Конспект урока "Маршевость в вокальной и инструментальной музыке". 2 класс.
план-конспект урока по музыке

Грошева Татьяна Викторовна

Сформировать у учащихся представление о маршевом характере музыки в вокальных и инструментальных произведениях разных жанров. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование, исполнение на музыкальных инструментах) показать выразительные возможности маршевой музыки, обозначить её  место в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marshevost_v_muzyke.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 класс.  1 четверть.

Тема четверти: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость в музыке».

Тема урока: «Маршевость в вокальной и инструментальной музыке».

 Цель урока:

  • Образовательная: Сформировать у учащихся представление о маршевом характере музыки в вокальных и инструментальных произведениях разных жанров. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование, исполнение на музыкальных инструментах) показать выразительные возможности маршевой музыки, обозначить её  место в повседневной жизни.
  •  Воспитательная: Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Воспитывать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства. 
  • Развивающая: Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе творческого восприятия их в самостоятельном опыте. Развивать вокально - хоровые навыки, учить петь интонационно выразительно. Развивать ритмический слух у учащихся через игру на музыкальных инструментах. 

Музыкальный репертуар:

1.Распевание: «Мы мальчики», интонационные упражнения, песенки-скороговорки.

2. «Симфония №5 ч.3.» Л.В. Бетховен.

3. Песня «Золотая звёздочка Москвы» Р. Бойко.

4. Просмотр видеофильма о композиторе Бетховене.

5. Просмотр документального фильма о Москве в годы Великой Отечественной войны.

6. «Прелюдия 7» ; «Прелюдия №20» Ф. Шопен.

7. Песня «Если бы дети всей земли» В. Соловьёва-Седого.

 8. Просмотр документального фильма о военной музыке.

Наглядность урока: Картины военных оркестров шагающих под марш. Портрет Л.В. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Щедрина; таблица «Симфонический оркестр»; диск «В кругу великих имён. Композиторы»; видеокассеты №30; №44; слова песен, словарь «Музыкальных терминов».

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедиопроектор
  • Музыкальный центр
  • Телевизор
  • Видеомагнитофон
  • Фортепиано

Ход урока:

Вход под «Марш славянки».

«Как сходна музыка с человеком!

У неё человеческое лицо в моменты, когда её вдруг увидишь воочию» А. Сууман.

 

Слово учителя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Исполнение

 Распевание:

 

 

  Исполнение с игрой в ансамбле с учителем и движениями под музыку.

 Слушание

 

 Просмотр

 

 Разучивание и исполнение

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеокассеты №30

Слово учителя:

Слушание:

 

  

Слушание:

 

 

 

 

 

 

 Итог урока:

 

 

 

 

 

 Просмотр

 

 

 

 Выход учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ребята, с музыкой  какого характера вы знакомились на прошлом уроке? -

«С музыкой маршевого характера».

Вы узнали о том, что маршевая музыка может быть самой разнообразной, потому что идёт от ритмов различных маршей.

2. Какие марши вы знаете? -

«Церимониальный, походный, спортивный, игрушечный, детский, траурный».

Маршевая музыка может быть самой разной и сатирической  как в балете Р. Щедрина Конёк-Горбунок» создающей впечатление угловатой, подпрыгивающей походки царя Гороха, и мужественной, героической, и печальной траурной, и радостной, бодрой, как в попевке «Мы – мальчики».

Попевка «Мы – мальчики». Дети шагают под музыку.

Интонационные упражнения на слоги «Лю- лё»; «Да»; «Уа».

Песенки-скороговорки «У Егора и Федоры»; «Бык тупогуб».

Главная тема «Симфонии №5» 3ч. Л.В. Бетховен.

Мальчики играют на барабанах ритмический рисунок произведения. Весь класс шагает под музыку. Учащиеся анализируют игру барабанщиков.

«Симфония №5» 3ч. Л.В. Бетховен.

