Наш школьный музей

Крайнова Елена Тихоновна

Школьный музей был открыт в Хвощевской средней общеобразовательной школе в 2003 году. Основательница музея - Маковеева А.И. В 2007 году музей был паспортизирован.

В 2011 году создана программа развития музея «Исток», где определены направления деятельности : школа, родной край, семья. За 10 лет накоплен уникальный опыт превращения музея из маленькой классной комнаты в здании интерната в исследовательский центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Сегодня площадь музея составляет более 80 м2 .  Создано 6 экспозиционных тематических залов. Хранится более 1000 экспонатов, собранных в основном жителями округи, работниками школы, но есть и экспонаты, привезенные из Нижегородской области, разных уголков страны. Идет постоянное пополнение фонда музея за счет материалов, предаваемых теми, кто не равнодушен к прошлому, кого волнует будущее.

На базе музея реализуются программы дополнительного образования «Краеведение» и «Школьный краеведческий музей». Ими в школе охвачено 63 % учащихся 5-8 классов. Программы носят практический характер и основаны на методиках деятельностного подхода. 

Проектная, экспедиционная, поисковая и исследовательская деятельность

В 2023 году музею исполнилось 20 лет. Издана книга "Хвощевская волость: документы, исследования, воспоминания." В книгу вошли лучшие исследовательские работы активистов музея за последние пять лет. Новые проекты Музея.

Экспозиция, посвященная Герою социалисического труда Караштину Владимиру Михайловичу.

Видеопроекты "Мы- хранители прошлого - смотрим в будущее", видеоэкскурсия "У каждого была своя война"   

  Наиболее значимые проекты прошлых лет:

-У каждого была своя война» (О строительстве оборонительного рубежа на территории нашего края в 1941 году).

Результатом проекта стало создание экспозиции, пополнение материалов музея по данной теме, установление контактов с учащимися Кишкинской средней школы Большемурашкинского района. Нижегородской области

-«Живи, мой край, пока жива река» Результаты проекта : сбор материалов о природе реки Кудьма, проведение природоохранных акций, восстановление источников (благоустройство родников), проведение совместно с Хвощевской сельской администрацией праздника для населения д.Ключищи «Источники храни Россия!»

Проект представлен в районе как победитель на областной конкурс социального поектирования.

Следующий проект: «Рождество. Святки. Первопрестольные праздники в с.Хвощевка.» Результатом стало Оформление материалов в музее, проведение праздника совместно с Домом культуры по возрождению традиций села . Участие в областном конкурсе исследовательских работ.

«Моя малая Родина» «Чистое село»

Результаты:  создание Истории села, обращение в администрацию поселения с просьбой и предложениями по благоустройству территории парка села, установка игрового комплекса в центре села.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Программа кружка «Краеведение» ориентирована на активизацию внеурочной   деятельности школьников 5-8 классов (10-14 лет) в рамках углублённого изучения истории родного края  на основе исследовательской деятельности в форме  проектов. Направленность кружка – туристско-краеведческая.

      История Нижегородского края богата и разнообразна. Принимая во внимание климатические, географические и этнокультурные особенности Нижегородского края, можно с уверенностью говорить об особой роли его в истории России.

Изначально - форпост на восточных границах русских земель, столица Великого нижегородско-суздальского княжества, одно из самых крепких звеньев всероссийского рынка, «карман России», наконец, крупнейший центр промышленного производства, «экспериментальная площадка» рыночных реформ, Нижний Новгород всегда являлся предметом особой гордости как нижегородцев, так и россиян в целом. Вобрав в себя вековые традиции предков, нижегородцы всегда осознавали свою историческую миссию. Во времена Смуты, нашествия Наполеона и Великой Отечественной Нижний Новгород был опорой и поддержкой столицы и ее жителей, ее освободителем, гостеприимным хозяином и искусным ремесленником. Составной частью истории Нижегородского края является история нашей Малой Родины –Березополья.  На протяжении веков наш край  представлял собой заметную, хоть и  провинциальную частицу русской земли, Империи, советского государства, России... «Нижний - брат Москве ближний» - народная молва как нельзя точно определяет суть этих взаимоотношений.

