Летний оздоровительный лагерь "Дружба"

Черёмина Елена Юрьевна

1. Программа "Город Дружбы".

2. Наша интересная жизнь в лагере: видеоролик, просмотр по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/190d66665d5b/%D0%9B%D...

3. Фотоколлаж интересных дел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lagerya_2014g.docx419.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальноебюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Богородска Нижегородской области

                                                                                    Утверждаю:

директор МБОУ СОШ № 7

                                                                                     ___________/И.В.Санатова/

Приказ №от «     »20    г.

Программа

летнего оздоровительного лагеря «Дружба»

«ГОРОД  ДРУЖБЫ»

(Для детей от 7 до 10 лет.Срок реализации с 02 по 23 июня 2014г.)

                                                                          Автор программы:

                                                                     учитель начальных классов

                                                               Iквалификац. категории

                                                                  Черёмина Елена Юрьевна

                                                              Программа принята на

                                                                          Педагогическом совете №____

                                                                       от______________________

2014 год

2. Информационная карта программы

1. Полное название программы

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Город Дружбы»

2. Автор программы

Черёмина Е.Ю., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7

3. Руководители программы

Санатова Ирина Валентиновна, директор МБОУ СОШ №7, Черёмина Елена Юрьевна, начальник лагеря

4. Территория представленной программы

г. Богородск, Нижегородской области

5. Название проводящей организации

Детский оздоровительный лагерь «Дружба», созданный на базе МБОУ  СОШ №7

6. Полный адрес

607602 г. Богородск, Нижегородская область, пер. Маяковского, 1

7. Телефон

тел./факс 8(83170)2-82-95

8. Форма проведения

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

9. Цель программы

Создание условий для разнообразных потребностей в деятельности, творческого самовыражения личности, укрепления здоровья детей и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

10. Специализация программы

Оздоровительная, развивающая деятельностно-творческая

11. Сроки реализации программы

Каникулярный период со 02 по 23 июня 2014г.

12. Место проведения

МБОУ СОШ №7

13. Официальный язык

Русский

14. Общее количество участников, в том числе детей

Детей – 110 человек,

сотрудников – 29 человек

15. География участников

В реализации программы принимают участие воспитанники МБОУ СОШ №7 г. Богородска Нижегородской области

16. Условия участия в программе

Добровольное желание детей и родителей

17. Условия размещения участников

Спальные и игровая комнаты размещаются в классах-кабинетах. В наличии спортивный зал, библиотека, столовая. В лагере организовано 3-х разовое питание. Досуговая деятельность осуществляется в актовом зале.

18. Краткое содержание программы

Программа лагеря реализуется через игру «Город Дружбы» по 4 направлениям: художественно-эстетическое (блок «Красота спасёт мир»), спортивно-оздоровительное (блок «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»), экологическое (блок «Природа – наш дом, мы его бережём»), интеллектуальное (блок «Эврика»). Программа отвечает социальному запросу родителей и потребностям детей. Программа реализуется педагогами школы в содружестве с её социальными партнёрами.

19. История осуществления программы

Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся – один из обязательных компонентов воспитательного процесса в школе №7. Программа деятельности летнего пришкольного лагеря – составная часть общешкольной целевой программы каникулярного отдыха, занятости и оздоровления учащихся МБОУ СОШ №7. Каждый год  программа наполняется новым содержанием с учётом запросов учащихся, родителей и воспитательных задач, которые ставит перед собой в учебном году педагогический коллектив.

Есть на свете чудесный город,

Много песен ему посвящали.

Он веками свободен и молод,

Ему пели, картины писали.

Город – Мир, город – Детство,

Город – Радость, от скуки средство,

Город – Солнце, талантов – море.

Где он находится? Сами построим!

(Елена Батрак)

Аналитическая  справка.

I. Целевой уровень

В пришкольном лагере с дневным пребыванием «Дружба» в  2010-2011 годах – 72 человека, 2011-2012 годах – 70 человек, в 2012-2013 годах – 120 человек.  Кроме ДОЛ учащиеся отдохнули и в других объединениях.

Занятость учащихся МБОУ СОШ №7 в летний каникулярный период:

     Данная программа является краткосрочной. Она реализуется в течение одной  лагерной смены. Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярный период, укрепления здоровья детей. В лагере отдыхают ребята от 7 до 10 лет.

     На программируемый период были поставлены следующие цели и задачи:

Цель:  создание условий для разнообразных потребностей в деятельности, творческого самовыражения личности, укрепления здоровья детей и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Задачи:

1. Формировать общую культуру школьников, поддерживать и развивать их творческую активность, интеллект.

2. Укреплять здоровье, организовывать активный отдых и досуг детей.

3.  Воспитывать у школьников чувства патриотизма и любви к Родине.

     Для исследования уровня достижения результативности была использована методика экспресс-анализа, которая включает в себя следующие формы:

I. а) Игра «Чудо-дерево» и рейтинг личностного роста каждого ребёнка.

Цель:  выявление отношения каждого ребёнка к содержанию работы отряда в течение всей лагерной смены.

     Результаты диагностики можно увидеть на следующей диаграмме:

     Изучив все ответы детей, были сделаны следующие выводы:

  1. Включать в работу лагеря мероприятия яркие, требующие проявления творческих способностей ребят, раскрывающие их личностные качества.
  2. При проведении командных соревнований учитывать возрастные, физические возможности детей. Стараться набирать команды, учитывая пожелания каждого ребёнка.

     б)  Рейтинг личностного роста. Это форма индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности.

     Изучая результаты анкеты было приятно, что в лагере 30% ребят открыли свои лидерские качества, 58% - были творцами и инициаторами идей, которые они умело воплощали каждый день в лагере, 12% детей – это ребята, которые не нашли себя в лагере, не раскрылись, как личности. Это может зависеть от самих ребят, их темперамента, коммуникабельности, желания жить и творить в коллективе.

II. Методика «Согласен – не согласен».

Цель:  получение информации об отношении личности к лагерной смене.

