Камерная инструментальная музыка.
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Урок музыки в 7 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект32.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Камерная инструментальная музыка. Федосеева Гульнара Фагимовна, учитель музыки

Цель урока: Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки. 

Задачи урока: 

Образовательные:

  • Повторение жанров вокальной и инструментальной камерной музыки;
  • Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, Н.Паганини, Ф.Шуберта;
  • Укрепление понимания драматургической основы в произведениях камерных жанров;
  • Совершенствовать навыки вокально-хорового искусства.

Воспитательные:

  • Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;
  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие: 

  • Формирование музыкального вкуса;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;

Тип урока: комбинированный.

Методы: 

  • Повторение пройденного материала (устный опрос);
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
  • Анализ музыкальных фрагментов;
  • Хоровое исполнение песни «За туманом». (слова и музыка Кукина)

Оборудование: ноутбук, синтезатор, проектор, экран.

Материалы: слайдовая презентация; музыкальные фрагменты: М.И. Глинка – М.А. Балакирев «Жаворонок»; Н. Паганини – Ф. Лист «Каприс 24»; Ф. Шуберт – Ф. Лист «Лесной царь»; ноты и текст баллады Я. Френкеля на слова Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Ход урока

I. Организационный момент. Презентация. Слайд 1(Тема урока)

Учащиеся входят в класс. Приветствие.

II. Повторение

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?  (Слайд 2)

Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: Назовите жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…

Учитель: Правильно. Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната)  написана для небольших инструментальных ансамблей  или солирующих инструментов, предназначена для исполнения в небольшом помещении.

Учитель: Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные. (Слайд 3)

  • серенада;
  • каприс;
  • ноктюрн;
  • фуга;
  • баллада
  • прелюдия;
  • этюд;
  • баркарола;
  • романс;
  • соната;

Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры. (на творческую работу отводится 2 минуты)

Учитель: Проверим ваши ответы. Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в первый столбик.

Ученики: Серенада, баллада, баркарола, романс.

Учитель: А во второй?

Ученики: Все. Некоторые жанры написаны и в 1 и во 2 столбике т.к. их можно отнести как к вокальным, так и к инструментальным.

Учитель: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?

Ученики: Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» – вокальный жанр, а «Романс» Г.В. Свиридова – инструментальный. Баллады Ф. Шопена – инструментальный жанр, а баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» – вокальный.

Учитель: Молодцы! Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция. (Слайд 4)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока 

Учитель: Сейчас прозвучит произведение, с которым Вы уже знакомы – это этюд Ф. Листа «Метель». (Слайд 5)

Учитель: А что такое этюд?

Ученики: Эта пьеса, предназначенная для совершенствования техники на каком-либо инструменте.

Учитель: Прослушаем фрагмент следующего произведения. (слайд 6).

Ученики:  Это  романс «Жаворонок» М.И.Глинки.

Учитель: А что Вы можете сказать об инструментальном сопровождении?

Ученики: Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чём поётся в романсе. Как, например, в только что прозвучавшем произведении, мы ясно слышим пение жаворонка, благодаря фортепиано.

Учитель: Мы не случайно так подробно остановились на характерных особенностях жанра романс, потому что сейчас Вы услышите транскрипцию этого романса – фортепианную миниатюру М.А. Балакирева «Жаворонок» и ответите на следующие вопросы:

  • Какие особенности романса подчёркнуты в транскрипции?
  • Что нового Вы услышали в этой пьесе?
  • В какой форме написана транскрипция?

(Слайд 6)

 Слушание и обсуждение 

Ученики: В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность, но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.

Учитель. Вы совершенно точно отметили живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке». Но разговор о композиторах – пианистах на этом не заканчивается. И вот следующее высказывание:

3. Беседа по теме урока  (Слайд 7,8)

    «Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н.Паганини. Но для начала давайте послушаем Каприс №24 Н. Паганини.

4. Слушание и обсуждение  (Слайд 9)

Учитель: Знакома ли Вам эта музыка?

Ученики: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.

Учитель: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?

Ученики: Каприс – это произведение изысканное и виртуозное.

Учитель: Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение каприс?

Ученики: Это произведение как будто иллюстрирует только что прозвучавшее определение. Тема причудлива. Изложение блестящее.

Учитель: В какой форме написано это сочинение?

Ученики: В форме вариаций.

Учитель: Ф. Лист написал этюд по капрису 24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?

(Слайд10)

Ученики: Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите в «Творческую тетрадь» свои впечатления от этой музыки. Составьте схему развития музыкального образа в форме вариаций.

V. Работа по теме урока (продолжение)

1. Беседа по теме урока 

Учитель: Лист боготворил музыку австрийского композитора Франца Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Ave, Maria» и др. В начале нашего урока, Вы отметили, что баллада – это жанр камерной музыки, который может быть представлен как вокальный, так и инструментальный. И сейчас мы ещё раз в этом убедимся.

2. Слушание и обсуждение  (Слайд 11)

Учитель:  Можете ли Вы определить характер всего произведения по этой интонации? (Слайд 12)

http://festival.1september.ru/articles/612618/f_clip_image002.gif

Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?

Ученики: Уже с первых тактов мы чувствуем напряжение, волнение и тревогу.

Учитель: Давайте, послушаем фрагмент этой баллады (слушание). (Слайд 13)

Какими средствами передаёт композитор содержание баллады Шуберта?

Ученики: В транскрипции баллада «Лесной царь» заиграла новыми красками. Так звучание темы отчаявшегося отца звучала в низком регистре, а стенания младенца – в высоком. Мне кажется, что от этого баллада только выиграла.

Учитель: Что усилил Лист в своей пьесе: лиризм, драматизм, трагизм?

Ученики: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, правильно было бы сказать, что общее впечатление наполняет душу драматизмом, сцены с Лесным царём более лиричны, а финал – безысходен и потому особенно трагичен.

3. Заключение 

Учитель: Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.

VI. Работа над песней.

Учитель: Я предлагаю продолжить разговор о балладе и познакомиться с произведением Я. Френкеля на слова Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». (Показ песни. Разучивание 1 куплета).

Список литературы:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 2-е издание М.: Просвещение, 2008, с. 92-95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Сценарий урока. Предмет: музыка. Тема: Русская народная инструментальная музыка

Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн...

Конспект урока в 7 классе по теме "Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция".

Тема урока:  Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.Цель урока:  дать учащимся представление об особенностях развития музыки в  камерных жанрах (на  примере этюдов эп...

Урок "Лирические образы в камерной инструментальной музыке"

Дети в течении урока должны убедиться в большой силе, которое может оказать на человека небольшое камерное произведение....

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. 7 класс

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.7 класс  3 четверть  3 урок...

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. 7 класс

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция....