Рабочая программа по Музыке 5 класс на 2014-2015 г
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_muzyka.docx90.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №12

119136,  г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37,  http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

УТВЕРЖДАЮ:                              СОГЛАСОВАНО:                         РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ  №12        Зам. директора по УВР                   на заседании м/о

                                                                                                                  Протокол № ___ от

«____» ___________ г.            « ____» ____________ г.                     «____» ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса

на 2014-2015 учебный год

Рабочую программу составила:

Федосеева Г.Ф.

Пояснительная записка

      Программа  разработана для организации учебного процесса по Музыке для 5 класса  и составлена на основе обязательного  содержания образования по искусству, на основе программы общего образо-вания по музыке и содержания программы «Музыка 5-8 классы авторов Е.Д. Критской и Г. П. Серге-евой.

      Программа является базовой, имеет линейную структуру обучения.  Нормативная  продолжитель-ность изучения содержания программы по Музыке определена в соответствии с Федеральным базис-ным учебным планом  и рассчитана на 1 час  по 35 часов в год.

     Для реализации программы выбран учебно-методический комплект по Музыке (авторы Е.Д. Крит-ская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина).  УМК включает учебник, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя.  Данный УМК разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом общего образования по искусству, его содержание ориентировано на комплексные подходы в обучении музыке, формирует у учащихся ключевые компетенции.

     В программе представлены подразделы, включающие изучение основных пластов мирового музы-кального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов.

     Преемственность содержания программы 5 класса с программой для 1-4 классов выражается в таких аспектах, как:

    - освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства – интонационной при-роды музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, классики и современ-и;

    - включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразу-мевающего выходы за рамки музыки;

    - развитие ассоциативно - образного мышления школьников на основе совершенствования «вну-треннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально – слуховых представлений;

    - формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

        При обучении музыке на первом плане стоит развитие культурологической компетенции учащегося, его интеллектуальных, творческих способностей, развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры что наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

       Ведущей целью обучения музыке является – формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Доминирующими аспектами на уроке музыки являются три аспекта: познавательный, развивающий и воспитательный. В связи с этим в содержание обучения на уроке музыки включены: музыкальные знания, навыки и умения, которые призваны обеспечить освоение музыкального материала, формировать музыкальную культуру младших школьников, воспитывать их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях.

Учебный аспект:  систематизация, обобщение и дальнейшее закрепление материала, прой-

Денного ранее, в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Познавательный: это основной и определяющий цели урока аспект. Он складывается из вы-

полнения следующих требований:

 - учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность. - формировать навыки и умения                Развивающий аспект: интеллектуальное развитие обучающихся является одной из главных

задач на уроке музыки. Интеллектуальное развитие обеспечивается: информативной насыщенностью уроков, организацией процесса обучения.

Воспитательный аспект: в УМК включены материалы, обладающие широкими воспитательными возможностями, ориентированные на усвоение общечеловеческих ценностей.

       Ведущими формами работы с учащимися определены следующие: фронтальная, групповая и индивидуальная.

         При обучении школьников музыке в зависимости от целей и задач 5 года обучения, системы уроков используются элементы таких современных подходов и технологий обучения как:  

  -здоровье сберегающие технологии;

 -применение современных технических средств обучения (компьютер, видео, демонстрация на уроках презентаций;

                В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искус-ства, раскрывающих духовный опыт поколений;

 - развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

 - воспитание музыкальности, художественного вкуса и  потребности в общении с искусством;

 - освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

             Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства.

           Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное обще-ние школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распростра-нения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Помимо исполнительской деятель-ности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях.

            Содержание программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Содержание вы-страивается с опорой на музыку композиторов классиков, народную музыку и соответствует возраст-ным особенностям учащихся. Различные явления музыкальной культуры рассматриваются сквозь призму вечных тем искусства и жизни, которые формируют нравственно-эстетические предпочтения школьников, их духовную культуру. Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности.