Задание:  подчеркнуть те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением: «Мне понравилось в моём отряде, потому что …»

    Из данной диагностики видно, что большая часть ребят удовлетворена пребыванием в лагере в составе своего отряда. Очень радуют высокие показатели по следующим пунктам: здесь мои друзья – 64%, у нас был хороший воспитатель – 72%, в отряде никого не обижали – 82%, здесь я многое узнал, многому научился – 77%.  Наименьший показатель по пункту: мы организовывали полезные дела – 42%.  В план работы необходимо включать больше полезных дел: акций, операций по чистоте спальных помещений и территории лагеря.

     Все результаты диагностик совпадают с зафиксированными в программе «ожидаемыми результатами», а именно в том, что:

  1. В лагере был организован полноценный отдых для каждого ребёнка.
  2. Вся работа педагогического коллектива лагеря была направлена на укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов; развитие творческих способностей, инициативы и активности детей; развитие коммуникативных навыков, практических умений ребят.

     Изучив все результаты диагностик, пообщавшись с ребятами на индивидуальных, групповых и коллективных беседах были выявлены следующие проблемы:

  1. Некоторые ребята были неудовлетворенны мероприятиями, проводимыми в форме игры-соревнования. Дети младшего школьного возраста тяжело переживают ситуацию неуспеха (проигрыш, поражение).
  2. Ребята 1 классов, которые впервые пришли отдохнуть в лагерь, не могли чётко расставить свои приоритеты по поводу личных способностей и возможностей.

     Можно предложить следующие пути решения выявленных проблем:

  1. Создавать отряды, опираясь на пожелания каждого ребёнка.
  2. Стараться, чтобы в составе отрядов были ребята разных возрастных групп.
  3. Создавать отряды разной направленности для того, чтобы ребята, которые будут в них отдыхать, могли раскрыть свои возможности (творческие, спортивные, интеллектуальные).

     II.  Содержательный уровень.

     Лагерь «Дружба» - это проверенная годами педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни.

     В основу реализации программы «Город Дружбы» заложены разнообразные формы и методы.

Методы:

  • креативный (творческий);
  • проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);
  • эвристический (изложение педагога + творчество детей);
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • интерактивный;
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы:

  • игра;
  • путешествие;
  • экскурсии;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • выставки творческих работ;
  • акции.

     Все формы работы были заявлены первоначально в программе «Город Дружбы».

     В процессе планирования, организации и анализа программы принимал участие весь педагогический состав лагеря: начальник лагеря, воспитатели, педагог-психолог, руководители объединений дополнительного образования, родители, отдыхающих в лагере ребят и сами ребята.

     Педагог-психолог проводил предварительную диагностику до начала смены с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.

В соответствии с целями и задачами лагеря с дневным пребыванием и на основании рекомендаций, учитывающих возрастные особенности детей, для обеспечения психологического сопровождения отдыха обучающихся были выбраны следующие формы и методы работы:опрос, самопрезентация, анкетирование, тестирование, тренинги, развивающие занятия с элементами тренинга, упражнения с различной направленностью, психогимнастика, рефлексия, индивидуальные беседы и другие.

     На первой неделе пребывания в лагере все отдыхающие прошли входящую диагностику (см. табл.1)

                                                                                                          Таблица 1.

Результаты диагностики «Мои ожидания от смены в лагере «Дружба»

Ожидания отдыхающих

Ответы ребят 1 отряда

Ответы ребят 2 отряда

Ответы ребят 3 отряда

Ответы ребят 4 отряда

1

2

3

4

5

1.  Интересные мероприятия

+

+

+

2.  Новые знакомства, друзья

+

+

+

+

3.  Весело проводить время в лагере

+

+

+

4.  Спортивные мероприятия

+

+

5.  Хорошо отдохнуть

+

+

+

6.  Узнать что-то новое или научиться чему-то новому

+

7.  Научиться общаться

+

+

+

8. Узнать новые игры и побольше поиграть

+

9.  Показать свои таланты

+

+

10.  Купание

+

11.  Экскурсии

+

12. Отоспаться

+

     Проанализировав данные таблицы 1, и составив рейтинг детских ожиданий, получаем следующий результат (см. табл.2)

Таблица 2.

Рейтинг детских ожиданий

Частота встречаемости

Ожидание

Отряды

1

2

3

4

Новые знакомства и друзья

1,2,3,4

3

- Интересные мероприятия

- Весело проводить время в лагере

- Хорошо отдохнуть

- Научиться общаться

1,2,4

1,3,4

1,2,4

1,2,4

2

- Спортивные мероприятия

- Показать свои таланты

1,4

1,2

     Выборы, частота встречаемости которых не превосходит 2 (т.е. 50% от всех выборов) не рассматривались в таблице 2.

     Таким образом, общим ожиданием для всех отдыхающих является ожидание новых знакомств, друзей.

     По следующим позициям ожидания ребят расходятся. Так 1,2,4 отряды отдают предпочтения интересным мероприятиям, хорошему отдыху и получению навыка общения; 1,3,4 – весёлому времяпровождению; 1,4 – спортивным мероприятиям; 1,2 – желали бы показать свои таланты.

     Исходя из полученных данных, воспитателям были даны необходимые рекомендации по корректировке плана работы отрядов.

     На протяжении смены проводились различные тренинги и упражнения с элементами тренинга. Наиболее активно отдыхающие проявили себя в коммуникативно-двигательном тренинге, упражнении с элементами тренинга «Моя футболка», презентации по временам года, а так же создании коллажа «Лагерь «Дружба» - наш общий дом». (лучшие работы, фотографии отдыхающих во время выполнения задания, фото коллажей и макетов футболок прилагаются в фотоальбоме).

     На завершающем этапе работы лагеря со всеми отдыхающими проводилась анкета открытого типа с целью выявления наиболее понравившихся моментов жизни в лагере. Для краткого анкетирования были предложены 2 вопроса:

  1. Что тебе понравилось, запомнилось в лагере?
  2. Что не понравилось?

     Полученные данные представлены в таблице 3.

                                                                                                      Таблица 3.

