Рабочая программа по Музыке 3 класс на 2012-2013 гг
рабочая программа по музыке на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_3_kl._baklanova.docx75.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №12

119136,  г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37,  http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

УТВЕРЖДАЮ:                              СОГЛАСОВАНО:                         РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ  №12        Зам. директора по УВР                   на заседании м/о

                                                                                                                  Протокол № ___ от

«____» ___________ г.            « ____» ____________ г.                     «____» ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для 3 класса

на 2012-2013 учебный год

Рабочую программу составила:

________________________Федосеева Г.Ф.

      подпись                       Расшифровка подписи

ПРОГРАММА КУРСА

«МУЗЫКА» 3 класс

Пояснительная записка

     Программа по предмету «Музыка» для 3 класса разработана в соответствии  с основными положениями программы «Планета знаний». Выбор данной программы обусловлен наиболее точным отражением в ней изменившихся социокультурных условий деятельности современных образовательных учреждений. Программа разработана  в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и отражённых в его примерной программе по музыке для начальной школы.

     Также в программе учтены основные положения государственной «Концепции художествен-ного образования в РФ», одним из разработчиков которой является автор данной программы. Особое внимание в этом документе было уделено повышению роли художественного, в том числе — музыкального, образования в формировании духовно нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспи-тании школьников и в формировании у них культуры межнациональных отношений. В Концеп-ции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также диф-ференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе — к одарённым детям.

     В программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.). Особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции, касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в образовательных учреждениях.

     Главная цель программы — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

     Достижение данной цели предусматривает:

• формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально-исполнительской

культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации

• формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

• формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);

• формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнооб-разных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

     Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личнос-ти учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способ-ностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся. К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.

Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности человека, для принятия им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и получения новых, общественно значимых результатов. Музыкальное образование обладает большим педагогичес-ким потенциалом для формирования и развития творческих способностей личности.  Ядро куль-туры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности (В.Д. Шадриков. Духовные способности. — М., 1998). Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учёбе, художес-твенному творчеству и т. д.). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют про-цесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухо-творяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.

      Ориентация данной программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной культуры личности с учётом её музыкальной направленности, музы-кальных, творческих и духовно-нравственных способностей позволяет  эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе, предусмотренных в примерной программе для начальной школы. К ним относятся:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к

Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса,

Учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

     Методологической основой формирования концептуальных основ данной программы явились труды Л.С. Выготского по культурно-исторической психологии, например «Ребёнок и его пове-дение» из книги «Этюды по истории поведения» Л.С. Выготского и А.Р. Лурии; идеи Г.Д. Гачёва об отражении в искусстве национальных образов мира, и др. При создании программы были уч-тены результаты исследований учёных в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин и др.).

     Программой предусмотрено обучение музыке  в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по образовательному маршруту :«Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям.

   В соответствии с этими образовательным маршрутом учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями. Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально=сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами (в частности, из репертуара Детского музыкального театра им. Н.И. Сац).

     Таким образом, в программе «Музыка» для 3 класса в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:

• «Музыка в жизни человека»;

• «Основные закономерности музыкального искусства»;

• «Музыкальная картина мира».

     При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.

     При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно-образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе об-щения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах постро ения музыки как обобщённом выражении художественно-образного содержания произведений.

     Третья содержательная линия реализуется в программе через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио и телепередачах, видео-фильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально-поэтических традиций. Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся на основе данной программы смогут осуществлять все пре-дусмотренные Государственным образовательным стандартом и Программой по музыке виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизации). Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные иадаптиро-ванные специалистами для использования в общеобразовательной школе.

     Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на её основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образовательного процесса разработано одновременно в нес-кольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациоло-гическом и арт-терапевтическом.

   Художественно-эстетический контекст создаёт условия для формирования у детей сред-ствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих художественно-эстетической культуры личности.

  Аксиологический (ценностный) контекст является фактором преодоления в процессе музы-кального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребёнка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психи-ке современной культурно-информационной среде. Данный контекст призван способствовать вытеснению из сознания ребёнка с помощью музыкального искусства антигуманных,безнрав-ственных и антихудожественных образов и идеалов,которые не свойственны культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной художественной культуры.

     Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. Во включённых в программу музыкальных произведениях воплощены традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т. д.

     Психолого-педагогический контекст позволяет учителю осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности ребёнка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки. Этот контекст проявляется, например, в использовании в качестве музыкально -творческих заданий некоторых рисуночных тестов. Так, при знакомстве с произведением А. Лядова «Волшебное озеро» детям предлагается нарисовать несуществующее животное, в других темах используются рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Моя семья» и «Автопортрет», а также цветовой тест Люшера. Программа и учебники пронизаны позитивными радостными чувствами и настроениями, в них преобладают светлые, добрые, честные и красивые образы сказочных и реальных героев. Вместе с тем, программа и учебники позволяют с помощью целенаправленно отобранных музыкальных произведений и семантически выверенных текстов, вопросов и заданий адаптировать детей к реальной современной жизни, нацелить их на успешное достижение творческих целей (например, в проверочных заданиях под рубрикой «Путь к Вершине Творчества»), на умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми людьми (например, при выполнении коллективных творческих проектов и заданий), вести диалог (например, при выполнении заданий под рубрикой «Работа в парах») и т.д. Также программа позволяет достичь формирования у учащихся навыков самоактуализации, самопознания, саморазвития и самореализации в процессе освоения программного содержания предмета «Музыка».

     Семантический контекст заключается в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов. В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников была положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях.

     Культурно-исторический контекст позволяет сформировать у детей первоначальные представления о взаимосвязи музыкального искусства с историей культуры и различными историческими событиями на основе интеграции с соответствующими темами предмета «Окружающий мир». Некоторые темы программы помогают также сформировать у детей представления о способности музыкального искусства «перемещать» слушателей в разные исторические времена и эпохи.

     Этнокультурный контекст обеспечивает углублённое знакомство детей с традиционными празднично-обрядовыми и семейно-бытовыми формами народной музыкальной жизни. Особое внимание уделено традиционной русской народной музыкальной культуре с образцами песенного и музыкально-инструментального творчества других народов России, с различными видами и жанрами музыкального фольклора

     Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников перво-начальных представлений о взаимосвязи музыки с природой, об отражённых в муз.  искусстве образах различных времён года,

природных стихий и т.д. Основанные на таком подходе уроки музыки помогут формировать у учащихся любовь к родной природе, умение любоваться ею, сохранять и беречь наши природные богатства, жить в гармонии с природной средой, вслушиваться в её звучания.

     Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях применения современных информационных средств и технологий для поиска информации о музыкальном искусстве и решения разнообразных музыкально-творческих задач. Ряд заданий, направлены на приобретение учащимися первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования с использованием как традиционных, так и современных источников информации.

     Арт-терапевтический контекст даёт учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика. Следует отметить, что в программе отражены арт-терапевтические методики, адаптированные специалистами для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При этом все арт-терапевтические упражнения вошли только в вариативную часть программы и не являются обязательными. В программу включены различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия и драматерапия. Они предназначены для профилактики психосоматических заболеваний, для психолого-педагоги-ческой коррекции и социокультурной адаптации личности средствами музыкального и других видов искусства. Ещё одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музы-кально-образовательного процесса в той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.

      Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:

• сквозного тематического планирования;

• выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;

• общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;

• общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

     Данная программа позволяет последовательно реализовывать все основные требования ФГОС к уровню подготовленности учащихся по предмету «Музыка» в начальной школе. В результате освоения предметного содержания курса учащиеся получат возможность расширить музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогатить духовно-эмоциональную сферу личности, совершенствовать умения решать учебные, музыкально-творческие задачи, получат возможность для дальнейшего развития музыкальной памяти и воображения, художест-венного вкуса, образного и ассоциативного мышления, способности воспринимать музыку как живое, образное искусство. Кроме того, в результате обучения по предмету «Музыка» учащиеся приобретут новые социально-личностные и музыкальные компетенции. 

3 класс

Т.И. Бакланова. Музыка. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Т.И. Бакланова. Обучение в 3 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.

