литературная газета

Насонова Светлана Ивановна

литературная газета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полянская оош

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Турнир знатоков русского языка и литературы

        

        Провела: Насонова С.И.

2009 год

  1. Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»

Задание: объяснить значение фразеологизмов.

Водой не разольёшь (неразлучные друзья)

Как в воду опущенный (грустный человек)

Толочь воду в ступе (бесполезная работа)

Седьмая вода на киселе (дальний родственник)

Набрал в рот воды (молчаливый человек)

Как в воду глядел (угадал, предсказал)

Как две капли воды (очень похожи)

Прошли огонь и воду (всё испытали)

  1. Конкурс «В стране Грамматике»

  1. Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов

БАК (бок, бык, бук, лак, мак, рак, бар, бас)

ДОМ (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром)

КОТ (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон)

БОЧКА (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка)

  1. Образовать новое слово, заменив рифму.

ПАРА (ФАРА), ХАЛАТ (САЛАТ), ИГРА (ИГЛА), ЛУК (ЛЮК), БАЛКА (ПАЛКА), КАРТА (ПАРТА), СОЛЬ (МОЛЬ), ГОЛОС (ВОЛОС),ВРАЧ (ГРАЧ), ВОЛК (ПОЛК).

  1. Помогите восстановить загадочную надпись.

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись:

.О..О.О.А.О.А.Ь! (добро пожаловать)

  1. Решите ребусы.

7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж (семья, сорока, стол, едва, опять, стриж)

  1. Конкурс «Узнайте героя по монологу»

  1. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию… Целые дни я бродил около садов… в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно». (А.С. Пушкин «Дубровский», Владимир).

  1. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение, в котором он фигурирует, и автора.
  1. «Ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева. Он торопливо подбирал полы своего халата, собираясь встать с кресел, приподнялся… и вдруг упал» (А.С. Пушкин «Дубровский», Андрей Гаврилович Дубровский)

  1. « В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…» (А.С. Пушкин «Дубровский», Кирила Петрович Троекуров)

  1. Узнайте произведение по месту действия!

«Земля под ногой стала, как гамак, подвешенный над тинистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетённых между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые ёлочки. Кислая болотная почва не даёт им расти. И им, таким маленьким, лет уже по сто, а то и больше… Ёлочки-старушки не как деревья в бору. Все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свечка к свечке. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее». М.Пришвин «Кладовая солнца».

 



Предварительный просмотр:

Если хочешь познать истину, начни с азбуки.

ВОТ АЗБУКА—НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ.

Открыл букварь, и—

Детством так и дунуло!

А Константин-философ по ночам

Не спал, наверно, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки основа

Грядущего неписанного слова,

Великого, как Тихий океан.

Ян Гольцман.

Последовав мудрому совету пословицы, отправимся в интересное путешествие в далёкое прошлое, ведь история нашего алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн.

И первое открытие, которое нам предстоит сделать. Познакомившись с ранними славянскими памятниками письменности, что они написаны не одной, а двумя азбуками. Одна из них называется глаголицей, другая—кириллицей. Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати—«говорить».

Кириллица была названа по имени одного из братьев—составителей первого славянского алфавита—Кирилла.

Азбуки эти имели в общем один состав, тот же порядок букв, но сильно отличались начертанием букв.

До сих пор точно не установлено, какую именно азбуку создали Кирилл и Мефодий—глаголицу или кириллицу. Многие учёные считают, что азбука, созданная солунскими братьями—это глаголица. Позднее ученики Кирилла и Мефодия придали буквам глаголицы форму, более похожее на греческое письмо.

Теперь рассмотрите глаголицу и кириллицу. Сравните буквы двух азбук. Какая из них, по вашему мнению, легла в основу современного русского алфавита?

Нетрудно заметить сходство современного русского алфавита и кириллицы. Но некоторое время славяне использовали обе азбуки.

Глаголических памятников сохранилось значительно меньше, чем кириллических, и последняя дошедшая до нас надпись на глаголице относится к 1576 году. Кириллица же легла в основу русского, болгарского письма и письма многих других народов.

Как известно, славянская письменность была создана Кириллом и Мефодием на базе греческого алфавита, его «парадной» формы, так называемого устава, который был дополнен недостающими буквами—для передачи звуков отсутствующих в греческом языке; в их числе—буквы Б, Ж, Ш, Щ, Ч, Ъ, Ы, Ь, Ю.

Старославянский алфавит

буквы

название

Цифровое значение

буквы

название

Цифровое значение

буквы

название

Цифровое значение

а

аз

1

о

он

70

ы

еры

б

буки

п

покой

80

ь

ерь

в

веди

2

р

рцы

100

ять

г

глаголь

3

с

слово

200

ю

ю

д

добро

4

т

твёрдо

300

(и)я

е

есть

5

ук

400

(и)е

ж

живёте

ф

ферт

500

Юс малый

зело

6

х

хер

6оо

Юс большой

З, z

земля

7

w

омега

800

Йотов юс малый

i

и

10

ц

цы

900

Йотов юс большой

и

иже

8

червь

90

кси

60

к

како

20

ш

ша

пси

700

л

люди

30

щ

ща

фита

9

м

мыслете

40

ъ

ер

ижица

н

наш

50

Как видно из таблицы, каждая буква алфавита имела своё название, похожее на обычное слово.

Думали, так легче запомнить азбуку. В старину при обучении грамоте и в период усвоения правил чтения сначала называли буквы, затем из них образовывали «склады» (слоги) и только потом—слово. Слово БАЗАРЪ, например, читалось так: «буки-аз»-- ба, «земля-аз-рцы-ер» -- зар, ба-заръ.

Известный писатель 19 века В. Гиляровский так вспоминает о своей первой азбуке: «Учиться читать я начал лет пяти. Дед добыл откуда-то азбуку. Каждая буква была с рисунком во всю страницу, и каждый рисунок изображал непременно разносчика: А – (тогда написано было «аз») – апельсины, «буки» -- торговец блинами, «веди» -- ветчина… Далее следуют страницы складов: буки-аз -- ба, веди-аз – ва, глаголь-аз – га… Других азбук тогда не было, и надо полагать, что и Лев Толстой, Тургенев, Чернышевский учились тоже по этим азбукам».

Современные названия русских букв – «а», «бэ», «вэ» и т.д. – стали употребляться сравнительно недавно, чуть более века назад. И хотя старые названия букв теперь не употребляются, но они не исчезли бесследно. Некоторые из них продолжают жить в русском языке, используются в поговорках, пословицах и просто устойчивых выражениях. Например, выражение поставить столы покоем означает «поставить их в виде буквы П» и никак не связано с современным русским словом покой.

Первой буквой кириллицы была аз, последней – ижица. Отсюда и выражения со значением «от начала до конца» -- От аза до ижицы, Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет (т.е. сам ничего не знает, а других укоряет большим незнанием), сидеть на азах, твердить азы (начало учения). Названия первых двух букв слились в одно слово азбука, означающее упорядоченную последовательность всех букв нашей письменности.

За более чем тысячелетнюю историю изменились не только названия букв, но и состав самой азбуки. Некоторые буквы (кси, пси) утратились, потому что они были взяты составителями азбуки из греческого алфавита, где они обозначали звуки греческого языка, но они были чужды славянским языкам, в том числе и русскому. При составлении кириллицы в неё были введены так называемые юсы, которые обозначали особые носовые славянские гласные звуки   е носовое,        о носовое. Ещё в древнерусском языке носовые гласные исчезли, перейдя в у, ю и а, я, поэтому юсы исчезли из алфавита.

В русском письме со временем изменилось и значение других букв.

 



Предварительный просмотр:

Полянская оош

«Откуда есть пошла славянская письменность».

Провела Насонова С.И.

2007 год

Русскому языку в том виде, к которому мы привыкли, всего чуть более 300 лет. Для языка это «детский возраст», но у него, как и у тебя есть своя родословная, которая своими корнями уходит глубоко в историю и насчитывает более тысячи лет.

В нашем языке живёт приставка пра-, которая помогает составить родословную и рассказать о своих предках тебе и нашему языку: отец твоего дедушки—прадедушка, а мама твоего дедушки—прабабушка, а её мама—прапрабабушка… Наш язык тоже имеет своего предка—праязык.

Знакомые часто говорят, что ты походишь на своего отца. Но мама спорит и говорит, что у тебя такие же голубые глаза, как у её дедушки, кудрявые волосы, как у её дяди, звонкий голос, как у её тёти… А бабушка, глядя на портрет твоего прадедушки, которым гордится вся семья, вздыхает, что его черты в тебе едва заметны: такие же золотистые веснушки и любовь к морю… Выходит, ты больше походишь на своего ближайшего родственника—папу, на дедушку походишь меньше и чуть-чуть на прадедушку.

Так и русский язык имеет много общего со своим ближайшим родственником—отцом—древнерусским языком, но в нём сохранились и следы более древнего праязыка.

Таким праязыком для русского и всех славянских языков является исчезнувший язык, который учёные называют праславянским (или общеславянским).

Далёкие предки нынешних славян—праславяне говорили на общем языке. До сих пор во всех славянских языках сохраняется много общего. Сравните несколько слов из разных славянских языков.

русский

болгарский

польский

чешский

Человек

Човек

szlowiek

Clovek

Пёс

Пес

pies

pes

Корова

Крава

krova

krova

Нос

Нос

nos

nos

несу

неся

niose

nesu

Подумайте, почему похожи некоторые слова, принадлежащие разным славянским языкам.

Праславяне занимали огромную территорию в Европе: от придонских областей на востоке до Одера на западе и нижнего течения Дуная и Черноморского побережья на юге. На таком огромном пространстве праславянский язык не мог быть единым на всей территории, в нём появляются черты, характерные для отдельных славянских племён.

Праславянский язык стал отцом для трёх сыновей-языков: восточнославянского, западнославянского, южнославянского. Они, в свою очередь, позднее дали жизнь более мелким языкам-внукам.

Примерно полторы тысячи лет назад славянские племена стали образовывать государства. Восточные славяне, говорившие на восточнославянском языке, образовали государство Киевскую Русь. Этот язык называют ещё древнерусским. Восточнославянский (древнерусский) язык, когда распалась Киевская Русь в 12-13 веках, дал начало трём языкам-братьям: русскому, украинскому и белорусскому.

Праславянский язык

Западнославянский

Восточнославянский

Южнославянский

украинский

русский

белорусский

Сейчас и русский, и братские славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далёкие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности. В 863 году моравский князь Ростислав—глава одного из славянских государств (на территории современной Чехии), обратился к византийскому императору Михаилу 3 с просьбой помочь ему перейти в богослужение с непонятного народу греческого языка на родной славянский. Такой переход требовал создания славянской письменности, письменного литературного славянского языка.

В ответ на просьбу Ростислава Византия посылает к нему так называемую Моравскую миссию, во главе которой стояли два брата из знатной греческой семьи: Мефодий и Константин (после принятия монашества—Кирилл). Они были родом из греческого города Фессалоники (по-славянски Солунь). Поэтому их называли солунскими братьями. Константин родился в 827 году, Мефодий был старше его на 10 лет. Оба они с детства знали славянский язык. Константин получил в Царьграде великолепное образование: « в три месяца овладел всей грамматикой, научился же и Гомеру, и геометрии, и диалектике, и всем философским учениям, а сверх того и риторике, и арифметике, и астрономии, и музыке, и всем прочим эллинским учениям». Славянскую азбуку Константин с помощью Мефодия создаёт ещё до отъезда в Моравию. Византийский цезарь, увидев сделанное, отправил Константина. Прозванного за свою мудрость Философом, в Моравию с этим даром, «что ценнее и больше всего серебра и золота, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства».

В Моравии Кирилл и Мефодий приступили к переводу Священного Писания на славянский язык. Так создавался первый письменный язык славян, который сейчас большинство учёных называют старославянским.

На Русь же книги, написанные на старославянском языке, попали в 11 веке, после принятия христианства. Этот язык был родственным древнерусскому, так что наши предки хорошо его понимали. Старославянское письмо они приспособили и для передачи своего языка. Напомним, что древнерусский язык является общим предком русского, украинского, белорусского языков.

С этого времени на Руси вплоть до 17 века сосуществовали два языка: древнерусский и старославянский. Народ на Руси говорил на светском—древнерусском языке, который использовался для летописей и других произведений. Но в церкви служба шла на старославянском языке. На нём же велось школьное обучение, писались и переводились книги, им пользовались грамотные люди того времени.

Старославянский язык внёс большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его словами, имеющими отвлечённое значение (благо, милосердие, добродетель, мужество); пополнил научную терминологию (вселенная, изучение, искусство, истина, правило). Многие старославянизмы получили широкое распространение в русском языке: время, праздник, сострадание, храм, гордыня, порок, среда, пламя и многие другие.

Постепенно многие старославянизмы исчезли из русского языка. Значение некоторых из этих слов известно только учёным (например, перси «грудь», выя «шея»). Другие понятны и вам, хотя в своей речи вы употребляете их редко (очи, чело). Такие слова могут употребляться в художественной речи.

 Писатели и поэты используют старославянские слова для придания речи торжественности, выразительности:

И сладкая слеза ланиту орошает; взглянёт он тебе в очи; но только цвет её чела был страшно бледен.

Как видим, родословная современного русского языка уходит своими корнями в древнерусский и старославянский языки, которые берут своё начало из праславянского.



Предварительный просмотр:

Памятка:

« Как готовить домашнее задание по русскому языку».

1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

  1. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

  1. Прочитай задания упражнения.

  1. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.

  1. Выполни упражнение письменно.

  1. Проверь всю работу.

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»:

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

  1. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

  1. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

  1. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

  1. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

  1. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

  1. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

  1. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.



Предварительный просмотр:

Турнир знатоков русского языка и литературы.

  1. Помогите восстановить загадочную надпись.

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись:

…О……О…О…А…О…А…Ь!

  1. Решите ребусы:

7я; 40а; 100л; е2; о5; с3ж.

  1. Назовите автора и произведение, в котором фигурирует данный персонаж:

МИКУЛА.

МАША.

ВЕРЕЙСКИЙ.

ПАРАМОШКА.

ВОЛОДЯ.

НАСТЯ.

  1. Литературное лото:
  1. Кто автор романа «Приключения Робинзона Крузо»?
  2. С кем в пути встретился Вольга?
  3. Как греки называли свои сказки?
  4. Знаменитый русский баснописец -- …
  5. Название имения Троекурова -- …
  6. Какой «псевдоним» взял себе Дубровский?
  7. На сколько Настя старше Митраши?
  8. Кто подковал блоху?