Рабочая программа по Музыке для 4 класса 2015-2016 гг
рабочая программа по музыке на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_muzyka.docx57.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №12

119136,  г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37,  http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

 УТВЕРЖДАЮ:                                        СОГЛАСОВАНО:                        РАССМОТРЕНО

И.о. директора ГБОУ СОШ  №12          Зам. директора по УВР              на заседании м/ ___________  Е.Г.Степанова                                                                         Протокол № ___ от

«____» ___________ г.                            « ____» ____________ г.              «____» ________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для 4 класса

на 2015-2016 учебный год

Рабочую программу составила:

Федосеева Г.Ф.

     

Пояснительная   записка

     Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана на основе  примерной  программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального  общего образования.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник  для учащихся 4 класса, М., Просвещение, 2007.
  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2008.
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
  • Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.

     Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.

     В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке. Изучение  музыки в 4 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ муз. культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  •  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

     В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

   Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.  

  Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

  Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие

 Виды контроля:

 - вводный, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

  Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

      Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия на уроке:  №16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок» и в конце второго полугодия на уроке №34 – «Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок».

     Календарно – тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. 1-4 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010г.

     Планирование рассчитано на 35 часов в год, с распределением – 1 час в неделю.

   

Содержание  программы  предмета «Музыка» 4 класс.

«Россия-Родина моя» - 4 ч.

Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной му-зыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное ис-полнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Пе-сня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мы-слей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахма-нинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  

Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие  жанров  народных песен.

Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!» 

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

«День, полный событий» - 5ч.

Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

 Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 8.  Ярмарочное гулянье.   Народне музыкальные традиции.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

 «В музыкальном театре» - 4ч.

Урок 10 - 11.  Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2д., хор из 3 д).

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкаль-ного искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 д). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций.

Урок 12. Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рас-свет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

 Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хра-нящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музы-кальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдо-хновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Оркестр русских народных инструментов. Творческие коллективы.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музы-кальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музы-кальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

 «В концертном зале» - 6ч.

Урок 16. Музыкальные  инструменты. Вариации на тему рококо.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 17. Старый замок. Фортепианная сюита.

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Урок 18. Счастье в сирени живет… Романсы.

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

Урок 19. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художествен-но-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.  Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 20. Патетическая соната. Годы странствий.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания пр-ий. Различные виды музыки:  инструментальная. Муз.  драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 21. Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

«В музыкальном театре» - 2ч.

Урок 22. Театр музыкальной комедии. 

Песенность, танцевальность, марш-ть как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Урок 23. Балет «Петрушка» И.Стравинского.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Урок 24.Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Нар. и проф-ая музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Урок 25.  Историческое прошлое в музыкальных образах.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Урок 26. Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыраже-ния. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Муз. фольклор России. Нар. Муз.традиции Отече-ства. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Урок 27. Родной обычай старины. Светлый праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

Урок 28. Народные праздники. Троица.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.

Урок 29. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 30. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). 

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 31. В каждой интонации спрятан человек. 

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 32. Музыкальный сказочник. 

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 33. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. 

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

 

Требования   к   уровню  подготовки   учащихся  

4        класс.

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в   разных видах музыкально-практической деятельности;
  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование     фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Примерный музыкальный материал

Раздел 1.  Россия — Родина моя (4 ч)

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.

Вокализ. С. Рахманинов.

Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня.

Песня о России. В. Локтев, слова О. Высоте кой.

Колыбельная, обраб. А. Лядова;

У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод;

А  мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Родные места   Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2.  День, полный событий (5 ч)

В деревне. М. Мусоргский.

Осенняя  песнь.   (Октябрь).   Из  цикла  «Времена года» П. Чайковский.

Пастораль.   Из   Музыкальных   иллюстраций   к   повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Зимняя дорога  В. Шебалин, стихи А. Пушкина.

Зимняя дорога  Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.

Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе) Салтане». Н. Римский-Корсаков.

Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин».

П. Чайковский.

Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Бо рис Годунов». М. Мусоргский.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 3-  О России петь — что стремиться в храм  (4 ч)

Земле Русская, стихира.

Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Не шум шумит, русская народная песня.

Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4.  Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

Аисты, узбекская народная песня.

Колыбельная, английская народная песня.

Колыбельная, неаполитанская народная песня.

Санта Лючия, итальянская народная песня.

Вишня, японская народная песня, и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

Раздел 5.  В музыкальном театре (6 ч)

Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский,

Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6.  В концертном зале (2ч)

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Арагонская хота. М. Глинка.

 (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский,

Раздел 7.  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 ч)        

Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.

Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.

Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.

Пастушка, французская народная песня

Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыкаБ. Окуджавы.

Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.  

Календарно-тематический план  

Разделы и темы

Кол-во часов

дата

Россия-Родина моя.

3

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»

1

07.09

2

Как сложили песню. Ты откуда русская, зародилась музыка? Звучащие картины.

1

14.09

3

«Я пойду по полю белому…  На великий праздник собралася  Русь!»

1

21.09

«О России петь – что стремиться в храм».

4

4

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

28.09

5

Историческое прошлое в музыкальных образах.

1

05.10

6

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1

12.10

7

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

19.10

День, полный событий.

5

8

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

26.10

9

Зимнее утро, зимний вечер.

1

09.11

10

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1

16.11

11

Ярмарочное гулянье.  Народные музыкальные традиции.

1

23.11

12

«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

1

30.11

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

13

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

07.12

14

Оркестр русских народных инструментов.  Творческие коллективы.

1

14.12

15

Народные праздники. Троица.

1

21.12

В концертном зале.

6

16

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1

11.01

17

Старый замок. Фортепианная сюита.

1

18.01

18

Счастье в сирени живет… Романсы.

1

25.01

19

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1

01.02

20

Патетическая соната. Годы странствий.

1

08.01

21

Царит гармония оркестра.

1

15.02

В музыкальном театре.

5

22

Опера «Иван Сусанин»  М. И. Глинки.

1

22.02

23

Опера  «Хованщина» М .П. Мусоргского.

1

29.02

24

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

07.03

25

Балет «Петрушка». И. Стравинский.

1

14.03

26

Театр музыкальной комедии.

1

21.03

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

6

27

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

04.04

28

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

11.04

29

В каждой интонации спрятан человек.

1

18.04

30

Музыкальный сказочник.

1

25.04

31

Рассвет на Москве-реке.

1

16.05

32

Обобщающий урок.

1

23.05

Итого

32

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.,  стр. 21-26 и 40-45.

  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2001г.
  • фонохрестоматия для 4 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
  • Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2009 г.
  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2009.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

4.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

5.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

6.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

7.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

8. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» под редакцией                                             Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.

                                Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2010г.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  3. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  4. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  5. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

10.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  3. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  4. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  5. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
  6. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  7. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 4 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  8. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  9. Песенные сборники.
  10. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы технология 5-7 классы 2015-2016 год

Содержание:1. Программа и ктп  5 класс мальчики.2. Программа и ктп 6 класс мальчики.3. Программа и ктп 7 класс девочки....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС 2015-2016 уч год

Рабочая программа по предмету география 9 класс предназначенна для формирования у школьников единой географической картины России. Способствует освоению геграфических знаний о природе, населиния, о хо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 11 КЛАСС 2015-2016 уч год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 11 КЛАСС 2015-2016 уч год...

Рабочая программа по литературе 5 класс 2015-2016 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс 2015-2016 уч.год ФГОС

Рабочая программа по биологии в 5 классе ФГОС...

Рабочая программа по математике 9 класс. 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка, содержание и планирование учебного материала по математике в 9 классе. УМК «Алгебра 9 класс» авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Москва, «Просвещение...