Полезная информация для родителей

Владимирова Ирина Михайловна

yesИнформационные материалы для родителей по темам:

- психологические особенности развития детей на различных возрастных этапах;

- особенности детей с расстройствами аутистического спектра;

- особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

- развитие волевых  и коммуникативных качеств у детей и подростков;

- развитие лидерского потенциала ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица развития детей при аутизме и в норме (по данным К.Гилберга и Т.Питерса, 1998)

Возраст

Параметры

развития

Развитие при аутизме

Развитие в норме

8 месяцев

Речь

Общение

Игра

-Не свойственна имитация окружающих звуков, издают крики, визги, необычные сочетания.

-Замкнуты, могут отвергать взаимодействие, почти не проявляют интереса к другим.

-Во время бодрствования преобладают повторяющиеся движения, жесты крайне бедны

-Свойственна имитация окружающих звуков в гулении, произносят повторяющиеся слоги: ба-ба, ма-ма и др.

-Общительны, обмениваются предметами со взрослыми, плачут, если мама покидает комнату, отличают родителей от незнакомых людей.

-Играют в прятки («ку-ку»), игры «Дай и возьми», ползают за мамой

12 месяцев

Речь

Общение

Игра

-Могут появляться и использоваться не по назначению первые слова, могут громко кричать.

- Контактность уменьшается, как только ребенок начинает ходить или ползать, не реагируют на разлуку с матерью.

-Присутствуют стереотипные движения.

-Появляются и используются по назначению первые слова, свойственны выразительные интонации, используют вокализацию для привлечения внимания.

-Возрастает зрительный контакт со взрослыми; используют жесты в общении, «обращаются с просьбой».

-Ребенок имитирует игру, манипулирует двумя и более предметами.

24 месяца

Речь

Общение

Игра

-Не могут задавать простые вопросы, не называют себя по имени, могут механически повторять сложные выражения, но не могут комбинировать предложения из 3-5 слов, словарный запас менее 15 слов, слова то появляются, то исчезают.

-Отличают родителей от других, но не выражают привязанности; могут обнять и поцеловать, но делаю это автоматически.

-Предпочитают быть в одиночестве; используют игрушки необычным образом (выстраивают в ряд)

-Могут задавать простые вопросы, строить предложения из 3-5 слов; называют себя по имени; часто используют слово «это», осознанно показывая на предмет.

-Формируется потребность в общении со сверстниками; отмечается потребность во взрослом как в опоре.

-Играют в игры типа «догони и дотронься»; используют воображаемые действия (кормят куклы, гладят белье).

36 месяцев

Речь

Общение

Игра

-Эхолалия; используют язык не творчески; обладают неосмысленной речью.

-Берут родителей за руку и подводят к нужному им предмету; не понимают значения наказания; не подпускают к себе других людей.

-Не владеют символической игрой, любят собирать головоломки; любят повторять одни и те же движения (кружения, покачивания).

-Словарный запас около 100 слов; используют слова «там», «тогда», задают много вопросов.

-Начинают активно взаимодействовать со сверстниками; любят помогать родителям и смешить других.

-Владеют символической игрой; вступают в совместную игру со сверстниками; включаются в ролевую игру.



Предварительный просмотр:

Агрессивные дети

Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)

Психологи разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность».

«Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» (А.А. Реан).

«Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» (А.А. Реан).

То есть агрессия – это действие, агрессивность – это готовность к совершению таких действий.

Специалисты (Р. Бэрон и Д. Ричардсон) выделяют следующие основные детерминанты агрессии:

- социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство);

- внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух);

- индивидуальные (личность, установки, гендер).

Социальные детерминанты. Агрессия не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем, и вербальная,  и невербальная провокации могут в ответ вызвать физическое действие (нападение, насилие).

Особенности среды (внешние факторы) повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий.

Индивидуальные особенности человека играют большую роль в появлении агрессивных реакций. Более агрессивными (среди нормальных личностей) являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус-контроля, строящие свое поведение по типу «А», а также лица со сниженным и повышенным самоконтролем. Для лиц типа «А» характерны следующие индивидуальные особенности: напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Существует несколько подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. Основные из них следующие.

1. Теория инстинктов (З.Фрейд, К.Лоренц и др.)З.Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуально развития. К.Лоренц считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло.

2.Фрустрационная теория (Дж.Доллард, Н.Миллер и др.). Дж.Доллард считает агрессию реакцией на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить свою агрессивность.

