Детям и подросткам

Владимирова Ирина Михайловна

enlightenedПолезная информация для детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия в  ГБУ ЦДК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие волевых качеств

К волевым качествам относятся:

1. решительность,
2. целеустремлённость,
3. сила воли,
4. настойчивость.

Решительность

Решительность – способность отметать сомнения, быстро и самостоятельно принимать решения в любых сложившихся обстоятельствах, в том числе рискованных. Реализовывать в действии. Брать ответственность за результат на себя, никого не подводить, никем не прикрываться.

От решительности зависят спортивные достижения, выбор будущей профессии, успех в делах.

Люди, которые в силу своей профессиональной деятельности обязаны быть решительными: врачи, спасатели, водители, пилоты, инкассаторы, охранники. От решительности врача и спасателя, пилота и водителя зависят жизни людей.. В большей степени качество закладывается в детстве, поэтому взрослому человеку, который и шагу без чьей-либо подсказки сделать не может, сложно себя перевоспитать. Но осуществимо.

Как действует человек, который обладает решительностью:

а) принимает решение,
б) действует,
в) получает положительный или отрицательный конечный результат.

Как действует нерешительный человек:

а) принимает решение,
б) боится,
в) сомневается,
г) испытывает неуверенность в выбранном решении,
д) переживает,
е) снова сомневается,
ж) разочаровывается,
з) перегорает и отпускает мысль.

Как видно из модели поведения нерешительного человека, он опасается проблем, боится взять на себя ответственность, сомневается, находится в растерянности, ждёт помощи и одобрения со стороны. Если рядом не будет человека, который уговорит принять решение и действовать, любая задумка останется нереализованной. Решительный человек, после принятия решения, начинает действовать. Он не боится, что выбранный путь приведёт к фиаско.

Как развить решительность?

Самый простой способ развить решительность – начать действовать, отбросив все сомненья. Пережить первую неудачу и удачу, после чего все последующие решения и их реализация дадутся легко.

Начните с малого: поставьте краткосрочные цели.

Заведите тетрадь, запишите планы. Ставьте плюсы на реализованных задачах, минусы – на остальных.

Не откладывайте дела до лучших времён. Не ищите поводы в нехватке времени, денег, здоровья, идей. Знайте, такое время никогда не наступит. Ближе к сроку появятся новые дела, старые уйдут на второй план и останутся навечно нереализованными.

Главное правило развития решительности – действовать!

Целеустремлённость

Целеустремлённость – это направленность на результат деятельности. Без этого волевого качества сложно продвинуться по карьерной лестнице, похудеть, в спорте получить МСМК.

Как и решительность, целеустремлённость развивается с детства. Потерять её можно в любом возрасте. У детей целеустремлённость пропадает, чаще всего, из-за запретов родителей и учителей. У взрослых людей она исчезает ввиду разных обстоятельств, в том числе потери интересов.

Как развить целеустремленность?

Чтобы восстановить или развить целеустремлённость, нужно постоянно ставить цели, двигаться к ним и анализировать результат.

Начните с малого. Например, при желании заняться велопрогулками, поставьте цель: купить велосипед. На момент постановки задачи не нагнетайте, что он дорогой, а для езды не хватает времени. Купите копилку или откройте пополняемый банковский счёт. Ежемесячно откладывайте 5–10% от доходов. Через полгода загляните в тайник. Узнайте, сколько денег получилось собрать. Зайдите в интернет и посмотрите, какой велосипед вы можете купить за накопленные деньги.

Сила воли

Сила воли – это основа самодисциплины, высокий уровень превосходства над своими слабостями, самоконтроль. Без силы воли сложно похудеть, бросить курить, добиться прогресса в спорте, учёбе и других делах. Это качество сложно развить без мотивации.

В детве ребёнку достаточно пообещать покупку игрушки, и он начинает усиленно изучать предметы, выполнять домашние задания, активней тянуть руки на уроках и приносить из школы пятёрки. У взрослых сила воли слабее, но найдя подходящий стимул, можно её воспитать.

Как развить силу воли?

Хотите выучить иностранный язык, но не хватает силы воли? Возьмите за правило ежедневно учить урок и выполнять задание. Не усидели? Пропустили урок из-за недостатка силы воли? Выполните двойной объём работы. Со временем придёт понимание, что легче развить силу воли.

