«Воспитатель года-2017-2018»

Харламычева Нарине Самсоновна

 Фестиваль   педагогического мастерства «Воспитатель года-2017-2018»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_master_klass.docx30.59 КБ
Файл tezisy_avtosohranennyy.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер – класса для педагогов

По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей через метод «Мандала - терапия»

                                                                                          Подготовила  педагог -психолог

                                                                                                                           Харламычева Н.С.

 Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения мандала терапии как инструментом для снятия психоэмоционального   напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:                                                                                                                                                                                 1. Познакомить участников мастер-класса с  одним из направлении  в арт- терапии методом «мандала».

2. Вызвать интерес к его применению в практике

3. Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у педагогов, используя изотерапию, как одну из форм организации мастер – класса.  

Целевая группа: педагоги Звериноголовского района.                                                                                                                  

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, канцелярские принадлежности: лист А-3, маркеры, краски гуашь для рисования, художественные кисти, палитра, емкость для воды, салфетки, тест мандала, музыка.

Ход занятия                                                                                                                                           Ритуал приветствия.   Педагоги встают в круг 

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада вас видеть на моём мастер – классе.                                                

Игра знакомство Каждый участник произносит свое имя и говорит, что очень рад видеть нас, далее говорят друг другу фразу приветствия: “Инна, приятно с тобой увидеться” (садятся на места).

Главный принцип в моей работе в дошкольном образовательном учреждении  это сохранение психического и физического здоровья участников образовательного процесса . Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела, негативным  эмоциям  и чувствам: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия. Поэтому для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим внутренним «Я».

 Какие методы для снятия психоэмоционального напряжения вы знаете и используете  в своей работе с детьми?  (Ответы педагогов) (методы арт-терапии): Спортивные занятия, упражнеия,  различные этюды, дыхательная гимнастика и конечно же   арт-  терапия.

Вводная часть.                                                                                                                               Моя тема по самообразованию « Арт - терапия как метод психологической коррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста» и одной из техник в арт –терапии, который я использую в своей работе  является  «мандалотерапия».                                                                                            Проводя   первоначальное   психодиагностическое  обследование, в целях  выявления отклонений  в  психическом развитии, которые могут быть причиной душевных  заболеваний и трудностей  поведении,  в дальнейшем трудности обучения. Диагностируя эмоциональную сферу детей, были выявлены  дети  с  агрессивным  поведением,  со страхам, тревожностью,  с низкой эмоциональной  отзывчивостью.                            

На данный момент ведётся  коррекционно-развивающая работа, которая  предусматривает различные виды деятельности:  занятия, игры, упражнения, включающие методы арт- терапии.                                                                                                    Что такое мандала-терапия?                                                                                                           Это один из методов направлении в арт - терапии.. Что же означает слово мандала?  Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр».                                                                                                                                                     Как сказала терапевт Джоанны Келлогг благодаря которой, в принципе, сегодня и существует такой метод. Это  прежде всего – лечение, оздоровление и исцеление нашей психики.

Создание мАндал связано с созданием в круге рисунков, отражающих индивидуальные особенности автора — его психическое состояние, отношение к миру и самому себе, это инструмент   для снятия психоэмоционального напряжения человека любого возраста.                                                                                                                                             7.сл Кому полезна мандала-терапия?                                                                                               Мандала-терапия полезна любому человеку, пребывающему в болезненном или негативном психоэмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, в период восстановления после затяжных болезней и тяжелых операций, даже для реабилитации  людей алкогольной и наркотической зависимости. Применяется как к детям, так и к взрослым, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами. Поэтому, эта техника может быть использована без ограничений в работе с детьми и их родителями и с педагогами.                                                                                                    . Существуют ли противопоказания?                                                                               Противопоказаний нет вообще, т.к. это абсолютно безопасный вид деятельности для любого человека.                                                                                                                                Что происходит с человеком при рисовании мандалы?                                                              При рисовании мандалы, мы переносим наше состояние, наши эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что у вас внутри, то и отразиться в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.                                                                                                                           Для чего я использую мандалу в работе с детьми ?

