Рабочая программа по Музыке 6 класс на 2014-2015 гг
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_muzyka.docx109.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №12

119136,  г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37,  http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

УТВЕРЖДАЮ:                              СОГЛАСОВАНО:                         РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ  №12        Зам. директора по УВР                   на заседании м/о

                                                                                                                  Протокол № ___ от

«____» ___________ г.            « ____» ____________ г.                     «____» ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса

на 2014-2015 учебный год

Рабочую программу составила:

Федосеева Г.Ф.

     

Пояснительная записка.

Данная  рабочая  программа разработана на основе программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: 5-7 кл. Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина . Москва: “Просвещение”, 2010г. г

Исходными документами для составления данной рабочей      программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;

      При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д. Критской.

  Цель программы – развитие музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.

  Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потреб-ности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

        Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы.         

   В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).  Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

           Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

         Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

         Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.

       Виды организации учебной деятельности:  конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа.

Контроль уровня  обученности.

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

16.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

Текущий - письменный

Тест

31.

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Итоговый - письменный

Тест

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • основные формы музыки;
  • харак-ые черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

     Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся  

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  • уметь по характерным признакам определять принадлежность муз. произведений к соответ-ствующему жанру и стилю — музыка классич-ая, народная, религиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музык.  сочинений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различ-ных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности.
  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Содержание  рабочей   программы

1.  Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

  • Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многооб-разие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Со-чинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
  • Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
  • Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
  • Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
  • Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содер-жания музыкальных образов.

 2.   Мир образов камерной и симфонической музыки (14 ч)

  • Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
  • Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение лите-ратурного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелю-дия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, кон-цертная симфония, симфония-действо и др.
  • Современная трактовка классич-их сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,киномузыка.
  • Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

  • Примерный перечень музыкального материала I полугодия:
  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
  • Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
  • Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
  • Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
  • Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.
  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
  • Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
  • На море у тушка купалася, русская народная свадебная песня.
  • Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
  • Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
  • Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
  • Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
  • Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
  • Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.
  • Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.
  • Лесной   царь.   Ф. Шуберт,   слова  В. Гёте,   русский  текст B.        Жуковского.
  •      Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
  •      Шестопсалмие (знаменный распев).
  •      Свете тихий. Гимн (киевский распев).
  •       Да исправится молитва моя. П. Чесноков.
  •       Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C.        Рахманинов.
  •       Русские народные инструментальные наигрыши
  • Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.
  • Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.
  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.
  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
  • Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». ВГаврилин.
  • В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
  • Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.
  • Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
  • В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
  • Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.
  • Хоралы 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.
  • Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.
  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
  • Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене   (франменты) К. Орф.
  • Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
  • Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга
  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
  • Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
  • Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
  • Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.
  • Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
  • Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
  • Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.
  • Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитан-ского.
  • Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.
  • Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
  • Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
  • Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
  • Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.
  • Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
  •       Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов
  • Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.
  • Город Нью-Йорк. Блюз и др.
  • Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
  • Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
  • Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
  • Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
  • Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
  • Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Примерный перечень музыкального материала II полугодия:

  • Прелюдия № 24; Баллада 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
  • Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
  • Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
  • Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
  • Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
  • Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
  • Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
  • Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
  • Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
  • Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
  • Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
  • Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
  • Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
  • Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
  • Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
  • Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
  • Ave, verum. В.-А. Моцарт.
  • Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
  • Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
  • Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
  • Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
  • Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
  • Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
  • Д. Кабалевский.
  • Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Берн-стайн.
  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
  • Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Ди-митрина.
  • Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
  • Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
  • Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р.      Рождественского.
  • Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
  • Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
  • Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
  • Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
  • Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
  •       Как здорово. Слова и музыка О. Митяева

Учебно-тематический     план    

п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

тема   I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

17

1  четверть

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2.

Образы романсов и песен русских композиторов.

1

3.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

2

4.

5.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

6.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

7.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1

8.

Образы песен зарубежных композиторов.

1

9.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

10.

Образы русской народной и духовной музыки.

1

11.

Духовный концерт.

1

12.

«Фрески Софии Киевской»

1

13.

«Перезвоны». Молитва.

1

14.

Образы духовной музыки Западной Европы. И.С.Баха.

1

15.

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.

1

16.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1

1

17.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

тема   II полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

14

18.

Джаз – искусство 20 века.

1

19.

Вечные темы искусства и жизни.

1

20.

Образы камерной музыки.

1

21.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1

22.

Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». 

1

23.

«Космический пейзаж». Картинная галерея.

1

24.

 «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести

 А.С.Пушкина

2

25.

26.

Симфоническое  развитие музыкальных образов. «В печали  весел, а в веселье печален». Связь времен.