                                           СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  (34 ч)

Основы музыкальных знаний. Общее представление о концертном зале. Знаменитые концер-тные залы России. Общее представление о концерте хоровой музыки. Краткое знакомство с из-вестными российскими старинными и современными профессиональными хоровыми коллек-тивами. Понятие «гимн». Первоначальные сведения о происхождении древнерусского церковно-певческого искусства. Понятие «кантата». Композитор С.С. Прокофьев и его кантата «Александр Невский». Идея патриотизма в музыке. Понятие «камерная музыка» и её основные жанры.Камер-ная вокальная и камерная инструментальная музыка. Первоначальная общая характеристика малых музыкальных форм (куплетной, одночастной, двухчастной и трёхчастной). Знаменитые музыканты-исполнители камерной музыки. Первоначальные сведения об истории русского ро-манса. Общее представление о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки. Общее представление о сонате как жанре камерной инструментальной музыки. Первоначальные све-дения об истории возникновения симфонических оркестров. Современный симфонический оркестр, его музыкальные инструменты и расположение на сцене концертного зала. Общее представление о сюите как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите. Перво-начальное представление о понятии «духовный стих». Общие представления о театре как синте-тическом виде искусства. Первоначальные сведения об истории рождения театрального искус-ства в Древней Греции. Роль музыки в театральном искусстве. Особенности устройства театрального здания (сцены, оркестровой «ямы», зрительного зала и др.). Особенности музыкального театра по сравнению с драматическим. Многообразие видов музыкальных театров: детский музыкальный театр, оперный театр, театр оперы и балета, театр оперетты и др. Некото-рые знаменитые музыкальные театры России и зарубежных стран. Опера.Балет.Мюзикл.Знакомство с жанром либретто. Музей, музейные экспонаты, музейные экспозиции, музейные хранилища. Известные музыкальные музеи России и мира. Общее пред-ставление о музыкальных отделах библиотек. Общее представление о музыкальных школах и изучаемых в них предметах. Понятия «сольфеджио», «лад», «мажор», «минор», «диез», «бе-моль», «тональность». Понятие «интервал». Интервалы от примы до октавы. Интервалы и ме-лодия. Интервалы и аккорд. Понятия «хор», «дирижёр», «хоровая партия», «певческое дыхание», «звукоизвлечение», «звуковедение», «унисон».

     Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: «Концертное» исполнение песни из программы 2 класса. Повторение хором песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского). А. Александров «Государственный гимн Российской Федерации» (сл. С. Михал-кова). Обиходные песнопения (например: фрагменты Символа веры, тропаря Рождества Хри-стова и др.). Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (первая фраза).Фраг-мент четвёртой части кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди рус-ские»). Песня Ю. Гурьева «Родина моя» (сл. С. Виноградовой). Р.н.п.«Вспомним, братцы, Русь и славу»). Мелодекламации текстов романсов. Элементарное музицирование. Музыкально-инструментальные импровизации.