        Погружение в атмосферу творческой мастерской композитора, в атмосферу концертного зала дает возможность учащимся проявить интерес к различным видам музыкальной деятельности, раскрыть свой познавательный потенциал, совершенствовать художественный вкус.

       Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: позна-вательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятель-ности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами. На уроках используются совре-менные педагогические технологии: уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, театральная деятельность. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии.

Тематическое планирование 5 кл (35ч.)

Разделы и темы

Кол-во часов

Контр.

I

Музыка и литература

16

1

Что роднит музыку с литературой

1

2

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…

1

3

Вокальная музыка. Песня Русская в берёзах, песня русская в хлебах…

1

4

Романсы. Особенности музыкально-поэтического языка.

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…»

1

6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…».

1

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

9

Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны» «Звучащие картины».

1

10

Всю жизнь мою несу родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.  «Гармонии задумчивый поэт»

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

1

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

1

II

Музыка и изобразительное искусство

19

17

Мир композитора 

1

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

19

Небесное и земное в звуках и красках

1

20

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

1

21

Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище». «После побоища».

1

22

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы»

1

23

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

1

24

Колокольность в музыке и изобр-ом искусстве. «Весть святого торжества».

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

1

26

Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира»                                  

1

27

Образы борьбы  и победы в искусстве                                      

1

28

Застывшая музыка

1

29

Полифония в музыке и живописи

1

30

Музыка на мольберте

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

О подвигах, о доблести, о славе…

1

33

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

34

Мир композитора. С веком наравне.

1

35

Обобщающий урок.

1

1

35

2

Содержание программы

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодей-ствии с художественными образами других искусств - - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (опе-ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебною материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Раздел 1. Музыка и литература (16 ч.)

        Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный музыкальный материал

        Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

        Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаверана.

        Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

        Жаворонок. М. Глинка.

        Моя Россия. Г. Струве.

        Во поле берёза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле моё; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и другие русские народные песни.

        Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

        Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

        Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

        Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

        Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

        Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

        Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

        Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

        Вокализ. С. Рахманинов.

        Вокализ. Ф. Абт.

        Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

        Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

        Песня венецианского гондольера (№6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

        Венецианская ночь. М. Глинка.

        Баркарола. Ф. Шуберт.

        Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

        Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

        Веснянка, украинская народная песня.

        Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

        Снег идёт. Из маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

        Запевка. Г. Свиридов.

        Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

        Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

        Dona nodis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

        Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

        Dignare. Г. Гендель.

        Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

        Сказка о царе Салтане. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

        Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

        Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

        Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

        Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

        Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс.

        Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

        Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Музыка и слова  В. Высоцкого.

        Хлопай в такт! Дж. Гершвин.

Перечень  литературных   произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень  произведений  изобразительного  искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

      Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (19 ч.)

        Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижёра в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный музыкальный материал

        Знаменный распев.

        Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

        Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

        Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

        Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Г. Свиридов.

        Аве, Мария. Дж. Каччини.

        Аве, Мария. Ф. Шуберт.

        Аве, Мария. И.-С. Бах – Ш. Гуно.

        Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

        Островок. С. Рахманинов.

        Весенние воды. С. Рахманинов.

        Форель. Ф. Шуберт.

        Прелюдия Соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

        Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

        Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

        Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

        Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

        Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

        Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

        Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

        Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

        Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

        Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

        Прелюдии для фортепиано. М. Чюрлёнис.

        Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрлёния.

        Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

        Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К. Дебюсси.

        Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

        Мимолётности № 1,  7,  10 для фортепиано. С. Прокофьев.

        Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский.

        Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

        Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).

Перечень произведений изобразительного искусства

      Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,

«Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;

 Зима;  Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.

Перечень   литературных   произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.

Тематическое планирование. (35ч).

Тема урока

 час.

Тип урока

Элементы содержания

Требование к уровню подготовки обучающихся

1

2

3

4

5

6

1

Что роднит музыку с литературой

1

Вводный

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы

Знать:

- что роднит музыку с литературой;

- о том, что литература даёт жизнь огромной области музыкального искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

2-4

Вокальная музыка

3

Расширение и углубление знаний

Песня – самый распространен-ный жанр музыкально-литера-турного творчества. Песня – ду-ша народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотво-рение, положенное на музыку

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

 Уметь:

- называть основные жанры русских нар. песен;

- определять значение песни в жизни общества;

- отличать романс от песни, роль сопровожд-ия.

