Мои методические материалы

Черёмина Елена Юрьевна

 

1. Формирование компетенции учащихся через проектную деятельность на уроках технологии при работе с тканью.

2. Организация проектной деятельности младших школьников. Русский язык: "Правописание безударных гласных в корне слова", УМК "Гармония" 3 класс.

3. Отчёт о работе творческой группы по теме "Решение проектных задач" (переход по ссылке:  https://cloud.mail.ru/public/13709dce6dbe/%D0%A3%D...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx2.11 МБ
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikov.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Формирование компетенции учащихся через проектную деятельность на уроках технологии при работе с тканью. Работу выполнила Черёмина Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №7 2010г.

Слайд 2

« Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития». Л.С.Выготский

Слайд 3

«…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия…» В.В.Гузеев Актуальность темы:

Слайд 4

Формирование компетенции учащихся через проектную деятельность на уроках технологии Предмет исследования

Слайд 5

Задачи: 1. Исследовать актуальность проблемы в рамках класса. 2. Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели. 3. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов. 4. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку индивидуальных и групповых учебных проектов на уроке технологии. 5. Показать дидактический аспект работы над проектом на уроке технологии. Цель: Рассмотреть этапы организации проектной деятельности в технологическом образовании школьников. Показать эффективность и значимость в развитии учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Слайд 6

« 5 П» проекта 1.Проблема 2.Проектирование (планирование) 4.Продукт 3.Поиск информации 5.Презентация +6. Портфолио

Слайд 7

Классификация проектов 1. По доминирующей деятельности учащихся

Слайд 8

2. По предметному содержанию

Слайд 9

3. По продолжительности

Слайд 10

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников: 1. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. 2. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. 3. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. 4. На традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и т.д. Готовность младших школьников к проектной деятельности

Слайд 11

Диагностики 1. Мотивация учения и отношение школьников к процессу познания

Слайд 12

2.Определение умения работать в группах (методика «Оркестр»)

Слайд 13

3. Направленность интересов младших школьников (методика «Цветик-семицветик»). 16%

Слайд 14

Диаграмма 3 (продолжение)

Слайд 15

Идеей создания данного проекта послужило приближение международного женского дня 8 марта. Ребята захотели поздравить своих мам, бабушек и подарить им не только праздничный концерт, но и сделать своими руками сюрприз, который был бы не только красивым, но и полезным. Основная идея, замысел проекта «Игольница»

Слайд 16

Время реализации проекта – в течение 1 месяца (4 класс) Ожидаемый результат: 1. Повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности. 2. Развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. 3. Приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. Критерии оценки результатов: 1. Учитывать психологические особенности ребёнка. 2. Учитывать самостоятельность, организационные умения, умения сотрудничать в группах. 3. Формировать умения оценивать свои результаты, сравнивать их с результатами товарищей, видеть ошибки. Способы контроля: 1. Подготовительный – ознакомление с приёмами выполнения работы. 2. Планирование – самообразование и актуализация знаний. 3. Синтетический – сбор и обработка данных. 4. Аналитический – сравнение планируемых и реальных результатов. 5. Ситуативный – пластическая приспособленность действий к данной ситуации.

Слайд 17

План работы над проектом Создание методического паспорта проекта Проблематизация проекта Определение этапов р аботы над проектом

Слайд 18

Создание методического паспорта проекта Методический паспорт проекта Проект «Игольница» Адресация: Предмет: математика, изобразительное искусство, технология. Класс: 4. Возраст: 10 лет. Количество учащихся: 19 человек. Время работы над проектом: 1 месяц. Форма работы: урочно-внеурочная. Цели: вовлечение каждого участника в активный творческий процесс; развитие умений проектировать свою деятельность, умение работать самостоятельно; развитие фантазии, воображения; воспитание способностей к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей; умение предъявлять свою работу другим.

