Рабочая программа по Музыке 6 класс на 2014-2015 гг
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
119136, г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.
тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37, http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор ГБОУ СОШ №12 Зам. директора по УВР на заседании м/о
Протокол № ___ от
«____» ___________ г. « ____» ____________ г. «____» ___________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса
на 2014-2015 учебный год
Рабочую программу составила:
Федосеева Г.Ф.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: 5-7 кл. Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина . Москва: “Просвещение”, 2010г. г
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д. Критской.
Цель программы – развитие музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потреб-ности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности: конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа.
Контроль уровня обученности.
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
16. | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | Текущий - письменный | Тест |
31. | Обобщающий урок. Проверочная работа. | Итоговый - письменный | Тест |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- харак-ые черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность муз. произведений к соответ-ствующему жанру и стилю — музыка классич-ая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музык. сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различ-ных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности.
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Содержание рабочей программы
1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
- Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многооб-разие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Со-чинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
- Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
- Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
- Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
- Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содер-жания музыкальных образов.
2. Мир образов камерной и симфонической музыки (14 ч)
- Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
- Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение лите-ратурного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелю-дия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, кон-цертная симфония, симфония-действо и др.
- Современная трактовка классич-их сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,киномузыка.
- Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
- Примерный перечень музыкального материала I полугодия:
- Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
- Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
- Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
- Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
- Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
- Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
- Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
- Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.
- Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
- Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
- На море у тушка купалася, русская народная свадебная песня.
- Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
- Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
- Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
- Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
- Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
- Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
- Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
- Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
- Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.
- Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.
- Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского.
- Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
- Шестопсалмие (знаменный распев).
- Свете тихий. Гимн (киевский распев).
- Да исправится молитва моя. П. Чесноков.
- Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
- Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.
- Русские народные инструментальные наигрыши
- Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.
- Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.
- Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
- Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
- Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.
- Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
- Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». ВГаврилин.
- В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
- Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.
- Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
- В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
- Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.
- Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.
- Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.
- Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
- Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (франменты) К. Орф.
- Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
- Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга
- Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
- Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
- Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
- Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.
- Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
- Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
- Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.
- Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитан-ского.
- Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.
- Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
- Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
- Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
- Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.
- Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
- Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов
- Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.
- Город Нью-Йорк. Блюз и др.
- Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
- Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
- Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
- Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
- Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
- Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Примерный перечень музыкального материала II полугодия:
- Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
- Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
- Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
- Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
- Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
- Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
- Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
- Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
- Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
- Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
- Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
- Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
- Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
- Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
- Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
- Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
- Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
- Ave, verum. В.-А. Моцарт.
- Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
- Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
- Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
- Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
- Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
- Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
- Д. Кабалевский.
- Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Берн-стайн.
- Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
- Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Ди-митрина.
- Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
- Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
- Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.
- Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
- Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
- Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
- Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
- Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
- Как здорово. Слова и музыка О. Митяева
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | В том числе: |
Контрольные работы. | |||
тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 17 | ||
1 четверть | |||
1. | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | |
2. | Образы романсов и песен русских композиторов. | 1 | |
3. | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | 2 | |
4. | |||
5. | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 | |
6. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | |
7. | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 | |
8. | Образы песен зарубежных композиторов. | 1 | |
9. | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | |
10. | Образы русской народной и духовной музыки. | 1 | |
11. | Духовный концерт. | 1 | |
12. | «Фрески Софии Киевской» | 1 | |
13. | «Перезвоны». Молитва. | 1 | |
14. | Образы духовной музыки Западной Европы. И.С.Баха. | 1 | |
15. | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 | |
16. | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 | 1 |
17. | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 | |
тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 14 | ||
18. | Джаз – искусство 20 века. | 1 | |
19. | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | |
20. | Образы камерной музыки. | 1 | |
21. | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | |
22. | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | 1 | |
23. | «Космический пейзаж». Картинная галерея. | 1 | |
24. | «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 2 | |
25. | |||
26. | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | 2 | |
27. | |||
28. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 2 | |
29. | |||
30. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | |
31. | Мир музыкального театра и киномузыки. Обобщающий урок. | 1 | 1 |
31 | 2 |
Содержание программы
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3.- Урок 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музык-го образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструмен-тальное музицирование.
