урок музыки для 4 класса "Вокальная и инструментальная музыка"
план-конспект урока по музыке на тему

Марченко Марина Анатольевна

Основная цель урока:

- обобщение и систематизация знаний учащихся о вокальной и инструментальной музыке; о динамических оттенках (форте, пиано).

            Задачи урока:

            Образовательные:

- расширение, систематизация представлений учащихся о вокальной и инструментальной музыке;

- учить детей применять на практике динамические оттенки (форте, пиано), закреплять певческие навыки.

            Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие памяти, зрительного  слухового восприятия, мыслительной деятельности;

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся (выдержки, умения выражать свои чувства, навыков самоконтроля).

            Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к разноплановой музыке, самостоятельность, нравственные качества (умение сопереживать, бережно относиться к окружающим людям).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

школа №10 VIII вида Ступинского муниципального района.

Урок музыки в 4-ом классе

Учитель музыки Марченко Марина Анатольевна.

Ступино 2014 г.


        Урок обобщения и систематизации знаний.        

Основная цель урока:

- обобщение и систематизация знаний учащихся о вокальной и инструментальной музыке; о динамических оттенках (форте, пиано).

        Задачи урока:

        Образовательные:

- расширение, систематизация представлений учащихся о вокальной и инструментальной музыке;

- учить детей применять на практике динамические оттенки (форте, пиано), закреплять певческие навыки.

        Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие памяти, зрительного  слухового восприятия, мыслительной деятельности;

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся (выдержки, умения выражать свои чувства, навыков самоконтроля).

        Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к разноплановой музыке, самостоятельность, нравственные качества (умение сопереживать, бережно относиться к окружающим людям).

        

        Оборудование:

- мультимедиа;

- презентация;

- мультфильм «Бюро находок»;

- музыкальный центр;

- аудиозаписи: «Хомячок» музыка Л.Обелян,  «Не волнуйтесь понапрасну» из мультфильма «Бюро находок», музыка Е.Крылатова, слова М.Пляцковского, Э.Григ. Оркестровая сюита «Пер Гюнт». «Песнь Сольвейг», «Колыбельная Сольвейг».

- правила поведения в театре.

        

        Словарь:

- форте, пиано, вокальная, инструментальная музыка

  1. Организационный момент.

Слайд №2 

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим

разговор о вокальной и инструментальной музыке. Напомните мне, какую музыку мы называем вокальной?

Дети. Вокальная музыка – это музыка для пения. Слайд № 3 

Учитель. Молодцы. Какую музыку называют инструментальной?

Дети. Инструментальная музыка – музыка для исполнения на

различных музыкальных инструментах.

Слайд № 4

Учитель. Когда мы встречаемся с друзьями или какими –то людьми,

что мы делаем?

Дети. Мы всегда здороваемся.

Учитель. Когда мы здороваемся, это значит, мы желаем здравия, то

есть здоровья этому человеку. Вот и сейчас давайте пожелаем друг другу здоровья и поздороваемся.

Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой).

Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю я соседской…

Курице.

Дети показывают «крылышки»

Здравствуй, солнце золотое!

Поднимают руки вверх, пальцы в стороны, кисти скрещены.

Здравствуй, небо голубое!

Руки и ладони подняты вверх.

Здравствуй, вольный ветерок!

Покачивают из стороны в сторону поднятыми вверх руками.

Здравствуй, маленький дубок!

Соединяют руки – один локоть повыше другого, кисти чашечкой в стороны.

Здравствуй, утро!

Жест рукой вправо.

Здравствуй, день!

Жест влево.

Нам здороваться

Руки на грудь.

Не лень!

Руки разводят в стороны.

  1. Вокальное упражнение.

Учитель. Перед пением мы всегда поём специальные упражнения, как они называются и

для чего они нужны?

Дети. Это вокальные упражнения. Они нужны для подготовки голоса к пению, чтобы

разогрелись голосовые связки.

Слайд 5

Учитель. Правильно. Давайте исполним вокальное упражнение «Два

кота».

Исполняется вокальное упражнение «Два кота» польская народная песня.

                        Та-та, два кота, два ободранных хвоста.

                        Серый кот в чулане, все усы в сметане.

                        Чёрный кот полез в подвал

                        И мышонка там поймал.

  1. Повторение песни «Хомячок» музыка Л.Обелян (диск «Пойте с нами» 15+/-31).

Учитель. Послушайте фонограмму песни, скажите, как эта песня называется.

Дети слушают фонограмму песни «Хомячок».

Дети. Это песня «Хомячок».

Учитель. Правильно, это песня «Хомячок». Она вам хорошо знакома, поэтому сейчас мы

вспомним текст песни, проговаривая куплеты «форте», а припев – «пиано». Что обозначают слова «форте» и

«пиано»? 

Дети. Форте, значит громко. Слайд №6

Пиано – тихо. Слайд № 7    

Учитель. Молодцы. Давайте начнём.

Дети проговаривают текст песни: куплет – форте, припев – пиано.

  1. Я маму всё просила: «Купите мне щенка!» Слайд №8

А мама мне купила смешного хомячка. 

                Припев:

Хомячок, хомячок – добродушный толстячок (2 раза).

  1. Он носом всюду тычет и бегает кругом, Слайд №9  

Хомяк, наверно, ищет свою нору, свой дом.

                Припев.

  1. Я положу подстилку на кухне в уголок, Слайд №10  

Пускай там отдыхает мой маленький зверёк.

                Припев.

Учитель.  А давайте устроим конкурс и узнаем: кто у нас лучшие певцы – девочки или

мальчики. Мальчики буду петь первый куплет, девочки – второй, а третий куплет споём все вместе хором.

Исполнение песни «Хомячок».

  1. Физ.минутка. Пальчиковая речевая игра «Два мышонка» (по стихотворению И.Токмаковой).

Два мышонка

Дети стоят, прижав к себе руки-лапки; текст произносится в высоком голосовом регистре.

У окошка

Подняв обе руки над головой, соединяют кончики пальцев – «окно»; средний голосовой регистр.

Поджидали как-то

Упираются в руки подбородком – «ждут»; средний голосовой регистр.

Кошку.

Руки на уровне груди, пальцы свободны – «лапки кошки»; средний голосовой регистр.

В лапках камешки

Руки сжаты в кулаки – «взяли камни»; низкий голосовой регистр.

И шишки,

Трут сжатые кулаки друг о друга; средний регистр.

В кошку кинули их мышки:

С силой «бросают камни» в кошку, поочерёдно правой и левой рукой; средний регистр.

- Будешь, злая кошка, знать,

Грозят пальцем; низкий регистр.

Малышей как обижать!

Делают «мышиные лапки»; высокий регистр.

Пи-пи-пи…

Согнув спину, прячут голову в плечи – спрятались в норку.

  1. Повторение песни «Не волнуйтесь понапрасну» из мультфильма «Бюро находок», музыка Е.Крылатова, слова М.Пляцковского (сборник «Крылатые качели» детские песни Евгения Крылатова, Москва, 1997, с.52; диск Лысенко, 13).

Учитель. Сейчас вы послушаете вступление к песне. Что это за песня и где она звучит?

Дети слушают вступление к песне.

Дети. Это песня «Не волнуйтесь понапрасну» из мультфильма «Бюро находок». (Беседа

по содержанию мультфильма).

Проговаривание текста песни шёпотом.

Исполнение песни стоя хором.

  1. Упражнение на координацию речи и движения «Веник».

Учитель. Сейчас мы с вами разомнёмся и немножко уберёмся. Выполним упражнение

«Веник».

Веник пол подметал, веник очень устал.

Дети «подметают», слегка наклонившись и размахивая рукой с раздвинутыми пальцами.

Он чихнул,

Останавливаются и чихают: «Апчхи!»

Он зевнул

Зевают, прикрывая ладонью рот.

И тихонько лёг под стул.

Садятся на стулья, положив ладони под щёку.

  1. Слушание музыки. Э.Григ. Оркестровая сюита «Пер Гюнт». «Песнь Сольвейг» (диск «77 шедевров классической музыки №4 (2)) в исполнении Хора церкви Св. Мартина, 1972.

Учитель. Ребята, сейчас мы с вами отправимся в театр. Давайте вспомним, как надо

вести себя в театре. Слайд № 11  

  1. Во время выступления артистов нельзя разговаривать.
  2. Нельзя вставать и ходить по залу.
  3. Нельзя шуршать фантиками.
  4. Надо сидеть тихо, чтобы не мешать слушателям и исполнителям.