 В первую очередь это умственное и телесное расслабление.                                                                                                     С помощью рассматривания или создания мандалы ребёнок познаёт самого себя и мир вокруг себя.
· Идёт развитие творческих способностей, произвольности поведения, воображения, снятие внутреннего напряжения, релаксация, развитие мелкой моторики  рук и графомоторных навыков, воспитание аккуратности, активизация бессознательного.
Этот метод используется как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.                                *в целях коррекции эмоционального состояния,                                                                                     нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);                                                                                                                    диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);                                                   изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);                                                                     диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий детский сад , семью, образ «Я», страх, настроение, мечта, любовь, дружбу, гнев и и т.д)              
С какого возраста можно заниматься?                                                                                                               1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма).Ребёнок  Рисует  вместе со взрослым, безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).                                                                                                                                3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь,                                                                                                                        6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком или любой сыпучий  материал.   . И  как  же рисовать мандалу?                                                                                                                        Для этого понадобятся цветные карандаши, фломастеры, мелки или краски. На листах любого формата  по центру рисуется большой круг (круг может быть вырезан).  Выбор цвета свободный. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием.                                                                                     Желательно не изображать: людей, животных, дома, пароходы, машины, т.е. должна получиться абстрактная картина вашего внутреннего состояния. Регулярное рисование мандал в группе создает условия для проявления самоисцеляющих возможностей психики. Такая психотерапия гибкая, это не процедура, а художественное творчество.      

Мандалу не только можно рисовать но и делать из песка, дерева, сшить из лоскутков, вышивать, сложить из камня или сплести из разноцветных ниток, Её изображают на полу на стенах. как картины заключают в рамки, а в храмах расписывают ими своды.    

  Практическая часть.                                                                                                                     Предлагаю вам совершить это увлекательное путешествие-приключение, вглубь себя, в мир художественного творчества под звуки музыки. 8 человек 

 Мы с вами будем рисовать две мандалы.                                                                                                                                                Первая мандала – это ваша проблемная, нерешенная ситуация, т.е. негативная мандала. Ее мы будем рисовать в сопровождении музыки напряженного, агрессивного характера.                                                                                                                                                                Вторая мандала – позитивная (музыка легкая, спокойная), рисуя ее, вы должны ответить на вопрос: как, каким способом преодолеть трудности в жизни?  Т.е. это будет четкий расклад жизненной ситуации на данный момент с положительным результатом.         Перед каждой мандалой вы будете погружаться в свой собственный внутренний мир, т.е. медитировать,

Готовые позитивные мандалы вы можете сохранить как оберег. А так же с их помощью можно медитировать, погружаясь в узоры, настройтесь на вибрацию добра, отдыха и покоя. Негативные мандалы, если они после прорисовки вызывают у вас чувство тревоги, от них можете избавиться (порвать и выбросить в урну). Если вам понятен расклад прорисовки мандалы, тогда приступим к ее рисованию.                                                 Сядьте удобно (спина прямая), сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов, закройте глаза и погрузитесь в себя под звуки расслабляющей музыки (мелодия 1). Пообщайтесь со своим внутренним «Я», вспомните проблемную, неразрешенную ситуацию, над которой вы хотите поработать. Вы полностью растворяетесь в этой ситуации, вы в ней находитесь.                                                                          А сейчас откройте глаза и приступайте к зарисовке своих эмоций на первой мандале мелодия 2.  Рисуйте мандалу спонтанно, не задумываясь. Закончив рисовать первую негативную мандолу, отложите в сторону.                                                                                                           Приступаем к прорисовке второй мандалы.                                                                                 Вторую позитивную мандалу так же начинаем с медитации. Медитируя, вы ищите пути преодоления вашей проблемной ситуации. Это творчество приведет вас к внутреннему мелодия 3                                                                                                                                                                Эффект от работы с мандалой.  После работы с мандалами (позитивной и негативной), важно дать возможность каждому проговорить о своих чувствах, переживаниях                                                                                                                               Рефлексия.                                                                                                                                             В1 Посмотрите на первый рисунок, какие чувства вы испытали во время рисования?      Вы можете, рассматривая свою мандалу, крутить ее по часовой стрелке.                                          В 2.Какие эмоции, чувства она вызывает сейчас?                                                                              В3: Чтобы вы хотели сделать с этим рисунком? Негативные мандалы, если они после прорисовки вызывают у вас чувство тревоги, от них можете избавиться (порвать и выбросить в урну), а если нравиться в рамку и нам стену.                                                                                                                                                                                                                                  Сейчас мы посмотрим на вторую мандалу (положительную) и ответим на вопросы.                   В1 Посмотрите на второй рисунок, какие чувства вы испытали во время рисования?                   Вы можете, рассматривая свою мандалу, крутить ее по часовой стрелке.                                          В 2.Какие эмоции, чувства она вызывает сейчас?                                                                                В3: Чтобы вы хотели сделать с этим рисунком?  