     Слушание музыки. Знакомое произведение классической музыки или его фрагмент в кон-цертном исполнении (видеозапись). Фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись). Ви-деозаписи концертных исполнений гимнов РФ и г. Москвы. Концертное исполнение произ-ведений древнерусского церковно-певческого искусства и фрагмента «Всенощного бдения» П.И. Чайковского. Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Хор Н.А. Римского-Корсакова «На севере диком» (сл. М.Ю. Лермонтова). Четвёртая часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Знакомые произведения камерной музыки в концертном исполнении. Видеозаписи концертного исполнения романсов А. Варламова «Белеет парус одинокий» (сл. М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига). А. Рыбников «Романс черепахи Тортиллы» (сл. Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Буратино». А.Ля-дов «Бирюльки», «Про старину» (видеозаписи концертного исполнения). Л.В. Бетховен. Соната №14 («Лунная»). Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества». П. Чайковский. Сим-фония № 1 (Зимние грёзы) — фрагмент. А. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская») фрагменты. А. Лядов «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра (фрагменты). Симфонические картины А. Лядова «Баба-яга» и «Волшебное озеро» (фрагменты). Фрагменты музыкальных спектаклей (в видеозаписях). Фрагмент старинной итальянской оперы (по выбору учителя). Фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (например, «Песни Бояна», «Каватины Людмилы», «Арии Руслана», «Рондо Фарлафа», «Марша Черномора», хора «Лель таинственный», танцев разных народов мира — лезгинки, арабского и турецкого). Старинные русские народные свадебные песни. Фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», ария Снегурочки (из Пролога), песни Леля, хоры «Ай, во поле липенька» и «А мы просо сеяли». Фрагменты детских опер (в видеозаписях). Русский и неаполитанский танцы из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Фрагменты музыки И. Стравинского к балету «Петрушка». Фрагменты музыки к детским балетам (в видеозаписи). Фрагменты музыки из известных оперетт (например, «Летучая мышь» или «Принцесса цирка»). Фрагменты мюзиклов (в видеозаписях). Произведения одного или нескольких композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира. Записи звучания старинных музыкальных инструментов. Звучание механического пианино и других старинных механических музыкальных устройств. Звучание виниловых пластинок. А. Лядов «Музыкальная табакерка». П. Чайковский «Шарманщик поёт». Записи звучания музы-кальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества. Любые музыкальные произведения из программы 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах. Звучания различных интервалов.

     Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунки героев музыкальных произведений. Рисование под музыку. Знакомство с картинами полотен. Эскизы костюмов и декораций. Гримирование. Рисование и озвучивание голосом рисунков.

     Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения, музыкальные игры.

     Музыкально-пластическая деятельность. Имитация игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Инсценировки. Пластические импровизации.

Содержание программы

Тема 1 «В концертном зале»

Урок 1.Концертные залы.

Общее представление о концертном зале, его предназначении, устройстве. Знаменитые концертные залы. Преимущества слушания «живой» музыки. Концерты классической музыки (хоровые, камерные, симфонические..). Фрагменты концертных выступлений. «Концертное» исполнение песен из 2 класса.

Урок 2. Концерт хоровой музыки.

Общее представление о концерте хоровой музыки. Хоровые коллективы, партии. Правила хорового пения. Поведение на сцене участников хорового коллектива. Повторение хором песни В.Шаинского «Вмечте весело шагать». Фрагмент концерта хоровой музыки.

Урок 3. Концерт хоровой музыки. Гимн. Понятие Гимн. Основные виды гимнов. Общее представление о старинных гимнах российского государства и СССР. Современный Государственный гимн Российской Федерации. Его роль как одного из символов Российского государства. Отражение в музыке и тексте гимна гордости народа за свою страну, патриотических чувсв россиян. Пение «Госудраственного гимна Российской Федрации» А. Александрова. Видеозаписи концертных исполнений гимнов.

Урок 4. Концерт хоровой музыки. Хор.

Двойное хначение слова «хор»-хоровой коллектив и хоровое исполнение. Хоры русских композиторов как важная часть их творческого наследия. Хоровые «краски» Волшебницы Музыки,создающие колоритные музыкальные «портреты» и «пейзажи». Пение хора девушек из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Слушание хора Н.А.Римского-Корсакова «На севере диком»

Урок 5. Концерт хоровой музыки. Кантата. Понятие «Кантата». Композитор С. Прокофьев и его кантата «Александр Невский». Идея патриотизма в музыке. Музыкальные и кинематографический образы защитников Родины. Пение-«Вставайте, люди русские» из кантаты»Александр Невский» . Р.н.п. «Вспомним, братцы, Русь и славу»

Урок 6. Концерт камерной музыки. Понятие «камерная музыка» и её основные жанры. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка.Характеристика малых музыкальных форм (куплетной, одночастной, двухчастной…). Концерты камерной музыки. Знаменитые музыканты-исполнители камерной музыки. Слушание знакомых произведений камерной музыки в концертном исполнении.

Урок 7.  Концерт камерной музыки. Романс. Общее представление о романсе как жанре камерной музыки. Первоначальные сведения об истории русского романса. Старинные традиции исполнения романса. Сравнение звучания романса в «живом» исполнении , в записи. Разнообразие малых музыкальных форм,в которых написаны романсы. Мелодекламаци текстов романсов (Соловей»., «Белеет парус одинокий». Видеозаписи концертного исполнения романсов.