2

27.

28.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2

29.

30.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1

31.

Мир музыкального театра и киномузыки. Обобщающий урок.

1

1

31

2

Содержание  программы

 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2.  Образы романсов и песен русских композиторов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3.- Урок 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.

Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музык-го образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

 Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

 Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструмен-тальное музицирование.

Урок 11. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..Характерные особенности духовной му-зыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 12. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13. «Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок  14.- Урок 15. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха.Образы духовной музыки Западной Европпы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской му-зыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).Харак-терные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности раз-вития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современ-ная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматичес-кой и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Обра-зы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и рекви-ема. Полифонический и гомофонный тип изложения муз. материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства : бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

 «Мир образов камерной и симфонической музыки» (14 часов)

Урок 18. Джаз – искусство 20 века.   

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматичес-ких образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как ос-новной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инстру-ментальной баллады.

Урок 21. Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж. 

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». 

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.

 Урок 23. «Космический пейзаж». Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации вос-приятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

 Урок 24. - Урок 25.  «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.  Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие муызкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен. 

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. -  Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 30. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 31. Мир музыкального театра. Обобщающий урок. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера.

 Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Тестирование по темам года.


Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная

деятельность

1

Удивительный мир музыка-льных образов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в роман-се. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Знать/понимать: чтомузыкальный образ – живое, обобщенное пред-ставление о действитель-ности, выраженное в зву-ках. Различать лиричес-кие, эпические, драмати-ческие музыкальные об-разы в вокальной и ин-струментальной музыке.

Уметь:  Анализировать различные трактовки од-ного и того же произве-дения, аргументируя ис-полнительскую интер-претацию замысла ком-позитора. Владеть навы-ками музицирования: ис-полнение песен.

Вход -ной

устный опрос

2

Образы романсов и песен русских композиторов.

Богатство музыкальных образов (ли-рические); особенности их драматур-гического развития в вокальной музы-ке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.. Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Зем-ля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Знать/понимать: жиз-ненно – образное содер-жание музыкальных про-изведений разных жан-ров. Уметь:  различать лирические, эпические, драматические музыкаль-ные образы в вокальной  музыке. Уметь по харак-терным признакам опре-делять принадлежность музыкальных произведе-ний к соответствующему жанру и стилю — народ-ная, композиторская.

текущий

устный опрос

3

Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Отечественная музыкальная культу-ра 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Ис-полнение музыки как искусство интер-претации. Музыкальный портрет. Един-ство содержания и формы. Приемы разви-тия музыкального образа. Особенности му-зыкальной формы. Сравнение исполнитель-ских трактовок. Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».  М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».

М. Глинка. «Вальс-фантазия». «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

Знать/понимать: спосо-бы создания различных образов: музыкальный

Портрет. Понимать, что каждое музыкальное про-изведение благодаря эмо-циональному воздейст-вию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь: Уметь анализиро-вать различные трактовки одного и того же произве-дения, аргументируя ис-полнительскую интерпретацию замысла компози-тора. Уметь соотносить музыкальные сочинения  с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка ком-позитора – М.Глинки.

текущий

устный опрос

4

Два музыка-льных пос-вящения. Картинная галерея.

Комбинированный урок

текущий

устный опрос

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Урок комплексного применения ЗУН.

Отечественная музыкальная культу-ра 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахмани-нова. Мелодические особенности музыкаль-ного языка С.В.Рахманинова. Выразитель-ность и изобразительность в музыке.

С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».  С.В.Рахманинов, сл. Г.Гали-ной. «Здесь хорошо». С.В.Рахманинов «Островок». Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Знать/понимать: Знать имена выдающихся рус-ских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов,  Н.Римский- Корсаков. Знать определения  музы-кальных жанров и терми-нов: романс, баркарола, серенада.

Уметь: проводить инто-национно-образный  ана-лиз музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления  в рисунке.

тематический

устный опрос

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Арти-стизм и талант Ф.И. Шаляпина.М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Люд-мила» в исполнении Ф. Шаляпина. М.И. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин». Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Неждано-ва, И.Архипова, М.Кал-лас, Э.Карузо, Е.Образцо-ва), понятие бельканто.

Уметь: размышлять о му-зыке, высказывать сужде-ния об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

текущий

устный опрос

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Урок-лекция.

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной му-зыки (обрядовые песни). Народные ис-токи русской профессиональной музы-ки. Лирические образы свадебных обрядо-вых песен. Песня-диалог. Воплощение об-ряда свадьбы в операх русских композито-.