Есть ещё отличный способ для развития качества. Заключается в отказе от сладкого. Тренировка рассчитана на 30 дней. Если в течение месяца сила воли подвела, была съедена маленькая шоколадка, нужно себя наказать:
Посмотрите на этикетке от шоколадки содержание калорий на 100 г. Посчитайте, сколько вы употребили. В среднем во время пробежки расстояния в 1 км сгорает 25 ккал. Разделите съеденные с шоколадкой калории на 25. Получите цифру в километрах. Столько км вам придётся бежать. Пробежку не откладывать на завтра! Утром шоколадка – вечером бег.Таким образом, воспитывая себя, контролируя каждое действие, воспитывается сила воли.

Настойчивость

Настойчивость – волевое качество характера человека, которое перекликается с упрямством. Качество можно рассмотреть на примере обучения.

Чтобы усвоить изученный материал, некоторое время придётся частенько к нему возвращаться и повторять. Только настойчивый человек способен возвращаться к старым учебникам в условиях катастрофической нехватки времени, когда на пятки наступает новый материал.

В детском возрасте сложно привить настойчивость к учёбе. Она развивается с возрастом. Но настойчивость у ребёнка проявляется в других моментах, например, в просьбах что-нибудь купить.

Как развить настойчивость?

Чтобы развить качество, нужно постоянно заставлять себя выполнять одни и те же действия до результата. Если цель развития настойчивости – освоение иностранного языка, заставьте себя ежедневно учить по 30 новых слов, повторять тридцатку из вчерашнего дня. Учите новые, повторяйте старые – пока иностранные слова не будут отскакивать от зубов.

Ещё 1 хороший способ для развития общей настойчивости достигается изнурительным спортом. Вид спорта может быть любой, но в общих чертах рассмотрим на беге.

Поставьте цель: марафон на 10 км. Попробуйте прибежать к конечной точке за 1 день. Через пот, слабость, усталость бегите 10 км без остановки. Ежедневно увеличивайте километраж, доходите до финиша. Если вы научитесь настойчиво доводить дела от начала до конца за короткий срок, удача всегда будет на вашей стороне. Она любит настойчивых людей!

В заключение

Волевых качеств, которых человеку может не хватать, много. Есть ещё смелость, уверенность, мужество, которые, так или иначе, схожи по методу проявления и развития с решительностью. Инициативность – отклик целеустремлённости, сила воли – самоконтроля, самообладания, выдержки и дисциплинированности. Настойчивость схожа с упрямством. Чтобы не хвататься за всё подряд в первую очередь развивайте решительность и силу воли. Если получится, все остальные качества дадутся без труда.



Предварительный просмотр:

Как развить лидерские качества

Черты настоящего лидера

          Лидер – это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе.

          Какого человека мы представляем себе как лидера? Кому можем позволить руководить собой, за кем пойдем без оглядки? Наверное, это – человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление). Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. Есть у лидера еще одна черта – харизма, особая притягательность для людей, что-то на грани имиджа и энергетики, то, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью.

          Чаще всего в жизни мы встречаемся с людьми, которые способны увлечь за собой лишь благодаря нескольким своим качествам. Так, в любом коллективе есть:

эмоциональный лидер, который умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми,

лидер-критик, который умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны,

лидер-интеллектуал — умеет порождать разные позитивные идеи,

лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками,

лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

          Лидер принимает решения, ведёт за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несёт большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Быть лидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс? Давайте подумаем, как стать лидером в коллективе подростку?

Лидером нужно родиться?

Способности лидера бывают ярко выражены и выражены слабо. Быть лидером в коллективе подростку порой мешает неуверенность или незнание себя. Например, кто-то с ходу занимает ведущую позицию в группе, а кому-то никак не удается привлечь к себе внимание. Но любые способности можно развить до определенного уровня. Рисовать может научиться каждый, пусть не каждый может стать гениальным художником. Мы рассматриваем лидерство в небольшой группе, а не в целой стране,  поэтому допустимо, что стать лидером сможет тот, кто этого захочет.