Урок 8. .  Концерт камерной музыки. Пьеса. Общее представление о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки. Примеры знакомых пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.  Композитор А. Лядов и его фортепианные пьесы из цикла «Бирюльки». Средства музыкальой выразительности, использованные композитором для создания этих музыкальных миниатюр. Пение старинных русских народных песен из прогр. 2 класса. Муз.-инструментальная импровозация «Бирюльки».

Урок 9. Концерт камерной музыки. Соната. Общее представление о сонате как жанре камерной инструментальной музыки. Первоначальое знакомство с сонатной формой. Л.В.Бетховен и его соната 314 «Лунная» как воплощение в сонатной форме глубоких раздумий и душевных переживаний композитора. Пение песни Л.Бетховена «Сурок». Музыкальная импровизация «Мелодия лунной ночи».

Урок 10. Концерт симфонической музыки. Актуализация знаний учащихся о симфонической музыке и симфоническом оркестре. История возникновения симфонических оркестров и изменениях в составе входящих в них музыкальных инструментов. Современный симфонический оркестр, его муз. инструменты и расположение на сцене концертного зала. Знаменитые симфонические оркестры и их дирижёры. Повторение под аккомпанемент симф. Оркестра гимна РФ. Имитация игры на различных музыкальых инструментах симфонического оркестра (под запись произведения Б.Бриттена «Путеводитель по оркесру».

Урок 11. Концерт симфонической музыки. П.И.Чайковский. Общще представление о симфонии как рупной музыкальной форме на примере симфонии 31 «Зимние грёзы» П.И.чайковского. Музыкальные «краски» симфонического оркестра, создающие таинственные образы на фоне зимней природы. Мелодия  р.н.п. «Цвели цветики» в финале Симфонии21 П.И.Чайковского как пример отражения в симфлнической музыке русского народного творчества. Сравнение музыкальных и поэтических «красок» в художественных образах зимней природы. Пение романса М. Яковлева «Зимний вечер» на слова А.С.Пушкина .Импровизация «музыка зимы».

Урок 12. Концерт симфонической музыки. А.П.Бородин. Повторение понятий «симфония» и «симфонический оркекстр». Композитор А.П.Бородин и его Симфония №2 «Богатырская». Выражение в этом симфоническом произведении русской удали, душевной широты и силы. Имитация инструментами симфонического оркестра звучания русских народных инструментальных наигрышей. Повторение р.н.п. «Вспомним, братцы, Русь и славу».

Урок 13. Концерт симфонической музыки. Симфоническая сюита. Общее представление  о сюите  как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите на примере сюиты А. Лядова «Восемь русских народных песен». Мелодии русских народных песен различных жанров в этой симфонической с.ите.Первоначальное представление о понятии «духовный стих» (в связи со знакомством с «Духовным стихом» из с.иты А. Лядова. Пение р.н.п. «Я с комариком плясала», пение р.н.песен.

Урок 14. . Концерт симфонической музыки. Симфоническая картина. Изобразительность и выразительность в симфонической музыке, программная музыка (на примерах симфонических картин «Баба-Яга» и «Волшебное озеро». Симфонические «краски», создающие сказочные образы. Сравнение сказочных образов в симфонических картинах А. Лядова и в песнях. Пение старинных и современных песен  о сказочных персонажах (игровая р.н.п. «Баба-Яга», М. Дунаевский «А мне летать охота»). Ритмическая импровизация «Баба-Яга-костяная нога».

Урок15. Обобщающий урок. Повторение и контроль по пройденным темам.

Тема 2 В музыкальном театре»

Урок16. Музыкальные театры. Общие представления о театре как синтетическом виде искусства. Первоначальные сведения об истории рождения театрального искусства в Древней Греции. Роль музыки в театральном искусстве. Особенности музыкального театра по сравнению с драматическим. Многообразие видов музыкальных театров (детскйий, оперный, оперы и балета, оперетты…). Знаменитые музыкальные театры. Основы театрального этикета. Повторение фрагментов из опер. Фрагменты музыкальных спектаклей.