5-6

Фольклор в музыке русских композиторов

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

Знать понятие программная музыка

Уметь анализировать сос-тавляющие средств выра-зительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

Знать понятия:вокальная, инструментальная музыка.

Уметь называть основ-ные жанры вокальной и инструментальной музыки

8-9

Вторая жизнь песни

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

10

«Всю жизнь несу родину в душе…»

1

Расширение и углубление знаний

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

Знать значение колокольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

11-13

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчест-ве писателей и поэтов; нацио-нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.Свири-дов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композ-ров

Знать:

- что благодаря музыке появились многие произведения литературы;

- основные события из жизни и твор-ва композ-ов

14

Путешествие в музы-кальный театр. Опера.

1

Расширение и углубление знаний

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение

Знать: историю развития оперного искусства;поня-тия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям

15

Путешествие в музыкальный театр. Балет

1

Расширение и углубление знаний

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. Чайковского «Щелкунчик»

Знать: историю развития балетного искусства;По-нятия: балет, солист-танцор, кордебалет.

Уметь анализировать составляющие средств муз. выразительности

16

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

17

Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

Расширение и углубление знаний

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «лёгкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы

Знать: историю возник-новения мюзикла; чем мюзикл отличается от оперы. Уметь называть наиболее известные мю-зиклы и их композиторов

19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь – единственный источ-ник всех художественных про-изведений. Связь музыки и изобразительного искусство. Живописная музыка и музы-кальная живопись. Общее в средствах выразительности му-зыки и изобр.  искусства

Знать, что роднит музыку с изобразительным искусством.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

20

«Небесное и земное» в звуках и красках

1

Расширение и углубление знаний

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

Знать, в чём выражается общность языка различ-ных видов искусства.

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

21

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Расширение и углубление знаний

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

Уметь:

- выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

- определять на слух основные части кантаты

22-23

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

Расширение и углубление знаний

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку

Уметь: выявлять общее в выразительных возмож-ностях музыки и живопи-си; анализировать состав-ляющие средств вырази-тельности: мелодию,ритм, темп, динамику, лад

24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление знаний

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С. Рахманинова, В. Кикты)

Знать место и значение колокольных звонов  в жизни человека.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление знаний

Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве

Знать об истории созда-ния скрипки, её мастерах-изготовителях и исполни-телях. Уметь:сопостав-лять скрипичную музыку с живописью;Анализиро-вать, сравнивать произ-ия 

26

Волшебная палочка дирижёра

1

Расширение и углубление знаний

Симфонический оркестр. Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижёры мира

Знать:

- понятия: оркестр, дирижёр;

Уметь называть имена известных дирижёров

27

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество Л. Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

Уметь:

- делать предположение о том, что предстоит услышать (образный строй);

- проводить интонационно-образный анализ музыки

28

Застывшая музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка.

Знать: отличия католи-ческой и православной музыкальной культуры;

- понятие а капелла. Уметь сопоставлять му-зыку и памятники арх-ры

29

Полифония в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха - орган

Знать:

- понятия: орган, полифо-ния, фуга;

- основные события из жизни и твор-ва И.С. Баха

30

Музыка на мольберте

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи музыки, изобраз-го искусства и литературы

Знать, что роднит музыку и изобразительное искус-ство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразитель-ности музыки и изо

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловлен-ность в музыке и живописи

Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз

32

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Знать понятие реквием.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

33

«В каждой мимолётности вижу я миры…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Своеобразие их творчества

Знать понятие интерпре-тация. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобраз-го искусства

34-35

Мир композитора. Обобщающий урок.

