Мои выступления

Новикова Светлана Николаевна

Выступление на заседании МС, ШМО,МО, педсовете, конференциях.

Выступления на МО

План работы МО «Обществознание» на 2016-2017 учебный год

Актуальные документы в работе учителя истории, обществознания, географии, права, МХК:- ФГОС ООО;- Концепция исторического образования.

Представление-презентация своего персонального сайта. http://biolog-novikova.my1.ru/

Основные требования к разработке рабочих программ по биологии и химии в 2016-2017 учебном году

 

Формирование ключевых компетенций на  уроках географии и биологии, май 2018. Творческий отчёт по самообразованию

Выступление на МО по теме: "Эффективные методы работы на современном уроках биологии и химии". Протокол №2 от 07.11.2019

Выступление на ШМО по теме: "Портфолио в аттестации учителя". Протокол №3 от 26.03.2021 г.

 

 

 

Выступление на заседании МС, ШМО

Выступление на ШМО по теме: «Развитие личности учащихся на основе освоения исследовательских способов деятельности» протокол            № 2 от 5.12.2016 г.

 Выступление на ШМО по теме:

 "Требования к современному уроку",

Протокол № 2 16.11.2017

Организация и проведение внеурочной деятельности в 5-6-х классах по обществоведческим предметам в условиях реализации ФГОС

Выступление на ШМО по теме: "Работа над учебно- методическим обеспечением учебного процесса", Протокол № 4 от 23.03.2019 

Индивидуальный план самообразования учителя биологии, географии, химии на 2018-2021 г.

Использование современных образовательных технологий.

Выступление на ШМО по теме: "Портфолио в аттестации учителя". Протокол №3 от 26.03.2021 г.

 

 

Выступление на педсовете

Развивающие  игры на уроках  биологии и во внеурочное  время.

О компетентностном подходе на уроках биологии.

«Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Моя деятельность. Презентация из опыта работы «Метапредметный  подход как основа новых образовательных стандартов»

Система подготовки выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, 2021 г.

 

Выступление на  августовской конференции учителей секции биологии, химии, географии

 

«Место и роль географического краеведения в условиях перехода на ФГОС. Экологические аспекты преподавания географии»

 

Проблемы формирования предметной информационно-образовательной среды по географии

Формирование естественнонаучной картины мира на уроках биологии посредством метапредметной компетенции август 2018

 Принимала участие в областной педагогической конференции 2020 работников образования «Доступность, качество, комфорт донского образования для всех и каждого» https://minobr.donland.ru/

 Принимала участие в дистанционной августовской районной конференции выступление по теме: «Воспитательный аспект урока по ФГОС»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на августовской конференции 2021 г.

Новикова С.Н., учитель биологии, географии, химии, руководитель МО "Обществознание и Естествознание», экологического клуба "Земляне".

Воспитательный аспект урока в условиях реализации ФГОС.

Создание воспитательной ситуации на занятиях естественнонаучного цикла.

"Одна из важнейших задач воспитывающего обучения не допустить равнодушного, безразличного отношения ученика к приобретаемым знаниям, когда ему нет никакого дела до их содержания". В. А. Сухомлинский.

"К воспитанию ребенка надо относиться так, как будто он уже такой, каким бы педагоги хотели его видеть" Л.С. Выготский.

Одна школа в Португалии решила раз и навсегда прояснить этот вопрос, развесив на досках объявление, которое с тех пор стало очень популярным.

Вот это объявление:

«Уважаемые родители! Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо» и «извините», впервые узнаются дома. Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей. Именно дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну. Дома они также учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие. А в школе мы учим их языку, математике, истории, географии, физике, химии и физкультуре. Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем».

Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? Хорошо знающим биологию, физику, географию? Без запинки цитирующим классиков русской литературы? Или в уме решающим сложные задачи?».

     Наверное, каждый взрослый хочет, чтобы его дети выросли здоровыми, жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми, настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким. Как бы это ни было обидно для учителей - предметников, но содержание предмета «отходит» всегда на второй план. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов и качества знаний. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.