Урок 17. Опера. Повторение понятия «опера» как одного из видов театрально- музыкального искусства.Виды искусства , объединённые в оперном спектакле. Общее представление об истории рождения оперы в Италии. Понятие «либретто».  Появление оперы в России. Постановки оперных спектаклей в придворных и крепостных театрах. Повторение фрагментов хоров из опер ( хор из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта». Слушание фрагмента старинной итальянской оперы.

Урок 18. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». М. И. Глинка как основатель русской классической оперы. Отражение в «зеркале»  оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» одноимённой поэмы А. С. Пушкина. Знакомство с либретто оперы. Образы русской старины и сказочного мира на оперной сцене.Пение старинной русской народной песни «Бояре». Фрагменты оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 19. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Продолжение темы. Продолжение знакомства с оперой М. И. глинки «Руслан и Людмила».  Слушание фрагментов оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» («Песня Бояна», «Каватина Людмилы», «Ария Руслана», «Рондо Фарлафа», «Марш Черномора», хор «лель таинственный», танцы разных народов мира. Инсценировка шествия Черномора со свитой (под музыку «Марша Черномора»)

Урок 20.  Н. А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка». Знакомство с либретто оперы и её основными действующими лицами. Некоторые персонажи древнеславянских мифов (Леший, Лель, ярило…)-действующие лица оперы .Отражение в опере старинного народного обряда масленицы, а также древнерусского быта и народного песенного творчества. Повторение народных масленичных песен из программ 1 и 2 классов. Русские народные песни «Прощай, Масленица».  и «А мы просо сеяли!». Слушание фрагментов из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (Песня и пляска птиц», «Ария Снегурочки»..).

Урок 21. .  Н. А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка». Продолжение темы. Продолжение знакомства с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Образы скоморохов в опере. Краткая информация об истории скоморошества на Ра Руси. Повторение масленичных песен. Озвучивание с помощью музыкальных инструментов эскиза декорации к опере «Снегурочка». Музыкальная картина-импровизация «Весенний лес в Стране берендеев». Слушание фрагментов из оперы («Песня и пляска птиц», 2ария Снегурочки из пролога,  песни Леля «Ай, во поле липенька» и « А мы просо сеяли». Повторение музыкальных игр «Перекличка птиц» и « Лесное эхо».

Урок 22. Оперы для детей. Детский музыкальный театр им. Н. Сац в Москве. Детские оперы «Дюймовочка», «Дитя волшебства» и др. в его репертуаре. Пение фрагмента оперы А. Зарубы «Репка». Озвучивание с помощью музыкальных инструментов одного из эскизов декораций к детской опере «Репка».

Урок 23. Балет. Балеты П. И. Чайковского. Балет «Лебединое озеро». Повторение понятия «балет».  Первоначальные знания о происхождении балета и особенностях старинных балетных спектаклей. П. И. Чайковский как основатель русской балетной классической музыки. Либретто всемирно известных балетов П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Пение мелодии Вальса из первого действия балета «Спящая красавица». Озвучивание с помощь. Любых музыкальных инструментов рисунка «Красавица» и «Принц». Пластическая импровизация «Музыкальные волны» под музыку П. И. Чайковского к балету «Лебединое озеро».

Урок 24. Балет. Балеты П. И. Чайковского. Балет «Спящая красавица». Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Спящая красавица». Либретто оперы. Отражение в операх П. И. Чайковского сказок и танцев разных народов мира. Мелодия Вальса из балета «Спящая красавица». Русский,  неаолитанский танцы из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Характерные движения одного из старинных бальных танцев. Музыкально- пластическая импровизация под музыку П. И. Чайковского  к балету «Спящая красавица» . Эскиз костюма или маски для старинного балетного спектакля.

Урок 25. И. Стравинский. Балет «Петрушка» Композитор И. Стравинский и его знаменитый балет «Петрушка». Знакомство с либретто балета. Отражение в балете традиций русских народных гуляний на городских ярмарках во время празднования масленицы. Общие представления  о балаганах как одном из видов народного театра. Представления кукольного театра с участием Петрушки. Цитирование в балете мелодий популярных народных городских песен («Вдоль по Питерской» и др.).   Невероятный успех балета «Петрушка» в Париже, во время «Русских сезонов». Современные постановки балета «Петрушка» Пение песни И. Брамса «Петрушка». Слушание фрагментов из балета.

