Информационная справка об использовании информационно - коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела

Казакова Галина Ивановна

       Информационная справка

 об использовании информационно - коммуникационных технологий 

в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья 

на уроках швейного  дела

     Современный урок невозможно представить без применения  информационно-коммуникационных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Необходимость использования ИКТ на уроках в специализированных коррекционных  школах VIII  вида очень велика.  Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
 Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Благодаря использованию ИКТ на уроках, учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Спектр использования компьютера в обучении швейному делу очень разнообразен: применяя радугу графических изображений, звук, ультрасовременное видео мы получаем многогранное  средство преподавания предмета.
Обучая детей с ОВЗ мы сталкиваемся  с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников, а компьютер в швейной мастерской это не только помощник учителя в повышении  эффективности обучения, но и средство позволяющее:
- развить новую информационную культуру деятельности для учеников школы VIII вида;
- повысить уровень мотивации учащихся;
- расширить  зону индивидуальной активности ребенка;
- находить источники дополнительной информации по предмету;
- увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;
- проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и  оперативность;
- применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся ;      
- проводить словарную работу,  как способ  осознания учебного материала;
- систематизировать новые для учащихся знания;
- активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
Применение интерактивных технологий в обучении швейному делу детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми  на каждом этапе урока технологии.
Так в подготовительную часть урока включаются  коррекционные упражнения, которые демонстрируются  с использованием мультимедиа.
В качестве ярких, увлекательных заданий на развитие мыслительных процессов учащимся предлагаются  ребусы, кроссворды, анаграммы,  которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.
При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам «Машиноведение», «Материаловедение»,  и др. Учащиеся с явным интересом выполняют эти задания.
При проведении уроков, таким образом практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний.  При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме.
С использованием  компьютерных презентаций улучшается качество преподавания  теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. В педагогическом процессе можно реализовать самые отчаянные и  креативные  учительские задумки.
В связи с появлением  и использованием  в кабинете швейного дела компьютерных  технологий повышается  интерес к этому профилю обучения не только у девочек, но и  у мальчиков, которые находят в этих занятиях новые возможности для самовыражения. У них пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении этому ремеслу.
Преподавание большинства  материалов по швейному делу предполагает не столько рассказы  по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение сведений о прядильном,  ткацком  и швейном  производстве, о современном оборудовании, о новых тенденциях моды и многом другом реально изучаются с использованием компьютера. Интернет безгранично  расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного  материала.
Новые технологии позволяют  моделировать различные ситуации и среды, что  ведёт к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, обеспечивает развитие творческих  способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу.
Интерес, вызванный современными средствами обучения,  снимает напряжение, усталость, утомляемость. Электронные  учебные пособия, используются:
- в виде презентаций;
- как учебник и рабочая тетрадь;
- как толковый словарь;
- как справочник с учебными видеофильмами;
- как практическое пособие.
Однако возникает необходимость корректировать  предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и подготовке текстов для учеников  с ограниченными возможностями здоровья учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.
Для диагностики уровня знаний, в форме разноуровневого тестирования проводятся контрольные срезы по  пройденным темам.
Такое применение компьютера ни в коей мере  не отменяет личностно-ориентированного подхода к ребёнку на уроке или в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекции.
Компьютер  в руках наших учеников  это не только механический тренажер, но инструмент многообразной  деятельности, который отвечает любым возрастным интересам и уровням развития обучающихся,  развивает их творческое мышление, формирует целостное отношение к информационным знаниям и навыкам компьютерной  деятельности.
Применение в коррекционно-развивающей и обучающей деятельности современных образовательных технологий,  компьютерных программ позволяет эффективнее использовать наш труд, обеспечивает гибкость образовательного процесса, и дает  положительную  динамику в обучении детей швейному делу,  что способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.