Проект "Я и мое тело"

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Чуораанчык»

Муниципального района «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)

 

 

 

ПРОЕКТ

Образовательно-воспитательной работы

дошкольного образовательного учреждения «Чуораанчык»

 

Тема: «Я и мое тело».

 

 

 

 

 

 

Авторы-составители:

воспитатели ЦРР детский сад «Чуораанчык»:

Сунхалырова Валентина Васильевна,

Иванова Мария Аркадьевна.

 


 

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: в течение 1 месяца.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, медсестра.

Возраст участников: дети  дошкольного возраста (5-6 лет)

Образовательная область:  проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы»,  раздел «Здоровье».

Актуальность темы:

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы не только миропонимания, но и самопознания. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.  В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники.  Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего  тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? ... - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Усвоение ребенком знаний о человеческом теле и организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости совей жизни от окружающей действительности, от умения ориентироваться в ней. Эти знания помогут детям осмыслить собственное существование среди других детей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками. Все, что будут учить дети, они станут применять в реальной жизни, на практике.

Мы хотим видеть наших детей активными, любознательными, умеющими ориентироваться в окружающем мире, решать возникающие проблемы, самостоятельными личностями. Ведь именно с дошкольного возраста закладывается заинтересованность в здоровом образе жизни, и эта проблема ЗОЖ является особенно актуальной в наше время.

 Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения  в образовательно-воспитательный  процесс и их родителей. 

Цели проекта:

1.      пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать  творческие способности;

2.      формировать у детей основы гигиенической культуры;

3.      разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей  дошкольного возраста.

4.      развитие свободной творческой личности ребёнка.

 

Задачи проекта:

- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

- Разработать перспективное тематическое планирование по  теме «Я и мое тело»

- Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе диагностики  выявить уровень знаний и представлений детей об организме человека.

- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каж­дом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности

- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта

- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадици­онные техники.

- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.

- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.

- Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта

- Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма

- Учить детей различать индивидуальные особенности  своей внешности, лица, роста, возраста

- Дать элементарные представления о значении органов чувств

- Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности

- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности

-  Развивать воображение и творческие способности детей

Гипотеза образовательного проекта.

      В результате целенаправленной и системной работы  с детьми  дошкольного возраста по теме «Я и мое тело» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повыситься уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

1.      доступность:

·         учет возрастных особенностей детей

·         адаптированность материала

2.      систематичность и последовательность:

·         постепенная подача материала от простого к сложному

·         частое повторение усвоенных знаний, правил и норм

3.      наглядность и занимательность:

·         предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4.      динамичность:

·         интеграция проекта в разные виды деятельности

5.      дифференциация:

·         создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком


Этапы работы над проектом

Направление деятельности,  её этапы. Сроки реализации.

Задачи

Содержание

I этап – информационно-аналитическое. методическое обеспечение проекта.

 

Срок: 1-4 апреля

 

Задача: Сбор и анализ информации, оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

 

1.Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

2.Изучение педагогического опыта работы по развитию представлений детей  о человеческом организме и его возможностях.

3.Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы).

4.      Составить перспективный тематический план по  теме проекта «Что я знаю о себе?»

5.      Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.

6.      Согласно задачам и содержанию определить формы организации

7.       Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам.

II этап – работа с детьми

Срок: 5-8 апреля

 

Задачи:

1. Формировать у детей  простейшие представления о человеческом организме и его возможностях

1.      Формировать  у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

2.      Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.

1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

3. Реализация  цикла игр - занятий

4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов

III этап – работа с родителями.

Срок: 11-15 апреля

Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

 

1.      Подготовка консультативного материала для родителей.

2.      Создание рисунков воспитанников.

3.      Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

IV этап – работа с педагогическим коллективом

Срок:  18-22 апреля

 

Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

 

1.      Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.

2.      Привлечение специалистов ДОУ и родителей, работников ЦРБ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

3.      Проведение совместно с медсестрой недели «Европейская иммунизация».

V этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Срок: 25-29 апреля

Задача: демонстрация опыта работы

 

1.      Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОУ.

2.      Создание выставки рисунков к неделе «Европейская иммунизация».

 


Ожидаемый результат проектной деятельности:

- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.

- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

- сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

- повысился уровень познавательного развития

- развитие творческих способностей

- партнерские отношения родителей, работников ЦРБ и педагогов в совместной организации жизни группы.

 

 

Результаты:

- создание информационного материала для детей по разделам проекта.

- консультация и информация для родителей.

- участие в выставке рисунков детей «Европейская иммунизация».

- применение на учебной практике правил созданных совместно с детьми.

- чтение художественной литературы.

- Встреча со специалистом ЦРБ

- Беседа с последующим анализом «Спички детям не игрушки».

-

- повышение интереса к собственному телу и организму..