Программа кружка «Краеведение»  поможет обучающимся найти собственную тему для исследовательской работы, используя интеграцию многих предметных областей, и прежде всего, истории, географии, обществознания, экономики и т.д. А также будет способствовать определению направления, предметов и методов исследования, выбору темы, ориентировке в поиске и анализе источников.

В условиях введения ФГОС крайне актуальными являются методики деятельностного подхода. К таковым относится метод проектно- поисковой деятельности, являющийся основным в реализации данной программы. Это особый творческий вид исследования, обладающий, объективной и субъективной новизной, который стимулирует активный интерес школьников через возможность реально раскрыть свои творческие способности, заложенные в них природой. Этот метод позволяет школьникам стать деятельностными участниками процесса познания, что способствует их самораскрытию. Проектная деятельность ориентирована на изучение родного края, объединяя в себе географические, этнографические, исторические, хозяйственные сведения о жизни своих односельчан. Данный вид деятельности способствует формированию любви к своей малой Родине,  бережному отношению к наследию прошлого, укреплению семейных связей. Участие в разработке и реализации проекта обеспечивает динамику поиска и осмысления новых знаний самими учащимися.

        Главной задачей использования проектно-поискового метода в краеведческой деятельности является выявление источника знаний о своей местности, сохранение преемственности народных, семейных традиций, а также оформление собранного материала и его паспортизация.

        Для реализации программы кружка в школе имеется опредёленный опыт краеведческой работы и   достаточный  культурно-исторический  материал для занятий с учащимися основной школы, а именно школьный музей, который является богатой источниковой базой.  Для решения исследовательских задач членам кружка рекомендовано также  использовать фонды Государственного архива нижегородской области (ГАНО, ул. Студенческая, 15), Государственного общественно-политического архива Нижегородской области (ГОПАНО, ул. Большая Печерская, 22), а также отдела периодических изданий государственной областной универсальной библиотеки им. В.И. Ленина (ОПИ). Программой рекомендована дополнительная литература для занятий и темы для проектно-поисковой  деятельности.

Задача кружка сформировать интерес к   более детальному изучению истории Нижегородского края и своей Малой родины.  Такой интерес мы постарались закрепить, работая над проектами,  в  которых в истории родного края отразились как  российские события,  так и конкретные человеческие судьбы.

Программа  рассчитана на 1 год в объеме 2 часа в неделю.

Цель:  через изучение истории и культуры родного края  вовлечь учащихся объединения в проектно-исследовательскую деятельность

Задачи 

1. Обучение экспедиционным методикам исследования традиционной культуры своего края, села.

2. Развитие навыков  экскурсионной деятельности на базе школьного музея и достопримечательностей  края.

3. Поиск, сбор и паспортизация материала силами исследовательских коллективов учащихся, педагогов, старожилов села.

4.Формирование  общественной активности и гражданской культуры личности  обучающихся

                      Учебно- тематический    план

№ п\п

Сроки

Тема

Кол-во

часов

т

пр

1.

Веси: село, деревня. Наш край на карте России.

1

1

-

2.

Сущность и назначение проектно-поискового метода в истории и краеведении.

4

4

-

1.Понятие проектно-поискового метода. Актуальность исследовательской работы.

2.Требования к выполнению учебной исследовательской работы.

3.Виды проектов.

4.Постановка целей и задач.

1

1

1

1

3

Методика первичной фольклорной информации

4

4

 1.Правило географической конкретности собираемого материала

2.Паспорт собирателя, опросники.

3.Паспорт текста и паспорт респондента

4.Структура и правила оформления проекта.

1

1

1

1

1

1

1

4

«Стоит Хвощевка на речке Кудьме»

История Хвощевского поселения

8

4

4

1.«Откуда есть пошла Хвощевка..».

2.Планировка поселения. Порядки и улицы.

3.Выбор места, леса для строительства дома.

4. Изба.Дом. Хоромы. Организация помочи.

5. Новоселье.

6.Экскурсия по Центральной улице.

2

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

5

Интерьер крестьянской избы  

5

3

2

1.Начнем от печки. Заготовка дров . Форма печей. Печные мастера.

2.Значение русской печи в жизни жителей сел и деревень.

3.Праздник русской печки.

4.Красный угол, его расположение в доме. Убранство избы.