3. Теория социального научения (А.Бандура) Чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые, не осознавая того, своим примером могут обучить ребенка проявлению агрессии.

4. Теория переноса возбуждения (Д.Зильманн и др.). В отдельных случаях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка.

5. Когнитивные модели агрессивного поведения (Л.Берковец и др.). Автор утверждает, что поведение можно контролировать.

Виды агрессии

Э.Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная».

«Доброкачественная» появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии.

«злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

А.Басс и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии:

- физическая агрессия(физические действия против кого-либо)

- раздражение(вспыльчивость, грубость)

- вербальная агрессия(угрозы, крики, ругань)

- косвенная агрессия (направленная – сплетни, злобные шутки; ненаправленная – крики в толпе, топанье и т.д.)

- негативизм(оппозиционная манера поведения).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессии влияют многие факторы:

- соматические заболевания, заболевания головного мозга;

- социальные факторы (демонстрируе6мые по ТВ сцены насилия; существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилем воспитания в семье).

Влияние стиля воспитания на формирование агрессивности ребенка.

Так, Раншбург Й. и Поппер П. отмечают,

  1. что если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
  2. Пренебрежительное и попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам детей также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
  3. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Профилактика.

Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактикиРаншбург Й. и Поппер П. советуют родителям:

- уделять больше внимания своим детям,

- стремится к установлению теплых отношений с ними,

- на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Эти рекомендации можно адресовать и педагогам.

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.

1.Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

2.Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ.

Поскольку поведение агрессивных детей является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси с 11 века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним – «ярость».

По мнению Вирджинии Н.Квинн (2000) существует 4 основных способа выражения гнева:

1.Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2.Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название «переноса».

3.Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэролл Изард (К.Э.Изард, 1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, свидетельствующие о том, что, если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать причиной таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

4.Задержать негативную реакцию до момента ее наступления, не давая ей возможность развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

По отношению к детям применяются два направления:

- обучение детей прямо заявлять о своих чувствах;

- обучение выражению гнева в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

Обучение детей прямо заявлять о своих чувствах.

1.Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р.Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети – с родителями.

В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно использовать «Лестницу гнева» Р.Кэмпбелла (15 ступеней всего, которые можно разбить на блоки):

1.На нижних  ступеньках этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения – пассивная агрессия (скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего). Пассивно-агрессивный ребенок  не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой. Он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку в кабинете психолога, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день забывать записывать домашнее задание в дневник.Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. Р.Кэмпбелл: «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения».

2. Следующая ступенька – ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на ступеньку выше по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребенком «зрительный контакт», спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме.

3. К позитивным способам выражения гнева относятся:

  •  умение направить гнев на объект; при этом выражается основная жалоба, без уклонения в сторону;
  •  вежливость в обращении;
  •  стремление найти конструктивное решение.

Взрослый сам должен подавать положительный пример ребенку, демонстрировать образцы зрелого поведения.

Обучение детей переносу чувств на неопасные объекты.

Прием описан в работах В.Квинн.

Подходит для маленьких детей, которые не могут вербализовать свои мысли и чувства.

Для работы с такими детьми нужны резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и др.

Все этипредметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

Такая техника работы с гневом будет особенно полезно для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но не подойдет для коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ.

Агрессивным детям часто свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Для них полезны любые релаксационные упражнения.

Важно объяснять ребенку, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

М.Мак-Кей, П.Роджерс, Ю.Мак-Кей (1997) рекомендуют для обретения самоконтроля в карман одежды положить нарисованный от руки дорожный знак «СТОП». Для того, чтобы этот прием работал, нужна многодневная тренировка.

Релаксационные упражнения представлены в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998):

- игра «теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка». Дети с закрытыми глазами представляют теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить не только мышцы лица ребенка, но и всего тела.

-игра «Улыбка» - способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях дети могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ.

Часто агрессивные дети проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.  Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

1.Для этого можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую уже играют. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар -набор способов реагирования на определенные события.

2.Ролевая игра. В группе (кругу) можно разыграть ситуацию: в гости в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, потому, что оба хотели играть с машинкой.  Как помирить медвежат? Каждый желающий ребенок предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игру дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта. Могут предлагать агрессивные способы: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть и др. В этом случае взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры.  В процессе его обсуждения дети сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме.

В гости можно приглашать также литературных героев: Мальвину и Буратино и др.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (эмпатии, доверия к людям, доброты и др.)

Эмпатия – это нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчуствование), сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым» (Пс.Словарь).