Уважаемые коллеки  обратите внимание на слайд. Как Вы думаете кто нарисовал эти мандалы?        

Уважаемые педагоги, Я хотела  бы провести не большой личностный тест, который вы можете использовать так же в работе с родителями и с педагогами. «Личностный тест»

 Используя мандалы, вы сможете лучше понять себя, увидеть скрытые причины своих поступков и избавиться от глубоких психологических проблем. Работать с мандалами можно постоянно, когда возникает какая-нибудь проблема, т.е. по индивидуальной потребности.                                                                                                                                                   А применяя этот метод в образовательном процессе в ДОУ, можно корректировать эмоциональное состояние, поведение детей,                                                                            изучить и улучшить групповые взаимоотношения  среди дошкольников, что ведет к совершенствованию психических процессов: память, внимание, мышление, воображение и речи.



Предварительный просмотр:

Презентация  

 Педагога – психолога  

МКДОУ «Сказка»  

Харламычевой Н.С.                                                                                            на тему:«Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. Задача психологов дошкольного образования заключается в том, чтобы создать комфортные психологические условия для него. Именно от нас, зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить неповторимость каждого из них. Но чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, тревожность, агрессивность, гиперактивность, конфликтность. Это состояние возникает от внутренних переживаний. Именно поэтому я поставила перед собой задачу – развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие, с помощью эффективных  методов  арт-терапии.                                                       Арт-терапия — направление в психотерапии и психологии, основанное на искусстве и творчестве. Арт, - искусство терапия- лечение, лечение искусством. Имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми  дошкольного возраста.                                                                                                                            Разновидности Арт терапии очень много, но  в своей работе с детьми я использую:  Изотерапию, Сказкатерапию, Игротерапию, Песочную терапию, Музотерапию,Фототерапию, Сухой дождь, Ароматерапию,Тактильную терапиию.        Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Процесс рисования как таковой дает ребёнку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Изотерапию я использую чаще в индивидуальной работе с детьми, где я получаю  много информации о ребёнке  и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки.

      Например упражнение:«Цветок» Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него. Если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим. Такие игры  развивают   воображение, мелкую моторику рук, снимают  эмоциональное напряжение.                                                                                                                                                                            

Сказкатерапия Это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развивает  творческие  способности, расширяет  сознание, совершенствует взаимодействия с окружающим миром С помощью подручных материалов, карточки  изображением животных, куклы игрушки можно попросить ребёнка сочинить свою сказку, сочинения  своей сказки, является одной из основ данного метода в психологии. Я узнаю  о переживаниях ребёнка, об отношениях его к различным проблемам и с помощью этой же сказки решаем проблему. 