Результаты исходящей диагностики

Вопрос, варианты ответа

Ответы

1 отряда

Ответы

2 отряда

Ответы

3 отряда

Ответы

4 отряда

1

2

3

4

5

  1. Что тебе понравилось, запомнилось в лагере?

1. Интересные игры

+

+

+

2. Спортивные соревнования

+

+

+

3. Увлекательные конкурсы

+

+

+

+

4. Дружба между ребятами

+

+

5. Хорошо погуляли на свежем воздухе

+

+

+

6. Многому научились

+

+

7. Занятия в кружках

+

+

+

+

8. Походы на природу

+

+

9. Сон

+

+

10. Зарядка

+

+

     Интерпретируя данные таблицы 3, видим, что наиболее запоминающимися для ребят оказались интересные игры, спортивные соревнования, увлекательные конкурсы, дружба, занятия в кружках, то, что они научились чему-то новому. Также отмечаются, как положительные моменты, прогулки на свежем воздухе, походы на природу, сон и зарядка.

                                                                                           (продолжение таблицы 3)

Вопрос, варианты ответа

Ответы

1 отряда

Ответы

2 отряда

Ответы

3 отряда

Ответы

4 отряда

1

2

3

4

5

        2. Что тебе не понравилось?

1. Поведение некоторых ребят

+

+

2. Сон

+

+

3. Зарядка

+

+

4. Иногда ссоры между ребятами

+

 Исходя из ответов на второй вопрос, более всего беспокоит поведение в отрядах некоторых детей. Среди отрицательных причин пребывания в лагере довольно много ответов «сон», что обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Наряду с этими указываются, как отрицательные, зарядка и присутствие ссор между ребятами. Данные причины имеют место из-за нежелания некоторых отдыхающих заниматься физической культурой и особенностей межличностных отношений для детей данного возраста.

     Начальник лагеря вместе с воспитателями в ходе бесед, опросов, анкетирования получает первичную информацию о ребёнке, изучает его интересы и потребности, выявляет эмоциональное состояние ребёнка.

     Родители и дети участвуют в опросах, где высказывают свои потребности, обозначают свои пожелания.

     За период существования ДОЛ были отработаны технологии, накопился методический опыт, создана воспитательная система лагеря. Лагерь имеет свой авторитет и имидж, что позволяет получать положительные результаты.

     Каждый день, прожитый в лагере, по-своему незабываем. Каждый день – открытие, у каждого дня своё лицо, свой характер. Каждый день жизни в лагере насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга видами массовой, познавательно-досуговой и трудовой деятельности, имеющими в своём содержании тематику дружбы, уважения и взаимопонимания. Вместе они составляют смену – интересную, неповторимую, яркую, богатую событиями, встречами и делами.

     Самым показательным мероприятием, демонстрирующим уровень достижения целей программы «Город Дружбы» является День памяти «Война и дети».

     У ребят формируется культура поведения, общения, происходит развитие интеллекта, творческой активности. Происходит воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

     III.  Организационный уровень.

     1. Для оказания помощи воспитателям и отрядным вожатым в организации воспитательной работы, проведения педагогических форм и методов воспитания детей и подростков в лагере создан педагогический совет, в который входят начальник лагеря и педагогические работники. Педагогический совет проходит 2 раза за смену. Данная форма необходима, так как:

     а) оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря;

     б) педагогический коллектив является одним из самых главных слагаемых успеха нашего лагеря.

     Педагогический коллектив лагеря «Дружба» - это педагоги школы,  отряд вожатых, в состав которого входят учащиеся 7-10 классов, те, кто хочет работать с детьми в лагере.

     Специальные кадры (библиотекарь, физрук, музыкальный руководитель, руководитель технологии, педагог-психолог) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, привлекаются для педагогической поддержки работы органов соуправления, для организации досуговых мероприятий.

        

Начальник лагеря ведёт постоянный контроль за работой педагогических кадров лагеря (соблюдение режима работы; проверка планов работы; посещение мероприятий и объединений дополнительного образования); работников пищеблока; технического персонала.

Информационно – организационное обеспечение.

  • изучение социального заказа, создание банка данных;
  •  комплектование пакета нормативно-правовых документов,   регламентирующих работу пришкольного лагеря;
  • планирование жизнедеятельности пришкольного летнего лагеря;
  • оборудование;
  • художественно-эстетическое оформление;
  • набор детей, взаимодействие с родителями;
  • заключение договоров на организацию питания, выездов;
  • создание органов соуправления;
  • презентация летнего пришкольного лагеря: информация для родителей, учащихся, педагогов; выставки, фотовыставки достижений;
  • страничка на школьном сайте.

IV. Обеспечивающий уровень.

В процессе реализации программы были использованы следующие информационно-методические материалы:

  1. наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана - сетки;
  2. должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ СОШ № 7;
  3. план работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
  4. подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
  5. подбор реквизита для проведения дел.
  6. разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

     Были использованы программы: «Игра – дело серьёзное», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Познай себя», «Хочу делать своё дело».

     Основными информационными источниками обеспечения для участников программы были: интернет-ресурсы, методическая литература, хранящаяся в фондах школьной библиотеки, дисковые носители с методическими материалами.

     Для успешной реализации программы было использовано следующее материально-техническое обеспечение:

  • фотоаппарат;
  • мультимедийная установка, компьютер;
  • магнитофон;
  • компакт-диски и аудиокассеты;
  • видеокассеты;
  • костюмы и театральный реквизит;
  • спортивно-игровой инвентарь;
  • школьный фонд библиотеки;
  • канцелярские товары;
  • сувенирная продукция – значки, грамоты, дипломы, подарки (для вручения по окончанию смены)

V.  Интегральный уровень.

а) Взаимодействие внутренних организационных структур проходило в тесном сотрудничестве. Ребята могли развивать свои творческие способности в объединениях дополнительного образования: «Рукодельница» и «Юный художник»; музыкальные способности в ОДО «Весёлые нотки». Спортивные соревнования в лагере были организованы при поддержке ОДО «Спортландия» и его руководителя Суховой О.В. Результатом этой работы стало удачное выступление команды лагеря в спортивных соревнованиях между городскими пришкольными лагерями: 2010-2011гг. – 1 место; 2011-2012гг. – 1 место, 2012-2013гг. – 2 место. Интересные познавательные мероприятия, литературные викторины, карнавалы героев детских книг проходят в лагере с участием школьной библиотеки и её заведующей Стешовой А.И. Анкеты, диагностики, тесты, опросы, беседы, тренинги проводит с ребятами педагог-психолог Чернова Н.Вл.