Слайд 19

Проблематизация

Слайд 20

Этапы работы над проектом Погружение в проект ( определение проблемного поля, работа в парах, выбор формы, составление альбома эскизов).

Слайд 21

Осуществление деятельности Выявление основных факторов изготовления изделия ( Выбор материала, формы, размера изделия, стоимости изделия, технологии изготовления изделия).

Слайд 22

Презентация проекта «Игольница»

Слайд 23

В целом работа над проектом прошла успешно. В ней приняли участие все ученики класса. Каждый был вовлечён в мыслительную и творческую деятельность по данной проблематике, приобрёл новые знания путём деятельности в парах и группах. В процессе творческой работы дети получали полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивалась их творческая активность, социальная позиция. Дети творили, у них в ходе работы рождалось множество идей и замыслов. Они сталкивались с необычными проблемами, преодолевали их, узнавали много нового, использовали при этом свои знания и умения. Работу с использованием проектной методики я обязательно буду использовать в своей практике обучения и воспитания. З а к л ю ч е н и е

Слайд 24

Список используемой литературы Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы, №6, 1995. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Н ародное образование, №7, 2000, с.151-157 Пахомова Н.Ю. Метод проектов. // Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. // Учитель, №4, 2000, с.52-55 Пахомова Н.Ю. Обучение проектной деятельности в начальных классах. // Управление начальной школой №1, 2009, с.11 Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. // Завуч. Управление современной школой, №8, 2007, с.3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация проектной деятельности младших школьников Русский язык «Правописание безударных гласных в корне слова» УМК «Гармония» 3 класс Учитель начальных классов I квалификационной категории МОУ СОШ №7 Черёмина Елена Юрьевна 2011г.

Слайд 2

I . Определение потребностей и краткая формулировка задачи, выделение проблемы. На этом этапе создаю проблемную ситуацию, из которой выявляется проблема, потребность. Учитель: Ребята, вы знаете, как проверить безударную гласную в корне слова? Всегда ли можно это сделать? Почему? Всегда ли вы, ваши друзья и просто окружающие вас люди зная правило проверки безударных гласных в корне слов пишут грамотно? Отвечая на последний вопрос, дети начинают приводить примеры и случаи из жизни, когда люди нарушая правила письма, попадают в различные неприятные ситуации. Учитель: - Есть ли у нас проблема?

Слайд 3

Потребность: Люди знают правило проверки безударных гласных в корне слова, но не умеют использовать его на практике. Формулировка проблемы: в точном и грамотном письме. Учитель: Ребята, а мы с вами можем что-нибудь сделать для того, чтобы привлечь внимание окружающих к важности знания и грамотного применения правила проверки безударных гласных в корне слова? Отвечая на этот вопрос, мы плавно переходим к следующему этапу работы над проектом.

Слайд 4

2. Набор первоначальных идей На этом этапе дети выдвигают как можно больше различных идей, для того, чтобы найти самый верный путь по удовлетворению потребности одного человека или общества. Научиться выдвигать идеи нам помогает упражнение «Мозговой штурм». Это упражнение проводится в группах по 3-4 человека. Для проведения упражнения нам понадобятся карандаши, большие листы бумаги. «Мозговой штурм» или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они не казались на первый взгляд. Позже учитель и дети смогут оценить, какие из идей наиболее приемлемы.

Слайд 5

ИНСТРУКЦИЯ Внимание! Помните, что во время «мозгового штурма» вы не должны обсуждать, какая идея хорошая, а какая плохая. Оценка ваших идей будет сделана позже – после «мозгового штурма». Не забудьте: надо записывать все предложенные идеи, стараясь, чтобы их было как можно больше.

