Рабочая программа по Музыке 4 класс на 2012-2013 гг
рабочая программа по музыке на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx126.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №12

119136,  г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37,  http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

УТВЕРЖДАЮ:                              СОГЛАСОВАНО:                         РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ  №12        Зам. директора по УВР                   на заседании м/о

                                                                                                                  Протокол № ___ от

«____» ___________ г.            « ____» ____________ г.                     «____» ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для 4 класса

на 2012-2013 учебный год

Рабочую программу составила:

________________________Федосеева Г.Ф.

      подпись                       Расшифровка подписи

Пояснительная   записка

     Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана на основе  примерной  прог-раммы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Данная программа имеет гриф «Рекомендова-но Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа составлена в соответ-ствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального  общего образования.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник  для учащихся 4 класса,М., Просвещение, 2007.
  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2008.
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
  • Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.

     Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.

     В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке. Изучение  музыки в 4 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ муз. культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  •  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

     В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

   Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.  

  Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

  Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие

 Виды контроля:

 - вводный, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

  Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

      Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия на уроке:  №16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок» и в конце второго полугодия на уроке №34 – «Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок».

     Календарно – тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. 1-4 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010г.

     Планирование рассчитано на 34 часа в год, с распределением – 1 час в неделю.

   

Содержание  программы  предмета «Музыка» 4 класс.

«Россия-Родина моя» - 4 ч.

Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  

Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие  жанров  народных песен.

Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!» 

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

«День, полный событий» - 5ч.

Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

 Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 8.  Ярмарочное гулянье.   Народные музыкальные традиции.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

 «В музыкальном театре» - 4ч.

Урок 10 - 11.  Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкаль-ного искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 д). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций.

Урок 12. Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

 Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

 Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Оркестр русских народных инструментов. Творческие коллективы.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Урок 16.  «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. 

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

«В концертном зале» - 6ч.

Урок 17. Музыкальные  инструменты. Вариации на тему рококо.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 18. Старый замок. Фортепианная сюита.

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Урок 19. Счастье в сирени живет… Романсы.

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художествен-но-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).        

Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания пр-ий. Различные виды музыки:  инструментальная. Муз.  драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 22. Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

«В музыкальном театре» - 2ч.

Урок 23. Театр музыкальной комедии. 

Песенность, танцевальность, марш-ть как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Урок 24. Балет «Петрушка» И.Стравинского.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Урок 26.  Историческое прошлое в музыкальных образах.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

Урок 29. Народные праздники. Троица.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). 

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 32. В каждой интонации спрятан человек. 

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 33. Музыкальный сказочник. 

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. 

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

 

Требования   к   уровню  подготовки   учащихся  

4        класс.

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в   разных видах музыкально-практической деятельности;
  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование     фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Примерный музыкальный материал

Раздел 1.  Россия — Родина моя (4 ч)

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.

Вокализ. С. Рахманинов.

Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня.

Песня о России. В. Локтев, слова О. Высоте кой.

Колыбельная, обраб. А. Лядова;

У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод;

А  мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Родные места   Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2.  День, полный событий (5 ч)

В деревне. М. Мусоргский.

Осенняя  песнь.   (Октябрь).   Из  цикла  «Времена года» П. Чайковский.

Пастораль.   Из   Музыкальных   иллюстраций   к   повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Зимняя дорога  В. Шебалин, стихи А. Пушкина.

Зимняя дорога  Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.

Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе) Салтане». Н. Римский-Корсаков.

Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин».

П. Чайковский.

Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Бо рис Годунов». М. Мусоргский.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 3-  О России петь — что стремиться в храм  (4 ч)

Земле Русская, стихира.

Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Не шум шумит, русская народная песня.

Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4.  Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

Аисты, узбекская народная песня.

Колыбельная, английская народная песня.

Колыбельная, неаполитанская народная песня.

Санта Лючия, итальянская народная песня.

Вишня, японская народная песня, и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

Раздел 5.  В музыкальном театре (6 ч)

Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский,

Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6.  В концертном зале (6ч)

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Арагонская хота. М. Глинка.

 (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский,

Раздел 7.  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)        

Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.

Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.

Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.

Пастушка, французская народная песня

Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыкаБ. Окуджавы.

Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.  

Учебно-тематический план  предмета  «Музыка»

Разделы и темы

Кол-во часов

      В том числе:

Контрольные  работы.

Россия-Родина моя.

4

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».«Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

1

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1

4

«Я пойду по полю белому…  На великий праздник собралася  Русь!»

1

День, полный событий.

5

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

6

Зимнее утро, зимний вечер.

1

7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1

8

Ярмарочное гулянье.  Народные музыкальные традиции.

1

9

«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

1

В музыкальном театре.

4

10 11

Опера «Иван Сусанин»  М. И. Глинки.

Закрепление темы. Опера «Иван Сусанин».

1

1

12

Опера  «Хованщина» М .П. Мусоргского.

1

13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

15

Оркестр русских народных инструментов.  Творческие коллективы.

1

16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

1

1

В концертном зале.

6

17

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1

18

Старый замок. Фортепианная сюита.

1

19

Счастье в сирени живет… Романсы.

1

20

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1

21

Патетическая соната. Годы странствий.

1

22

Царит гармония оркестра.

1

В музыкальном театре.

2

23

Театр музыкальной комедии.

1

24

Балет «Петрушка». И. Стравинский.

1

«О России петь – что стремиться в храм».

4

25

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

26

Историческое прошлое в музыкальных образах.

1

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

29

Народные праздники. Троица.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

32

В каждой интонации спрятан человек.

1

33

Музыкальный сказочник.

1

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

1

1

Итого

34

2

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.,  стр. 21-26 и 40-45.

  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2001г.
  • фонохрестоматия для 4 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
  • Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2009 г.
  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2009.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

4.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

5.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

6.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

7.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

8. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» под редакцией                                             Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.

                                Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2010г.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  3. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  4. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  5. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

10.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  3. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  4. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  5. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
  6. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  7. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 4 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  8. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  9. Песенные сборники.
  10. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


Дата

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Контрольно-оценочная деятельность

специальные

общеучебные

                                 

             

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.                                   

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

 Знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса  

- демонстрировать личностно-окрашенное эмоциионально-образное восприятие музыки,

 - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении.

- организация самостоятельной работы;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде;

- воспринимать  информацию;

- оценивать  и
осмыслять резуль-таты своей  деятельности;

- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- умение отвечать на вопросы;

- работать с рисунками;

 -составлять рассказ по рисунку;

- определять общие свойств и  признаки предметов (по результатам наблю-дения, объяснений учителя);

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- владение умениями совместной деятельности:

- согласование и координация деятель-ности с другими ее участниками;

 - объективное оцени-вание своего вклада в решение общих задач коллектива.импрови-зировать на заданные тексты.

входной

устный опрос

2

Как сложили песню. Звучащие картины. Комбинированный урок. 

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». «Ты, река ль, моя – реченька»  

Знать жанры народных песен. Уметь демонстрировать личностноокрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Исполнять народные песни.

текущий

устный опрос

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

 

Комбинированный урок. 

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.Многообразие  жанров  народных песен.  Песни и их жанры.«Ты, река ль, моя – реченька»,   «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли»

Выявлять общность истоков и особенности    народной и профессиональной музыки.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

тематический

устный опрос

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка

Знать  названия изученных произведений и автора,  выразительность и изобра-зительность музыкальной интонации.

Уметь  участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

итоговый

фронтальный опрос

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). «Осенняя песня» П.Чайковский; «Пастораль» Г.Свиридов; «Осень» Г.Свиридов.

Знать  смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства.

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

-  импровизировать на заданные тексты;

- выделять главную мысль.

текущий

индивидуальный

6

Зимнее утро, зимний вечер.

Урок закрепления нового материала. 

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина,  русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога») Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский. У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь демонстрировать понимание интонационно-образ-ной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

текущий

групповая

7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркест-ров:  симфонического. Тембровая окраска музы-кальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказ-ка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музы-ке.  Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

Знать и понимать понятие   музы-кальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации,  названия изученных произведений и их авторов;Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразитель-ности в музыкальных произведе-ниях;

текущий

устный опрос

8

Ярмарочное гулянье. Народные музыкальные традиции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.  

Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. «Девицы, красавицы». «Уж как по мосту, мосточку»,«Детский альбом» П.Чайковского. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем.

-  Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

- Самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

- Оценивать  и
осмыслять резуль-таты своей  деятельности;

текущий

устный опрос

9

«Приют, сияньем  муз одетый…». Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррек-ции знаний.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Обобщение музы-кальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произве-дений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впе-чатлений учащихся. Романс  «Венецианская ночь» М.Глинка. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени., передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать определение понятия  романс;выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения  музыкальных и литературных произведений. Уметь  определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности.

тематический

Тест

10

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Закрепление темы.Опера «Иван Сусанин».

Комбинированный урок

 Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматурги-ческое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка: Интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 д.

 Знать названия изученных жанров   опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст; Уметь определять, оценивать, образную сферу и музыкальный язык произведения;

- формирование мо-нологической речи учащихся;

- уметь переносить знания, умения в но-вую ситуацию для решения проблем;

- владение умениями совместной деятель-ности: согласование и координация деятель-ности с другими ее участниками;

- замечать изменения, происходящие с объектом; импровизи-ровать на заданные тексты.

текущий

устный опрос

групповая

11

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Опера «Иван Сусанин». М.Глинка. сцена из 4 действия

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив; Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особеннос-ти взаимодействия и развития различных образов музыкального  спектакля.

текущий

устный опрос

12

Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргско-го.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкаль-ного искусства. Обобщенное представление исторического прош-лого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариацион-ная форма. Вариационность.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Песня Марфы («Исходила младешенька»);

Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационная форма.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание.

текущий

устный опрос

13

Русский Вос-ток. Сезам, от-кройся! Вос-точные моти-вы. Комбиниро-ванный урок.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

 «Танец с саблями». Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

 Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: вос-точные интонации, вариа-ции, орнамент, контрастные образы. Выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства.

тематический

устный опрос

групповая

14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Комбинированный урок.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, храня-щейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных ин-струментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное муз. творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты  России, история их возникновения, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – лето-пись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Ой ты, речка, реченька; Бульба, бел.н.п.; Светлячок, грузн.п.. Аисты, узб.н.п. .Колы-бельная, англ.н.п.. Колыбельная, неап.н.п.. Санта Лючия, итал.п.. Вишня, япон.н.п. и др. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский. Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский.

 Знать  названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.

Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;

- формировать прие-мы мыслительной деятельности (сравне-ние, классификация).

- владение умениями совместной деятель-ности: согласование и координация деятель-ности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение об-щих задач;

- оценивание своих учебных достижений.

текущий

самостоятельная

работа

15

Оркестр русских народных инструментов.   Творческие коллективы.

Комбинир. урок.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.  Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

 Знать названия  музыкальных инструментов,  состав оркестра русских народных  инструментов. Исполнять му-ые произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инстр-ое музицирование).

тематический

устный опрос

16

«Музыкант-ча-родей». (бел.нар. сказка). Обоб-щающий урок. Урок  контроля.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

Уметь   высказывать собственное мнение в отношении муз-ых явлений, эмоционально откликаться  на муз. произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике;

итоговый

тест;

индивидуальный.

17

Музыкальные  инструменты (скрипка, вио-лончель). Вари-ации на тему рококо. Урок изу-чения и закрепле-ния новых знаний.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский. (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

 Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение),

 - подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация);

- формирование монологической речи учащихся;

 - умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

-  выделять их признаки и свойства.

тематический

устный опрос

18

Старый замок. Фортепианная сюита.

Урок  обобщения и сист-ии знаний.

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вока-лиз, сюита). Уметь выражать худо-жественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

текущий

устный опрос

19

Счастье в сирени живет…Романсы.

Выразительность и изобразительность в музы-ке.  Музыкальное исполнение как способ творчес-кого самовыражения в искусстве. Различные ви-ды музыки: вокальная, сольная. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Знать  названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита. Высказывать собст-венное мнение в отношении музыкальных явлений,;

текущий

устный опрос

20

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы…

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народ-ных танцев в музыке Ф.Шопена. Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен. Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи

текущий

устный опрос

21

Патетическая соната. Годы странствий.

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством зарубежных компо-зиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы постро-ения музыки как обобщенное выражение художес-твенно-образного содержания произведений. Раз-личные виды музыки:  инструментальная. Музы-кальная драматургия сонаты Л.Бетховена. Соната № 8 («Пате-тическая»). Финал. Для фо-но (фрагменты). Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Арагонская хота. М. Глинка.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах,  эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

тематический

устный опрос

22

Царит гармония оркестра.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Особенности звучания различных видов оркест-ров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слухо-вых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных муз. ин-струментах. Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра

 Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.