        

б) Внешние структуры.

Социальное партнёрство в рамках реализации программы

в)  В ходе реализации программы были выявлены следующие проблемы:

  • Ребятам, которые впервые отдыхали в лагере (первоклассники) было сложно адаптироваться к жизни в нём.
  • Не каждый ребёнок смог развить свои творческие и коммуникативные способности, реализовать себя по максимуму.

     Возникла потребность к созданию новой программы. Для решения возникших проблем педагогическим коллективом при поддержке родителей отдыхающих детей было решено:

  1. Создать в лагере разновозрастные отряды, где старшие ребята будут помогать младшим.
  2. Создавать отряды разной направленности. Ребята по желанию могут отдыхать в том отряде, направление деятельности которого будет близко для них.
  3. Необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни. Для этого увеличить и разнообразить количество оздоровительных и спортивных мероприятий.

Пояснительная  записка

Данная программа является актуальной и значимой.

Актуальность данной программы – создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, в максимальном внимании развитию личности ребёнка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов неудовлетворённых в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных). Жизнь и работа в оздоровительном лагере – продолжение воспитательного процесса в школе. Однако она имеет и свои особенности: временность детского коллектива, изолированность ребёнка от семьи, насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности, динамичность жизни отрядов.

     Программа является значимой. Она направлена на удовлетворение потребностей:

     а) Государства:  в раскрытии способностей каждого ребёнка, воспитании порядочного и патриотичного человека, личности, умеющей самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. («Наша новая школа»).

     б)  Общества:   в воспитании творческой и интеллектуально-развитой личности.

    в)   Лагеря:   в создании условий для воспитания здорового подрастающего поколения, граждан родного города.

    г)  Родителей: в обеспечении условий для максимального вовлечения детей в цикл оздоровительно-развлекательных мероприятий, в создании комфортных условий отдыха.

    д)  Детей:  потребностей, стимулирующих развитие познавательных интересов, разносторонних способностей и творческих проявлений личности.

Адресность программы

     Основным составом лагеря являются обучающиеся МБОУ СОШ №7. На основании заявления родителей – законных представителей принимаются все желающие в возрасте от 7 до 10 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных, опекаемых и неблагополучных семей.

     Срок реализации программы с 02.06.2014г. до 23.06.2014г.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

   Программа  оздоровительного лагеря «Дружба» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации отношений.

   Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

  • Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности.

     Результатом деятельности воспитательного характера в детском оздоровительном лагере «Дружба» является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

  • Принцип дифференциации воспитания.

     Дифференциация в рамках детского оздоровительного лагеря предполагает:

  • Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • Активное участие детей во всех видах деятельности.
  • Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

     Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
  • Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

     Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
  • Принцип игры и романтики,реализуемый посредством включения участников в ролевые игры.

  • Принцип культуросообразности,предлагающий, что процесс социального развития и воспитания личности должен основываться на общечеловеческих ценностях и нормах культуры.

  • Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

     Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  • грань ориентации на консенсус («я признаю задругим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своейдеятельности для других людей и для природы»).

  • Организационными принципами работы являются:

  • Принцип развития, предполагающий постоянное развитие и совершенствование системы, технологий, форм и методов воспитания, с учётом постоянно развивающихся социальных процессов и явлений.
  • Принцип комплексности, предполагающий сочетание природных и разнообразных восстановительных и лечебно-коррекционных факторов с различными формами досуговой деятельности.
  • Принцип социально-педагогической компетентности кадров, предполагающий необходимый уровень психолого-педагогической и методической подготовленности работников к решению определённого круга социально-педагогических проблем и постоянное его повышение.
  • Принцип контроля и проверки исполнения, который предполагает определённую систему методов контроля  деятельности всей системы в целом и каждого отдельно взятого звена с целью своевременной регуляции и коррекции осуществляемой деятельности.
  • Принцип функциональной определённости предполагает чёткое распределение полномочий, прав и обязанностей среди всех субъектов социально-педагогического взаимодействия.
  • Принцип демократизма и открытости.

   Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по реализации отдыха и деятельности ребят в летний период:

  • художественно-эстетическое;
  • спортивно-оздоровительное;
  • экологическое;
  • интеллектуальное.

Направленность программы.

     Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

     По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.

Цель:   создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, её индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:    

  1. Создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей через различные формы спортивно-оздоровительной работы и использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
  2. Формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру.
  3. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
  4. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческий и интеллектуальный потенциалы.

Ожидаемые результаты    

     В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Повышение творческой активности детей путём вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение уровня общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Личностный рост участников смены.

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мероприятие

Ответственный

Дата

1

Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере»

начальник лагеря

30.05.

2014г.

2

Входное анкетирование

воспитатели

05.06.

2014г.

3

Рефлексия мероприятий.

воспитатели

в течение смены

4

Мониторинговое исследование «Выбор»

воспитатели

10.06.

2014г.

5

Мониторинговое исследование «Игра в слова»

воспитатели

18.06.

2014г.

6

Методика опросника

воспитатели, начальник лагеря

в течение смены

7

Итоговое анкетирование

воспитатели

20.06.

2014г.

Концептуальные основы программы

     При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

  • Идея опоры на базовые потребности ребёнка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
  • Идея развития личности в процессе воспитания (В.Бехтерев, И.Блонский, Л.С.Выготский).
  • Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д.Грин, К.Роджерс, Б.Ананьев)

Нормативно-правовое обеспечение программы

   Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка 1991г.;
  • Конституция РФ;
  •  Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-Ф3;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 №25 «Об утверждении САН ПИН 2.4.4.2599-10». («Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул»).
  • Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887 – 2007;
  • Методическое письмо Минобрнауки №06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»                                                  
  • Типовое положение о детском оздоровительном лагере (письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2011г. № 18 - 2/10/1 – 2188);
  • Письмо департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31.03.2011г. № 06-614 «Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков»;
  • Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011г. № МД-463/06 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей».