          Большинство людей судят об окружающих по их поведению: явному (слова, поступки) и неявному (поза, жесты, мимика, тембр голоса) . Причем «неявное» поведение воспринимается сильнее: его сложнее контролировать, оно обращается непосредственно к чувствам людей. Иногда человек говорит: «Я чувствую, что он сильнее. Я вижу, что она волнуется» , хотя человек не сказал ни слова? Это «речь» поведения, или невербалика, она состоит из поз, жестов, мимики. Поскольку лидер – уверенный в себе человек, его позы открыты, тело расслаблено, жесты четкие, значительные, мимика богатая
          Чтобы стать лидером необходимо обладать или развить в себе определенный набор качеств и черт характера - лидерские качества.

          1. Быть лидером в собственной жизни - значит уметь управлять своей жизнью, мотивировать себя, ставить цели и предпринимать действия для их реализации. Люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся.

          2. Перспективное видение – умение представить будущие события. Это  качество требует постоянного развития и тренировки. Чем больше у вас будет знаний и опыта, тем лучше и достоверней вы сможете представить будущие события.

          3. Общительность и открытость (новой информации, новому опыту) – одно из самых важных качеств лидера. Общительность должна исходить из искренней заинтересованности людьми, их жизнью. В то же время нужно проявлять открытость, умение поделиться собственным опытом. Это сложнее, так как у каждого человека есть страх, что его не поймут, над ним посмеются. Но тому, кто решил стать лидером в коллективе, нужно быть смелым и уметь рисковать. Постепенно к такому человеку потянутся за помощью, за советом, будут рассказывать друг другу о нём и таким образом вырастет «кредит доверия» группы к лидеру. Кроме общительности, нужно уметь разрешать конфликты, возникающие в коллективе, не выбирая правого и виноватого, не становясь ни на одну из сторон, как судья, объективно оценить ситуацию и привлечь внимание коллектива к проблеме.

          4. Мужество – умение контролировать свой страх и действовать вопреки страху. Бояться все, но успеха добиваются те, кто продолжает идти к своей цели.

          5. Решительность. Лидеры не тратят времени  на пустые разговоры. Если мало информации для принятия решения, они сделают все для ее получения и продолжат действовать.

          6.  Энергичность. Жизнь лидера требует огромных эмоциональных и физических затрат, поэтому сильная энергетика  необходима. 

          7. Позитивный взгляд на жизнь.  Проблемы возникают у всех и всегда. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Позитивность помогает лидеру сосредоточиться на поиске решения, а не нахождении виноватых.
         8.
Умение слушать других. Никто не может быть специалистом во всех областях сразу. Лидер умеет найти экспертов и организовать в интересах  общего дела.

          9. Внимательность и критическая настроенность. Лидеры тщательно собирают факты и проверяют  информацию. Любое дело может погубить одна малая деталь. 

          10. Уверенность и спокойствие. Хладнокровие помогает сосредоточиться на поиске решения,  контролировать эмоции и не давать им влиять на процесс принятия решения. Уверенность проявляется в голосе, взгляде, позе, поведении. Хорошо поставленный, твердый, но доброжелательный голос. Взгляд – прямой, в треугольник на лице собеседника, очерченный через точки «глаз-глаз-нос» . В психологии это называется «взгляд в зону доверия». Очень важно, как подросток чувствует себя в коллективе: если он неуверен в себе, это проявляется в «защитных» позах и жестах – скрещенные на груди руки, руки в карманах,

          11. Гибкость и чувствительность. Мир изменчив. Важно уметь это учитывать в постоянно вносить коррективы.

          12. Ориентированность на результат. Большего успеха достигает тот, кто добивается больших результатов.

          13. Умение признавать ошибки. Лидеры тоже ошибаются, но они умеют признавать это перед другими людьми. Это позволяет продолжить движение вперед. Важно уметь учиться на своих неудачах и ошибках. В своей практической деятельности человек  обязательно сталкивается с неудачами, поскольку любой успех невозможен без поражений. Примите это как данность. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратную связь с практикой, учитесь на них. Такой подход даже неудачу обращает в полезный ресурс для развития.

          14. Способность постоянно учиться. Знания устаревают с большой скоростью. Получение новых знаний и навыков позволяет повысить свою конкурентноспособность

          15.  Правильная самооценка.   Лидер четко осознает, что он может, а что нет. Он концентрирует свои усилия на том, что у него лучше получается. Тем самым увеличивается его эффективность и результативность.