5.Экскурсия в музей.

1

1

1

1

  1

6.

Быт и занятия населения края. По материалам школьного музея.

10

7

3

1.Хлеб-всему голова. Земледелие

2.Лесная вотчина графов Шереметевых.

3.Горшечных дел мастера

4.Сенокосная пора.

5.Бортнечество в нашем крае. Экскурсия к пчеловодам.

6.В гостях у скорняков.

7.Рыболовы и охотники края.

8.Мастерицы-рукодельницы.

9.Когда семья вместе, так и душа на месте.

10.Дом моей мечты. Чаепитие.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

Мой род –моя крепость

9

8

1

1.Моя родословная

2.География моего села

3.Семейные истории и реликвии.

4.Моя семья в истории моей страны.

5.Пишем родословную.

6.Семейный архив

7.Память рода

8. Семейные традиции.

9.Праздник семьи

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

Традиции, обряды нашей местности

4

2

2

1.Праздники: личные, календарные, религиозные, международные, профессиональные

2.Семейные, личные праздники (родины, крестины, имянаречение, свадебный обряд, поминки)

3.Религиозные праздники

(Рождество, Ильин день, Покров , Пасха и др)

Двунадесятые праздники (Рождество Богородицы, Благовещенье,Сртенье, Троица)

4.Участие в проекте «Снежная крепость»

2

2

9.

История села в истории Нижегородского края

14

7

7

1.От возведения храмов к зодчеству души (История храмов)

2.История образования. От церковно-земской школы к советской школе на берегу реки.

3.Торговая площадь-центр села.

4.Макариха-ярмарка на «гону» в составе Нижегородской ярмарки

5. Подсобные занятия жителей округи (кузнечное производство, гончарное производство, артель «Рыбачка» в с. Шарголи)

6.Становление советской власти в селе. Памятник «Пяти  коммунаров».Экскурсия

7.У каждого была своя война». Строительство оборонительного рубежа на территории нашего края.

Экскурсия  по рубежу

8.Наши земляки-защитники Родины. Книга памяти.

9.Наш край после войны. История совхоза «Хвощевский». Проект Моя малая Родина

2

1

2

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Социальное проектирование

9

1

8

Работа по группам:

1.Выбор темы проектов

2.Социальное исследование среди сельчан

  • изучение материалов средств массовой информации (библиотека, газеты, телевидение и др.)
  • опрос педагогов и детей
  • работа с литературой и источниками

3.оформление проекта, подготовка к защите проекта

4.Презентация  проектов в группах. Проведение праздников села.

5.Рефлексия. Составление плана работы на следующий год.

1

3

3

1

1

1

1

3

3

1

Всего   68

68 часов

37

31

Содержание программы

Сущность и назначение проектно-поискового метода в истории и краеведении – 4 ч. (теоретические занятия)

Понятие проектно- поискового метода. Актуальность исследовательской работы на современном этапе. Проектирование как основа исследовательской деятельности в сфере истории, краеведения и культурологи. Требования к выполнению учебной исследовательской работы. Виды проектов: исследовательские проекты; творческие проекты; информационные проекты; приключенческие (игровые) проекты; практико-ориентированные проекты; предпринимательские проекты; проекты учебных мини-предприятий;  интернет-сайты; дизайнерские проекты; социальные проекты;  международные Интернет-проекты; проекты для взрослых.

Методика  сбора первичной фольклорной информации 13ч (теоретические занятия-4ч,практические занятия -9ч.),

Постановка целей и задач проекта; Методика сбора первичной  фольклорной информации: а) правила географической конкретности собираемого фольклора; б)паспорт собирателя, опросники; в)паспорт текста и паспорт респондента; г)состав рабочей группы, распределение ролей.

Структура и правила оформления проектной деятельности;

Требования к иллюстративному материала. Процедура защиты проекта.

 Оценка результативности проектной деятельности-

Критерии и показатели эффективности проектной деятельности. Изучение личностного роста (самодиагностика) и самоанализ; Анкетирование; Защита проектов как показатель эффективности краеведческого исследования. Создание компьютерной презентации;

Оформление экспозиции по данной теме. Участие в конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Применение данного материала в практической деятельности.