Содержание деятельности

     Педагогической основой программы «Город Дружбы» стала игра.  Она включает в себя следующие направления: поиск, труд, наблюдение, спорт.

     В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.

     Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые корректируются в процессе игры.

     В основу жизни в городе положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.

Участники игры: дети, вожатые, воспитатели, администрация лагеря, педагог-психолог, библиотекарь, руководители объединений дополнительного образования.

 Легенда  города

     Много лет тому назад 6-головый змей налетел на страну Лето. Он захватил город Добрых дел, деревню Спортивных игр, село Весёлых приключений. Змей везде поставил свою стражу в виде огромных страшных серых туманов, чтобы никто не смог пройти туда, где прежде было весело, интересно, полезно.

     Но вот нашёлся один смельчак – АБЖУРД, который решил победить змея. Взял он с собой в дорогу краски, бумагу, да благословение жителей своей страны. Долго ему пришлось бродить, но вот остановившись в лесу на ночлег, он заметил огромные следы, по которым и отправился. Вывели они его к пещере, где спал змей. А посмотрев вдаль, АБЖУРД увидел, что всё вокруг опутано серой печалью, нет ни веселья, ни смеха, ни радости. Разозлился тогда АБЖУРД и нарисовал яркое солнце, голубые облака, зелёную траву, красивых птиц и разложил все рисунки вокруг змея, а сам спрятался. Когда змей проснулся, свет ярких красок ударил ему в глаза и змей превратился в маленькую серую кучку. АБЖУРД положил её в мешочек, вышел из пещеры и увидел, что серый туман пропал, и всё стало по-прежнему.

     Вернувшись в свою страну, АБЖУРД рассказал о путешествии и показал всем то, что осталось от змея. Все жители обрадовались и решили в честь доброго защитника построить город, который назвали словом, прочитанным наоборот от имени АБЖУРД – ДРУЖБА. А мешочек с тоской и грустью навсегда выбросили, чтобы ничто в этом городе не мешало радости, счастью, веселью и отличному настроению.

Этапы реализации программы

     Вся игра делится на три этапа:

     1. Организационный этапхарактеризуется запуском игрового момента, происходит знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомством с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика жителей города. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд.

     2. Основной этап – это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

     3. Заключительный этап – характеризуется подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого жителя города.

     Словарик смены

   Город «Дружба» - лагерь дневного пребывания при МБОУ СОШ №7

- дружные ребята – дети лагеря,

   - семейки – отряды,

   - площадь солнечного света – отрядное место,

   - кафе «Вкусняшка» - столовая,

   - советники – вожатые и воспитатели,

   - мэр города – начальник лагеря,

   - лекарь города – фельдшер,

   - городской Совет – планёрка педагогов лагеря,

   - долина спорта – спортивная площадка лагеря,

   - старейшины – педагоги-воспитатели.

     Все участники включаются в игру, полную приключений, испытаний и трудностей. Ребятам предлагается их пройти и получить «кирпичики», из которых каждый отряд будет строить дом. Включение в игру и её поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха (каждый отряд выбирает свой цвет для домика и окрашивает заработанные «кирпичики» по своему желанию).

     Дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний и викторин. Ребята будут соревноваться в спорте, творчестве, чистоте и порядке отрядной территории. За 1 место отряд будет получать 6 «кирпичиков», за 2 место – 5, за 3 место – 4, за 4 место – 3, за 5 место – 2, за 6 место – 1 «кирпичик», из которых и будут строиться дома. За первое место отряд будет получать один именной «кирпичик». Когда все преграды будут позади, участники соберутся всей дружной командой на «площади солнечного света» для подведения итогов игры. Из именных «кирпичиков», заработанных отрядом, должно получиться слово «Дружба». Тот отряд, который выложит данное слово и будет объявлен победителем.

Система стимулирования

     После каждого испытания оценивается участие каждого отряда. За победу в различных испытаниях отряд получает знак успеха в экран соревнований в виде «костра дружбы» с цифрой.

     Каждый костёр имеет свой цвет и значение:

  • Красный костерок – интересные дела.
  • Жёлтый костерок – трудовые дела.
  • Зелёный костерок – «Чистота – залог здоровья».
  • Синий костерок – спортивные дела.

     Костерок отрядам вручается утром на сборе всех жителей города на площади «Солнечного света». Задача каждого отряда – собрать как можно больше костерков с количеством «кирпичиков» -6, что поможет выявить лучший отряд по номинациям: «Самый дружный», «Самый творческий», «Самый интеллектуальный», «Самый спортивный», «Самый весёлый», «Самый музыкальный»

Система индивидуального роста каждого жителя города представляет собой трёхступенчатую оценку деятельности.

     Для индивидуальной системы роста в каждом отряде ведётся дневник, где оформляется система роста каждого жителя города. За победу в различных конкурсах, состязаниях, соревнованиях участник может получить одно из званий и знак успеха. Вручение знака успеха проходит в отряде при подведении итогов дня.

     Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «испытатель» и отличительный знак – ленточку жёлтого цвета. Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «исследователь» и выдаётся ленточка зелёного цвета. Звание «открыватель» получают те ребята, кто за смену набирает 20 знаков отличия.

     Для детей этого возраста характерно стремление к постоянным приключениям, и, чтобы постоянно поддерживать интерес к игре «Город Дружбы», на утренней линейке отрядам предлагаются дополнительные задания, которые им необходимо решить в течение дня.

     Дежурный «старейшина» может дать костерок красного цвета за самый чистый дом. Совет города по проведению игры может так же дать костерок за интересное дело, которое было проведено в доме.

Структура детского соуправления летнего оздоровительного лагеря «Дружба»

     Логика развития смены, логика эмоционального развития, соотношение отрядных и обще лагерных дел в разные периоды смены – это факторы, которые составляют содержательную модель смены.

     Традиционно из детей формируются 5-6 отрядов. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.

     Также в рамках программы в течение всей смены ребята могут посетить любую мастерскую по своим интересам и потребностям. Занятия в мастерских ведут педагоги объединений дополнительного образования. Для реализации интересов детей мы предлагаем разноплановые мастерские:

     1. Спортивное направление - объединение «Спортландия». Цель: способствовать оздоровлению участников лагеря (как физическому, так и эмоциональному)

     2.  Творческое направление – объединения: «Умелые ручки», «Юный художник», «Весёлые нотки».

     Участники смены являются одной командой. В домах-отрядах устанавливаются взаимоотношения со взрослыми, здесь ребёнок может самореализоваться. Именно в процессе групповых отношений формируются условия, при которых более успешно проходит процесс социализации. Именно поэтому мы уделяем большое внимание отрядной работе. Она логично вписывается в идею смены и предполагает учёт возрастных особенностей детей, обеспечивает личностный рост каждого ребёнка.

     План работы дома-отряда включает в себя:

  • Отрядные дела (для всего отряда);
  • Групповые дела (когда организуются несколько одновременно групп по подготовке или проведению дел);
  • Межотрядные, направленные на взаимодействие с другими отрядами лагеря.

     Каждый отряд (дом) в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в:

  • названии;
  • девизе, которому следует в своей творческой деятельности;
  • символах и атрибутах;
  • законах и традициях отрядной жизни;
  • игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха и т.д.;
  • оформлении уголка отряда.

     Вся жизнь в лагере отражается в информационном уголке «Голос города».

Направления деятельности программы

     В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

  1. Коммуникативно-игровая деятельность – деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
  2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка.
  3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям и др.).

План реализации программы

День

Мероприятие

Цели, задачи

Деятельность детей

Деятельность родителей

Первый день

День знакомства с городом.

Тест: продолжи предложение «Дружба – это …»

Конкурс на лучшую эмблему города

Сюжетно-ролевая игра «Мы живём в городе Дружбы»

Введение в игру-путешествие, которая будет продолжаться в течение всей смены, знакомство с режимом дня, правилами поведения.

Участие в игре

Присутствие в качестве гостей

Игра – путешествие «Права детей»

Познакомить детей с историей праздника. В игровой форме познакомить ребят с Конвенцией о правах ребёнка

Участие в игре

Участие в игре

Второй день

«Здравствуй, лето! Здравствуй, город!»

Оформление стенда «Дружба – это …»

Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

Формирование ЗОЖ

Слушатели, участники.

Мини-спектакль «Здравствуй, лето! Здравствуй, город!»

Развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с лагерем, друг с другом, воспитателями.

Зрители, участники конкурсов.

Помощь с оформлением, костюмами

Третий день

«Путешествие на бульвар талантов»

Минутка здоровья «Закаливание»

Формирование ЗОЖ

Слушатели, участники.

Кругосветка

 «В гости к сказочнику А.С.Пушкину»

Знание сказок Пушкина, формирование умения творчески самовыражаться.

Участники

Конкурс рисунков на асфальте по произведениям Пушкина

Выявление талантов и способностей детей

Участники

Зрители

Четвёртый день

«Город Дружбы открывает свои двери»

Минутка здоровья «Как поднять настроение?»

Формирование ЗОЖ

Слушатели, участники.

Праздничный концерт «Танцуй и пой! Пой и танцуй!», посвященный открытию смены

Развитие творческой активности детей. Развитие эмоциональной сферы, обучение общению.

Участники, зрители

Помощь с оформлением, костюмами

Пятый день

«Путешествие на улицу Мастеров»

Анкета «Что должно быть в городе Дружбы?»

Минутка здоровья «Берегите глаза»

Формирование ЗОЖ

Слушатели, участники.

Праздник труда

Знакомство с профессиями

Участники, заранее готовят презентации о профессиях

Участники, рассказывают о своих профессиях

Трудовой десант «Красота своими руками»

Уборка территории города

Участники

Шестой день

«Путешествие в тупик Чистюль»

Минутка здоровья «Гигиена тела»

Формирование ЗОЖ

Слушатели, участники.

Викторина «Страницы родной природы»

Воспитание бережного отношения к природе родного края

Участники викторины

Познавательная игра «Экокросс»

Показать красоту, разнообразие животного и растительного мира

Участники игры

Седьмой день

«Покорение горы «Дружной»

Тест: «Чтобы быть сильным и здоровым необходимо …»

Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»

Привлечь к регулярным занятиям спортом наибольшее количество ребят школы. Продолжить поиски эффективных средств активного отдыха детей. Пропагандировать ЗОЖ. Развивать двигательные, скоростные, силовые навыки, ловкость, силу, прыгучесть.

Активные участники всех мероприя-

тий

Как болельщики участвуют в «Весёлых стартах»

«Состязание здоровяков»

Поле-чудес«Олимпийские игры»

Весёлые старты «Юмор в спорте важен, не спорьте»

«Путешествие в страну подвижных игр»

Восьмой день

«Путешествие на перекрёсток «Опасный»

Минутка здоровья «Гигиена в доме»

Формирование ЗОЖ

Совершенствова-ние знаний ПДД, прав и обязанностей пешехода

Слушатели, участники.

Участники, слушатели

Познавательная игра про правила и знаки «Мой друг надёжный – знак дорожный»

Конкурс рисунков по правилам дорожного движения

Девятый день

«Его величество – Музей»

Беседа «Как вести себя в местах культуры и отдыха?»

Воспитание культуры поведения

Слушатели

Представляют ребятам неизвестную им информацию об истории страны, города, семьи.

К нам в гости пришёл музей.

Развлекательно-познавательная

программа «Эта весёлая ярмарка!»

Формирование интереса к истории страны, города, школы, своей семьи.

Зрители, участвуют в представле-нии, отвечают на вопросы викторины

Десятый день

«Путешествие на проспект Книжный»

Давайте помечтаем о том, что герои книг живут рядом.

Минутка здоровья «Книги о здоровье»

Формирование ЗОЖ

Расширить кругозор детей в области книг, стимулировать появление вопросов, учить работать в микроколлективе, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать бережное отношение к книге

Слушатели, участники.

