Внеурочная деятельность

Метод проектов – ведущий метод моей системы, который опирается на уже имеющийся опыт ребёнка, на его собственный путь искания и преодоления затруднений. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и ищет научные знания в форме диалога учителя, ученика и другого источника получения знаний. Роль учителя в данном случае – роль организатора, руководителя, не подменяющая самостоятельной работы ребенка. Проектно-исследовательскую деятельность  организую в форме небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной деятельности младших школьников становятся  извечные детские «почему?». Осуществляя работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы. Проектно-исследовательская деятельность организуется систематически на каждом уроке. Но прежде чем полноценно работать на уроках, необходимо обучить учащихся специальным исследовательским умениям.


Мною была разработана программа кружка «Мы – дети природы». Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему  3 учебных модулей: «Исследовательская деятельность», «Проектная деятельность», «Художественная деятельность». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_-_deti_prirody.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Ларионова Цырма Михайловна,

учитель начальных классов

 МОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа» село Алла Курумканского района республики Бурятия

Проект

«Мы – дети  природы»

(старшая группа детского сада и 1-3 классы)


Проблема

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и сами собой. В последнее время связь человека с природой оказались прерванной. Даже многие сельские жители не знают названия трав, деревьев, не умеют пользоваться дарами природы, не умеют делать простых предсказаний погоды, а значит и будущего урожая. Варварское отношение к природе, все большее отчуждение детей от мира природы, снижение уровня экологической культуры у детей и взрослых, неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира подтолкнули нас к созданию экологического проекта.

Пояснительная записка

Проект предусматривает, что экологическое образование и воспитание должно быть комплексным, охватывающим все сферы окружающей среды. Тенденции развития содержания экологического образования: максимальный учет  возрастных возможностей  учащихся, создание минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной и интегральной экологии. Содержательную сущность комплексной экологии  в программе составляют экосистемы разного уровня: человек – природное существо и член общества; многообразие природного окружения человека; экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой, труд и поведение человека в  окружающей среде.

Серьезный резерв программы представляет региональный компонент содержания – элементы народной культуры – этнопедагогики, приобщающих детей к традициям бережного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью, к грамотному и разумному природопользованию, принципам ТПП коренным народов Дырена – эвенков, бурят.


Цель:

– формирование   у детей нового ответственного отношения к природе, элементарных понятий, раскрывающих закономерности  жизни природы, ее роль и значение для нормального существования человеческого общества.

Задачи:

В обучении:

- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе нашего края, формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среди жизни человека , понятии о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и охраны.

В развитии:

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств,  позновательного интереса, активное участие  в практической деятельности по охране природы, освоение методов анализа и синтеза, моделирование простых экосистем, развитие умения четко и лаконичео излагать и обосновать свои мысли.

В воспитании:

- воспитание эстетичного и нравственного отношения  к окружающей среде и жизнедеятельности человека, умения вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами морали.


Краткое описание реализации проекта

Реализация проекта предусматривает использование разнообразных форм обучения:

- для дошкольников – практическое занятия в уголке природы, комплексные экскурсии, игры.

- для учащихся начальной школы – вводные и обобщающие занятия, полевые практикумы по изучению и охране окружающей среды, комплексные экскурсии, дидактические игры, практическая деятельность в окружающей среде.

Методы изучения: наблюдения, постановка экспериментов, восприятий произведений искусств, изучение, моделирование, проектирование, прогнозирование своего поведения и деятельности.

1-й год обучения (детский сад)

  1. Формирование знаний о живой и неживой природе, экологической культуры, навыков и поведения в природе.
  2. Научить определять растения и животных нашего края.
  3. Научит проводить фенологическое наблюдение.

2-й год обучения

  1. Сформировать обобщенное представление об окружающем мире, об экологических связях между живой и неживой природой, между природой и человеком.
  2. Создать необходимую базу знаний по основным понятиям и законам экологии, этноэкологическим принципам коренных народов Байкальского региона.
  3. Научить определять растения и животных нашего края.
  4. Научит проводить фенологическое наблюдение и исследования.
  5. Научить правилам поведения в природе.

3-й год обучения

  1. Расширить и закрепить умение наблюдать за животными организмами в природе.
  2. Закрепить знания о биотических связях в экосистемах.
  3. Продолжить работу над фенологическими наблюдениями и исследованиями.
  4. Научить практическим умениям, навыкам по благоустройству природного и социального окружения.
  5. Научить младших школьников методам познания окружающего мира.

4-й год обучения

  1. Научить проводить экологические исследования, фиксировать свои наблюдения, анализировать и оформлять их.
  2. Научить выявлять связи здоровья человека с состоянием окружающей среды.
  3. Расширить представления о многообразии живого в почве.
  4. Расширить знания учащегося по экологическому образованию, о роли природы в укреплении и охране организма человека.
  5. Научить простейшим методам охраны природы от загрязнения, разрушения и истощения.

