Главные вкладки

    Конспект урока в 7 классе по теме "Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция".
    план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

    Шектыбаева Татьяна Биржановна

    Тема урока:  Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

    Цель урока:  дать учащимся представление об особенностях развития музыки в  камерных жанрах (на  примере этюдов эпохи романтизма).

    Задачи урока:

    - познакомить с  мастерством знаменитых пианистов Европы - Ф. Листа и Ф. Шопена;

    - раскрыть понятия «транскрипция»,  «интерпретация»; 

    - выявить изменения  в  драматургической  концепции  сочинения  на  основе сравнительного анализа оригинала и  транскрипции; 

    - осмыслить некоторые черты,  свойственные музыке эпохи романтизма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_klass.docx20.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    7 класс  3 четверть  3 урок

    Тема урока:  Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

    Цель урока:  дать учащимся представление об особенностях развития музыки в  камерных жанрах (на  примере этюдов эпохи романтизма).

    Задачи урока:

    - познакомить с  мастерством знаменитых пианистов Европы - Ф. Листа и Ф. Шопена;

    - раскрыть понятия «транскрипция»,  «интерпретация»;  

    - выявить изменения  в  драматургической  концепции  сочинения  на  основе сравнительного анализа оригинала и  транскрипции;  

    - осмыслить некоторые черты,  свойственные музыке эпохи романтизма.

    Вид урока: комбинированный.

    Тип урока: традиционный.    

    Оборудование: аудио-запись музыкальных произведений, видео-запись исполнения музыкальных произведений, портреты композиторов, распечатка музыкальных понятий.    Музыкальный материал:

    Ф.Шопен. Этюд №10 ми-мажор.

    Ф.Шопен. этюд №12.

    Н.Паганини. Каприс № 24.

    Ф.Лист. Этюд  на мелодию Каприса Н.Паганини.

    Сценарий  урока:

    Вход.

    Музыкальное приветствие.

    Тема урока выписана на доске, озвучиваю тему урока. Какие из этих понятий вам знакомы?  Можете их пояснить?

    Этюд относится в светской музыке или к церковной?

    Наибольшее развитие жанра  этюд  произошло в эпоху романтизма. Что вы можете сказать об этом понятии? Чем музыка классическая отличается от музыки романтизма?

    В начале этой четверти мы познакомились в понятием музыкальная драматургия. Прослушайте Этюд и определите какие образы показал композитор.

    Слушание Этюда ми мажор Ф.Шопена.

    Ответы детей: характеристика музыки, форма музыки (схема нескольких форм музыкальных, выбрать подходящую), драматургия образов (сколько образов, какие они по характеру).

    Изначально этюд – это упражнения для исполнителя, чтобы совершенствовать мастерство.

    А теперь подумайте, почему лирическая ми-мажорная пьеса Шопена названа этюдом? Ведь этот жанр прежде всего связан с решением технических задач,  с  развитием виртуозности пианиста? Но новаторство композитора и  проявилось в  расширении выразительных возможностей жанра этюда (как и жанров мазурки, вальса,  прелюдии), определивших музыкальную драматургию пьес. Этюду оказались подвластны самые различные чувства, в том числе и глубоко лирические переживания. Интрига развития музыки Этюда №10 ми мажор построена на драматургии  сопоставления  мягкой,  певучей,  лирической  части  с контрастной средней частью, в которой можно услышать традиционную трактовку жанра этюда. Возвращение к начальной теме приобретает характер утверждения основного чувства, как бы прошедшего испытания.

    Жанр этюд относится к камерной музыке. В музыкальном словаре можно найти такие изречения:

    Этюд (фр. е1иёе — изучение) — 1. Упражнение для развития исполнительской (главным образом инструментальной) техники.

    2. Высокохудожественные виртуозные концертные пьесы (этюды для фортепиано         Ф. Листа, Ф. Шопена, «Симфонические этюды» Р. Шумана, «Этюды-картины»   С.Рахманинова и др.).

    Посмотрите какую эволюцию прощел этюд – как вы думаете, с чем это связано?

    - Развитие музыкального искусства (романтизм). Стремление людей поделиться своими мыслями и чувствами.

    Но музыкальное произведение мы слышим не в исполнении композитора, его мысль, замысел к нам приходит через мастерство исполнителя.

    Ф.Шопен писал настолько яркие произведения, что некоторым из них были даны названия.

    Послушайте и определите основную мысль этого произведения. (Этюд №12 Шопен) – первый видеосюжет!