   Предметы естественнонаучного цикла обладают большими возможностями реализации целей и задач воспитания. Изучение учебных предметов естественнонаучного цикла традиционно ориентировано не только на

усвоение научного содержания, но и на развитие личности обучающихся, включает освоение естественнонаучных аспектов культуры, ценностей и норм общества.

Направления воспитания при обучении определяются общими целью и

задачами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями ФГОС к личности выпускника школы и психологическими закономерностями её формирования. Каждое из направлений, будучи тесно связанным с другими, способствует формированию существенных аспектов духовно-нравственного развития личности человека.

   Сегодня образование призвано не только вооружать учащихся знаниями и умениями, оно должно готовить их к будущей жизни и направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Наряду и одновременно с вооружением учеников знаниями, осуществляется и воспитание учащихся. Оно связано с выработкой научно правильных отношений к природе, обществу, труду, здоровью. В этом заключается суть воспитания.

  «Урок - это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенного многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...»

     В воспитании учащихся огромное значение имеет личность учителя. Это должен быть образованный человек и постоянно совершенствующий свои знания.   В.А. Сухомлинский утверждал, что "быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».

    Учитель прежде всего пропагандист своих знаний и воспитатель, под руководством которого формируется личность человека во всём многообразии его качеств: любви к Родине, природе, труду, пониманию ценности жизни во всех её проявлениях, стремлении к постоянному самообразованию и самовоспитанию. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если он ведет урок и видит пустые глаза учеников, значит урок проходит зря.  Воспитательный эффект любого урока зависит прежде всего от эмоционального строения урока. Дети весьма чувствительны к эмоциональному настрою и восприимчивы именно к эмоциональной составляющей урока.  Например, рассказ или беседа, позволят создать на уроке благоприятную атмосферу для решения разного рода задач. Определить степень достижения воспитательного эффекта урока достаточно несложно: взглянуть на детей, если они активны и собраны – задача выполнена. При этом необходимо учитывать, что воспитание на уроке должно пройти три стадии: сознание, чувства и поступки. Только в этом случае ребенок получит необходимые качества для своего дальнейшего самовоспитания. На каждый урок важно конкретизировать учебно -   воспитательные задачи, связанные с отдельными направлениями воспитания. Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает  возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека,  важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы... Биологические знания составляют  базу для осознания жизни как величайшей ценности, экологических проблем, необходимости ведения  здорового образа жизни; обеспечивают усиление практической направленности обучения, формируют у  школьников такие нравственные качества как любовь и бережное отношение ко всему живому, к жизни. Учить всему этому надо ежедневно, на конкретных ситуациях.  Воспитание нравственности одна из важнейших задач школы. Нравственное воспитание проходит через все виды воспитания школьников в процессе обучения. Планета Земля - общий дом человечества; Родина - уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой; Мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого человека и человечества в целом.

  В школьные годы закладывается и фундамент здоровья человека. Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Неразумный образ жизни часто ведёт к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Поэтому каждый человек с детства должен следить за своим здоровьем, неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания.  Особенно важным является период полового созревания организма, который связан с подростковым возрастом. Поэтому возрастает значение курса "Человек и его здоровье" в образовании и воспитании школьников.    

Охрана природы одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления. Необходимо воспитывать экологическую культуру у учащихся, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