          16. Страсть к работе. Лидер любит свое дело. Эта страсть позволяет поддерживать интерес к тому, что он делает.

          17. Умение зажигать людей.  Лидер без соратников не лидер. Научившись мотивировать самого себя, лидер приобретает способность мотивировать окружающих.

          18. Для больших достижений требуется  эффективная команда. Харизматичность  (личное обаяние) помогает притягивать необходимых  людей, создавать эффективную команду.

          19. Сфокуссированность – способность  вычленять среди  множества дел самое главное и сосредотачивают на нем все свое внимание.
         20
. Компетентность - способность лидера сформулировать то, что нужно, спланировать то, что нужно, и сделать то, что нужно.

          21. Щедрость требует способности ставить на первое место других людей, а не себя. Лидер умеет делиться и взамен получает еще больше.











Предварительный просмотр:

Конфликт – противоречие это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. 

Виды  конфликтов. Выделяют:

Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".

Межличностный это самый распространённый тип конфликта. Он представлен двумя сторонами. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.

Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Положительные стороны:

 - в споре выясняется истина. 
- в споре открываются вещи, которые мы раньше не замечали. 
- конфликт – признак неравнодушности. 
- в споре выявляется позиция (мнение) каждого человека. 
- в ситуации конфликта человек раскрывается. 
- происходит утверждение личности. 
- в споре может быть, достигнут положительный результат. 
- человек в конфликте может самосовершенствоваться 
Отрицательные стороны: 
- падает настроение. 
- конфликты отрицательно сказываются на здоровье. 
- появляется раздражительность, отчего страдают отношения и с другими 
людьми. 
- снижается внимание, падает работоспособность – все мысли направлены на 
конфликт, а не на дело. 
- возникает желание не учиться в данном коллективе, покинуть его. 
- плохое настроение отрицательно сказывается на всем, чем занимается 

Причины конфликтов между подростками 

борьба за авторитет 
соперничество 
обман, сплетни 
оскорбления 
обиды 
личная неприязнь к человеку 
симпатия без взаимности 
борьба за девочку (мальчика) 

Стадии конфликта? 

1 стадия – возникновение конфликта (появление противоречия)

2 стадия – осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.

3 стадия – конфликтное поведение.

4 стадия – исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

Определяют пять основных стратегий поведения:

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития созданы различные правила.

1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения: 

Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.

Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику.

Делайте как можно больше благожелательных посылов.

«Как разрешить конфликт»

А разрешить конфликт вам поможет следующий алгоритм: 

1 шаг: Почему? (Узнать почему участники конфликта хотят того, чего они хотят)

2 шаг: Зачем? (Установить потребности участников, а не только их цели)

3 шаг: Как? (Каковы варианты решения?)

4 шаг: Что? (Какое решение устроит всех)

Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения: 

- Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.

- Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.

- Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.

- Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.

- Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие.

Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.

Памятка: «Рекомендации по предотвращению конфликтов»

При возникновении напряжения в общении попробуйте следующее: 

- проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие; 

- держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован; 

- установить контакт глазами и стараться не терять его; 

- дать собеседнику выговориться, не перебивая его; 

- дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему); 

- признать свою вину, если объективно таковая есть; 

- постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав; 

- показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника сотрудничестве с ним будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела.



Предварительный просмотр:

Публичные выступления (материалы для электронной рассылки)

Вопросы для рассмотрения

          Всем людям приходится выступать публично. В школе нужно  отвечать перед классом у доски, представлять устно домашние задания, доклады, рефераты, презентации, делать сообщения. У многих людей возникает неприятное чувство, когда нужно что-то представлять публично, особенно незнакомым (малознакомым) людям.   Имеет смысл задуматься  о том, как правильно, рационально, эффективно, с наименьшими затратами времени и сил подготовить публичное выступление.

          Тема «Психологические основы публичных выступлений»  объемна и предполагает рассмотрение широкого круга вопросов.  Среди них:

1. Подготовка выступления. Его осуществление и анализ.

2. Структура публичного выступления.

3. Форма изложения материала публичного выступления.

4. Логика публичного выступления.

5. Язык публичного выступления.

6. Средства наглядности в выступлении.

7. Выступающий и слушатели.

8. Пути активизации слушателей во время выступления.

9. Искусство полемики и публичное выступление.