Учитель. Я предлагаю вам послушать небольшой музыкальный отрывок и назвать его автора.

Дети слушают «В пещере горного короля» из оркестровой сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» (диск №1 (9)). – инструментальная музыка.

Дети. Это отрывок из оркестровой сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного

короля». Слайд №12  

Учитель. Вы молодцы. Скажите, Эдвард Григ русский композитор?

Дети. Эдвард Григ норвежский композитор.

Учитель. Вспомните, кого Пер Гюнт встретил на свадьбе своей

возлюбленной Ингрид? В весёлой толпе гостей Пер Гюнт увидел

 незнакомую молодую девушку. Тоненькая, светловолосая, очень нежная, она поразила Пера не только своей красотой, но и скромностью, застенчивостью, даже робостью. Звали эту девушку…(дети продолжают: «Сольвейг»), что означает «солнечный путь». Это имя удивительно ей подходило. Пер пригласил её на танец, но она, смутившись, не осмелилась принять приглашение и отказала ему. Рассердившись, Пер решил уговорить невесту Ингрид убежать со своей свадьбы в горы. Жители деревни погнались за Пером, а не догнав, объявили его преступником. Теперь Пер не мог жить в деревне и был вынужден скитаться. Так он попал в пещеру горного короля, едва выбрался из неё, построил далеко в горах, на поляне себе маленькую избушку, а над дверью прибил оленьи рога. В ней он стал жить одиноким изгнанником, вдали от людей.

Слайд №13.  

Живя в одиночестве, он никак не мог забыть прекрасную девушку

 Сольвейг. И вдруг – о счастье! – Сольвейг, его заветная мечта, неожиданно

 появляется на пороге лесной избушки. Она говорит, что любит Пера и

 останется с ним на всю жизнь. На радостях Пер торопится в лес, чтобы построить новый дом для Сольвейг, но путь ему преграждает дочь Горного короля. Пер понимает, что не имеет права быть с Сольвейг, пока его не простят жители деревни. Во искупление своей вины он решает отправиться в трудное и опасное странствие в дальние края и просит Сольвейг обязательно дождаться его возвращения. Девушка обещает ему ждать.

Сорок лет он отсутствовал, в родной деревне его никто не узнаёт, ведь он стал седым стариком. Долго бродил Пер по окрестностям, пока вдруг случайно не попадает на лесную поляну, на которой стоит знакомая избушка с оленьими рогами над входом. Из неё слышится песня. Её поёт Сольвейг, которая преданно ждёт возвращения Пера все эти бесконечно долгие годы.

Сейчас мы услышим её песню. Это одно из самых известных, самых совершенных творений Грига, гордость норвежского музыкального искусства. Проникновенная и трогательная музыка согрета душевным теплом, искренней любовью, она задумчива и мечтательна. Нежность и печаль, свет и надежда наполняют её. Вступление к песне напоминает пастушеский наигрыш. Прослушивание «Песни Сольвейг». Слайд №14. 

  1. Слушание музыки. Э.Григ. Оркестровая сюита «Пер Гюнт». «Колыбельная Сольвейг» (диск «77 шедевров классической музыки №1 (4)) в исполнении Вамбергского симфонического оркестра и хора, дирижёр К.Эшенбах, 1975 г.

Учитель. Перу Гюнту предстояло пройти последнее испытание. Он встретился с ещё

одним сказочным существом – Пуговичником, который ходит с плавильной ложкой и переплавляет тех людей, которых никто не любит, которые ни на что не годны, как пуговица без ушка. Пуговичник хочет переплавить Пера, будто оловянную пуговицу. Спасти его может только человек, который скажет, что Пер приносит ему счастье. Долго и безуспешно Пер ищет такого человека, пока вновь не оказывается у знакомой избушки. На этот раз он заходит в неё. Он видит постаревшую, почти ослепшую Сольвейг, которая до сих пор ждёт его, всё ещё любит и счастлива этой любовью. Бросился к ней Пер Гюнт, и они долго-долго, обнявшись, молчали. Затем Сольвейг запела ему свою колыбельную песню. Её безмятежно-спокойное сопровождение передаёт полную отрешённость от всех земных волнений.

звучит «Колыбельная Сольвейг». Слайд №15. 

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание.