Урок 11. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..Характерные особенности духовной му-зыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 13. «Перезвоны» Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 14.- Урок 15. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха.Образы духовной музыки Западной Европпы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской му-зыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).Харак-терные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности раз-вития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современ-ная рок-обработка музыки И.С.Баха.
Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматичес-кой и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Обра-зы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и рекви-ема. Полифонический и гомофонный тип изложения муз. материала. Контраст музыкальных образов.
Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства : бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (14 часов)
Урок 18. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматичес-ких образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как ос-новной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инстру-ментальной баллады.
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.
Урок 23. «Космический пейзаж». Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации вос-приятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 24. - Урок 25. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие муызкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 28. - Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 30. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 31. Мир музыкального театра. Обобщающий урок. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Тестирование по темам года.
№ | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Требования к уровню достижений | Контрольно-оценочная деятельность | ||
1 | Удивительный мир музыка-льных образов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в роман-се. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина. | Знать/понимать: чтомузыкальный образ – живое, обобщенное пред-ставление о действитель-ности, выраженное в зву-ках. Различать лиричес-кие, эпические, драмати-ческие музыкальные об-разы в вокальной и ин-струментальной музыке. Уметь: Анализировать различные трактовки од-ного и того же произве-дения, аргументируя ис-полнительскую интер-претацию замысла ком-позитора. Владеть навы-ками музицирования: ис-полнение песен. | Вход -ной | устный опрос | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. | Богатство музыкальных образов (ли-рические); особенности их драматур-гического развития в вокальной музы-ке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.. Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Зем-ля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев. | Знать/понимать: жиз-ненно – образное содер-жание музыкальных про-изведений разных жан-ров. Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкаль-ные образы в вокальной музыке. Уметь по харак-терным признакам опре-делять принадлежность музыкальных произведе-ний к соответствующему жанру и стилю — народ-ная, композиторская. | текущий | устный опрос | |
3 | Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Отечественная музыкальная культу-ра 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Ис-полнение музыки как искусство интер-претации. Музыкальный портрет. Един-ство содержания и формы. Приемы разви-тия музыкального образа. Особенности му-зыкальной формы. Сравнение исполнитель-ских трактовок. Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия». М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье». М. Глинка. «Вальс-фантазия». «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка». | Знать/понимать: спосо-бы создания различных образов: музыкальный Портрет. Понимать, что каждое музыкальное про-изведение благодаря эмо-циональному воздейст-вию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь: Уметь анализиро-вать различные трактовки одного и того же произве-дения, аргументируя ис-полнительскую интерпретацию замысла компози-тора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка ком-позитора – М.Глинки. | текущий | устный опрос | |
4 | Два музыка-льных пос-вящения. Картинная галерея. Комбинированный урок | текущий | устный опрос | |||
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Урок комплексного применения ЗУН. | Отечественная музыкальная культу-ра 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахмани-нова. Мелодические особенности музыкаль-ного языка С.В.Рахманинова. Выразитель-ность и изобразительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень». С.В.Рахманинов, сл. Г.Гали-ной. «Здесь хорошо». С.В.Рахманинов «Островок». Ю.Визбор «Лесное солнышко». | Знать/понимать: Знать имена выдающихся рус-ских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музы-кальных жанров и терми-нов: романс, баркарола, серенада. Уметь: проводить инто-национно-образный ана-лиз музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | тематический | устный опрос | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Арти-стизм и талант Ф.И. Шаляпина.М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Люд-мила» в исполнении Ф. Шаляпина. М.И. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин». Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко». Ю.Визбор «Лесное солнышко». | Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Неждано-ва, И.Архипова, М.Кал-лас, Э.Карузо, Е.Образцо-ва), понятие бельканто. Уметь: размышлять о му-зыке, высказывать сужде-ния об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | текущий | устный опрос | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Урок-лекция. | Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной му-зыки (обрядовые песни). Народные ис-токи русской профессиональной музы-ки. Лирические образы свадебных обрядо-вых песен. Песня-диалог. Воплощение об-ряда свадьбы в операх русских композито-. РНП «Матушка, что во поле пыльно». М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плы-вёт, лебёдушка» из оперы «Хованщи-на». М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин». М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин». А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице». | Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значе-ние песен во время обряда, Владеть навыка-ми музицирования: ис-полнение песен (народ-ных). Уметь: по харак-терным признакам опре-делять принадлежность музыкальных произведе-ний к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народ-ная на примере опер русских композиторов. | тематический | устный опрос практика | |
