Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Корнева Анастасия Павловна

                Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_master_-_klass_o_s.a._esenine.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе.

                Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина.

Цель урока: формирование  у учащихся знаний и умений, необходимых для обеспечения гармоничного существования с окружающей средой.

Задачи: 

  • научить использовать изобретательно - выразительные средства языка;
  • формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения;
  • развивать логическое и образное мышление;
  • учить замечать красоту окружающей природы, воспитать любовь к малой родине;
  • выявить особенности образов природы в стихотворениях С.Есенина, понять настроение, чувства поэта в описании природы;
  • пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.

Оборудование

  • портрет С.А.Есенина;
  • рисунки детей о природе;
  • романс на стихи С.Есенина, музыка П.И.Чайковского «Времена года».

                                                   Ход урока

  1. Вступительное слово.  ( В самом начале урока звучит песня на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»).

         Ребята, сегодня  наш урок посвящён творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина, сумевшего воспеть всю красоту русских полей, мелколесий, туманных далей  и  всецело раскрыть красоту русской души, пылкой, страстной и глубоко патриотичной.

         Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве,   которого всё проникнуто «чувством Родины».
Сам поэт писал так: «Чувство Родины – основное в моём творчестве»
(Запись в тетради темы урока и эпиграфа) 

  1. Учитель читает выразительно стихотворение Татьяны Зубковой.

Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатёр,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета
Сбежались у околицы села.
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике всегда горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра  и  голубая  даль.
И в дом его, со ставнями резными,
По- прежнему мы входим, не дыша.
Сергей Есенин - то не просто имя,-
России стихотворная душа.

- Ребята, вы получили задание подготовить сообщение о  Сергее Есенине. Пожалуйста, расскажите нам немного о нём. (Михайлов Дмитрий, Шильцева Валерия, Якуняшева Эллина, Барыбина Полина ).
Пересказ статьи учебника, подготовленный учениками. 

III.       «Я покинул родимый дом...»
      
Анализ текста

      — Прочитайте стихотворение «Я покинул родимый дом...» про себя, приготовьтесь читать его вслух.

        Прослушивание стихотворения, прочтённого самим автором.   

     Несколько человек представляют своё видение этого текста, после прочтения объясняя особенности своей интерпретации. Учитель поможет ученикам осознать её с помощью вопросов, например:

      — Давайте вчитаемся в это стихотворение. Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год. Сколько лет было Есенину? Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?


    (  В 1918 году Есенину 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из села Константиново.)


      — Какие события за это время произошли в России?


      (На этот вопрос детям ответить будет трудно: они ещё плохо знают историю нашей страны. Напишем несколько дат и расскажем о значимости происходивших событий.)


      1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
      
1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
      
1918 год — международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран-участников  Первой мировой войны.


      — Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?


          Мысли о родной рязанской земле давали Есенину силы, питали его энергией. В буре событий, захвативших молодого поэта, малая родина стала восприниматься им как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.


     

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.

— Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый! Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый!


      Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.


      — Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду?


      В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него — это древняя рязанская земля.


      — Почему поэт называет Русь
голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету?


      Образ голубых небес над просторами полей.

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

— Что мы представляем, когда читаем эти строки?


      
Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звёзды над берёзами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой-царевной), которая «распласталась на тихой воде».


      — Почему вода названа тихой?


      Нет ветра, вода неподвижна.

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Поэт сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Это очень необычное сравнение, которое помогает нам представить одновременно и весну, и отца, ждущего сына в деревне.


      

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

Здесь же можем обратить внимание детей на богатые мужские рифмы при перекрестной рифмовке. Все строки оканчиваются ударными слогами, и это создает ощущение звучности и законченности, твердости и ясности звучания.


      — Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?


      Цветущие яблони, отражение луны в тихой воде пруда, березняк, голубые небеса — перед нами встает картина конца весны — начала лета.


      — Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги?


      
Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. И в то же время он верит, что его «голубая Русь», его родина словно под охраной удивительных сил:

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни. В русской народной поэзии клен обычно кудрявый, сам поэт был кудрявым, это позволяет ему сказать: «тот старый клен / Головой на меня похож». Но клен перед нами не зеленый, а желтый, осенний; это понятно из фразы: «тем, кто листьев целует дождь»

      «Дождь листьев» — это листопад. Тот, кого стережёт жёлтый клен, целует опадающие листья и радуется, вспоминая поэта. Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына. Перед нами вновь возникает образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе, который теплится в душе поэта, как священная лампада.


      
В заключении стихотворение читает ученик.


      
IV. «Низкий дом с голубыми ставнями...»

      — Каким годом датировано это стихотворение?
      
1924-м.


      — Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»?


      Прошло шесть лет, которые прокатились по стране огненным валом гражданской войны. Каждый год из этих шести может засчитываться для каждого из живших тогда людей за несколько лет. Что же звучит в душе поэта, какая музыка?


      - В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью, восхищение перед родимой землей.
      Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.



      Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние, как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно. Это помогает ему помнить о родной земле, воспевать её в стихах.


      Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями...». Сравним несколько строк:

«Я покинул родимый дом...»

«Низкий дом с голубыми ставнями...»

...Голубую оставил Русь...

...Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес

...Старый клен на одной ноге...

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...

Долго петь и звенеть пурге

...Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть

...И я знаю, есть радость в нем...

...Нежность грустную русской души

            В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры, например: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «кто листьев целует дождь» (листопад сравнивается с дождем из листьев). Во втором стихотворении метафора одна: «северные бедные небеса» кажутся
      поэту «принакрытыми сереньким ситцем», и в этой метафоре употреблен не яркий («голубая Русь»), а совсем иной цветовой эпитет: «серенький».


      — Обратим внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены?


      
«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.


      — Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?


      «Голубая Русь» — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.


      «Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом.  Земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — 
родимая выть.


      — Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?


      Стихи Есенина очень легко узнать среди многих других стихов. Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например:
      — «...Наше поле, луга и лес, / Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес» — это сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии;
      — «Только видели березь да цветь...» — журавли видели не сытные хлеба, а
березь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;
      — 
родимая выть. Выть — это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. В стихах это слово впервые употребил Есенин.      Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда...

        - Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.


Чтение стихотворения наизусть «Низкий дом с голубыми ставнями» (Наджапов Амир)

V. Рефлексия.  Под мелодию П.И.Чайковского «Времена года»  ученики читают стихи собственного сочинения.

VI.   Домашнее задание: 

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Написать сочинение-миниатюру или стихотворение о березе, используя выразительные средства.
  3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Мастер класс "Искусство складывания салфеток"

Данный мастер класс был проведён на областном семинаре-тренинге " Трудоустройство и востребовательность на рынке труда" для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида....

Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Презентация  к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями"  создана в л...

План-конспект урока. Мастер-класс "Матрёшка"

На  уроке учащиеся знакомятся с историей происхождения Матрёшки,с различными способами росписи (Загорской, Семёновской,Полхов-Майдана) и по образцу выполняют роспись....

«Урок литературы – это искусство, а учитель – художник своего урока». Мастер-класс по методической системе педагога-новатора Е.Н. Ильина

laquo;Главная цель преподавания литературы в ее воспитательной функции, а уже потом в познавательной»Е.Н. Ильин«В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока л...

Конспект урока"Музыкальные сюжеты в литературе" 5 класс

Конспект урока"Музыкальные сюжеты в литературе" 5 класс...

Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"

Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...

Мастер-класс Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение из...