      Именно   отношение   ученика   к   тому   или   иному   явлению   определяет   его   поведение   и   способствует формированию   системы   ценностей   и   взглядов.   Поэтому   воздействовать   необходимо   за   счет   создания определенной воспитательной ситуации.  При изучении темы «Развитие насекомых» учащимся предлагается послушать притчу о бабочке (текс читается с остановкой, учащимся задаются вопросы, а затем дочитывается до конца). Притча о бабочке: «Один человек нашёл кокон с бабочкой. И однажды, когда в этом коконе появилась небольшое отверстие, человек стал наблюдать за тем, как бабочка с трудом пытается высвободить своё тело через это небольшое отверстие.  Вдруг показалось, что бабочка остановилась и что дальше движения уже не будет. И человек решил помочь бабочке. Он взял ножницы и разрезал кокон (остановка) Как вы думаете, что произошло дальше? (учащиеся высказывают свои предположения). Бабочка оказалась на свободе. Но происходило странное. У бабочки было припухшее тело и сморщенные крылья. Человек продолжал наблюдать за бабочкой, ожидая, что крылья раскроются и смогут поддерживать её тело, которое со временем обретёт правильную форму. Но   этого   не   произошло.   Бабочка   провела   остаток   своей   жизни, ползая   с   распухшим   телом   и деформированными крыльями. Она так и не смогла взлететь (остановка) Как вы думаете, почему бабочка не смогла летать? В чём философский смысл этой притчи? Человек в своем поспешном стремлении помочь не понял, что преодоление препятствия в виде кокона, и усилия, которые прикладывала бабочка, продираясь через отверстие в коконе было необходимо ей для того, чтобы укрепить её крылья и тело, чтоб она была готова к полёту, как только освободится от кокона. Иной   раз   преодоление   трудностей   это   именно   то, что   нам   необходимо   в   определённые   жизненные моменты. Не будь в нашей жизни препятствий – мы были бы слабыми и не имели бы той силы, которую всегда хотели иметь. И никогда бы не смогли летать. В качества домашнего задания учащимся предлагается выполнить творческую работу (мини сочинение, размышление и др.) – сравнить развитие человека с развитием бабочки.

     Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства патриотизма. Нравственность – это не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Его отличительной чертой является любовь к Отечеству, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане естественнонаучные дисциплины предоставляет большие возможности. Так изучение курса «Географии России» я начинаю со знакомства с государственной символикой, прослушивание гимна, просмотра видеофрагмента о создании государственного гимна и флага. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Задачей эстетического воспитания является развитие чуткости к красоте, развитие таких сторон личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни.

Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир человека. Еще Аристотель писал, что в воспитании первую роль должно играть прекрасное, и что стремление к одной только пользе оборачивается для государства большими потерями, а для человека невоспитанностью по отношению к окружающему миру.  

     Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке. А потом ребята узнают, что по вине людей горят леса, горят те самые деревья, которые надо любить и беречь.  Необходимо воспитывать в детях убеждённость, что добро победит, учить их добиваться этой победы. Но самое главное самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.

        В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения. 
Воспитательный потенциал урока в себя включает:

  • Организационно-эстетическую среду
  • Содержание
  • Стиль образовательного общения
  • Культуру управления образовательной деятельностью
  • Дидактическую структуру
  • Методические приемы

Особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение.

      Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху. При этом чрезвычайно важно, чтобы урок возвышал ребенка до осмысления истины и способствовал достижению счастья. Знания имеют ценность лишь как средство постижения тайн жизни.

   Задача каждого педагога – создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и само ценности природы, воспитать личность свободную, талантливую, физически здоровую, обогащенную научными знаниями, способную самостоятельно строить свою жизнь.

   Воспитательный анализ урока имеет двух адресатов: первый — это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, условия ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т.д., т.е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем. В то же время воспитательный анализ урока — это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя, что особенно важно в условиях современной школы. Поэтому вторым адресатом является сам учитель. В этом случае воспитательного анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха и т.д.).  

     В соответствии с ФГОС для всех учебных предметов в рамках компетентностно–ориентированного урока целью воспитания сегодня является достижение личностных результатов: -формирование положительной мотивации к обучению; - создание позитивного эмоционального отношения к уроку и учебному предмету; -формирование коммуникативной компетенции, потребности в приобретении новых знаний через сотрудничество.

    Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: -при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; -продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; -осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; -использовать на этапе актуализации инновационные технологии; -использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; -применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; -проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока

При конструировании заданий воспитательного характера необходимо учитывать особенности, учащихся средних и старших классов. В подростковом возрасте идет интенсивное физическое и социальное созревание личности, знакомство с художественными и нравственными ценностями. Поэтому необходимо включать подростка в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированного отношения, творчества, помогать в оценке и самооценке своих действий. У старшеклассников прежде всего идет духовно-нравственное развитие личности, поиск смысла жизни, познание истины, физическое и нравственное самосовершенствование, вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение, социально-психологическая адаптация. "Здесь механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных и естественных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, принятие решений в ситуации выбора.

   Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, необходимую для развития личности. Их выполнение невозможно без знания изучаемого материала, кропотливого труда, продуктивного поиска, фантазии. Они обеспечивают активное усвоение учебной информации.   Нестандартные задания, используемые на уроке, способствуют развитию творческого потенциала учащегося. По моему мнению, это должно способствовать развитию креативности учащихся, которая проявляется в умении анализировать проблемную ситуацию, выявлять ее сущность, особенности, прогнозировать ее развитие; эффективно находить оптимальное решение задачи в сложных ситуациях.

Задания воспитательного характера:

1. Задания на выявление отношения к знаниям: «Может ли человек жить без сердца? Почему? Каких людей называют бессердечными? Может ли жить бессердечный человек? Какие организмы биологи называют паразитами? Приведите 1-2 примера. Как ты считаешь, а встречаются ли люди-паразиты? Что такое симбиоз? Можно ли любовь назвать симбиозом? Ответ поясните. В ночь на Ивана Купалу, по народным преданиям, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает цветок папоротника и тому, кто это увидит, подвластны все тайны и чары. Такова легенда. Можно ли в природе наблюдать цветение папоротника? Почему? Как можно объяснить, что каждый год сотни (а, может, и тысячи) людей отмечают этот праздник? Как ты относишься к этой традиции? (Чему учит нас эта легенда?).

2. Поиск выхода из жизненной ситуации (решение жизненных ситуаций) "Жизнь - это движение". Почему мы так говорим? Вспомни, какие ощущения и чувства ты испытываешь, когда играешь в футбол или танцуешь? Есть люди, которые от рождения или в результате травмы, оказались прикованными к постели, они ограничены в движении. Если бы ты был инженером (архитектором, соседом и т.п.), чтобы ты предложил для таких людей? Кто такие грибы-трутовики? Почему они наносят урон лесному хозяйству? Как ты поступишь, если твой друг предложит весной взять березового сока? Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты поступишь, если узнаешь, что твой друг (одноклассник, близкий тебе человек) ВИЧ-инфицирован?

 3. Задания на понимание смысла Как ты понимаешь высказывания: "доброе сердце", "горячее сердце", "холодное сердце"? Что такое корень? Какую роль он играет в жизни растения? Что такое "корень зла"?

4. Задания оценивающего характера Какие качества характера тебе сегодня помогли в выполнении лабораторной (практической, самостоятельной) работы? Поставь себе оценку за I (II, III, IV) четверть по биологии, которую тебе хотелось бы получить. Как ты считаешь, что для этого тебе надо сделать? Совпала ли твоя оценка и оценка учителя? Как ты считаешь, почему? Справедливо ли я поступлю, если поставлю пять за списанную работу (не допущу к уроку тех, у кого постоянно нет учебника и тетради)? Честно ли поступают те, кто списывает домашнее задание? Списываешь ли ты сам? Даешь ли списывать другим?