Считается, что развивать эмпатию и другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка.

Полезно также сочинять совместно с ребенком сказки, истории.

Полезно составление собственного эмоционального словаря.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА.

Любая коррекционная работа не может быть успешной без поддержки родителей.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:

  • Информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих)
  • Обучение эффективным способам общения с ребенком.

Получить необходимую информацию родители могут: на лекциях, в виде сообщений на родительских собраниях; полезной может быть и наглядная информация, размещенная на стендах.

Обучение эффективным способом взаимодействия с ребенком возможно в виде: тренингов детско-родительских отношений; семинаров и диспутов, индивидуальных бесед с различными специалистами.

     В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

- негативные способы: наказание, приказы;

- нейтральные способы: модификация поведения;

- позитивные способы: просьбы, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда эффективны при взаимодействии с ним. Нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг, когда он тянет к нему руку.

Лучше отвести малыша в сторону, а затем объяснить, почему они так сделали.  Это пример мягкого физического манипулирования. Этот способ является наиболее эффективным при общении с маленькими детьми.

Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, он может перейти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок начнет действовать исподтишка, «назло» (подчеркнуто медленно выполнять указания родителей).

Техника модификации поведения предполагает, что за хорошее поведение ребенка поощряют,  за плохое – наказывают. Тоже лучше использовать реже, иначе постоянным будет вопрос: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

Есть рекомендации для родителей по «Укрощению гнева» (авторы книги Мэтью Мак-Кей , Питер Роджерс и Юдис Мак-Кей):

- не прикасаться к ребенку, когда родители злы, лучше в этот момент уйти в другую комнату;

- для установления полного контроля над собой взрослым рекомендуется двигаться медленно, не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

Общие рецепты избавления от гнева (для родителей

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

1

Наладьте отношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно.

Слушайте ребенка.

Проводите с ним вместе как можно больше времени.

Делитесь с ним своим опытом.

Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное внимание» каждому из них в отдельности.

2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это возможно).

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:

«Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас не трогай меня, пожалуйста».

4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплую ванну, душ.

Выпейте чаю.

Позвоните друзьям.

Сделайте успокаивающую маску для лица.

Просто расслабьтесь, лежа на диване.

Послушайте любимую музыку.

5.

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.

6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

Изучайте силы и возможности вашего ребенка.

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад) отрепетируйте все загодя.

Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумаете, как накормить его во время длительной поездки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст - самый долгий переходный период, характеризующийся рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, неравномерным развитиям по различным направлениям. Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска».http://www.nnmama.ru/upload/iblock/71c/1.jpg

Из психологического словаря: «Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), характеризующаяся качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Вот его проявления:

1.Чувствительность к оценке посторонними своей внешности.

Меняется походка, манеры, внешний облик. Образцы для подобных экспериментов подростки видят на улице, на обложках журналов. Внешний вид подростка часто становится источником конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

2.Крайняя самонадеянность и резкие суждения в отношении окружающих.

3. Полярность психики (качеств, поведенческих проявлений, потребностей и черт). Внимательность уживается с черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Проявления полярности:

- целеустремленность, настойчивость соседствует с импульсивность,

- неустойчивость, многообразие реакций может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях соседствует с ранимостью и неуверенностью в себе;

-потребность в общении сменяется желанием уединиться;

- развязность в поведении сочетается с застенчивостью;

- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

- нежность, ласковость бывают на фоне проявлений жестокости.

4.Эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

5. Неустойчивость интересов. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Подросток хочет овладеть как можно большим количеством знаний, но не систематизирует их. Как правило, подростки направляют умственную активность на сферы, которые их увлекают. Но их интересы неустойчивы.

5. Одно из новообразований подросткового возраста - чувство взрослости.

До реальной взрослости далеко - и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней, претендует на равные с взрослыми права. Подростки внешне подражают взрослым. Появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение, «тусовки» у подъезда, поездки за город. У такого поведения есть и плюсы. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, подростку полезно пройти через эту школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, встречающихся в жизни, то есть вариант подростковой социализации. Где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Например, включение во взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем. Но лишь немногие способны взять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой является социальная инфантильность. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" Родителям придется смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки.

6. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная.

В общении со сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в общении со сверстниками, в коллективе существенно влияют на мотивы его поведения. 

Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели родители, она может влиять на его поведение и отношения с другими. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Особенности личностного развития подростка проявляются и в дружбе. Каждый подросток мечтает о друге, которому можно доверять, как самому себе, который будет предан и верен в любых обстоятельствах. В друге ищут сходства, принятия. Друг удовлетворяет потребность в понимании себя. По сути, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей. Иногда друзья подбираются по контрасту, в дополнение к своим недостающим чертам. Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. Максимализм определяет своеобразный характер дружбы: с одной стороны - потребность в единственном и преданном друге, с другой - частая смена друзей.

Кризис подросткового возраста

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое «Я» и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу «острых».

Симптомы кризиса

1.Снижение продуктивности учебной деятельности даже в области, в которой ребенок одарен. Регресс особенно заметен при выполнении творческих заданий (например, сочинений). Дети выполняют на прежнем уровне только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и запоминания к пониманию и дедукции (выведению следствия из посылок). На смену конкретному мышлению приходит логическое. Происходит переход на высшую ступень интеллектуального развития (4 период умственного развития по Пиаже). Качественная перестройка интеллекта влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. Появляется критицизм, требование доказательств. Подросток тяготится конкретным материалом, его интересуют философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Он охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание обращается на других людей. Совершенствуется самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. Многие подростки начинают вести дневники. Под влиянием развития мышления закладываются основы личности и мировоззрения. Абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития. Мышление в понятиях перестраивает и восприятие, память, внимание, практическое мышление (действенный интеллект).

2.Второй симптом кризиса - негативизм. Иногда эту фазу называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3-х лет. Ребенок отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не всегда имеет негативный характер. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей. Однако, любой подросток - потенциальный негативист. Появившись, негативизм ярко выражается во всех областях жизни подростка. Этот период длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи (недоступен уговорам старших, возбудим или заторможен). Острое протекание наблюдается у 20% подростков. У 60 % детей негативизм проявляется в некоторых жизненных ситуациях, как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Есть мнение, что негативизм - следствие недостатков педагогического подхода. В ряде этнографических исследований показано, что в некоторых культурах (у некоторых народов) подростки не переживают подобного кризиса.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ПОДРОСТКОВ

В подростковом возрасте сохраняется склонность к поведенческим реакциям, характерным для младшего возраста: реакции отказа, оппозиции и протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации. Для подросткового возраста наиболее типичными являются следующие психологические реакции:

Реакция эмансипации, или уход из-под опеки взрослых:

-доминирующей идеей всех отношений с взрослыми становится доказательство личной значимости и свободы;

-проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших;

-может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности;

-развертывается под действием социально-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку).

Реакция группирования со сверстниками:

-характеризуется смещением авторитетов от семьи к подростковой компании, законы группы становятся основными;

-войдя в ту или иную группу, подросток стремится придерживаться ее правил поведения.

Реакция увлечённости, западания – «хобби-реакция»:

Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу, с желанием что-то изобретать, конструировать.

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки, с желанием развиться в определенном физическом отношении, овладеть какими-либо умениями.

Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, организовывать, направлять других

Накопительские увлечения - коллекционирование во всех его видах; в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ; сочетается с особой тщательностью и аккуратностью.

Эгоцентрические увлечения -  занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения.

Азартные увлечения - картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, пари на деньги.

Информативно-коммуникативные увлечения проявляются жаждой получения новой доступной информации, не требующей критического осмысления, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться.

Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, все дела, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений.

Реакция, основанная на сексуальном влечении.

Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности, но и нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски (некоторые случаи избирательной агрессии, демонстративных суицидальных действий).

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте.

Реакция отказа от контактов, игр, пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жительства. Но эта реакция может быть и у инфантильных подростков, когда их насильно отрывают от привычной компании сверстников. У конформных подростков подобная реакция в смягченном виде проявляется при крутой ломке стереотипа жизни.

Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной нагрузкой - требованиями отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях. У подростка эту реакцию может вызвать появление в семьи отчима (мачехи). Реакция оппозиции у подростков может сохраняться, если она укрепилась в детстве. Реже в пубертатном периоде она впервые проявляется. Последнее обычно случается на фоне формирования характера подростка. В этих случаях реакция оппозиции может адресоваться не только родным, семье, но и воспитателям, школе. Проявление реакции оппозиции у подростков разнообразны - от прогулов до краж и суицидальных попыток. Все это чаще всего носит демонстративный характер. Вызывающее поведение подростка в общественных местах также имеет целью вернуть утраченное внимание окружающих.