                          Тематическое содержание занятий

«Стоит Хвощевка на речке Кудьме». История Хвощевского поселения-8часов

География родного края. Природа. Животный мир. Водоемы.

Первые сведения о нашей местности в письменных источниках «Откуда есть пошла Хвощевка..».Планировка поселения.Порядки и улицы.

Выбор места, леса для строительства дома. Изба.Дом. Хоромы. Организация помочи.  Новоселье. Экскурсия по Центральной улице.

Интерьер крестьянской избы  -5часов

Начнем от печки. Заготовка дров . Форма печей. Печные мастера.Значение русской печи в жизни жителей сел и деревень. Праздник русской печки. Красный угол, его расположение в доме. Убранство избы. Экскурсия в музей.

Быт и занятия населения края. По материалам школьного музея -                      10часов

Хлеб-всему голова. Земледелие. Лесная вотчина графов Шереметевых.

Горшечных дел мастера. Сенокосная пора. Бортнечество в нашем крае. Экскурсия к пчеловодам. В гостях у скорняков.Рыболовы и охотники края.

Мастерицы-рукодельницы. Распределение ролей в традиционной крестьянской семье. Когда семья вместе, так и душа на месте.

Дом  моей мечты. Чаепитие.

Мой род – моя крепость-    9часов

Моя родословная. География моего села. Семейные истории и реликвии.

Моя семья в истории моей страны. Технологии составления родословной

Семейный архив. Память рода. Семейные традиции.Праздник семьи

Традиции и обряды нашей местности -4 часа.

Праздники: личные, календарные, религиозные, международные, профессиональные

Семейные, личные праздники (родины, крестины, имянаречение, свадебный обряд, поминки). Религиозные праздники

(Рождество, Ильин день, Покров , Пасха и др). Двунадесятые праздники (Рождество Богородицы, Благовещенье,Сртенье, Троица)

Стоит Хвощевка  на речке  Кудьме -14часов

От возведения храмов к зодчеству души (История храмов)

История образования. От церковно-земской школы к советской школе на берегу реки. Торговая площадь-центр села.

Макариха-ярмарки на «гону»

Подсобные занятия жителей округи (кузнечное производство, гончарное производство, артель «Рыбачка» в с. Шарголи)

Становление советской власти в селе. Памятник «Пяти  коммунаров».Экскурсия

У каждого была своя война». Строительство оборонительного рубежа на территории нашего края.

Экскурсия  по рубежу.

Наши земляки-защитники Родины. Книга памяти.

Наш край после войны. История совхоза «Хвощевский».

Методическое обеспечение

1.Тематические материалы школьного краеведческого музея

 «История Хвощевки», « Природа края»,  и др.

2.Экспозиции школьного музея «Интерьер крестьянской избы», «Занятия и быт населения», Наш край в годы войны, История совхоза «Хвощевский», История образования в нашем крае и др

3.Материалы школьного музея «Рекомендации  по работе с различными историческими источниками»

4.Сценарии и разработки мероприятий в музее.

5.Экскурсии и проекты , созданные участниками музея в различные годы «Пока река жива», «История оборонительного рва», «Наш край в годы войны», «Праздники и обряды нашего края», «В старину едали деды» и др.

           Темы проектов для участников объединения

Тема 1. Археологические находки на территории нашего края.  

            Возвращение к истокам.

Тема 2. Нижегородский Кремль.

Тема 3. Нижегородский подвиг

Тема 4. Храмы нашей местности.

Тема 5. Нижегородское купечество.

Тема 6. По главной улице села.

Тема 7.  Земские учреждения в нашем крае.

Тема 8..  Великие гости нашего края

Тема 9. Народные промыслы

Тема 10. Великие земляки. На литературных перекрестках.

Тема 11. Нижегородцы – декабристы

Тема 12. История массовых  репрессий

         Источники и литература по истории Нижегородского края

                                 для исследований учащихся

1. Бубнов Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода сер. XIX — XX вв., Нижний Новгород, 1991.

2. Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького: очерки истории.1917-1985. Горький, 1986.

3. Будцын И.В. Три века нижегородского предпринимательства / Элита нижегородского бизнеса. Информационно-аналитическое издание. Центр содействия бизнесу. Н.Новгород. 2000, с. 13.