5. Творческие (креативные) задания Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке). Сравни системы органов животных с явлениями, объектами нашего города. Что бы ты посоветовал мэру и жителям нашего города? Какие выводы сделаешь для себя? Сочини сказку о дружбе корней, листьев и стебля растения. Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, шиповника) пчеле.   Обучающиеся 6-7 классов хорошо откликаются на задания 1 группы (задания на выявление отношения). Вот как ответили шестиклассники на одно из подобных заданий: “Известно, что в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, могут родиться дети с различными отклонениями в развитии. С нарушением каких процессов это связано? Выскажи свое отношение к этой проблеме, продолжив предложение: "Я ..." ("Мне ..."). Мне жалко таких людей, раз они злоупотребляют алкоголем, значит, у них нет цели в жизни. Я думаю, что родителям не нежно пить. Мне не хочется жить в такой семье. Мне кажется, чтобы твой ребенок был здоровым, надо не пить и не курить. Мне очень жаль этих детей. Я переживаю за этих детей. У меня возникает жалость к этому ребенку и хочется сказать, что курить и пить опасно – от этого зависит жизнь ребенка.

Старшеклассникам более интересны задания на решение конкретной жизненной ситуации. Например, десятиклассникам был задан вопрос: “Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты поступишь, если узнаешь, что твой друг (одноклассник, близкий тебе человек) ВИЧ-инфицирован?”. Вот некоторые примеры их ответов. Если мой друг или близкий окажется болен СПИДом, я постараюсь оградить его от себя. Я схожу и проверюсь у врача. А потом, наверно, если это мой друг, то перестану с ним общаться; если одноклассник, то перейду в другой класс. А вот насчет родственника – я не знаю, чтобы сделала. Буду его игнорировать. Не буду с ним общаться. Посоветую обратиться к квалифицированному врачу. Я буду стараться относиться к нему так же, как и прежде, хотя в душе будет жалость и, не скрою, отвращение. Я думаю, у этого человека измениться миропонимание, и мне будет интересно понаблюдать за этим человеком с психологической точки зрения. Я не знаю, что буду делать в этой ситуации. Я буду продолжать общаться с этим человеком, т.к. он сейчас одинок и знает, что обречен. Конечно, я посочувствую ему, спрошу, что ему хочется, как ему помочь, чтобы он почувствовал поддержку. Мое отношение к этому человеку не изменятся, даже, если от него все отвернутся. Не зависимо от того, кто он мне – друг или близкий, родной человек, я помогу ему морально и поговорю с ним, чтобы он смог высказать свое горе. Посоветуюсь и проконсультируюсь с врачом. И что возможно я сделаю. Я сильно удивлюсь и даже буду в шоке. Но нельзя бросать этого человека. Надо помочь ему хотя бы вниманием и общением.

   Можно привести примеры и творческих заданий. 1. Придумайте рекламу органоидов и частей клетки. Привет! Вас приветствует фирма “Лизосомокорпорейшн”. Наши сотрудники без труда очистят ненужные части клетки: как мертвые, так и утратившие свою роль. Также мы предоставляем особую услугу - переваривание пищи внутри клетки. Обращаться по адресу: ул. Клетка, дом Цитоплазма. (10 класс). 2. Сравнение органоиды и части клетки с явлениями или объектами окружающего мира. Предположим, что клетка – это школьный класс. Стены – плазматическая мембрана, ограничивающая внутреннее содержимое от внешней среды. Окна и двери – это каналы плазматической мембраны, обеспечивающие транспорт веществ. Проходы между парт – эндоплазматическая сеть, которая пронизывает все пространство внутри клетки. Учитель – ядро - главная часть клетки, которая отвечает за сохранение и передачу информации. А ученики – это аппарат Гольджи, накапливающий “информацию учителя”.

3. Напиши благодарственное письмо зеленому растению. “Здравствуйте, зеленые растения! Я пишу вам, потому что вы самые важные для меня растения. Пожалуй, не только для меня, но и для всех людей на планете, потому что ваш организм способен углекислый газ превращать в кислород. А он необходим для дыхания всех живых организмов на Земле. С такой работой не справилась бы ни одна очистительная фабрика! Недавно в школе мы прошли процесс фотосинтеза, и я был удивлен вашими способностями образовывать органические вещества на свету в хлоропластах из углекислого газа и воды. Так же ты украшаешь Землю, и с твоей помощью она становится пышной и красивой. Но, к сожалению, сейчас деревья вырубают с большой скоростью, и может это письмо не дойдет до вас, но я хочу пожелать вам удачи и спросить: “Хорошо ли вам живется в нашем климате?”.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов,

нравственных поступков вызывает большой интерес у обучающихся, стимулирует их поведение и деятельность. Положительный и отрицательные примеры из жизни великих людей, оцененные временем, могут помочь сегодняшним обучающимся определить свой выбор, свое отношение и, главное свои поступки. При этом у обучающихся возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и своих великих соотечественников.