Учитель. Так заканчивается эта история о всепобеждающей силе любви и верности,

которая может спасти человека от любых опасностей, жизненных лишений и невзгод. Урок наш подошёл к концу. Давайте ещё раз вспомним, какую большую работу мы с вами проделали. Слайд №16

  1. Вокальная и инструментальная музыка.
  2. Динамические оттенки: форте – громко, пиано – тихо.
  3. Пели песни «Хомячок» и «Не волнуйтесь понапрасну».
  4. Слушали «В пещере Горного короля», «Песня Сольвейг», «Колыбельная Сольвейг» из оркестровой сюиты норвежского композитора Эдварда Грига.

Выставление оценок, домашнее задание: нарисовать понравившиеся сюжеты из прослушанных произведений оркестровой сюиты «Пер Гюнт».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, школа №10 VIII вида Ступинского муниципального района. Учитель высшей категории Марченко Марина Анатольевна.

Слайд 2

Вокальная и инструментальная музыка (поём и слушаем)

Слайд 3

Вокальная музыка – музыка для пения.

Слайд 4

Инструментальная музыка – музыка для исполнения на различных музыкальных инструментах.

Слайд 5

Вокальные упражнения нужны для подготовки голоса к пению, чтобы разогрелись голосовые связки.

Слайд 6

Форте – громко.

Слайд 7

Пиано – тихо.

Слайд 8

Я маму всё просила: «Купите мне щенка». А мама мне купила Смешного хомячка. Припев: Хомячок, хомячок, добродушный толстячок. Хомячок, хомячок, добродушный толстячок .

Слайд 9

Он носом всюду тычет и бегает кругом, хомяк, наверно, ищет свою нору, свой дом. Припев: Хомячок, хомячок, добродушный толстячок, хомячок, хомячок, добродушный толстячок.

Слайд 10

Я положу подстилку На кухне в уголок, Пускай там отдыхает Мой маленький зверёк. Припев: Хомячок, хомячок, добродушный толстячок. Хомячок, хомячок, добродушный толстячок.

Слайд 11

Правила поведения в театре: * Во время выступления артистов нельзя разговаривать; * Нельзя вставать и ходить по залу; *Нельзя шуршать фантиками; *Надо сидеть тихо, чтобы не мешать слушателям и ис полнителям .

Слайд 12

Эдвард Григ. Оркестровая сюита «Пер Гюнт ». «В пещере горного Короля»

Слайд 14

«Песнь Сольвейг » - проникновенная и трогательная музыка согрета душевным теплом, искренней любовью, она задумчива и мечтательна.

Слайд 15

« Колыбельная Сольвейг » – её безмятежно-спокойное сопровождение передаёт полную отрешённость от всех земных волнений.

Слайд 16

Итоги урока. Вокальная музыка – музыка для пения . Инструментальная музыка – музыка для исполнения на различных музыкальных инструментах . Динамические оттенки: форте – громко, пиано – тихо. Пели песни « Хомячок » , « Не волнуйтесь понапрасну » . Слушали музыкальные фрагменты из оркестровой сюиты норвежского композитора Эдварда Грига « Пер Гюнт » : « В пещере горного Короля » , « Песнь Сольвейг » , « Колыбельная Сольвейг » .

Слайд 17

Интернет ресурсы: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%8E%D0%B8%D1%82%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%20%D0%B3%D1%8E%D0%BD%D1%82&lr=10756 https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F + https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F + https://www.google.ru/search?q=картинки+оркестровая+сюита+пер+гюнт&newwindow=1&hl=ru&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=AukKU5TFGsbV4QTJzYGoBg&ved=0CAoQ_AUoAg#hl=ru&newwindow=1&q=картин https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Открытый урок "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"

Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».Тип ...

Сценарий урока. Предмет: музыка. Тема: Русская народная инструментальная музыка

Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн...

Конспект урока "Маршевость в вокальной и инструментальной музыке". 2 класс.

Сформировать у учащихся представление о маршевом характере музыки в вокальных и инструментальных произведениях разных жанров. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пласт...

урок музыки "Осенние ноты в вокальной и инструментальной музыке"

Основная цель урока:- формирование знаний о вокальной и инструментальной музыке.            Образовательные задачи:- формировать у учеников знани...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Урок "Лирические образы в камерной инструментальной музыке"

Дети в течении урока должны убедиться в большой силе, которое может оказать на человека небольшое камерное произведение....