  1. Как прозвучала музыка Бетховена, в каком характере композитор написал третью часть симфонии?

Симфония – (в переводе с греческого – созвучие). Произведение для симфонического оркестра, в котором композитор размышляет о жизни и смерти, времени и человеке, о вечных вопросах бытия.

Симфония №5 – это светлая вершина человеческого духа. И в тоже время – бездонная глубина человеческого чувства. Главный герой симфонии – человек мужественный, бесстрашный, щедрый и добрый, чуткий и порой беззащитный, мягкий и легкоранимый, человек страдающий и преодолевающий собственное страдание через любовь ко всем людям, через веру в добро, красоту и божественное начало мира.

Фильма о жизни Л.В. Бетховена.

Песня «Золотая звёздочка Москвы» Р. Бойко.

  1. О чём поётся в песне?

В годы Великой Отечественной войны Гитлер стремился ударить в самое сердце России – разгромить Москву. Под Москвой наши войска одержали свою первую победу над «непобедимой», как говорили, фашисткой армией. После окончания войны Москве было присвоено звание города-героя.

Документальный фильм о защите Москвы в годы Великой Отечественной войны.

На этом уроке снова прозвучит музыка великого польского композитора Ф. Шопена. Вы познакомитесь с двумя пьесами, с «Прелюдиями №7 и №20», в которых, несмотря на их краткость, ярко выражены две важнейшие стороны творчества Шопена. В одной – его нежная любовь к музыке своего народа: к польским народным песням и особенно к танцам (в частности, к мазурке), во второй –  горячая любовь к своей отчизне, боль за её трагическую судьбу. Мужественность, сближающая порой его музыку с музыкой Бетховена, печаль, которую он испытывал, думая о страданиях угнетённого польского народа.

«Прелюдия №7». Ф. Шопен.

В каком характере прозвучала прелюдия?

- «Песенно-танцевальном».

«Прелюдия №20». Ф. Шопен.

Какое настроение выражает композитор в этой прелюдии? Какой характер  этого произведения?

«Песенно-маршевый, печальный. В двадцатой прелюдии мы отчётливо слышим тяжёлую размеренную поступь траурного марша.

Однако это не мазурка и не траурный марш, а скорее воспоминания о мазурке и о траурном марше.

Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса, в которой запечатлено какое-то одно настроение. Произведение для фортепиано, скрипки, ансамблей, оркестра и т.д.

  1. С музыкой какого характера вы познакомились на уроке?
  2. Какие вокальные произведения маршевого характера вы исполняли?
  3. Какие инструментальные произведения маршевого характера вы слушали?

Фильм о русской военной музыке, которая вдохновляла военных на подвиги.

 

Под песню «Если бы дети всей земли»

В. Соловьёва-Седого.

Иллюстрации шагающих под марш.

 

 

 

 

  

 Портрет Р. Щедрина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Портрет Бетховена

 

 

 

 

 Таблица «Симфонический оркестр».

 

 

 

Памятник Москве городу-герою 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Портрет Ф. Шопена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Конспект урока на тему «Лирические образы" 6 класс (Мир образов вокальной и инструментальной музыки”)

Урок музыки6 классМир образов вокальной и инструментальной музыкиЛирические  образы. Эпиграф:...

урок музыки для 4 класса "Вокальная и инструментальная музыка"

Основная цель урока:- обобщение и систематизация знаний учащихся о вокальной и инструментальной музыке; о динамических оттенках (форте, пиано)....

урок музыки "Осенние ноты в вокальной и инструментальной музыке"

Основная цель урока:- формирование знаний о вокальной и инструментальной музыке.            Образовательные задачи:- формировать у учеников знани...

урок музыки для 4 класса "Животные и сказочные персонажи в вокальной и инструментальной музыке"

Основная цель урока: систематизация знаний учащихся о вокальной и инструментальной музыке, средствах музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки).Образовательные задачи:- систематизировать...

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»...