- дети знают и применяют на практике правила для ЗОЖ.

.

 

Перспективный план проекта «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»

 

Разделы проекта

Задачи

Содержание работы

1. «Я и мое тело»

- «Вот я какой»

- «Мои ручки»

- «Мои ножки»

- «Я – девочка, я - мальчик»

- «Я расту»

 

Познакомить детей с внешним строением тела, возможностями тела. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.

- игры-занятия для детей по разделу

- консультация для родителей «Объем валеологических знаний детей 5-6 лет»;

- ознакомление с результатами антропометрии;

-  консультация инструктором  по физической культуре по циклу упражнений по закреплению основных видов движений.

- привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (сбор иллюстративного материала по темам раздела);

- Дидактические игры: «Чем похожи», «Умею – не умею», «Чудесный мешочек», «На что похоже», «Кто быстрее достигнет цели»,  «Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди пару», «Угадай, кто это?», «Составь фигуру девочки (мальчика)», «Подбери одежду», «Кто больше знает о себе».

 

 

3.      «Окошки в мир»

- «Глаза»

- «Уши»

- «Нос»

- «Язык»

- «Кожа»

Познакомить детей с органами чувств. Расширить представление о том, что все они могут сделать.

- игры-занятия для детей по разделу

- информация для родителей: «Зарядка для глаз», «Поиграем с ушками» (массаж ушей).

- привлечение специалиста – медицинский работник проводит с детьми беседы о необходимости соблюдения правил гигиены «Чистота – залог здоровья».

- создание рисунков с детьми.

Дидактические игры:

1.  «Найди такого же цвета (размера, формы)», «Узнай мое настроение по глазам», «Составь загадку», «Хорошо – плохо»

2.  «Узнай по голосу», «Какой музыкальный инструмент звучит», «Определи по звуку», «Хорошо – плохо»

3.  «Угадай по запаху», «Хорошо – плохо»

4.  «Съедобное – несъедобное»

5. «Найди на ощупь», «Найди пару»

 

Опыты, эксперименты, наблюдения:

1. «Я назову, а ты покажи»

2.  «Слышу – не слышу»

3.  «Значение носа для речи»

4.  «Определи на вкус»

5.  «Какая вода в стакане», «Как передаются микробы от человека к человеку», «Как микробы боятся мыла»

4.      Внутренние органы

- «Мое сердце».

- «Пищеварение».

 

Продолжать формировать у детей элементарные представления об организме человека, о внутренних органах и их значении.

- игры-занятия для детей по разделу.

- физкультурный досуг на улице по плану инструктора по физической культуре.

- привлечение родителей в проведении недели «Европейская иммунизация».

- информационный материал для родителей.

- создание совместно с детьми «Правила здорового питания»

Дидактические игры: «Умею – не умею», «Послушаем свой организм»,

4.  Презентация проекта «Что я знаю о себе»

 

- привлечь родителей для участия в  обобщенном занятии «Я и мое тело».

- обобщенная беседа «Здоровье- главное богатство»

- обобщить опыт работы и оформить в виде стенда;

- оформление выставки детских работ

 

 

 

Приложение 7

 

Массаж «Поиграем с ушками».

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

а) «Найдем и покажем ушки» - дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками» - ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки» - малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком» - ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелком – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

д) «Погреем ушки» - ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

 

Приложение 8

Беседа «Здоровье –главное богатство».

1. Вопросы:

- Кого называют богатыми людьми?

- Если у человека много денег, красивых вещей и других ценностей, но у него что-нибудь болит, что для него будет важнее: иметь все эти вещи или выздороветь и больше не болеть?

2. Подвести к пониманию пословицы: «Здоровье дороже богатства».

3. Вспомнить, что нужно делать, чтобы быть здоровым, обобщая ответы, привести соответствующие четверостишия:

 

Завтрак, полдник, днем обед

И вечерний ужин

Кушай правильно, дружок,

Вовремя и в меру.

 

Умывать лицо и руки,

Шею непременно

Надо по два раза в сутки,

Снижая постепенно

У воды температуру, чтобы не глотать микстуру.

 

Со здоровьем дружит спорт:

Стадион, бассейн и корт,

Зал каток – везде нам рады,

Будут кубки нам в награду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx582.63 КБ
Файл prilozhenie_2.docx758.14 КБ
Файл prilozhenie_3.docx676.38 КБ
Файл prilozhenie_4.docx733.55 КБ
Файл prilozhenie_5.docx562.89 КБ
Файл prilozhenie_6.docx713.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Встреча с Турниной Анной Павловной, детским педиатором Таттинской ЦРБ 



Предварительный просмотр:

Приложение 3




Предварительный просмотр:

Приложение 4



Предварительный просмотр:

Приложение 5



Предварительный просмотр:

Приложение 6