Познавательно-исследовательская деятельность деятельность

Любовь Николаевна Литвинова

Содержит материалы для организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательская деятельность

с дошкольниками

(консультация для воспитателей)

Воспитатель сп «Детский сад «Золотой ключик»

ГБОУ ОШ №19 г.Новокуйбышевск  Литвинова Л.Н.

      Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации в компьютеризации. В условиях быстроменяющейся жизни от человека  требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который еще присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развития познавательных процессов и способностей (М. Н. Силаева,  И. Т. Мышьякова). Хорошо известно высказывание Л. С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

     Какое же обучение способно заглянуть в будущее? Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения:

     “Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс” (С. Л. Рубинштейн).

     Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде на прогулках, в занятиях в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и  “как”.

     Экспериментирование, как одна из форм организации детской и деятельности, побуждает ребенка к  активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания (Н. Н. Подьяков и др.).

     Мы работаем по программе “Детство” и, понимая значимость экспериментирования для психического развития ребенка, открыли в нашем детском саду лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.

     Условия отдельного помещения позволяют:

  • Работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам;
  • Использовать материалы, которые не безопасно иметь в группе, при большом количестве детей;
  • Не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (“испачкаешь”, “прольешь и т.д.”).

     Оснащение лаборатории

  • Детские халаты, клеенчатые передники, полотенца.
  • Таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам.
  • Детский понятийный словарь.
  • Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов.
  • Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (1,2,3,5 минут), компас, магниты с разными полюсами.
  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки.
  • Природный материал: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля разная по составу, уголь, песок крупный и мелкий (разный по цвету), перышки птиц, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, спил разных деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, мех, пробки, лоскутки ткани, проволока, предметы деревянные, пластмассовые, металлические, основания от наборов шоколадных конфет, катушки деревянные.
  • Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
  • Разные виды бумаги: обычная, альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная, и д.р.
  • Различные безопасные красители: ягодный сироп, акварельные краски и т.д.
  • Медицинский материал: пипетки, колбы, приборы, шпатели, палочки деревянные, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые, без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старая пластинка, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, совочки разные по вместимости, поддон, плоское блюдо, стеки, пила для ногтей, расческа, соломинки для коктейля, свечи, цветные мелки, ученическая линейка, сито, два шарика - пластмассовый и металлический, таз, сетка – авоська, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разные, иголки, булавки и т.д.

     В помещении лаборатории создан мини-музей, на стеллажах оформляются тематические выставки: например, ”Природа и фантазия “(творческие работы детей, совместно детей и родителей, детей и педагогов),  “Камни и минералы”, “Растения нашего края”, “В царстве морском” и др.

     Основные условия:

  • Наличие водоснабжения в данном помещении;
  • Выработка воспитателем с детьми правил безопасного поведения в лаборатории и их выполнение.

     Организация работы

     Совместная деятельность воспитателя с детьми старшей группы в лаборатории организуется раз  в неделю по 25-35 минут небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

     Мы предлагаем не готовое планирование на учебный год каждой игры-экспериментирования, а примерное распределение экспериментов по месяцам.

     Во время одной игры мы проводим с детьми по два-три (в зависимости от сложности) эксперимента, объединяя их одной тематикой( например, “Звук”, “Испытание магнита”) Но для развития познавательной активности детей берем порой и разные по теме эксперименты, объединяя игровой мотивацией (игры с Капелькой, Каркушей и пр.).

     Структура проведения игры-экспериментирования:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предложений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, выводы;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

     Начинается работа с экскурсии, во время которой дети знакомятся с хозяином лаборатории – дедушкой Знаем, с оборудованием, вместе формулируются правила поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию заходит его внук Почемучка, Капелька, “залетают” галчонок Любознайка, ученик Соловушка-сова, Каркуша, “приплывает” Золотая рыбка.

     После каждой игры у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, и многое другое.

     Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Ребята задают вопросы деду Знаю, а он присылает им в группу либо книгу, либо подсказку, либо предлагает узнать у мамы и папы, а затем рассказать всем детям. Но некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ними.

     Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Например, после проведения экспериментов со звуком мы создавали с детьми в группе свои музыкальные инструменты из бросового материала. Для родителей систематически оформляются детские “Рассуждалки” по различным темам. В конце учебного года мы проводим для детей и родителей досуг с использованием экспериментирования, где дети демонстрируют мамам и папам умение думать, рассуждать, свою самостоятельность.