Урок 26. В Детском музыкальном театре. Общее знакомство с балетами из репертуара Детского музыкального театра им. Н. Сац («Синяя птица», «Щелкунчик»). Пение на звук «а» знакомых музыкальных тем из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Слушание фрагментов музыки к детским балетам. Рисование эскиза занавеса для балетов-сказок.

Урок 27. Оперетта. Общее представление об оперетте как одном из видов музыкально- театрального искусства. Весёлый, жизнерадостный характер музыки в оперетте. Основные сведения об истории оперетты. Известные театры оперетты в России. Детские оперетты («Проделки Кота в сапогах») на сценах российских театров. Пение фрагментов из детских оперетт. Музыкально-инструментальная импровизация «Песенка Кота в сапогах», «Танец Кота в сапогах». Слушание фрагментов из оперетт.

Урок 28. Мюзикл. Общее представление о мюзикле по сравнению с опереттой и другими видами музыкально- театрального искусства. Основная краткая информация об истории возникновения мюзикла и традициях его исполнения на Бродвее. Некоторые знаменитые американские мюзиклы. Мюзиклы российских композиторов. Детские мюзиклы («Волшебник Изумрудного города», «Путешествие Незнайки»). Пение фрагмента из детских мюзиклов. Слушание фрагментов мюзиклов.

Тема 3 « В музыкальном музее»

Урок 29. Музыкальные музеи. Общее представление о понятиях «музей», «музейные экспонаты», «музейные экспозиции», «музейные хранилища».  Обобщение и закрепление знаний о музыкальных музеях как хранилищах предметов музыкальной старины и музыкального наследия разных стран  и народов мира. Известные музыкальные музеи в России, зарубежных странах. Музеи знаменитых музыкальных театров. Музеи музыкальных инструментов. Необычные музыкальные музеи. Пение песен или хоров одного из композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия.

Урок 30. Музыкальные инструменты. Воображаемая экскурсия по залу музыкальных инструментов в музыкальном музее. (старинные музыкальные инструменты как музейные экспонаты - клавесин, клавикорды, спинет и др. Особенности их устройства, звукоизвлечения и звучания. Старинные духовые и ударные музыкальные инструменты. Знаменитые музыкальные мастера и музыканты- исполнители, чьи музыкальные инструменты хранятся в знаменитых музеях мира. Исполнение русских народных песен, где упоминаются старинные народные музыкальные инструменты.

Урок 31.Музыка и техника. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и техника» в музыкальном музее (старинные музыкальные шкатулки, табакерки, шарманки…). Разнообразие их устройств и характер звучания. Музейные и домашние коллекции пластинок с записями голосов знаменитых певцов (Ф. И. Шаляпин), хоровых коллективов (хора М. Е. Пятницкого) и музыкантов (Оркестра народных инструментов под управлением В. В. Андреева). Сравнение звучания музыки в «живом» исполнении на концерте или в музыкальном театре и звучания механических музыкальных устройств. Музыкальная игра «Граммофон». Повторение песни Л. В. Бетховена «Сурок». Слушание звучания механического пианино.

Урок 32. Музыка и изобразительное искусство. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и изобразительное искусство» в музыкальном музее ( портреты знаменитых композиторов, исполнителей, исторические и жанровые картины с изображением музыкальных инструментов). Образы народных музыкантов в народных игрушках и других произведениях народного декоративно-прикладного творчества. Скульптурные изображения музыкантов. Пение песни Г. Гладкова и А. Кушнера «Песня о картинах». Записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества.

