каждого человека;
  • познакомить учащихся с творчеством поэтов XX века, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов;
  • познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
  • почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
  • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
  • Развивающая:
  • развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
  • развивать умение грамотно строить ответ, учиться выделять главное, анализировать и выделять причинно – следственные связи, размышлять над поставленной проблемой;
  • развивать образное и логическое мышление детей;
  • вырабатывать навыки анализа лирического текста, выразительного чтения;
  • выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение;
  • развивать устную речь учеников;
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • развивать образное и эстетическое мышление;
  • привить учащимся интерес к обществознанию и литературе;
  • развитие креативных способностей; коммуникативной компетенции учащихся.
  • Коррекционная:
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
  • Воспитательная:
  • воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира;
  • привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе;
  • воспитание любви к поэзии;
  • вызвать чувство гордости за свою страну;
  • воспитание умения находить  в тексте средства художественного изображения; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе;
  • показать связь литературы с другими видами искусства и предметами;
  • пробудить интерес у уч-ся к поэзии, к красоте, к любви природы своего края.
  • воспитывать умение слушать друг друга.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • мультимедийное оборудование
  • презентация (портреты  поэтов, иллюстрации на тему войны, репродукции известных художников, изображающих природу)
  • иллюстрации в учебнике
  • доска

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1. рассказ учителя
  2. сообщения учащихся
  3. выразительное чтение
  4. анализ стихотворений
  5. беседа по вопросам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_5_klass_matematikalit-ra.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ

(МАТЕМАТИКА+ЛИТЕРАТУРА)

Учитель математики

Учитель русского языка и литературы: Дзюбенко О.Р.

ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирования умений и навыков, способов деятельности).

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: обучение, воспитание, развитие

ЦЕЛЬ:  Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» и провести статический анализ текстов

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная:
  • показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
  • показать значение родины в жизни каждого человека;
  • познакомить учащихся с творчеством поэтов XX века, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов;
  • познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
  • почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
  • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

  • Развивающая: 
  • развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
  • развивать умение грамотно строить ответ, учиться выделять главное, анализировать и выделять причинно – следственные связи, размышлять над поставленной проблемой;
  • развивать образное и логическое мышление детей;
  • вырабатывать навыки анализа лирического текста, выразительного чтения;
  • выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение;
  • развивать устную речь учеников;
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • развивать образное и эстетическое мышление;
  • привить учащимся интерес к обществознанию и литературе;
  • развитие креативных способностей; коммуникативной компетенции учащихся.

  • Коррекционная: 
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

  • Воспитательная: 
  • воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира;
  • привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе;
  • воспитание любви к поэзии;
  • вызвать чувство гордости за свою страну;
  • воспитание умения находить  в тексте средства художественного изображения; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе;
  • показать связь литературы с другими видами искусства и предметами;
  • пробудить интерес у уч-ся к поэзии, к красоте, к любви природы своего края.
  • воспитывать умение слушать друг друга.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • мультимедийное оборудование
  • презентация (портреты  поэтов, иллюстрации на тему войны, репродукции известных художников, изображающих природу)
  • иллюстрации в учебнике
  • доска

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: 

  • рассказ учителя
  • сообщения учащихся
  • выразительное чтение
  • анализ стихотворений
  • беседа по вопросам.

Ход урока

1. Вступление (на фоне музыки)

 Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.

(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)

Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)

Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся)

Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома.
Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)

2.Объявляется тема: С. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

3. Биография поэта.

Просмотр презентации.

4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».

Часто в своих стихах  Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».

- Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.

-Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран – участников Первой мировой войны.

- Как  вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

Чтение стихотворения.

Вопросы для беседы:
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)
- Проследим  своеобразие стихотворения.

Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

( на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.

-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.

Что мы представляем,  когда читаем эти строки?

- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?

- Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?

-Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…)

-Почему вода названа тихая?

-Найдите сравнение?  С чем сравнивается седина отца, почему?

- Использует ли поэт звукопись? Обратите внимание на звукопись во 2 строфе: 3 раза – р, 1-к, зато л-ль,н.Эта особенность создаёт мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем вслух, чтобы убедиться в этом.

По контрасту в 3 строфе идёт резкое усиление жёсткости с помощью –р-.

-Какое время года мы видим, читая 1 и  2 строфы?

-Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?

5.Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

- Каким годом датировано это стихотворение?

-Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?

-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?

- Сравним несколько строк: (набрать из методички )

-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?

-Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?

- Какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть поэт? (Показать свою верность идее: любви к родной земле).

6.Ответ на проблемный вопрос.

-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли  соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

-Какие? Почему?

7. Рефлексия

-Ребята, понравился ли вам урок?

- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?

Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

И закончить наш урок я хотела стихотворением

Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение на выбор.

Список используемой литературы:

Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....

Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

У каждого великого поэта есть, как говорят, свой голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звездным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня....

Презентация к интегрированному уроку в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...