Оформляют выставки книг любимых писателей.

Создают собственные тексты и выступают с ними.

Помощь в сборе материала, в подготовке костюмов.

Литературный час «Любимый герой»

Викторина «Мудрые советы классиков»

Литературный праздник «Книжкины именины»

Одиннадца-тый день

«Путешествие в парк НЗ (непуганых зверей)

Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах»

Формирование ЗОЖ

Разъяснить необходимость работы по охране природы. Формировать интерес к изучению животного мира. Обобщить знания детей о животных

Слушатели, участники.

Старшие ребята готовят и проводят игру для младших детей

Входят в состав жюри

Викторина «Эти забавные животные»

Игра «Звёздный час»

Путешествие по Красной книге

Двеннадца-

тый день

«Восхождение на Пик Победы»

День памяти «Война и дети»

- торжественная линейка;

- возложение цветов к памятнику погибшим войнам;

- конкурс патриотической песни.

Формирование чувства патриотизма. Углубление знаний о Великой Отечественной войне

Зрители и участники

Представляют ребятам неизвестную им информацию об истории страны, города, семьи в ВОВ.

Тринадцатый день

«Посещение проспекта Именин-ников»

Минутка здоровья «Движение и ещё раз движение»

Формирование ЗОЖ

Слушатели, участники.

Поздравляем именинников. Развлекательная программа «Калейдоскоп весёлых затей»

Укрепление дружеских отношений между ребятами. Учимся делать приятноене только себе, но и другим.

Участники

Помощь в подготовке сюрприза для именинников

Четырнадца-

тый день

«До свидания, город»

Минутка здоровья «Как правильно загорать и купаться»

Формирование ЗОЖ

Слушатели, участники.

Час общения «Я и мои друзья»

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

Заранее готовят вопросы

Праздник закрытия лагеря

Формировать умение подводить итоги своей и чужой деятельности, правильно оценивать её.

Готовят костюмы, отвечают на вопросы анкеты, активно участвуют в празднике.

Система лечебно-профилактической работы в учреждении.

На базе МБОУ СОШ №7 работает медицинский кабинет, где детям оказывается первая медицинская помощь. Медицинский работник (фельдшер) индивидуально работает с каждым ребёнком. По поступлению детей в лагерь, фельдшер школы осматривает всех ребят и оформляет медицинский допуск для посещения лагеря. Фельдшер школы следит за тем, чтобы все ребята в лагере были привиты. Об опасных заболеваниях и травмах фельдшер сообщает лично родителям заболевшего ребёнка. В начале и по завершению лагерной смены фельдшер взвешивает детей и измеряет их рост для того, чтобы определить положительную или отрицательную динамику оздоровления.  В течение смены фельдшер планирует проводить с ребятами беседы на следующие темы: «Осторожно, клещи! Первая помощь при укусе клеща», «Оказание первой помощи при ушибах и растяжениях», «Солнечный удар! Как его избежать. Первая помощь пострадавшим».

В лагере имеется походная аптечка, которую используют воспитатели во время прогулок, экскурсий и походов.

      Так же вместе с воспитателями медицинский работник следит за одеждой детей, которая должна соответствовать погодным условиям, за наличием головных уборов, за мытьём рук перед посещением столовой, за процедурой закаливания.

   Фельдшер контролирует приготовление пищи, берёт пробы готовых блюд.

Организация питания.

   В лагере организовано трёхразовое питание детей: завтрак, обед, полдник. Обязательно в рацион питания включаются свежие овощи, фрукты и соки. Для приготовления пищи используется йодированная соль. На завтрак обязательно подаётся молочная каша, сливочное масло, сыр. Меню основывается на 12 кратное меню. Между приёмами пищи проходит не менее 3-х часов.

Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации.

   Информация для родителей об условиях пребывания детей в лагере представлена на информационном стенде. О достижениях своего отряда ребята могут узнать из «Экрана соревнований», который размещается на информационном стенде лагеря. Ребята и их родители могут получить информацию о проведённых мероприятиях на фото-стенде «Это мы» и стенде «Голос города».

Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации

   В районном печатном издании «Богородская газета» периодически направляется информация о летнем отдыхе детей нашей школы, подготовленные педагогами, воспитателями  лагеря и их родителями. Есть заметки о совместных мероприятиях с социальными партнёрами.

Кадровое обеспечение.

Начальник лагеря -1чел.

   воспитатели – 14 чел.

   руководители объединений дополнительного образования – 4 чел.

   библиотекарь – 1 чел.

   работники пищеблока – 7 чел.

   технический персонал – 2 чел.

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МБОУ СОШ №7.

   Начальник лагеря несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.

   Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.

   Медицинский работник (фельдшер) отвечает за соблюдение режима дня, здоровье отдыхающих, осуществляет контроль питания детей.

   Библиотекарь и руководители объединений дополнительного образования осуществляют педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей. Данные специалисты могут быть привлечены для организации досуговых мероприятий.

   10 воспитателей имеют высшее образование, 2 – средне-специальное. Это учителя 1 и высшей квалификационной категории. 1 раз в 5 лет учителя проходят курсы повышения квалификации.

Материально-техническая база

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комнаты отдыха, игровая комната, комнаты кружковой работы

      Материальная база школы.

      Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

   Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

Спортивный зал

Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база школы

Спортивный руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база школы

Спортивный руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база школы

Администрация лагеря, воспитатели

Актовый зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детских творческих мастерских

Материальная база школы

Администрация лагеря, воспитатели

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база школы

Медицинский работник школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

ООО «Школьное питание»

Заведующая пищеблоком

Комнаты гигиены

Туалеты, места для мытья ног, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

1. Аппаратура:

  •  Магнитофон;
  • Телевизор;
  • Видеоплеер;
  • Интерактивная доска, экран, проектор

2.Спортивный  инвентарь:

  • Футбольный мяч,
  • Волейбольный мяч,
  • Бадминтон,
  • Скакалки

3.Развивающие игры:

  • Пазлы,
  • Строительный конструктор.