8 | Образы пе-сен зарубеж-ных компо-зиторов. Комбинированный урок | Творчество выдающихся композито-ров прошлого. Знакомство с твор-чеством выдающихся русских и зару-бежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак. Ф.Шуберт «Форель». Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете». Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебе-диная песня) Исп И.Козловский. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице». | Знать/понимать: извест-ных исполнителей(Ф.Ша-ляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музы-кальных жанров и терми-нов: опера, романс, бар-карола, серенада, бал-лада, знакомство со сти-лем пения- бельканто. Уметь: наблюдать за раз-витием музыки, выявлять средства выразительности разных видов Искусств в создании единого образа. | текущий | тест практика | |
9 | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в испол-нении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в испол-нении Б.Гмыря. В. Шаинский «Багульник» | Знать/понимать: имена зарубежных композито-ров: Ф.Шуберт и его произведения. Знать оп-ределения музыкальных жанров и терминов: бал-лада. Уметь: различать эпические, драматичес-кие музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музы-кальные сочинения с произведениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, переда-вать муз. впечатления. | тематический | устный опрос | |
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Урок-лекция. | Образная природа и особенности рус-ской духовной музыки в эпоху средне-вековья: знаменный распев как музы-кально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкаль-ного фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музици-рование. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былин-ные наигрыши». Киевский распев «Свете тихий» П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя» | Знать/понимать: особен-ности народного искус-ства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, пар-тесное пение. Знать жан-ры церковного пения: тр-парь, стихира, величание, молитва. Уметь: по ха-рактерным признакам оп-ределять принадлежность музыкальных произведе-ний к соответствующему жанру и стилю | текущий | устный опрос практика | |
11 | Духовный концерт. Урок-лекция. | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка рус-ских композиторов: хоровой концерт.. Характерные особенности духовной музы-ки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаме-нный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифо-ническое изложение материала. М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть. Б.Окуджава «Молитва» | Знать/понимать: осо-бенности развития народ-ной и духовной музыки в Древней Руси, знаком-ство с некоторыми ха-рактерными этапами раз-вития церковной музыки в историческом контек-сте (от знаменного рас-пева до партесного пе-ния). Знать композитора М.Березовского. Уметь: по характерным призна-кам определять принад-леж-ность музыкальных произведений к соответ-ствующему жанру и сти-лю. | текущий | устный опрос | |
12 | «Фрески Софии Киевской». Комбинированный урок | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций рус-ской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактов-ки. Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»: «№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант». Б.Окуджава «Молитва» | Знать/понимать: какими средствами в современ-ной музыке раскрываются религиозные сюжеты. Уметь: наблюдать за раз-витием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотно-сить музыкальные сочи-нения с произведениями других видов искусств. | текущий | устный опрос рисунок | |
13 | «Перезвоны» Молитва. Комбинированный урок | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций рус-ской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским на-родным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных компо-зиторов. В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года». В. Гаври-лин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри». Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…» Б.Окуджава «Молитва» | Знать/понимать: значе-ние выявления глубоких связей с русским народ-ным музыкальным твор-чеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музы-ки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведе-ниями других видов ис-кусств, размышлять о му-зыке, высказывать сужде-ния об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | тематиче ский | устный опрос отзыв | |
14 | Образы духовной музыки Западной Европы. И.С.Бах. По-лифония. Фуга. Хорал. Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Особенности западноевропейской му-зыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвыша-ющее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Осо-бенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха. И.С.Бах «Токката» ре минор. И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке. И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает». И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал. И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал. А.Городницкий «Атланты» | Знать/понимать: опреде-ления музыкальных жан-ров и терминов: фуга, токката, полифония, хо-рал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложе-ния музыки. Получить представление о стиле барокко. Уметь: проводить интонационно-образный анализ . | текущий | устный опрос практика | |