РНП «Матушка, что во поле пыльно».

М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плы-вёт,  лебёдушка» из оперы  «Хованщи-на».  М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».

М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин». А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значе-ние песен во время обряда, Владеть навыка-ми музицирования: ис-полнение песен (народ-ных).  Уметь:  по харак-терным признакам опре-делять принадлежность музыкальных произведе-ний к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народ-ная на примере опер русских композиторов.

тематический

устный опрос

практика

8

Образы пе-сен зарубеж-ных компо-зиторов. Комбинированный урок

Творчество выдающихся композито-ров прошлого. Знакомство с твор-чеством выдающихся русских и зару-бежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак. Ф.Шуберт «Форель». Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебе-диная песня) Исп И.Козловский. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей  А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Знать/понимать: извест-ных исполнителей(Ф.Ша-ляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения  музы-кальных жанров и терми-нов: опера, романс, бар-карола, серенада, бал-лада, знакомство со сти-лем пения- бельканто.

Уметь: наблюдать за раз-витием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов Искусств  в создании единого образа.

текущий

тест

практика

9

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в испол-нении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в испол-нении Б.Гмыря. В. Шаинский «Багульник»

Знать/понимать: имена зарубежных композито-ров: Ф.Шуберт  и  его  произведения. Знать оп-ределения  музыкальных жанров и терминов: бал-лада. Уметь: различать эпические, драматичес-кие музыкальные образы в вокальной  музыке. Уметь соотносить музы-кальные сочинения  с произведениями других видов искусств. Выделять  музыкальные средства выразительности, переда-вать  муз. впечатления.

тематический

устный опрос

10

Образы русской народной и духовной музыки.

Урок-лекция.

Образная природа и особенности рус-ской духовной музыки в эпоху средне-вековья: знаменный распев как музы-кально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкаль-ного фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музици-рование. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былин-ные наигрыши». Киевский распев «Свете тихий»  П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»

Знать/понимать: особен-ности народного искус-ства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, пар-тесное пение. Знать жан-ры церковного пения: тр-парь, стихира, величание,  молитва. Уметь: по ха-рактерным признакам оп-ределять принадлежность музыкальных произведе-ний к соответствующему жанру и стилю

текущий

устный опрос

практика

11

Духовный концерт.

 Урок-лекция.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка рус-ских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музы-ки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаме-нный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифо-ническое изложение материала.

М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

Б.Окуджава «Молитва»

Знать/понимать:  осо-бенности развития народ-ной и духовной музыки в Древней Руси, знаком-ство  с некоторыми ха-рактерными этапами раз-вития церковной музыки  в историческом контек-сте (от знаменного рас-пева до партесного пе-ния). Знать композитора М.Березовского. Уметь: по характерным призна-кам определять принад-леж-ность музыкальных произведений к соответ-ствующему жанру и сти-лю.

текущий

устный опрос

12

«Фрески Софии Киевской».

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций рус-ской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактов-ки. Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»: «№3.  Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»;

 «№7. Музыкант». Б.Окуджава «Молитва»

Знать/понимать: какими средствами в современ-ной музыке раскрываются религиозные сюжеты.

Уметь: наблюдать за раз-витием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа  на примере музыки В.Кикты. Уметь соотно-сить музыкальные сочи-нения  с произведениями других видов искусств.

текущий

устный опрос

рисунок

13

«Перезвоны» Молитва.

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций рус-ской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским на-родным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных компо-зиторов. В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года». В. Гаври-лин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри». Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…» Б.Окуджава «Молитва»

Знать/понимать:  значе-ние выявления глубоких связей с русским народ-ным музыкальным твор-чеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музы-ки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. Уметь: соотносить музыкальные сочинения  с произведе-ниями других видов ис-кусств, размышлять о му-зыке, высказывать сужде-ния об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

тематиче

ский

устный опрос

отзыв

14

Образы духовной музыки Западной Европы. И.С.Бах. По-лифония. Фуга. Хорал.

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Особенности западноевропейской му-зыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвыша-ющее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Осо-бенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха. И.С.Бах «Токката» ре минор. И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке. И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает». И.С.Бах. «Рождественская оратория  №2» Хорал. И.С.Бах «Рождественская оратория  №4» Хорал.

А.Городницкий «Атланты»

Знать/понимать: опреде-ления  музыкальных жан-ров и терминов:  фуга, токката, полифония, хо-рал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах,  и их произведения. Понимать особенности полифонического изложе-ния музыки. Получить  представление о стиле барокко.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ .

текущий

устный опрос

практика

15

текущий

устный опрос

16

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Урок расширения знаний и закрепление знаний.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трак-товки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов ка-мерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музы-ке. Закрепление вокально-инструменталь-ных жанров кантаты и реквиема. Полифо-нический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музы-кальных образов. Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер» В.А.М-оцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атер-нам». Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фор-туна!». А.Городницкий «Атланты»

Знать/понимать:  особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

тематический

Тестирование

Оформление афиши

17

Авторская музыка: прошлое и настоящее.    

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроник-новения «легкой» и «серьезной» музы-ки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни. Д.Тухманов «Из ваган-тов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».  «Гаудеамус»  - Международный студенческий гимн.

А.Городницкий «Снег»;

Знать/понимать:опреде-ления  музыкальных жан-ров и терминов: автор-ская песня, имена авто-ров бардовской песни. Историю развития автор-ской песни. Уметь:  со-вершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собствен-ную точку зрения, срав-нения различных испол-нительских трактовок одного и того же произ-ведения и выявления их своеобразия.

тематический

устный опрос

беседа

18

Джаз – искусство 20 века.     

  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний       

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроник-новения «легкой» и «серьезной» музы-ки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спи-ричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импрови-зационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы» Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

Блюз «Сегодня я пою блюз».  Дж.Гершвин. «Любимый мой». И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона. И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.М.Минков «Старый рояль».

У.Хьюстон  «Я всегда буду тебя любить».

Знать/понимать: истоки джаза,  определения  музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей:  Дж.Гершвин, Л.Армст-ронг, Д.Эллингтон.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произ-ведения, аргументируя исполнительскую интер-претацию замысла компо-зитора

тематический

устный опрос

беседа

19

Вечные темы искусства и жизни.

Вводный. Расширение и углубление знаний..

Особенности трактовки драматичес-кой и лирической сфер музыки на при-мере образцов камерной инструмен-тальной музыки - прелюдия, этюд..

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобра-зие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Харак-терные черты музыкального стиля Ф.Шопе-на. Закрепление жанра ноктюрна. Програм-мная и не программная музыка. Ф.Шопен. «Этюд № 12». Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Знать/понимать: что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симф. Музы-ки.

Уметь:  выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

текущий

устный опрос

беседа

20

Образы камерной музыки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..

Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Знать/понимать:  жанры камерной музыки: инстр-ументальная  баллада, ноктюрн, прелюдия, ин-струментальный кон-церт. Понимать строение музыкальных форм: рон-до, вариация.   Уметь: уз-навать произведения оп-ределенного компози-тора. Анализировать раз-личные трактовки одного и того же музыкального жанра.

текущий

устный опрос

беседа

21

Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж. Урок расширения знаний.

Романтизм в западноевропейской му-зыке. Развитие жанров светской му-зыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика осо-бенностей восприятия мира компози-торами. Особенности жанра инструмен-тальной баллады. Ф.Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разно-образие музыкальных образов в одном про-изведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квар-тета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитан-ского «Баллада о гитаре и трубе».

Знать/понимать:  что баллада один из жанров романтического искус-ства, а создателем ин-струментальной баллады был Ф. Шопен. Уметь:  выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Раз-мышлять о музыке, выра-жать собственную пози-цию относительно прос-лушанной музыки. Ана-лизировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра.

текущий

устный опрос

22

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности западноевропейской му-зыки эпохи Барокко. Зарубежная духов-ная музыка в синтезе с храмовым ис-кусством. Новый круг образов, отра-жающих чувства и настроения чело-века, его жизнь в многообразных проя-вления. Зарождение и развитие жанра ин-струментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музы-ка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж. А.Вивальди из цикла «Времена года»:А. Вивальди «Зима» 2 из цикла «Времена года» в аранжировкеджаз-оркестра Р.Фола. И.С. Бах «Итальянский концерт».О.Митяев «Как здорово».

Знать/понимать: значе-ние программной музыки, закрепить представления о различных видах кон-церта: хоровой духовный концерт, инструмен-тальный, особенности стиля барокко. Уметь:  определять форму музы-кального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразитель-ные и изобразительные образы в музыке.

текущий

устный опрос

23

«Космический пейзаж». Картинная галерея.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы разви-тия современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузы-кального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». О.Митяев «Как здорово».

Знать/понимать: осоз-нать взаимопроникнове-ние  и смысловое един-ство слова, музыки, изо-бразительного искусства, а также легкой и серьез-ной музыки. Синтезатор.