    Почему его назвали революционным? Какие качества характера человека предполагает революционное выступление? Как это показал в музыке композитор?

    Шопен был великолепным пианистом. И все произведения он писал,  прежде всего, чтобы исполнять самому. Вы услышали, как исполняет произведение Шопена ученик музыкальной школы. Музыка очень яркая! Казалось бы, невозможно  сыграть ее по-другому. Но…

    Предлагаю вам еще один вариант исполнения этого Этюда. Характер музыки вам знаком и мне хочется, чтобы вы постарались сравнить два варианта звучания Этюда №12. Для вас играет Святослав Рихтер.  

    Просмотр. Ответы детей. Что в музыке изменилось – мелодия или структура произведения (форма музыки). Когда мы говорим об одном произведении, то предполагаем, что каждый исполнитель показывает его по-своему. В музыке для определения этого есть понятие интерпретация. Что при этом меняется в музыке? Характер звучания, исполнения. Образы приобретают новую окраску.

    Интерпретация(лат. гп1егрге1аИо — истолкование) — художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, зависящее от его замысла и индивидуальных особенностей, эстетических принципов школы или направления, к которым относится исполнитель.

    То есть, можно утверждать, что сколько исполнителей решится играть это произведение – столько вариантов  и будет существовать. Это будут разные музыкальные произведения? В чем будет разница?

    А теперь еще два произведения. Посмотрим, что изменится в этом случае.

    Слушают Каприс Паганини – характер музыки, исполнение.

    Этюд Листа – характер музыки, исполнение.

     Какая разница в прозвучавших произведениях? Мелодия одна, а инструменты разные.

    В эпоху романтизма в музыке появилось новое понятие -  транскрипция. Это же понятие есть и в литературе. Что мы подразумеваем, когда говорим о речевой транскрипции? Письменное воспроизведение слов и текстов с учётом их произношения.  А в музыке?

    Транскрипция (лат. (гапясггр(го — переписывание) — 1. Переложение музыкального
    произведения, его
     аранжировка. 2. Свободная обработка произведения в виртуозном стиле то же, что фантазия.

    Транскрипцию Каприса Паганини написал Ференц Лист (1811-1886) - знаменитый венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, писатель, общественный деятель. Его многогранная деятельность была направлена как на становление венгерской национальной музыкальной школы, так и на развитие мировой музыкальной культуры. Листа без преувеличения называют «Человеком мира». В этом убеждают его тесные связи с музыкантами, писателями, поэтами, драматургами Западной Европы (Англия, Италия,  Франция, Австрия, Германия,  Швейцария,  Норвегия,  Чехия, Польша и др.) и России. Ф. Лист воспитал свыше 300  пианистов из разных стран.  Главной задачей его творчества было утверждение идеи стремления к свету.

    Лист прошел долгий путь освоения различных жанров композиторского творчества - от создания и до исполнения на концертной эстраде виртуозных фортепианных пьес. В том числе и с целью их новой интерпретации.

    Определите разницу музыкальных понятий:

    Интерпретация…  (смена характера исполнения)

    Транскрипция…   (смена средств музыкальной выразительности и формы муз произведения)

    Чем эти понятия похожи и чем отличаются? Почему они взаимосвязаны?

    Какое  из этих понятий можно применить к следующему произведению?

    Исполнение песни «Одинокая гармонь» - это интерпретация, или транскрипция? Объясните свой ответ.

    Вывод: определите связь между всеми понятиями нашей темы урока.

    Мы проследили развитие одного из жанров камерной музыки - этюд. Выяснили разницу в музыкальных понятиях. Исполнили свою интерпретацию известной песни.

    Оценки за урок.

    Музыкальное окончание урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"

    Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».Тип ...

    Конспект урока "Маршевость в вокальной и инструментальной музыке". 2 класс.

    Сформировать у учащихся представление о маршевом характере музыки в вокальных и инструментальных произведениях разных жанров. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пласт...

    урок музыки для 4 класса "Вокальная и инструментальная музыка"

    Основная цель урока:- обобщение и систематизация знаний учащихся о вокальной и инструментальной музыке; о динамических оттенках (форте, пиано)....

    Урок "Лирические образы в камерной инструментальной музыке"

    Дети в течении урока должны убедиться в большой силе, которое может оказать на человека небольшое камерное произведение....

    Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. 7 класс

    Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.7 класс  3 четверть  3 урок...

    План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»

    План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...

    Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. 7 класс

    Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция....