"Царит гармония оркестра"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Царит гармония оркестра".
Цель урока: Закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре.
Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор, синтезатор.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие. С-1
2.Беседа по теме.
Учитель - Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Сегодня мы будем слушать звучание симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером.
С-2 Давайте вспомним и назовём инструменты симфонического оркестра.
Проверка знаний учащихся.
Послушайте отрывок из повести Е.Канн-Новиковой «Маленькая повесть о Михаиле Глинке». В нём отсутствуют названия музыкальных инструментов. Восстановите текст отрывка, воспользовавшись описанием музыкальных инструментов.
«ЧТО ТАКОЕ ОРКЕСТР?»
С-3
«Они вошли в залу. Перед пюпитрами с нотами расселись дядюшкины люди, держа в руках невиданные инструменты.
-Что уставился? Небось, не видал ещё такой музыки? Да, впрочем, где тебе было её увидеть! Ну, гляди в оба и вникай. Вот эта певунья, например, с изящной талией – (------скрипка-----).Можно сказать царица музыкальных инструментов, потому что голос у неё богатый. Что хочешь, можешь на ней изобразить. По струнам её смычком водят, вот этак, - и дядюшка, взяв скрипку из рук первого скрипача, извлёк несколько красивых, протяжных звуков.- А там видишь, продолжал он, - деревянные дудки? Которые с раструбами на концах – то (----кларнет------------) .Которые же наподобие свирелей – наверное, не раз слыхал, как наши пастухи в них свистят, - те (------флейта--------)зовутся…А вот этот крендель, тут дядюшка повернулся к музыканту, у которого в руках блестела свившаяся в кольца медная труба, - этот крендель называется (------валторна-------)валторна, ещё по-немецки говорят: вальдгорн – это означает охотничий рожок.
Продолжение беседы:
Учитель - На какие группы можно разделить музыкальные инструменты в симфоническом
оркестре? (Ответы учеников)
С-4 Учитель - Какие инструменты в составе струнной группы?
С-5 (Ответы учеников)
Учитель - Назовите духовые музыкальные инструменты.
С-6 (Ответы учеников)
Учитель - Осталось назвать группу ударных инструментов.
С-7 (Ответы учеников)
3.Проверка знаний учащихся. Игра «Третий лишний».
С-8 Учитель - Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее? Объясните своё решение.
4.Слушание музыки.
С-9 ( Звучит фрагмент симфонии №40,часть1, В.А.Моцарта)
С-10 Учитель - Музыканты оркестра располагаются на сцене по определённой схеме? Как вы можете объяснить эту необходимость, ребята? (Ответы)
С-11 Учитель-Русский композитор М.Мусоргский говорил, что «Музыка, прежде всего искусство человеческого общения». Ребята, как вы понимаете эти слова? (Ответы)
5.Пение песни:
А сейчас мы познакомимся с песней Б.Окуджавы «Пожелание друзьям». Ведь в ней тоже раскрывается секрет человеческого общения. Работа над песней.
6. С-12 Понятия «ГАРМОНИЯ» и «ТУТТИ».
Учитель - Кто стоит во главе оркестра?
С-13 (Дирижёр)
Учитель – Сейчас мы попробуем превратить наш класс в концертный зал, где выступает симфонический оркестр.
С-14 Звучит фрагмент из симфонии №4, финал, П.И.Чайковского.
6. Итог урока.
Учитель - П.И.Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой». А вы бы, ребята, с ним согласились? (Ответы - диалог)
Много незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой и весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, имя которому …СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.
Литература:
1.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие.
Москва «Просвещение»2004год
2.Т.В.Надолинская «Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе». Москва «Владос» 2003 год