4. Вспоминая былые походы. Сборник воспоминаний ветеранов Волжской военной флотилии. (1918-1920 гг.). Горький, 1968.

5. Города нашей области. География, история, экономика, население, культура. Горький, 1969, 1974.

6. Горьковский автомобильный. М., 1981.

7. Горьковский край. Горький, 1936.

8. Горьковчане в Великой Отечественной войне. 1941-1945. Горький, 1970.

9. Десять лет советской власти в Нижегородской губернии  1917-1927. Нижний Новгород, 1927.

10. Егоров Е.А. Рабочие нижегородской губернии (1900 - февраль1917. Численность. Состав. Положение.). Горький, 1980.

11. Жадаев Ф.И., Федоров Г.И. Путь корабля. История «Волгаря-добровольца» (документальная повесть). Горький, 1968.

12. Забвению не подлежит. Книги 2, 3.

13. История города Горького. Краткий очерк. Горький, 1971.

14. История индустриализации Нижегородского (Горьковского) края. Горький, 1968.

15. Культурное строительство в Нижегородской губернии (1917 -1927 гг.): документы и материалы/ составитель В.В. Колябин, Т.И. Бибанов. Горький, 1988.

16. Лушин А.Н. Масонство в Нижегородской губернии в XVIII - XX вв. Нижний Новгород, 1988.

17. Макарьевско-нижегородская ярмарка. Очерки истории. Нижний Новгород, 1997.

18. Назаров А.Ф. Николай Маркин. Саратов, 1971.

19. Народное хозяйство Горьковской области за 50 лет. Горький, 1967.

20. Население горьковской области. Горький, 1970.

21. Наша область. Сборник материалов. Горький, 1937.

22. Нижегородский край. М., 1930.

23. Ниякий В.В. Нижегородцы и горьковчане. Горький, 1975.

24. Октябрь в Нижнем Новгороде и губернии. Сборник воспоминаний. Горький, 1957.

25. Памятники истории и культуры города Горького. Горький, 1977.

26. Статистика землевладения 1906 г. СПб, 1906.

27. Тулин А. Яков Воробьев// Чекисты. Горький, 1968.

28.  Тюрина А.И., Чемоданов Л.А. История горьковской области. Горький, 1981.

29. Ульяновы и нижегородский край. Горький, 1987.

30. Университет, рожденный октябрем. Горький, 1978.

31. Хорев Б.С. Горьковская область. Природа. Население. Хозяйство. Горький, 1967.

Источники и литература по истории Богородского района

1.Афонин И.М  Лукино на Кудьме.- Богородск, 2002

Литература для учителя

1.Закон РФ «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012

2.Типовое  положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей(утв. Приказом МОиН РФ от 26.96.2012 г. № 504);

3.Санитарно-эпидемологические  требования и нормы к УДОД (СанПиН 2.4.4.1251-03)

4.  Музей и подрастающее поколение. Сборник материалов

      Всероссийского семинара .-М., 2006  

5. Гузеев В.В.  Инновационные идеи в современном  образовании

 //Директор школы.- 1997 - № 1, стр с 3-11.

6. Гузеев В.В. Исследовательские проекты в практике школы//

    Директор школы.- 1998 - №7, с. 110-127

7.Даль В.И. Толковый словарь. М., 1997

8.Иновационный опыт в преподавании истории и  обществоведческих  дисциплин. Материалы 6-ой Областной научно- практической конференции. Н.Новгород, 2007

9. Озеров А.Б. Исследовательская  деятельность  как форма и метод обучения . М., 2003

10. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе

М.,2006



Предварительный просмотр:

Заявка участника областного конкурса методических разработок учителей образовательных организаций Нижегородской области «Великой Победе посвящается ...», посвященных 70-летию окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

1

Фамилия, Имя, Отчество (полностью)

Крайнова Елена Тихоновна

2

Район

Богородский

3

Место работы

МБОУ «Хвощевская школа»

4

Адрес места работы (с индексом)

607 623 Богородский район, с.Хвощевка

Ул.Центральная д.67

5

Должность

учитель

6

Педагогический стаж

30 лет

7

Контактный телефон

9200271101

8

Адрес электронной почты

KraelenaT@yandex.ru

9

Номинация

Методическая разработка учебного занятия для обучающихся 11 класса

10

Тема разработки

Наш край в годы Великой Отечественной войны

11

Краткая аннотация методической разработки

Урок построен на краеведческом материале и посвящен вкладу советского тыла

Областной конкурс методических разработок "Великой Победе посвящается ..."