При изучении правил и законов, реакций в курсе химии 8-11 классах

предлагаю, в качестве индивидуальных домашних заданий, подготовить сообщения об ученых-химиках, которые мы зачитываем на уроках. В сообщениях прошу отражать не только достижения и вехи жизни ученых, но и находить информацию об их личностных качествах, о любимых занятиях и интересах. Очень поучительны в этом плане биографии таких учёных как Д. И. Менделеев и М. В. Ломоносов, А. М. Бутлеров, Н. Д. Зелинский, А. П. Бородин, имена которых «на слуху» у обучающихся с самого начала курса химии.

Очень многое из жизни ученых удивляет и стимулирует обучающихся на

переосмысление своих поступков и отношению к обучению. Например, обучающиеся были удивлены, узнав о том, что в детстве Менделеев учился плохо, регулярно получая неудовлетворительные оценки. Однако к концу обучения в гимназии он взялся за ум, да настолько эффективно, что получил золотую медаль. Дмитрий Иванович — не только русский химик, но и физик, метеоролог, нефтяник, приборостроитель и это еще не все его профессии.

Использование поэтического слова на уроках химии позволяет сделать урок более

эмоциональным, значимым. Такой урок лучше запоминается и оставляет свой след в умах и сердцах учеников. Обучающиеся, не только на уроках литературы получают возможность приблизиться к миру гармонии, романтики, красоты поэтического слова, но и на уроках химии.

Рассматривая физические свойства белого фосфора, зачитываю описание собаки

Баскервилей из одноимённой повести А. Конан Дойла. Прошу обучающихся назвать, какую химическую ошибку допустил Конан Дойл. В этом несложном задании обучающиеся обобщают физические свойства фосфора и его

аллотропного видоизменения. Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, но и повышает уровень усвоения и запоминания материала.

Использование богатого исторического, краеведческого содержания химического

образования, знакомство с жизнью выдающихся отечественных учёных, явивших примеры гражданского служения и исполнения патриотического долга способствуют воспитанию уважения к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, формированию представлений о развитии науки химии и химических производств в России, об их роли и значении в жизни общества и государства.

При изучении темы «Общие свойства металлов» использую сведения о применении металлов в военном деле, авиации, технике, знакомлю обучающихся с вкладом ученых в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.

В истории цивилизации особое место среди всех металлов занимает железо и его

сплавы – чугун и сталь. Поэтому при изучении темы «Железо и его соединения» обращаю внимание учащихся на то, что для военных целей большое значение имеет выпуск высокопрочных легированных сталей.

При изучении явления адсорбции можно заслушать сообщение учащегося о создателе первого противогаза – Николае Дмитриевиче Зелинском. Когда в Лондоне получили первые русские противогазы, английские химики просто не поверили в гениальную простоту их конструкции. После испытания они кропотливо исследовали содержимое коробок противогаза в поисках особого «секрета» Зелинского, однако во всех случаях в коробках противогазов они находили чистый древесный уголь. В последующем конструкция русского

угольного противогаза 1916 года стала основой для создания всех подобных иностранных конструкций, не исключая и современные угольные фильтры для сигарет. Изобретение Зелинского прочно вошло не только в военную, но и в производственную практику. Пожарные, горноспасательные команды, рабочие вредных предприятий всего мира пользуются русским изобретением.

В заключении хочу сказать, что потенциал предметов естественнонаучного цикла в решении воспитательных задач велик. Если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируются все необходимые компетенции, что и служит конечным ориентиром в работе системы образования.