Урок 33. Музыка и книги. Обобщающий урок. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и книги» в музыкальном музее (старинные рукописные церковно-певческие книги, редкие издания партитур симфоний, опер  и балетов знаменитых композиторов- классиков, первые издания сборников русских народных песен, старинные книги о жизни и творчестве знаменитых композиторов и другие ценные экспонаты. Общие представления о музыкальных отделах библиотек. Повторение песен, сопровождающих экскурсии по музыкальному музею. Обобщение знаний.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ

К концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

эмоционально-ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;

понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

     Учащиеся получат возможность для формирования:

чувства сопричастности к культуре своего народа;

понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;

положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции;

уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России;

положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;

мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

исполнять Государственный гимн Российской Федерации;

объяснять значение понятия «классическая музыка»;

Планируемые результаты. 3 класс

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

различать виды музыкально-исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;

понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;

выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

определять на слух основные жанры музыки;

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

Учащиеся получат возможность научиться:

определять особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;

различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;

называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других

стран;

передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;

использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах,

разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

различать и соотносить замысел и результат работы;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей

работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;

руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческих заданий;

определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;

включаться в самостоятельную музыкально- творческую

деятельность (музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую, сочинительскую);

применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

Познавательные

Учащиеся научатся:

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;

различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);

различать звучание отдельных музыкальных инструментов;

различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;

группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);

различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;

характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского Корсакова.

Учащиеся получат возможность научиться:

применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;

сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;

объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;

выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;

задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам;

участвовать в коллективном обсуждении;

высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе;

слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;

активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;

выражать эмоционально-ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Тематическое планирование

3 класс

№ урока

тема

Дата

Тема 1. «В концертном зале».

1.

Концертные залы.

2.

Концерт хоровой музыки.

3.

Концерт хоровой музыки: Гимн.

4.

Концерт хоровой музыки: Хор.

5.

Концерт хоровой музыки: Кантата.

6.

Концерт камерной музыки.

7.

Концерт камерной музыки: Романс.

8.

Концерт камерной музыки: Пьеса.

9.

Концерт камерной музыки: Соната.

10.

Концерт симфонической музыки.

11.

Концерт симфонической музыки. П. Чайковский.

12.

Концерт симфонической музыки. А. Бородин.

13.

Концерт симфонической музыки. Симфоническая картина.

14.

Концерт симфонической музыки. Симфоническая сюита.

Тема 2. «В музыкальном театре»

15.

Музыкальные театры.

16.

Опера.

17.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

18.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Продолжение темы.

19.

Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».

20.

Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Продолжение темы.

21.

Оперы для детей.

22.

Балет. П. Чайковский. Балет «Лебединое озеро».

23.

Балет. П. Чайковский. Балет «Спящая красавица».

24.

И. Стравинский. Балет «Петрушка».

25.

В Детском музыкальном театре.

26.

Оперетта.

27.

Мюзикл.

Тема 3. В музыкальном музее.

28.

Музыкальные музеи.

29.

Музыкальные инструменты.

30.

Музыка и техника.

31.

Музыка и изобразительное искусство.

32.

Музыка и книги.

33.

Школа скрипичного ключа.

Использованная литература

  • Ю. Б. Алиев. «Настольная книга учителя-музыканта» М. 2000г
  • Т. И. Бакланова. «Музыка 3 класс»2009г
  • Т. И. Бакланова. « Родной мир музыки» хрестоматия для начальной школы.1999г
  • Л. А. Безбородова Ю. Б. Алиев «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» 2002г
  • Р. Блаво «Исцеление музыкой»2003г
  • Большой энциклопедический словарь «Музыка» 1998г
  • Е. О. Яременко «начальная школа. Программно- методические материалы»
  • «Музыкальные инструменты мира. (иллюстрированная энциклопедия)2001г
  • Т. В. Надолинская «Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе»2003г
  • Л. А.Рапацкая «История русской музыки от Древней Руси до Серебряного века»201г
  • Д. А. Рытов.»Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: русские народные инструменты» 2001г
  • «Сто балетных либретто» «Музыка» 2010г
  • « Сто великих опер» КРОН-пресс 2009г
  • Журналы «Вопросы образования», «Воспитание школьников», Музыка в школе».
  • Информационно-образовательный портал «Культура и искусство», электронный портал «Культура»
  • Песенные сборники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ

Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС

Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС

«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.

Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....

Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10-11 классах на 2012/2013, 2013-2014 учебные годы

Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час...