Реакция имитации проявляется в стремлении подражать во всем определенному лицу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее - герои книг и кино. У подростков объектами для имитации становятся популярные, по мнению референтной группы, товарищи или кумиры. Взрослый может стать объектом для имитации, если он является для подростка примером успеха в той области, где он сам стремится к достижениям. Причиной нарушений поведения может стать «анти-герой». Так, культ гангстеризма, возвеличивание «преступника-супермена» в кино способствовал росту в США преступности малолетних.

Отрицательная имитация встречается у подростков редко. В таких случаях весь модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца. Реакция отрицательной имитации может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции - нет, ни стремлении привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция ближе к борьбе за самостоятельность, к реакции эмансипации.

Реакция компенсации - желание свою слабость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, хилый мальчик, неспособный постоять за себя, компенсирует это отличными успехами и энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей, которые то и дело обращаются к нему за справками и признают его авторитет. Наоборот, трудности в учебе могут компенсироваться смелым поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения.

Отклоняющееся поведение.

В число «трудных» попадают не «худшие», а чувствительные и ранимые дети. Поэтому, «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике и наказаниях. Причины нарушений поведения детей:

1. борьба за внимание - потребность в тепле и внимании родителей - у родителя возникает раздражение - необходимо найти способ показать ребенку положительное внимание к нему.

2 борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки - потребность в признании личности - у родителя возникает гнев - следует изменить способ контроля ребенка и осознать, что упрямство и своеволие ребенка это форма мольбы («Позвольте же мне, наконец, жить своим умом»).

3 желание отомстить - чувство справедливости - ответное чувство у родителя – обида; нужно понять, что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или  обижаете его? Поняв причину, следует ее устранить.

4 потеря веры в собственный успех - желание успеха - у родителя возникает чувство безнадежности, отчаяния - стоит  снизить свои ожидания и претензии, наладить с ребенком контакт, организовать совместную деятельность (сам выбраться из тупика он не может). Нельзя критиковать ребёнка, лучше найти способ поощрять его успехи, даже самые незначительные. Сделайте учителей вашими союзниками.

Задача родителя - перестать реагировать на непослушания прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг. Следует помнить: при ваших попытках улучшить взаимоотношения ребенок может начать вести себя еще хуже, поскольку он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их.

Аффективные поведенческие реакции - это наиболее распространенный ответ подростков на кризис или психологическую травму.

Вид реакции:

Причинение вреда себе «пусть мне будет хуже».

Агрессия, направленная на окружающих «Я им покажу».

Безрассудное бегство из ситуации «голова под крыло».

Демонстративное поведение «смотрите все».

Если ситуация не разрешается, реакции приобретают устойчивую форму, могут преобразовываться в стереотипы поведения и черты характера.

          Существует несколько сфер, в которых подростки испытывают наибольшие сложности, а отсутствие адекватных решений приводит к тому, что подросток из проблемного превращается в «трудного».

1. Поведенческая сфера:

Не решены проблемы в общении.

Отношения с окружающими нестабильны, способ реагирования на трудности однотипен.

Присутствует завышенный уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей.

Выражена склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное и неуверенное поведение.

Проявляются социофобии, ориентация на жёсткие нормы и требования.

Перфекционизм приводит к стремлению сделать всё на «отлично».

Нетерпимость и нетерпеливость не дают подростку обрести устойчивость.

2. Аффективная сфера:

Эмоциональная лабильность.

Низкая стресс-устойчивость, быстрое возникновение тревоги и депрессии.

Сниженная и нестабильная самооценка.

Преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к ещё большему снижению самооценки.

Неприятие «обратных связей», что способствует закрытости личности подростка.

3. Мотивационно - потребностная сфера:

Блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, свободе, принадлежности к референтной группе, во временной перспективе

4. Когнитивная сфера:

«Аффективная логика».

Долженствование.

Завышенные ожидания по отношению к другим.

«Эмоциональные блоки» (мальчики не плачут).

«Эскапизм» – избегание проблем и трудностей.

«Селективная выборка» - построение заключения, основанного на деталях, вырванных из контекста

«Сверхгенерализация» - построение глобального вывода, построенного на одном факте

«Абстрактное мышление» - проживание опыта в противоположных категориях: «всё или ничего!»

«Произвольное отражение» - формирование выводов при отсутствии аргументов в его поддержку

Конфликты в подростковом возрасте.

Виды конфликтов:

- внутриличностный конфликт возникает при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, неуверенностью в себе и близких людях, в стрессовой ситуации.