15 | текущий | устный опрос | ||||
16 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Урок расширения знаний и закрепление знаний. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трак-товки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов ка-мерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музы-ке. Закрепление вокально-инструменталь-ных жанров кантаты и реквиема. Полифо-нический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музы-кальных образов. Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер» В.А.М-оцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атер-нам». Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фор-туна!». А.Городницкий «Атланты» | Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония. Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки. | тематический | Тестирование Оформление афиши | |
17 | Авторская музыка: прошлое и настоящее. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроник-новения «легкой» и «серьезной» музы-ки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни. Д.Тухманов «Из ваган-тов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти». «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн. А.Городницкий «Снег»; | Знать/понимать:опреде-ления музыкальных жан-ров и терминов: автор-ская песня, имена авто-ров бардовской песни. Историю развития автор-ской песни. Уметь: со-вершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собствен-ную точку зрения, срав-нения различных испол-нительских трактовок одного и того же произ-ведения и выявления их своеобразия. | тематический | устный опрос беседа | |
18 | Джаз – искусство 20 века. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроник-новения «легкой» и «серьезной» музы-ки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спи-ричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импрови-зационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы» Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом». Блюз «Сегодня я пою блюз». Дж.Гершвин. «Любимый мой». И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона. И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.М.Минков «Старый рояль». У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить». | Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армст-ронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произ-ведения, аргументируя исполнительскую интер-претацию замысла компо-зитора | тематический | устный опрос беседа | |
19 | Вечные темы искусства и жизни. Вводный. Расширение и углубление знаний.. | Особенности трактовки драматичес-кой и лирической сфер музыки на при-мере образцов камерной инструмен-тальной музыки - прелюдия, этюд.. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобра-зие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Харак-терные черты музыкального стиля Ф.Шопе-на. Закрепление жанра ноктюрна. Програм-мная и не программная музыка. Ф.Шопен. «Этюд № 12». Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». | Знать/понимать: что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симф. Музы-ки. Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | текущий | устный опрос беседа | |
20 | Образы камерной музыки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки.. Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». | Знать/понимать: жанры камерной музыки: инстр-ументальная баллада, ноктюрн, прелюдия, ин-струментальный кон-церт. Понимать строение музыкальных форм: рон-до, вариация. Уметь: уз-навать произведения оп-ределенного компози-тора. Анализировать раз-личные трактовки одного и того же музыкального жанра. | текущий | устный опрос беседа | |
21 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Урок расширения знаний. | Романтизм в западноевропейской му-зыке. Развитие жанров светской му-зыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика осо-бенностей восприятия мира компози-торами. Особенности жанра инструмен-тальной баллады. Ф.Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разно-образие музыкальных образов в одном про-изведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квар-тета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитан-ского «Баллада о гитаре и трубе». | Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искус-ства, а создателем ин-струментальной баллады был Ф. Шопен. Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Раз-мышлять о музыке, выра-жать собственную пози-цию относительно прос-лушанной музыки. Ана-лизировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра. | текущий | устный опрос | |
22 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности западноевропейской му-зыки эпохи Барокко. Зарубежная духов-ная музыка в синтезе с храмовым ис-кусством. Новый круг образов, отра-жающих чувства и настроения чело-века, его жизнь в многообразных проя-вления. Зарождение и развитие жанра ин-струментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музы-ка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж. А.Вивальди из цикла «Времена года»:А. Вивальди «Зима» 2 из цикла «Времена года» в аранжировкеджаз-оркестра Р.Фола. И.С. Бах «Итальянский концерт».О.Митяев «Как здорово». | Знать/понимать: значе-ние программной музыки, закрепить представления о различных видах кон-церта: хоровой духовный концерт, инструмен-тальный, особенности стиля барокко. Уметь: определять форму музы-кального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразитель-ные и изобразительные образы в музыке. | текущий | устный опрос | |