Уметь:   определять фор-му музыкального произ-ведения, определять тем-бры муз. инструментов, определять выраз. и изобр. образы в музыке, сопоставлять поэтические и муз. произведения.

тематический

устный опрос

рисунок

24

 «Метель». Музыкаль-ные иллюстрации к повести А.С.Пушки-на.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций рус-ской классической музыкальной школы.  Творчество выдающихся композито-ров прошлого и современности: Г.Сви-ридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфоническо-го оркестра в раскрытии образов литератур-ного произведения. Стилистические осо-бенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музы-кальных иллюстраций к повести Пушкина  «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пас-тораль»; «Военный марш»; «Венчание».

Н.Зубов. «Не уходи». О.Митяев «Как здорово

Знать/понимать: пони-мать значение симфони-ческого оркестра в рас-крытии образов литера-турного сочинения. Раз-личать звучание различ-ных музыкальных ин-струментов, понимать определение прогр. музы-ки. Уметь: выразительно исполнять песни.Размыш-лять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослу-шанной музыки. Опреде-лять тембры муз. инстру-ментов, выявлять сред-ства выразительности, форму, приемы развития муз. произведений.

текущий

устный опрос

рисунок

25

текущий

беседа

26

Симфоническое развитие музыкаль-ных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен.

Расширение и углубление знаний.

Особенности трактовки драматичес-кой и лирической сфер музыки на при-мере образцов камерной инструмен-тальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилис-тические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музы-кального развития, построения музыкаль-ной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне про-тиворечивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.В. А. Мо-царт «Симфония № 40». В.А.Моцарт «Авэ верум». П И.Чайковский «Моцартиана»,   оркестровая сюита №4. Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Знать/понимать:  имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубеж-ных- В.Моцарт. компози-торов и их произведения, уметь войти в мир музы-кальных образов компо-зиторов П.Чайковского и В.Моцарта.  Понимать значение интерпретаций в произведениях.  

Уметь:  осознать взаимо-проникновение и смысло-вое единство слова, музы-ки, сценического дейст-вия, изобраз. искусства, хореографии, легкой и серьезной музыки.  

тематический

устный опрос

отзыв о роизведении

27

итоговый

тест

28

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности трактовки драматичес-кой и лирической сфер музыки на при-мере образцов камерной инструмен-тальной музыки: увертюра. Класси-цизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в прог-раммной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликт-ное столкновение противоборствующих сил. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».Е. Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Знать/понимать: имена зарубежных композито-ров: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной фор-мы на примере  увертюры «Эгмонт».Уметь: сравни-вать различные исполни-тельские трактовки од-ного и того же произведе-ния и выявлять  их свое-образие.

текущий

устный опрос

отзыв о роизведении

29

текущий

устный

30

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструменталь-ной, камерно-инструментальной, сим-фонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Вопло-щение литературного сюжета в програм-мной музыке. Закрепление строения сонат-ной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения.  Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

тематический  

устный опрос

31

Мир музы-

кального театра. Образы кино-музыки.

Обоб-щающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество композитора И.О. Дунаевского. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах. Взаимо-проникновение и смысловое взаимодей-ствие слова, музыки, сценического дейст-вия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта. Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика».Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика «.И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капи-тана Гранта». М. Таривердиев. «Мгнове-ния» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

Знать/понимать:  Пони-мать жизненно – образное содержание музыкальных произведений. Уметь: Выразительно исполнять песни. Размышлять о му-зыке, выражать собствен-ную позицию относитель-но прослушанной музы-ки. Уметь узнавать на слух изученные произве-дения  русской и зарубеж-ной классики, произведе-ния современных компо-зиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

тематический

устный опрос

беседа 

текущий

устный опрос

Список литературы.

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  6 класс», М., Просвещение, 2005г
  • Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия., М,Просвещение, 2009 г.
  • учебник «Музыка. 6 класс», М.,  Просвещение, 2006г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  5.  «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  7. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  8. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  9. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  10. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  11. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  12. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  13. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  14. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  6.  «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  12. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  13. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  14. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  15. Песенные сборники.
  16. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 год, 9 класс, В.Я.Коровина

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 для 9 класса разработана на основе авторской программы под редакцией  В.Я.Коровиной...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 6 класс, В.Я.Коровина

Рабочая программа по литературе для 6 класса, 68 часов...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 5 класс, В.Я.Коровина, ФГОС

Рабочая программа по литературе на 105 часов по ФГОС на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...