     Радует то, что ребята все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе (большинство умеют читать). Мы считаем, что игра экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

                        Литература: ж. «Дошкольная педагогика» 4(13),2003г.,с.28

      1.Необходимо приучить ребенка с 4 лет к  собиранию разных вещей. Если ребенок гуляет на улице, то полезно, чтобы он собирал камешки, стеклышки, дощечки, песок, черепки и т.п. Набрав их достаточное количество, ребенок дома наполняет ими разные свои стаканчики, или расставляет их на полу, досках, или строит из них фигуры.

     2.Необходимо приучать ребенка к собиранию трав. Не следует пропускать ни одной из наших обыкновенных трав, деревьев и вообще растений. Фиалка, одуванчик, подорожник, осока, кашка, анис, лопух, васильки, лютик, и т.п.; ягоды, деревья разные, злаки и т.д., должны быть вещи обыкновенные для детей. Названые растения и другие должны быть называемы собственными именами, а не общим именем: цветы или деревья.

    3.В доме ребенок должен уметь называть каждую вещь и должен знать, из чего она сделана (в общих чертах): самовар медный, горшки глиняные, кружка жестяная, посуда фарфоровая и хрустальная, мебель из такого то дерева и т.п.

      В кухне ребенок должен следить за всеми процессами, происходящими в ней:                   топка печи, кипение воды, печение хлеба, изменения овощей и т.п., все это материал для будущих теоретических познаний.

    4.Если ребенок найдет камни, то следует ему их называть по имени. Следует также  обращать внимание детей на различные части, из которых состоят камни, если эти части видны простым глазом. Разумеется, все это не в виде уроков, а в разговоре случайно.

     5.Ребенку необходимо проводить много времени на берегах рек, озер и моря. Можно так же часто посещать болото. Необходимо детям самим трогать воду, играть ею, бросать в нее различные вещи, находящиеся на берегу: палки, щепки, камни, песок, и т.п. При этом: то вода мутнеет, то образуются круговые волны, то тело плавает долго, то тонет медленно, скоро и т.п.

     Разные воды следует собирать в разные сосуды, носить домой, наблюдать за тем, что происходит с этой водой; образуется ли слой ила? какой толщины? Во сколько времени он образовался? Смешивают еще разные объемы песка с разными объемами воды.

     На воде ребенок должен проводить много времени; дети так любят воду и не только грешно внушить им боязнь от воды, не необходимо возбудить любовь к воде, просиживанием над нею и возле нее много и много.

     6.Необходимо дозволять детям копать ямы на дворе. Не только грешно нападать на детей за то, что они будто портят землю и пачкаются: но необходимо поощрять их в выкапывании более глубоких ям. При этом рассматривать какую копают землю.

    7.Дождь, град, снег, гром и молния  - все это ребенок должен видеть. Особенно полезно предпринимать небольшие прогулки непосредственно после дождя; рассматривая течение воды по канавкам.

    8.Животные, которых ребенок приносит с водою, например улитки и т.п. домой, должны быть тщательно сберегаемы. Необходимо следить, чтобы ребенок их не мучил. Если ребенок поймал лягушку, или другое какое-нибудь животное, то необходимо после некоторого времени опять пустить животное на свободу, опять в то болото или пруд, откуда взято. С домашними животными обращаться кротко и ласково. Полезно ребенку самому кормить животных домашних, если они имеются в доме; при этом ребенок узнает свойства каждого отдельно и пользу от него.

    9.Прогулки предпринимать как можно чаще; летом побольше, чем  зимою. Полезно часто бывать на одном и том же месте; потом сделать перерыв, и затем возобновить прогулки на старое место и т.д. При этом не следует пренебрегать никакими местами:

 чердак, двор, сарай, конюшня, сарай, огород, сад, поле,

лес, пруд, река, озеро, болото, лужи, канавы, холмы, ущелья ,

луга и т.д., должны быть посещаемы не раз и не десять раз;

они должны быть постоянными, как сказать, местопребы-

ванием ребенка, будущего естествоведа; редко выпускать детей

 в эти вышеназванные места грешно и вредно.

Литература: г. «Детский сад со всех сторон» 15(147),2003г., с.3