23 | «Космический пейзаж». Картинная галерея. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы разви-тия современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузы-кального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». О.Митяев «Как здорово». | Знать/понимать: осоз-нать взаимопроникнове-ние и смысловое един-ство слова, музыки, изо-бразительного искусства, а также легкой и серьез-ной музыки. Синтезатор. Уметь: определять фор-му музыкального произ-ведения, определять тем-бры муз. инструментов, определять выраз. и изобр. образы в музыке, сопоставлять поэтические и муз. произведения. | тематический | устный опрос рисунок | |
24 | «Метель». Музыкаль-ные иллюстрации к повести А.С.Пушки-на. Сообщение и усвоение новых знаний. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций рус-ской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композито-ров прошлого и современности: Г.Сви-ридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфоническо-го оркестра в раскрытии образов литератур-ного произведения. Стилистические осо-бенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музы-кальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пас-тораль»; «Военный марш»; «Венчание». Н.Зубов. «Не уходи». О.Митяев «Как здорово | Знать/понимать: пони-мать значение симфони-ческого оркестра в рас-крытии образов литера-турного сочинения. Раз-личать звучание различ-ных музыкальных ин-струментов, понимать определение прогр. музы-ки. Уметь: выразительно исполнять песни.Размыш-лять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослу-шанной музыки. Опреде-лять тембры муз. инстру-ментов, выявлять сред-ства выразительности, форму, приемы развития муз. произведений. | текущий | устный опрос рисунок | |
25 | текущий | беседа | ||||
26 | Симфоническое развитие музыкаль-ных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Расширение и углубление знаний. | Особенности трактовки драматичес-кой и лирической сфер музыки на при-мере образцов камерной инструмен-тальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилис-тические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музы-кального развития, построения музыкаль-ной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне про-тиворечивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.В. А. Мо-царт «Симфония № 40». В.А.Моцарт «Авэ верум». П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка». | Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубеж-ных- В.Моцарт. компози-торов и их произведения, уметь войти в мир музы-кальных образов компо-зиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях. Уметь: осознать взаимо-проникновение и смысло-вое единство слова, музы-ки, сценического дейст-вия, изобраз. искусства, хореографии, легкой и серьезной музыки. | тематический | устный опрос отзыв о роизведении | |
27 | итоговый | тест | ||||
28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности трактовки драматичес-кой и лирической сфер музыки на при-мере образцов камерной инструмен-тальной музыки: увертюра. Класси-цизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в прог-раммной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликт-ное столкновение противоборствующих сил. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».Е. Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка». | Знать/понимать: имена зарубежных композито-ров: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной фор-мы на примере увертюры «Эгмонт».Уметь: сравни-вать различные исполни-тельские трактовки од-ного и того же произведе-ния и выявлять их свое-образие. | текущий | устный опрос отзыв о роизведении | |
29 | текущий | устный | ||||
30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструменталь-ной, камерно-инструментальной, сим-фонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Вопло-щение литературного сюжета в програм-мной музыке. Закрепление строения сонат-ной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности | тематический | устный опрос | |
31 | Мир музы- кального театра. Образы кино-музыки. Обоб-щающий урок. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество композитора И.О. Дунаевского. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах. Взаимо-проникновение и смысловое взаимодей-ствие слова, музыки, сценического дейст-вия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта. Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика».Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика «.И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капи-тана Гранта». М. Таривердиев. «Мгнове-ния» из к/ф «Семнадцать мгновений весны» Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» | Знать/понимать: Пони-мать жизненно – образное содержание музыкальных произведений. Уметь: Выразительно исполнять песни. Размышлять о му-зыке, выражать собствен-ную позицию относитель-но прослушанной музы-ки. Уметь узнавать на слух изученные произве-дения русской и зарубеж-ной классики, произведе-ния современных компо-зиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. | тематический | устный опрос беседа | |
текущий | устный опрос | |||||
Список литературы. Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
MULTIMEDIA – поддержка предмета 1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM) 2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК) 3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн». 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» 6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.» 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008. Список научно-методической литературы.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 год, 9 класс, В.Я.Коровина
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 для 9 класса разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 6 класс, В.Я.Коровина
Рабочая программа по литературе для 6 класса, 68 часов...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной
Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 5 класс, В.Я.Коровина, ФГОС
Рабочая программа по литературе на 105 часов по ФГОС на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...