4. Настольные игры:

  • Домино,
  • Лото,
  • Игры-путешествия,
  • Мозайка

5.Набор  медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

6.Материал для кружковой работы.

7.Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.

Система контроля и оценки.

   Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу, психологическое сопровождение с детьми.

   В течение смены ведётся экран соревнований, в котором можно проследить продвижение каждого отряда, его достижения. В течение смены данный экран заполняется по следующим правилам: каждая семейка дружных ребят (отряд) строит свой дом из кирпичиков, полученных за достижения и успехи отряда в течение каждого дня.

По окончанию смены уровень удовлетворенности воспитанников жизнедеятельностью лагеря оценивается чрез анкетирование, опрос: «Что бы вы хотели взять в лагерь на следующий год?» и через высказывание своего мнения в форме общего отрядного рисунка и «Стены пожеланий». Каждая семейка рисует то, что понравилось ребятам и то, что, по их мнению, не получилось.

   Опыт показывает, что всё, что понравилось, дети рисуют яркими красками, а то, что не понравилось – тёмными, тусклыми (используем цветопись).  Проводится

Использованная литература

  • Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
  • Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  • «Возьми с собою в лагерь…» Организация досуговых мероприятий, сценарии, материалы для бесед. Изд. «Учитель», Волгоград, 2007
  • «В помощь организатору детского оздоровительного лагеря», Москва, 2000
  • Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
  • Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  • Журнал «Народное образование» №3, 2006
  • Журнал «Практика административной работы в школе» №3, 2008
  • Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
  • Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
  • Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
  • Мозайка Детского Отдыха «Школьный летний лагерь». Изд. «ВАКО», М.: 2004
  • Мозайка Детского Отдыха «Летний лагерь на базе школы». Изд. «ВАКО», М.: 2007
  • Н.А. Горбунова «Школьный лагерь». Разработка занятий с детьми в школьном оздоровительном лагере. Изд. «Учитель», Волгоград, 2003
  • Организация  летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
  • Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
  • Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  • Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
  • Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
  • Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
  • Янкова  З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.

Приложение 1

З А К О Н Ы   Г О Р О Д А

  1. Закон территории

(без разрешения не покидать границы города).

  1. Закон 0:0

(точное и рациональное использование времени).

  1. Закон зелени

(бережное отношение к природе).

  1. Закон доброго отношения к людям.
  2. Закон уважения чужого труда.
  3.     Закон доверия и ответственности  (у нас нет слов «не хочу», «не могу»).

                                                                                              Приложение 2

        

8.00       Мы вам рады!

   8.30Чтобы быть весь день в     порядке,

                  Надо делать нам зарядку!

   8.45Пора – пора на линейку, детвора!

   9.00Нас столовая зовёт,

                  Суп отличный и компот!

  10.00    Лишь заслышав зов игры,

                  Быстро на улицу выбежим мы,

                  Ждёт нас здесь много забав интересных,

                  Соревнований, прогулок чудесных!

  12.00     Время обеда настало, и вот,

                  Отряд за отрядом к столовой идёт…

  13.00     К нам приходит тишина,

                  Отдыхает детвора.

  15.00     Вот уже который раз

                  Повара встречают нас!

  15.30Лучше отряда нет места на свете -

                  Знают воспитатели, знают и дети.

                  И если ты час посвятишь сей отряду,

                  Будет всем весело, будут все рады!

  16.00     До свиданья! До новых встреч!

Приложение 3

1. Анкета на входе  (опрошено – …  чел.)

*Твои первые впечатления о лагере

*Что ты ждешь от лагеря

*В каких делах ты бы хотел участвовать

*Что тебе нравится делать

*Хочешь ли ты организовать что – нибудь для других

*Был ли ты раньше в нашем лагере

*Что для тебя самое важное в лагере

*Я пришел в лагерь, потому что …

*Я не хочу, чтобы здесь …

2.Анкета на выходе (опрошено - … чел.)

*Что было для тебя самым важным в лагере, в отношениях между людьми

*Какие события тебе понравились больше всего

*Переживал ли ты здесь следующие состояния

*Что изменилось в тебе

*Можно ли сказать, что ты чему – то научился в лагере

*Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо»

*Я рад, что…

*Мне жаль, что …

*Что для тебя было главным в лагере

Приложение 4

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мероприятие

Ответственный

Дата

1

Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере»

Начальник лагеря

2

Входное анкетирование

Воспитатели

3

Рефлексия мероприятий.

Воспитатели

В теч. смены

4

Мониторинговое исследование «Выбор»

Воспитатели

5

Мониторинговое исследование «Игра в слова»

Воспитатели

6

Методика опросника

Воспитатели

7

Итоговое анкетирование

Воспитатели

ВЫБОР

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

АНКЕТА(на входе)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

Твои первые впечатления от лагеря?

Что ты ждешь от лагеря?

Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

В каких делах ты хочешь участвовать?

Что тебе нравиться делать?

Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..

Я боюсь, что…………………………………………………………………………….

Пожалуйста, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия………………………………

МЕТОДИКА ОПРОСНИКА

Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.

Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.

В нашем детском лагере

Мне понравилось

Мне не понравилось

1

1

2

2

И т.д.

И т.д.

ИГРА В СЛОВА

Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»

Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.

Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.

Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.

АНКЕТА(в конце смены)

Что ты ожидал (а) от лагеря?

Что тебе понравилось в лагере?

Что тебе не понравилось?

С кем из ребят ты подружился?

Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?

Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?

Было ли скучно в лагере?

Было ли тебе страшно?

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Что бы ты хотел(а) пожелать себе?

Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?

Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.

Самое важное событие в лагере? Было или оно?

Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………..

Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________

ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

Фамилия, имя.

Самое яркое впечатление за эти дни у меня …

Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …

Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …

Несколько слов о нашем отряде …

Мои впечатления о лагере.

Если бы я был вожатым, то бы я …

Хочу пожелать нашему лагерю «Солнышко» …

Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?

Приложение 5

Экран соревнований

Дома достижений каждого отряда.

Приложение 6

Оформление лагерного стенда

и стены пожеланий.

Приложение 7

Сценарии праздников

 для летнего оздоровительного лагеря