- межличностный конфликт возникает, когда люди с различными взглядами, целями, чертами характера не могут ладить друг с другом.

- конфликт между личностью и группой возникает, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы (например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы).

- межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Типичные конфликты подросткового возраста и их причины.

Начало подросткового периода связано с физиологическими и гармональными изменениями. Проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка.

Появляется конфликт, основанный на кризисе развития 7 лет (компетентность или неуспешность). Если в начальной школе у ребенка сформировалось такое качество, как компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него есть устойчивые интересы и стремления. Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка. Эта ситуация разворачивается на фоне того, насколько родители и  окружение подростка принимают и понимают его.

Отношения с родителями обусловливают еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает первый конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. Если родители не слишком давят на него, сохраняют с ним дружеские отношения, конфликт не причиняет подростку беспокойства, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль и отчуждение, закладывается конфликт, обусловленный базовым недоверием к миру. Ребенок замкнут, необщителен, недоверчив, неуверен в себе. В подростковом возрасте он конфликтен, агрессивен и раздражителен. Договориться с ним очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к его душе. 

Как выражаются эти конфликты в семье? Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как взрослый, умудренный опытом человек, то превращается в инфантильного, капризного ребенка. Такие «перепады» нагнетают напряжение в семье. Поскольку подростки ведут себя так не только дома, возникают сложные ситуации, регулировать которые приходится родителям.

Чем помочь подростку?

Следует помнить, что основой такого поведения является потребность обрести власть над своей жизнью, отделиться, стать независимым от взрослых. Уверенность подростка, что он все знает, что он - хозяин собственной жизни, является лишь иллюзией. Стремление к независимости проявляется в отрицании традиций, норм поведения, манеры одеваться, принятых в обществе. Но в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Родители произносят фразы: "Если ты такой умный, не проси у меня деньги, зарабатывай сам!" "Если ты такая взрослая, не плачься теперь. Ты ведь не слушала меня, когда я тебе говорила, что этот парень не внушает мне доверия!"  Причину подобной реакции взрослых В. Сатир видела в том, что большинство родителей сами еще не до конца пережили свой подростковый возраст. Они не чувствуют себя умудренными опытом наставниками. Многие, столкнувшись с обычными подростковыми проблемами, отнюдь не связанными с употреблением наркотиков, криминалом или ранней беременностью - честно признавались: "Я совершенно не представляю, что с этим делать". Для таких родителей проявление подростком здоровой потребности в обретении контроля над собственной жизнью, является недопустимым и из ряда вон выходящим поведением. Они воспринимают действия ребенка как претензию на контроль и власть над их жизнью. Поведение подростка, которое выглядит как отрицание и обесценивание авторитетных взрослых, воспринимается родителями как вызов. Контекст: "Я уже могу и хочу многое решать и делать самостоятельно. Пожалуйста, дайте мне такую возможность!", читается как: "Я главный! Будет так, как я скажу!" В семье начинается борьба за власть. За поведением подростка следует неадекватная реакция родителей. Возникает порочный круг: бунт подростка, реакция родителей, непонимание того, чего на самом деле хотел подросток. Даже родители, творчески решившие задачи воспитания, сталкиваются с обострением успешно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители сумели достичь раньше, все те качества, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла любовь ребенка к родителям, а потребность в родительском участии и поддержке стала еще сильнее.

Открытые конфликты.

Конфликт может привести к стрессу, депрессии и другим расстройствам.

Первое желание подростка - уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы, то он может использовать два основных стиля поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). Уступка по сути своей направлена скорее на спасение хороших отношений между людьми, чем на разрешение проблемы.

Если  конфликт вызвал стресс, рекомендуется следующая стратегия:

- не перегружайте подростка своими ожиданиями и претензиями;

- разделять чувства подростка - хорошая стратегия, но не нужно перегибать палку, лезть в душу и наводить там порядок, лучше подкорректировать его умение правильно оценивать проблему;

- станьте терпеливым и внимательным слушателем: если тинейджер рассказывает о проблемах, значит, он сможет с ними бороться;

- предотвращайте самонаказание, не позволяйте ребенку стать затворником, вытаскивайте его из дома, не поощряйте его склонность к самообвинению;

- будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;

- подкрепляйте положительные качества подростка;

- стимулируйте занятия физическими упражнениями, поощряйте увлечение спортом;

- если подросток начинает избегать вас и других людей, обращайтесь за профессиональной психологической помощью.

- помогайте справляться с внутренними конфликтами;

- поддерживайте дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу в семье.