Слайд 6

3. Проработка одной или нескольких идей. На этом этапе дети обсуждают все предложенные идеи и выбирают в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. На этом этапе создаём схему обдумывания или «звёздочку рассуждения». Вот какая схема обдумывания у нас получилась при работе над проектом «Правописание безударных гласных в корне слова»: «Правописание безударных гласных в корне слова» Создать памятки для проверки данной орфограммы Создать словарики слов с непроверяемыми безударными гласными Собрать интересные задания для отработки орфограммы Сделать дидактические пособия по данной теме

Слайд 7

После того, как дети выбрали интересные идеи, класс делится на группы, каждая из которых работает над своим продуктом. Таким образом, мы переходим к следующему этапу проектной деятельности.

Слайд 8

4. Планирование и изготовление изделия или продукта На этом этапе дети начинают разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления продуктов в соответствии с имеющимися у детей знаниями, умениями, навыками, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа занимает большую часть времени, отведённого на проект. Дети ведут краткую запись того, как они продвигались по пути изготовления. Возможно, где-то приходилось изменять свой план. В начальной школе изменение плана работы достаточно проговорить устно. Руководитель проекта (учитель) должен получить ответ на вопрос: «Почему, с какой целью, были внесены изменения». На этом этапе дети работают в системе ученик-ученик. Здесь есть некоторые особенности.

Слайд 9

Особенности этапа В команде нет лидера, есть организатор. В ходе проектной работы группы не соревнуются между собой. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. В группе не должно быть «спящих» партнёров. Ответственность за результат несут все члены группы, выполняющие работу. В ходе работы над проектом дети использовали знания русского языка, технологии, информатики, изобразительного искусства.

Слайд 10

В результате над проектом «безударные гласные в корне слова» у нас получились следующие продукты: I группа – «Теоретики». Продукт – памятки для проверки безударных гласных в корне слова. Данные памятки были созданы с опорой на полученные знания по данной теме. Памятки были оформлены схемами. Их раздали ребятам не только данного класса, но и ребятам, которые обучаются в других классах этой параллели.

Слайд 11

2 группа – «Практики». Продукт – книжки-малышки с интересными заданиями для отработки орфограммы «Безударные гласные в корне слова». В данный сборник вошли : загадки, шарады, ребусы. С содержанием сборника были ознакомлены ребята 2-4 классов.

Слайд 12

3 группа – «Конструкторы». Продукт – дидактические пособия (таблицы и схемы) и раздаточный материал по данной теме для работы на уроке. Раздаточный материал получил каждый обучающийся данного класса. Таблицами и схемами мог воспользоваться на уроках по данной теме любой преподаватель начальной школы.

Слайд 13

4 группа – «Исследователи». Продукт – словарик , в который помещены слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. К каждому слову была подобрана загадка и иллюстрация. Словарик был помещен в методическую копилку класса. При необходимости каждый обучающийся мог им воспользоваться.

Слайд 14

5. Защита проекта или презентация. Этот этап делится на две части: 1. Представление продукта. Дети представляют свой продукт. Делятся своим мнением, например о том, для кого или для чего предназначен данный продукт, насколько изделие отвечает потребностям данного проекта, соответствует ли выбранным критериям, приятно ли им пользоваться, что можно сделать, чтобы его улучшить. 2. Оценка работы. Оцениваем ребёнка по трём уровням: самооценка; оценка сотрудников (одноклассников); оценка учителя.

Слайд 15

Для оценки своей работы предлагаю детям ответить на следующие вопросы: Правильно ли были приняты решения при изготовлении того или иного продукта? Была ли какая-нибудь часть работы пустой тратой времени и почему? Что было самым сложным? Если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?

Слайд 16

2 . Оценка одноклассников может выглядеть следующим образом. У группы, работающей над одним продуктом, на столе лежат кружочки разного цвета. Например: красные, жёлтые, зелёные. Перед детьми ставится следующая задача: если ваш сотрудник во время работы над проектом работал активно, грамотно, вносил в работу интересные идеи, то дайте ему зелёный кружок; если вашему сотруднику приходилось напоминать о его обязанностях в группе и он выполнял их, но не вовремя, дайте ему жёлтый кружок; если ваш сотрудник был пассивен, ему постоянно приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он всё равно их не выполнял, дайте ему красный кружок.