          Это круг вопросов можно свести к трем основным:

1.Как преодолеть страх публичного выступления?

2.Как подготовиться к выступлению?

3.Как вести себя во время выступления?

Что такое публичное выступление ?

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью передачи информации и оказания воздействия на аудиторию.  

По целям

среди публичных выступлений выделяют:

 информационные;

 протокольно-этикетные;

развлекательные;

убеждающие.

 Эти цели могут сочетаться.

          Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать определённые товары. Умение убеждать всегда высоко ценилось обществом, оно особенно важно в сфере политики, общественной деятельности.

          Воздействующую речь изучает особая наука – риторика.

В зависимости от формы

 различают следующие  виды публичной речи:

  доклад;

сообщение;

выступление;

лекция;

беседа.

          Хорошую речь характеризуют: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторения, неожиданность, смысловая  насыщенность, лаконизм, юмор. Но, прежде всего, хорошее выступление – это хорошо подготовленное выступление.

Подготовка выступления (речи).

          Подготовка к выступлению – важное и ответственное дело. По мнению Д. Карнеги:  «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь». Подготовка речи начинается задолго до выступления и включает ряд этапов: определение и формулировку темы, постановку цели, сбор, организацию и обдумывание материала, подготовку тезисов (плана), стилистическое оформление, написание текста выступления,  проба речи.  Готовя  выступление следует учитывать общие моменты.

          1.Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть  понятной, точной и лаконичной. Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай. Тема раскрыта, если освещены все важные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, вывод логически вытекает из содержания выступления и слушателям все понятно.

          2.Затем определяют цель выступления. Цели могут быть различными:   информировать слушателя, заставить его переживать, склонить его к позиции автора. Соответственно, задача информационной речи - дать слушателям новые знания, опираясь на факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Эти  цели бывают объединены. Выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Формулировка целевой установки облегчает восприятие  речи, определенным образом настраивает слушателей.

          3.Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Следует узнать  заранее, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность,  вероисповедание. Нужно узнать, где будет проходить выступление - в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения.

          4.Следующий этап работы - подбор материала для выступления. Следует изучить документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. Нужно  выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Текст речи нужно готовить заранее.  Заранее написанный текст можно проверить, исправить ошибки,  дополнить и изменить, можно показать кому-либо для оценки и обсуждения.

        5.Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно структурировать материал определенным образом. Важна композиция выступления - расположение материала доклада. На практике чаще встречается трехкомпонентная структура выступления, состоящая извступления, доказательства и заключения.

Вступление включает в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. Их выбор зависит от задачи доклада и специфики аудитории.

Доказательство - основная часть выступления. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты -это отсылочное доказательство.

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

          6. Перед репетицией подготовленного  выступления необходимо еще раз просмотреть его содержание и  проанализировать ряд важных моментов. Среди них:

1) «Изобретение мыслей». Это словосочетание родилось еще у античных риторов, считавших, что хорошая речь начинается именно с изобретения мыслей. Отсутствие мыслей, идей, достойных выступления, справедливо расценивается как пустая болтовня. Напротив, чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна речь с их изложением. В. Гюго утверждал: «От полноты мысли зависит богатство речи».

2)Оценка доступности вашей речи. Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

3)Важной частью подготовки выступления является анализ интересов аудитории. Говорить следует о том, что заинтересует аудиторию.

 4)Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией. Для самого докладчика эта идея служит связующим звеном для отдельных положений его речи. Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более пяти, так как аудитория не в состоянии удержать большего в памяти.

5)Оценка соответствия текста  временному регламенту. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Помните слова Шекспира: «Где мало слов, там вес они имеют».Просрочка времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Если оратор спешит, чтобы успеть охватить все разделы, слушатели теряют нить рассуждения и начинают скучать. Они чувствуют удовлетворение, когда полностью усвоили одну идею, прежде чем перейти к другой. Бывает трудно использовать в выступлении весь имеющийся материал, поэтому он должен быть отобран исходя из степени убедительности. Отбирая материал для выступления, помните слова Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше».Чтобы рассчитать объем выступления, надо исходить из того, что чтение одной страницы напечатанного текста занимает две минуты, если не делаются отступления (они обычно отнимают много времени). Нужно учиться подавлять  желание сказать слушателям как можно больше. Приходится считаться с лимитом времени и особенностями слухового восприятия (слушатели могут воспринять и усвоить ограниченный объем информации). Об остальной информации  можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться с ней после доклада.