Общие сведения о проекте

Возраст обучаемых – старшая группа детского сада, учащиеся 1-3 классов.

Проект рассчитан на 4 года обучения.

Количество часов занятий в неделю – 1 час.

в год – 34 часа.

Проект рассчитан на реализацию в дошкольном учреждении, в общеобразовательной школе.

Примерный тематический план на 1-й год обучения (детский сад)

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Многообразие окружающей среды

10

4

6

2

Живая и неживая природа

6

2

4

3

Природа нашего края

8

3

5

4

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

10

4

6

Всего:

34

13

21

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

  1. Многообразие окружающей среды
  1. Природа – часть окружающей среды.
  2. Растения нашего края.
  3. Животные нашего края.
  4. Птицы нашего края.
  5. Комнатные растения.

Экскурсии. Фенологические наблюдения. Чтение книг. Просмотр видеофильмов. Экологическая сказка. Озеленение  детского сада.

  1. Живая и неживая природа.
  1. Представление о живой и неживой природе.
  2. Связь живой и неживой природы.
  3. Человек – часть живой природы.

Экскурсии на природу. Чтение и рассмотрение книг. Наблюдение.

  1. Природа нашего края.
  1. Насекомые, птицы, звери нашего края.
  2. Заповедные места.

Выход на экологическую тропинку. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе.  Заочное путешествие по заповеднику. Встреча с представителями лесничества.

  1. Знакомство с охраняемыми растениями и животными.
  1. Охраняемые растения.
  2. Охраняемые животные.
  3. Деятельность человека по охране растений и животных.

Операция «Чистый  двор». Правила поведения в природе. Изготовление альбома. Русско-бурятско-эвенкийский словарь названий растений и животных. Загадки, игры.


Примерный тематический план на 2-й год обучения

 (начальная школа)

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Что такое экология?

7

4

3

2

Человек – часть живой природы

4

2

2

3

Многообразие окружающей среды

17

6

11

4

Связь живых существ в природе

6

3

3

Всего:

34

15

19

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

  1. Что такое экология?
  1. Представление об окружающей человека среде.
  2. Познание окружающей среды с помощью СМИ.
  3. Познание окружающей среды с помощью искусства.

Экскурсия на природу. Чтение книг, газет, журналов. Обсуждение телепередач. Рассматривание произведений искусств и просдушивание музыки.

  1. Человек – часть живой природы
  1. Связь человека с природным окружением. Предметы и изделия, созданные человеком.
  2. Человек – член общества.

Экскурсии на объекты окружающей среды. Наблюдения.

  1. Многообразие окружающей среды
  1. Природа – част окружающей среды.
  2. Растения нашего края.
  3. Виды растения.
  4. Животные нашего края.
  5. Виды животных.
  6. Птицы нашего края.
  7. Комнатные растения.

Экскурсии по тропам ШЭПа (Школьный этноэкологический парк). Фенологические наблюдения. Утренники. Устный журнал. Озеленение классов, школы.

  1. Связь живых существ в природе.
  1. Взаимосвязи растений и животных.
  2. Уроки бабушки Дулмы.
  3. Роль растений в жизни человека.
  4. Роль животных в жизни человека.

Встречи с местными знатоками природы. Практические работы.


Примерный тематический план на 3-й год обучения

 №

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Изучение экологические связи в природе

6

4

2

2

Красота и разнообразие природы нашего края

7

3

4

3

Роль неживой природы в жизни живого

15

9

6

4

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

6

4

2

Всего:

34

20

14

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

  1. Изучение экологические связи в природе
  1. Живая и  неживая природа. Связь живой и неживой природы.
  2. Защитные приспособления у растений и животных.

Практические работы. Составление сетей питания, экологических пирамид.

  1. Красота и разнообразие природы нашего края
  1. Многообразие растений.
  2. Культовые  деревья.
  3. Многообразие животных.
  4. Почитаемые животные.
  5. Грибы и лишайники.

Практическая работа. Выход на тропы ШЭПа.

  1. Роль неживой природы в жизни живого
  1. Солнце. Поклонению солнцу.
  2. Луна. Приметы, связанные с луной.
  3. Лунный календарь.
  4. Способы ориентирования на местности нашими предками.
  5. Воздух и жизнь.
  6. Вода – чудо природы. География волшебных вод нашей местности. Охрана  лечебных источников.
  7. Грязь, исцеляющая человека. Грязелечебницы.
  8. Уроки бабушки Дулмы: о почитании воды.
  9. Роль света в природе.
  10. Приспособление растений и животных к климатическим условиям.

Практическая работа. Ориентирование на местности. Изучение лунного календаря. Экскурсия на лечебный источник. Встреча со знатоками преданий.

  1. Знакомство с охраняемыми растениями и животными
  1. Охраняемые растения нашей местности. Лекарственные растения, русско-бурятско-эвенкийский словарь лекарственных и пищевых растений нашей местности. Правила их сбора.
  2. Охраняемые животные. Деятельность человека по охране животных.