текущий

устный опрос

23

Театр музыкальной комедии.

Комбинированный урок.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой му-зыки.  Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Сце-на. Из мюзикла «Моя прекр. леди». Ф. Лоу. Джаз. Я. Дуб-равин, слова В Суслова. Острый ритм. Д. Гершвин, сл А. Гершвина.

 Знать названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

- участие в диалоге;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства.

тематический

устный опрос

групповая

24

Балет «Петрушка» И.Стравинского

Комбинированный урок.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский

 Знать и понимать: народные музы-кальные традиции родного края; смысл понятий: музыка в народном стиле. Продемонстрировать понима-ние интонационно-образной приро-ды муз. искусства, взаимосвязи вы-разити и изоб-ти в музыке.

текущий

устный опрос

25

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Земле Русская, стихира. Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых. Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фраг-мент) А. Бородин. Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский. Не шум шумит, русская нар. песня.

Знать народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции. Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

-участие в диалоге;

- формирование учебного сотруд-ничества;

- поиск необходимой информации в словарях;

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации,музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

тематический

устный опрос

26

Историческое прошлое в музыкальных образах.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Вели-чание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание. Уметь определять, оценивать, соот-носить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

текущий

устный опрос

27

Праздников праздник, тор-жество из тор-жеств. Урок изучения  новых знаний.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкаль-ный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песно-пения: тропарь, молитва, величание.  «Христос воскресе! (тро-парь) Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков. Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

 Знать и понимать: народ-ные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные тра-диции. Уметь  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и проф. музыкального творчества.

текущий

устный опрос

28

Родной обычай старины. Свет-лый праздник.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные тра-диции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.  «Не шум шумит»  пасхальная нар. песня.  Сюита для двух фор-тепиано. С.Рахманинов. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

 Знать и понимать: образцы муз-го фольклора, нар. муз. традиции род-ного края (праздники и обряды). По-нимать значение колокольных зво-нов  и колокольности в музыке рус. ком-ов; сравнивать муз. образы народных и церковных праздников;

тематический

устный опрос

29

Народные праздники. Тро-ица. Комбин-ый урок.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов Рос-сии. Праздники русского народа. Троицын день. Троицкие песни.

Знать и понимать народные  муз. традиции родного края.Уметь исполнять и разыгры-вать народные песни, участ-вовать в коллективных иг-рах-драматизациях.

- импровизировать на заданные тексты.

текущий

устный опрос

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Интонация как внутреннее озвученное состоя-ние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа.  Прелюдия до-диез минор для фортепи-ано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12 («Революцион-ный») для фортепиано. Ф.Шопен. Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни. Пастушка, фр.н.п. Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятия – муз. образ. Уметь узнавать изуч. муз.про-изведения и называть имена их авто-ров; эмоционально откликнуться на музыкальное произ-ие и выразить свое впечат-ие в пении, пластике.

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

устно описывать объект наблюдения,

владение способами контроля и оценки деятельности;

различных видов искусства;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- устно описывать объект наблюдения;

- владение способами контроля и оценки деятельности;

- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

текущий

устный опрос

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Урок закрепления знаний.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное испол-нение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популяр-ных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инстру-менты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня.  Мастерство известных исполнителей. Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыкаБ. Окуджавы. Песня о друге. Слова и муз. В. Высоцкого.

 Знать и  понимать смысл понятий: «композитор» -  «исполнитель» - «слушатель»;

Муз. инструменты (гитара).

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

тематический

устный опрос

32

В каждой интонации спрятан человек.

Комбинированный урок.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отраже-ние мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность муз. речи композиторов: Л.Бетховена «Патети-ческая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Ис-ходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»  Песня Сольвейг; Танец Анитры.Э.Григ.

 Знать и понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации, выражать художественно-образное содержание произведений в к-л виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охот-но участвовать в колл. творческой деятельности.

текущий

устный опрос

33

Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита«Шахеразада»).

Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, муз. инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразитель-ности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

тематический

Фронтальный опрос

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Знать названия изученных произведений и их авторов. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  

итоговый  контроль

групповая



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ

Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС

Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС

«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.

Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....

Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10-11 классах на 2012/2013, 2013-2014 учебные годы

Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час...