6)Очень важно творчески подойти к подготовке выступления. Если  докладчик увлечен предметом своего  выступления, глубоко продумал и прочувствовал его тему, то он обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно, будет иметь успех.

7)Необходимо несколько раз отрепетировать выступление.

          Завершая обсуждение процедуры подготовки выступления  хотелось бы познакомить вас с «Методом А. Линкольна», утверждавшего: «Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя «испечь» речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время - когда вы принимаете ванну или едете по делам.»

Личность выступающего (оратора).

Напомню, что  цели публичных выступлений включают: передачу какой-либо информации; убеждение слушателей.

Убеждение - это целенаправленное воздействие на взгляды и мнения слушателей.

Убеждение - ключевой момент в деятельности таких ораторов, как юристы, политики, врачи, педагоги, агитаторы, проповедники, рекламные агенты, менеджеры. Убеждение становится возможным лишь тогда, когда слушатель доверяет оратору как личности  и согласен с высказываемыми им идеям. Авторитет оратора во многом определяется  положительным впечатлением, произведенным на публику во время речи. В этом оратору помогают  личные поведенческие качества: обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность предметом речи и умение правильно учитывать социально - психологические свойства аудитории, ее  цели. Важно помнить, что слушатели часто хотят получить не столько информацию, сколько некий  заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому  выступающий должен быть убежден в правильности высказываемых им идей  и щедро  делиться личной энергией с окружающими. При подготовке  к выступлению определяется его задача. Затем нужно создать образ, в котором вы предстанете перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, позы.

Аудитория и ее  характеристики. Особенности организации выступления.

          Высшее проявление мастерства  выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности и сходных эмоциональных переживаний. Заинтересованность докладчика в предмете речи, его убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Пословица гласит: слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Следует  чувствовать аудиторию и корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.

          Главные показатели взаимопонимания - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу  в несколько секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы следует произносить с разной интонацией, разделять их паузами. Гросспауза используется при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации  остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение аудитории. Как бы не интересна была тема, внимание слушателей со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью специальных средств. Докладчик должен уметь владеть «языком тела», правильно оформлять внешность.  Для  выступления лучше  подготовить тезисы - короткие предложения, отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи.

СТРАХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

          Установлено, что страх перед аудиторией (страх перед публичным выступлением, страх сцены) в той или иной степени испытывают 90 % людей. Один из лучших ораторов всех времен и народов - Аристотель был близоруким и картавым, и он сначала испытывал страх перед аудиторией. Однако, его язвительных речей очень боялись враги, именно он разработал основы риторики - науки об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию.  

          Итак, чувство страха перед публичным выступлением есть у всех людей. Для его преодоления  нужно позитивно переосмыслить ситуацию, найти в ней положительные аспекты. Вспомните, что, готовя доклад, вы проделываете большую работу -  читаете и анализируете тематическую литературу, запоминаете и обобщаете  материал. Можно предположить, что вы являетесь лучшим экспертом по данной проблеме, ведь  никто в этой аудитории не знает больше вас.  Публичное выступление – это  момент триумфа, ваш шанс показать остальным, что вы остроумны, начитанны,  умеете думать и рассуждать.

          Обычно выступающие боятся того, что они плохо изложат материал, не расскажут его суть, что  слушатели их не поймут, или, что еще хуже и страшнее, плохо воспримут, осудят, прервут, зададут трудный вопрос, заметят ошибки. Мы видим, что в основе страха  выступлений лежит социальный страх - публичной оценки.

Причины возникновения страха перед публичным выступлением.

          1.Специалисты  отмечают негативное влияние наследия предков. В древние времена, когда общество лишь начало формироваться, человек мог выжить только в общине, где все делалось сообща. Вместе загоняли зверей, отбивались от диких животных, женщины вместе готовили пищу, шили одежду. Община обеспечивала жизнь и безопасность каждого ее члена. Изгнанный из общины человек был обречен на смерть. Генетическая память является основой того, что современные люди боятся любой негативной оценки со стороны, непринятия другими людьми.