Слайд 17

3. Оценка учителя. Моя роль оценить уровень сформированности ключевых компетентностей обучающихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией. За каждый из этих пунктов выставляется определённое количество баллов. Объектом оценки является «Отчёт о работе над проектом» (для обучающихся начальной школы). Если листы не заполняются, возможно, проведение оценки на основе наблюдения за обучающимися во время работы. Обучающимся начальных классов важно достичь I уровня сформированности ключевых компетенций. Для этого я использую критерии для оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся разработанные Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой.

Слайд 18

Критерии для оценки сформированности компетентности решения проблем (для учащихся начальной школы) I уровень 1 балл 2 балла Постановка проблемы Ученик подтвердил понимание проблемы, сформированной учителем. Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем Целеполагание и планирование Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. После завершения проекта ученик описал полученный продукт. На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. Оценка результата Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом. Ученик назвал трудности, с которыми столкнулся при работе над проектом. Общее количество баллов от 6 – 12 баллов

Слайд 19

Критерии для оценки информационной компетентности (для учащихся начальной школы) I уровень 1 балл 2 балла Поиск информации Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого эта информация необходима. Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника. Ученик зафиксировал исчерпывающую вопрос информацию из указанного учителем источника. Обработка информации Ученик изложил полученную информацию. Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации. Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. Общее количество баллов от 4 – 8 баллов

Слайд 20

Критерии оценки коммуникативной компетентности (для учащихся начальной школы) I уровень 1 балл 2 балла Письменная коммуникация Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. Устная презентация Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно. Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. Продуктивная коммуникация (работа в группе) Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии. Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или, своё отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель. Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее. Общее количество баллов от 5 – 10 баллов

Слайд 21

Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся (для учащихся начальных классов) I уровень Решение проблемы демонстрирует понимание проблемы; демонстрирует понимание цели и задач деятельности; демонстрирует понимание последовательности действий; имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности; высказывает впечатление о работе и полученном продукте. Работа с информацией осознаёт недостаток информации в процессе реализации деятельности; применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника; демонстрирует понимание полученной информации; демонстрирует понимание выводов по определённому вопросу. Коммуникация соблюдает нормы изложения простого текста; соблюдает нормы речи в простом высказывании; работает с вопросами на уточнение; высказывает свои идеи, соблюдая процедуру работы в группе.

Слайд 22

Результат данной работы Общим результатом, полученным в ходе проектной деятельности, стал заметный рост мотивации обучающихся, повышение качества их работы и как следствие этого – формирование ключевых компетентностей обучающихся. Многие обучающиеся отметили положительное влияние проектов на развитие их личности. В ходе работы над проектами дети приобрели такие личностные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, уважительное отношение к людям, как ко взрослым, так и к своим сверстникам, умение взаимодействовать с ними, добывать самостоятельно нужную информацию и выбирать из неё главное и важное.

Слайд 23

литература 1 . Дьюи Дж . « Школа и общество » (1925) – цит . по « Педагогическая лоция . 2003/04 учебный год . Метод проектов в школе» / Спец. прилож . к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып . 4, 2003; 2. Е.Г. Сатарова « Метод проектов в трудовой школе » (1926) – цит . по « Педагогическая лоция . 2003/04 учебный год . Метод проектов в школе» / Спец. прилож . к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып . четвертый, 2003; 3. Килпатрик У.Х. « Метод проектов . Применение целевой установки в педагогическом процессе » (1928) – цит . по « Педагогическая лоция . 2003/04 учебный год . Метод проектов в школе» / Спец. прилож . к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып . 4, 2003 ; 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000; 5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004; 6. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред . И.М. Осмоловской , доктора педагогических наук , сост . Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004;. 7. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии . Персонал . – М.: Академия Управления Проектами , 2004.

Слайд 24

Спасибо за внимание