 Игротерапия   Это воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация. Во время игрового сеанса я также получаю диагностическую информацию. В моей практике игра это  основа разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. На пример в игре «Делай, как я»,дети повторяют за ведущим сложные движения, игра на развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия. В игре «Обзывалка» детей  сердито и эмоционально ругаются, Только не как они  умеют а обзывается фруктами, овощам, цветочками и т.д. .Такие игры нацелены на снятие вербальной  агрессии, на обогащение словарного запаса, на внимательность, на сплочение коллектива.                                                             Песочная терапия  открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность, вскрывает глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт, встретиться со страхами повторно и справиться с ними. Обучает навыкам общения, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации. Даже самый гиперактивный или  агрессивный ребенок играя с песком, не замечая этого снимает с себя эмоциональное напряжение.                                                                                                                               Игра «Песочный дождик» Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Ты  сам можешь  устроить такой дождь и ветер. Ребенок берёт в руки песок сильно сжимает кулак, а затем медленно  сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Это игра регулирует мышечное напряжение, снижает психофизическое напряжение.                                                                                                Музыкотерапия. Музыка-это лекарство, которое слушают.  Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир, укрепляя его «Я».  В своей работе я использую пассивную и активную форму музыкотерапии, но в основном использую пассивную психосоматическую релаксацию  с помощью музыки.                                                                                                                                                                          Сухой дождь  - это пособие состоящие из разноцветных лент, закрепленных на обруче. Ленты спускаются вниз, словно дождь; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветный дождь стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств. помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».  Я обычно использую  сухой дождь для сенсорных игр и снятие эмоционального напряжения. В игре с дождём ребёнок подбирает цвета к прищепкам, аблюдая за тем, какой «любимый» цвет ребёнок выбирает можно судить о том какой у него характер или какое у него сегодня настроение. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту. Старшие дети могут закреплять прищепки в соответствии с схемой или словесной инструкцией (красную прищепку на зелёную ленту). Здесь ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику руки внимание.                                                                                                                                      Фототерапия Это одна из форм визуального искусство. В фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии, благодаря чему снимок становится  инструментом наглядно-действенного освоения мира и собственной внутренней реальности. Фотография в работе с детьми в первую очередь, направлена на эмоциональную разгрузку и стабилизацию эмоционального состояния. В моей работе существует система психологических разгрузок с использованием презентаций ряда фотографий и музыкальным сопровождением ("Природа", "Чувства и эмоции", "Дети", "Семья", и др.).                                     АроматерапияЭто лечение ароматами, процесс вдыхание ароматов. Учёные доказали что запахи способны лечить, управлять настроением и повышать работоспособность. Эфирные масла при грамотном их использовании могут помочь справиться со многими проблемами, с которым ежедневно приходиться сталкиваться психологу: справиться со стрессами, тревогой, раздражительностью, перепадами настроения, психическое нарушение, умственная заторможенность, депрессия, чувство страха, дизадаптация  и т д.Маленькие дети прекрасно реагируют на эфирное масло Апельсин. Оно помогает при перевозбуждении, неадекватном поведении, способствуют крепкому сну, повышает концентрацию внимания, усидчивость.  Успокаивает ребенка после шумных игр. Масло лаванды и Мяты перечной способны подавить чувство страха и неуверенности. Смесь для поднятия настроения - по две капли масло апельсина, масло иланг-иланга. Применение масел достаточно 2 раза в неделю.  Перед занятием на ватный диск нужно накапать пару капель масла, положить на тарелку и в тёплое место, или использовать аромалампу.    Мандалатерапия Это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию. А для  меня как психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания, помочь человеку   осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. Также мандала актуальна для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, тревожности, страхов, развития мелкой моторики, воспитания терпеливости и аккуратности, релаксации.  Упражнения «Волшебная краска», «Круги из картона» дети создают рисунок,  причем делают это и  руками, и пальчиками, кисточками, губкой, ватными палочками т. д.                                                                                                    Цветотерапия Это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.                                                                                                                                      Упражнение «Рисуем пальчиками»  Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Цвето терпию я использую в основном в диагностических целях, такие методики как «Разноцветные домики»,» «Какого цвета твое настроение»и т.д.                                                                                 Арт-терапия – это эффективный, доступный, безопасный, метод специальной психологической коррекции, это увлекательнейший мир, в котором нам предстоит совершить много самостоятельных открытий, а главное, это очень ИНТЕРЕСНО.

                                                 Спасибо за внимание!