          2.Еще одна причина появления страха публичных выступлений коренится в системе  воспитания. Часто родители запрещают детям кричать и громко говорить в обществе, на улице, резко прерывают их словами «прекрати кричать», «не ори, на нас все смотрят». Воспитанный в подобной системе координат человек впоследствии на публике не может громко говорить, у него зажимается или вовсе пропадает голос,  он потеет, дрожит, не может сказать ни слова. В школе негативный опыт  закрепляется из-за негативных оценок способностей ребенка учителями и нелестных  отзывов сверстников. Именно в школьный период формируются социальные страхи.

          3.Кроме того, специфика жизни современного человека предполагает трансформацию  страха: его перенос с реального объекта  (как это было в древние времена) на объекты аморфные. У древнего человека страх наступал в результате реальной опасности, подошел к краю пропасти, испугался - отошел, увидел тигра – убежал. У современного человека  происходит  своеобразный «отрыв» страха от объекта, его вызвавшего, страх деформируется и переносится на не угрожающие ситуации.

          4.К страху может приводить и  некомпетентность выступающего, ситуация, когда он плохо подготовился, плохо  изучил материал.

          5.Бывает,что человек просто  боится открытого пространства, большого скопления людей. Если  выступление проходит  на стадионе или в большом зале, докладчик  может не осознавать, что боится именно толпы, или самого помещения. Называется этот страх – агорофобия.

          В большинстве ситуаций страх  публичных выступлений  побуждает людей еще лучше готовиться к выступлениям.  В ходе  подготовки человек старается составить хороший текст, представить  его какому-либо эксперту, попросить эксперта проанализировать материал, выделить слабые места, задать вопросы. Затем докладчик  несколько раз читает подготовленный текст,  составляет план изложения и так далее.

Как преодолеть страх перед публичным выступлением.

Психологи рекомендуют следующее.

1.Наш мозг плохо отличает воображаемый (выдуманный) опыт от реального. Поэтому, при подготовке к публичным выступлениям рекомендуется как можно более ярко представить себе свое выступление и тот успех, который его сопровождает. Нужно проделать это несколько раз.

2.Если есть возможность, следует заранее познакомиться  с аудиторией, перед  которой вы будете выступать. Это придаст вам уверенности, а люди, уже знакомые с вами, будут воспринимать вас более благосклонно.

3. Хороший метод борьбы со страхом - многократное напевание или проговаривание про себя фразы (аффирмации),  влияющей  на вас психологически. Текс этой фразы должен  подбадривать, вдохновлять, морально организовывать. Следует позитивно (без частицы «не») сформулировать фразу. Например: «Я люблю выступать публично», «Публика  ждет моего выступления», «Выступление  - это радость», «Я превосходный докладчик», «Это момент моего триумфа», «Я самый обаятельный и привлекательный».

4. Лучшее средство победить любой страх – это хорошая подготовка Начало вашего триумфа – тщательная подготовка текста (речи).   Изучите тему, прочтите книги, напишите текст речи, используйте правильную аргументацию.. Проиллюстрируйте  текст примерами из жизни, статистическими данными, мнениями известных людей. Не стоит прибегать к сложным логическим построениям, использовать профессиональную лексику, если ваше сообщение не адресовано профессионалам. Никогда не используйте слов, значения которых вы  не знаете.

5. Больше практикуйтесь. Готовясь, выступайте с  вашей речью перед всеми желающими ее слушать. Лучше представить ваш доклад человеку, знакомому с его тематикой. Он сможет  выделить недостатки, задать вопросы. Затем можно отредактировать текст.

6. Продумайте невербальную часть публичного выступления (свой имидж). Имейте в виду, что, в сравнении с речевыми сигналами,  невербальная информация на подсознательном уровне воспринимается  как более правильная. Важны: внешний вид, тембр голоса, паузы между словами, интонация, жесты, мимика, поза. Особенности своего голоса, произношения и смысловых выделений легко проанализировать, записав речь на магнитофон и предварительно прослушав ее. Помните, что сходство между докладчиком и его аудиторией  увеличивает силу его  влияния на аудиторию. Похожий человек вызывает больше доверия к себе и своим словам.