1

Повторение и обобщение получ-ых зна-ний.Урок-концерт

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, лите-ратуры и изобразительного искусства. Их стилевое сход-ство и различие на примере творчества русских и зарубеж-ных композиторов

Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искус-ство. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трёх искусств

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса .В результате изучения музыки ученик должен (знать/понимать)

  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • основные формы музыки;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь 

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
  • владеть компетенциями: эмоционально-целостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий ..
  • определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Раздел 1. Музыка и литература

Задачи:    Повторение изученного в начальной школе.  Дать  представление о существовании неразрывных

                связей музыки с другими сферами искусства:  литературой и изобразительным творчеством.

                Воспитание слушателя.

Тема урока. Используемый муз. материал.

Работа с понятиями

Задача урока

1

Что роднит музыку с литературой

Романс. Песня. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы

2

Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей…

Мир искусства. Художник. Поэт. Писатель. Композитор. Пейзаж.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

3

Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические, заклички.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

4

Романсы. Особенности музыкально-поэтического языка.

Романс

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

5

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…

Симфоническая миниатюра

Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки  и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

6

Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

Симфоническая сюита

Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки  и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Вокализ, песня без слов, баркарола

Углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

8

Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества.

Цитирование мелодии. Аранжировка.  Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация.

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки.

9

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

Симфония-действо.

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

1

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Зерно-интонация

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

2

Писатели и поэты о музыке и музыкантах 

«Гармонии задумчивый поэт»

Прелюдия. Этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

3

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Канон

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

4

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль

Музыкальный портрет

Более подробно ознакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)

5

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Развитие музыки. Симфоническое развитие.

Образ танца

Более подробно ознакомить учащихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

6

Музыка в театре, кино, на телевидении

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

1

Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл

 

Речитатив. Ария. Хор.

Познакомить учащихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, разыграть отдельные сцены.

2

Мир композитора

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

Раздел 2.  Музыка и изобразительное искусство

      Задачи:  Дать представление о существовании тесной взаимосвязи между музыкой и изобрази-тельным искусством. Привитие интереса к миру творчества. Учить вдумчивому отношению к про-изведениям искусства. Воспитание зрителя и слушателя.

3

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Живописная музыка.

Музыкальная живопись. Интонация.  

Звуковая палитра. Цветовая гамма.

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства

4

Небесное и земное в звуках и красках

Песенность

Солист, орган.

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

5

Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст, набат.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

6

Звать через прошлое к настоящему

«Ледовое побоище». «После побоища».

Хор. Тенора. Басы. Сопрано. Альты

Выразительность

Изобразительность Контраст

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

7

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?»,  «Можем ли мы увидеть музыку?»

8

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)

9

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве  

«Весть святого торжества».

Сюита – фантазия.

Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

10

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Скрипка соло

Интерпретация, трактовка, версия, обработка

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

11

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»                                  

Симфонический оркестр.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

1

Образы борьбы  и победы в искусстве                                      

Ритм. Динамика. Штрихи.

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

2

Застывшая музыка

Гармония. Органная музыка, хор а капелла, полифония.

Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

3

Полифония в музыке и живописи 

Полифония. Фуга

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

4

Музыка на мольберте

Образы живописные и музыкальные

Расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

5

Импрессионизм в музыке и живописи

Импрессионизм

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

6

О подвигах, о доблести, о славе...

Реквием

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

7

В каждой мимолетности вижу я миры...

Цикл фортепианных миниатюр.

Музыкальный пейзаж.

Сказочный портрет.

Ввести учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.

8-9

Мир композитора. С веком наравне

Обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Итого- 35 уроков

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  5 класс», М., Просвещение, 2004г
  • Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.
  • учебник «Музыка. 5 класс», М.,  Просвещение, 2006г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

6.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

7. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

8.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

9.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

10.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

11.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Литература

  1. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  2. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  3. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  4. Песенные сборники.
  5. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
  6.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 год, 9 класс, В.Я.Коровина

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 для 9 класса разработана на основе авторской программы под редакцией  В.Я.Коровиной...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 6 класс, В.Я.Коровина

Рабочая программа по литературе для 6 класса, 68 часов...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 5 класс, В.Я.Коровина, ФГОС

Рабочая программа по литературе на 105 часов по ФГОС на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...