Практическая работа сбор и изучение лекарственных растений. Викторина.


Примерный тематический план на 4-й год обучения

 №

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Природа и человек

63

2

1

2

Открываем жизнь в почве

8

5

3

3

Охрана природы

10

7

3

4

Экология и здоровье

6

4

2

5

Экологические катастрофы местного значения

7

3

4

Всего:

34

21

13

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

  1. Природа и человек.
  1. Природа и человек. Счастье быть с природой.
  2. Красота окружающего мира.
  3. Гармония в природе.

Практическая работа. Озеленение.  Посадка деревьев.

  1. Открываем жизнь в почве.
  1. Почва нашего края.
  2. Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты.
  3. Охрана почв.
  4. Земледельческий календарь.

Практическая работа. Экскурсия. Выход на тропу. Встреча с носителем древних традиции земледелия. Составление календаря.

  1. Охрана природы.
  1. Способы  охраны природы.
  2. Заповедники: Баргузинский, Джергинский.
  3. Красная книга Бурятии. Исчезающие животные Бурятии.

Практическая работа. Выход на тропы. Устный журнал. Изготовление кормушек.

  1. Экология и здоровье.
  1. Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека.
  2. Состояние окружающей среды в районе, селе.
  3. Стихийные бедствия, связанные с погодой.
  4. Погода и самочувствие человека.
  5. Народные приметы о погоде. Воздействие человека на погоду и климат.

Практическая работа. Фенологические наблюдения. Экскурсия.

  1. Экологические катастрофы местного значения.
  1. Загрязнения нефтью.


Методическое обеспечение проекта

  1. Методическое пособия по отдельным темам курса «Мы – дети природы».
  2. Методические пособия и программа по экологии.
  3. Методики проведения теоретических и практических занятий, составленные по программно-методическому обеспечению деятельности ШЭПа.
  4. Тесты и задачи по экологии.

В дошкольном учреждении дети осваивают основы экологических знаний, знакомятся с многообразием окружающей среды.

В первый год обучения учащиеся продолжают осваивать основы экологических знаний, знакомиться с многообразием окружающей среды, рассматривают связь человека  с природой окружающей среды.

Во второй год учащиеся расширяют экологические понятия, представления, проходят их конкретизацию, иллюстрирование.

В третий год обучения учащиеся углубляют теоретические знания в области экологии, учатся применять полученные знания в практической природоохранительной деятельности реализации методов ТПП коренных народов Баргузинской долины – эвенков, бурят.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение знаний детей о природе родного края, о целостности природных комплексов, о связи человека с окружающей средой.
  2. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным звеном через экологическое образование и воспитание.
  3. Формирование готовности к правильному взаимодействию с окружающей средой, реализации своих знаний в разнообразных ситуациях.
  4. Осознание себя, как носителя экологической культуры.

Экологизация педагогического процесса


Литература

  1. Пешков А.С. Этноэкологическаяя программа работы с младшими школьниками.»Вслед за солнышком живем», Владивосток, 1998 г.
  2. Плешаков А.А. Экология  для младших школьников. Москва «Просвещение», 1995 г.
  3. Министерство образования РФ, Центр детско-юношеского туризма РФ. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. Рекламно-информационное бюро «Турист». Москва, 1994 г.
  4. Тихонова А.Е. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся. Межпредметное задания для младших школьников. Хабаровск, 1988 г.
  5. Харченко А.Л., Шомина Б.И. Программа по экологическому образованию. Полевая экология. ИСАР-Москва. ИСАР-Дальний Восток, 1998 г.
  6. Замбалова Т.Д. Проблемы этноэкологического воспитания школьников. У.-Удэ. Буряад унэн», 1994 г.
  7. Байкальский институт природопользования. Сибирское отделение РАН. ИГУ. Экология учебная программа для старшеклассников. У-Удэ, 1999 г.
  8. Министерство образования РФ ЦДЮТ РФ. Программа кружков «Юные экологи – краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой  работе и эколого-туристской подготовке». Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва, 1991 г.
  9. Новиков Ю.В. Природы и мы. М., Просвещение, 1991 г.
  10. Иметхенов А.б. Памятники природы Бурятии. У-У., БКИ, 1993 г.
  11. Плешаков А.А. Природоведение 3 класс М., Просвящение, 1993 г.
  12. Зайцева Н.Л., Бельногова Т.В. Растения Севера в народной медицине. Петрозаводск, 1991 г.
  13. Шаргаев  М.А. Экологическая этика и культура. Изд-во БНЦ, У-У., 1993 г.
  14. Боровицская. Птицы Бурятии. У-У., 1993 г.
  15. Новиков В.С., Губинов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений. 1995 г.
  16. Воробьева А.Н., Голов В.П. Сельская школа и экологическое образование младших школьников. М., Начальная школа - № 6, 1996 г.