7. Страх, который вас может охватить перед самым выступлением, вызывает напряжение грудной клетки и сжатие голосовых связок, затрудняет доступ кислорода к легким. Типично пересыхание гортани и зажимуголоса. Недостаток   кислорода приводит к тому, что весь организм, в том числе головной мозг,  начинает работать хуже,  человек теряет возможность нормально думать («голова пустая»). Если вы зафиксируетесь на этих ваших ощущениях, ваше выступление не будет успешным. Постарайтесь справится с нервно-психическим и физическим напряжением.  Не сидите и не ждите, когда вас вызовут, как на казнь.  Лучше еще раз перечтите речь, подвигайте челюстью, походите на пятках, подвигайте конечностями, стряхните груз с рук и ног. Проделайте простые физические упражнения: приседания, сжимание и разжимание рук (поможет эспандер). Ели есть возможность  - полежите (так мозг быстрее насыщается кислородом.)

8. Первое впечатление о докладчике создается в первые 5-7 секунд. Поэтому страх перед аудиторией надо побороть сразу. Наладьте эмпатический контакт с аудиторией. Атмосферу взаимного доверия и принятия поможет создать улыбка (без демонстрации зубов – инструментов для убийства). Поприветствуйте собравшихся. В  тексте приветствия допустима доля лести («Уважаемые слушатели» - даже если они таковыми не являются). Речь следует начать с шутки,  изложения факта, который заинтересует слушателей. Выступление не должно  быть монотонным. Как можно разнообразить вашу речь:

- задать вопрос самому себе, и самому себе на него ответить («Вы спрашиваете у меня, почему это так ?»);

- постепенно повышать и понижать высоту голоса;

- замедлять и ускорять темп речи (хорошо воспринимается речь, произносимая со скоростью 120 слов  в минуту);

- выделять важные места не только паузой (что обязательно), но и интонацией (существует специальная наука о паузах -  паузология);

- обращать внимание на знаки препинания.

9. Не показывайте свой страх аудитории, поработайте с «языком тела». Не стоит теребить одежду,  разглядывать  ногти, постоянно поправлять очки, лучше несколько раз вдохнуть глубоко. Примите удобную позу, ведь поза влияет на общее состояние организма, по организации позы организм вспоминает реакцию на пережитые негативные эмоции. Помните, что согнутые плечи и склоненная вниз голова говорят о состоянии обиды, втянутые плечи - о состоянии страха. Поза должна быть дружественной и открытой (без скрещенных рук и ног), с наклоном туловища и головы в сторону слушающих. Важное значение имеет мимика. Регулярно обводите взглядом аудиторию, основное внимание сосредоточьте на человеке, которого вы знаете, или который проявляет большое внимание к тексту. Не подносите руки ко рту и носу - это ухудшает восприятие текста, портит дикцию, а на невербальном уровне воспринимается как ложь. Выберите оптимальный темп речи.

10. Помните о структуре изложения материала.

Введение занимает до 20 % всего объема выступления. Во введении раскрываются основные проблемы, актуальность, разработанность темы, выдвигаются основные тезисы и определяются взгляды рассказчика.

Основная часть занимает до 65 % выступления. В основной части излагается материал, который помогает слушателям понять вашу идею, выдвигаются тезисы и их доказательства (аргументация). Используются следующие виды построения аргументации: проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения); хронологическое изложение; изложение от обстоятельств  к следствиям, от частного к общему; от общего к частному.

В заключении (20 – 30 % времени) формулируются выводы, следующие из основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. Окончить выступление можно решительным заявлением, резюмирующим сказанное.

11. Помните, что угодить всем невозможно: около 10 % аудитории  останется недовольной. Не  придавайте этому слишком большого значения.

12. Если вам все же не удается справиться со страхом, обратитесь к специалистам: психотерапевту, психологу-консультанту, пройдите тематический тренинг, курсы ораторского мастерства.

13. Используйте приемы самопомощи: посмейтесь над страхом, а заодно над собой; изобразите его на бумаге забавным; выделите в страхе позитивные и негативные аспекты,  сравните их (может оказаться, что  страх дает вам больше, чем отнимает);  займитесь  медитацией или визуализацией. К примеру, японские самураи перед боем представляли, что умрут, или уже умерли, и им остается только одно - отомстить за свою смерть врагу.

14. Практикуясь, начинайте с малого: выступайте  сначала перед небольшой  доброжелательной аудиторией (близкие, друзья, кружок по интересам), постепенно увеличивайте аудиторию, переходите от малоизвестных аудиторий к  неизвестным