Номинация № 3 " Методическая разработка учебного занятия для обучающихся 10-11 классов "

Наш край в годы Великой Отечественной войны

                                             Автор:

                                          Крайнова Елена Тихоновна

МБОУ «Хвощевская школа»

           учитель истории высшей

категории

                2015

Тема урока «Наш край в годы Великой Отечественной войны» 11 класс

  1. Тип урока: закрепление, углубление знаний.

  1. Форма организации – работа в группах.

  1. Метод обучения: исследование, вовлечение учащихся в процесс постановки вопросов и поиска ответов на них.

5. Особенности проведения урока.

Проведение урока  предполагает:

А) подготовительную поисковую работу обучающихся (возможна работа в группах)  по основным вопросам  урока;

Б) работа с материалами и документами по вопросам  (работа с текстом, схемой,  и анализ информации из различных источников во время урока) в группах во время урока.

6.Время проведения: 1час.

7. Основные вопросы урока:

  1. Мобилизация  военнообязанных на территории Горьковской области.
  2. Предприятия  г.Богородска – вклад в победу.
  3. Строительство оборонительных рубежей на территории нашего края
  4. Жизнь и труд в селе в годы войны.

8. Цели и задачи :

Цель: на примере краеведческого материала закрепить и расширить знания о вкладе тружеников  тыла в Победу.

Задачи занятия.

А). Приоритетными являются воспитательные задачи, так как  содержание урока – ступенька в воспитании любви к Родине, уважении к  её героическому прошлому. Содержание урока должно вызвать чувство гордости за наш народ, нашу малую Родину, её вклад в общее дело Великой Победы.

Урок должен убедить учащихся, что память о войне, об участниках войны, уважение к труженикам тыла – неотъемлемая часть жизни нашего народа, нашей страны,  ценность, передаваемая из поколения к поколению.

Б) Образовательные задачи. Учащиеся должны закрепить и расширить знания по теме «Тыл в годы войны».  На примере местного материала об условиях жизни и труда людей в годы войны выявить общие и особенные черты жизни народа в этот период. Уметь объяснять взаимосвязь тоталитарного режима в стране с повседневной жизнью граждан в отдельно взятой сельской местности.

В) Развивающие задачи.

Развитие информационных и коммуникативных компетенций :  умение работать с историческими источниками (воспоминаниями, материалами периодической печатью), отбирать, анализировать, сводить отдельные знания, полученные из разных источников в единую систему знаний по  истории Великой Отечественной войны, выносить  собственные суждения о ценности знаний, целях и способах деятельности, аргументировать преимущества и недостатки существовавшей в годы войны тоталитарной политической системы.

Развитие коммуникативных навыков, умений сотрудничать в группе, публичного выступления.

9. Оформление, оборудование:

А)  Задание группам на карточках.

Б)  Материалы школьного музея, материалы архива «Богородской газеты» военного периода для изучения и обсуждения в группах.

В). Презентации учащихся: «Предприятия Богородска – вклад в Победу», «Строительство рубежа обороны на территории края»

В ходе изучения темы «Великая Отечественная война» в кабинете оформляется уголок памяти «Подвигу жить в веках».

Изображение звезды, символический вечный огонь (нарисовать или зажечь свечу). В уголок (на звезду) учащиеся прикрепляют листочки памяти (в виде треугольников) с информацией о жителях села – тружениках тыла, воспоминания жителей, собранные в ходе подготовки к уроку, которые затем передаются в школьный музей.

Информация о   тружениках тыла по схеме:

  1. Ф.И.О.
  2. Когда и где родился
  3. Где учился
  4. Где встретил начало войны, день Победы.
  5. Где трудился,  в какой должности.
  6. Как поощрялся труд, что особенно запомнилось?

Конкретно к этому уроку листочки памяти оформляются о родственниках тружениках  тыла, соседях, живых участниках-строителях оборонительного рубежа.

Вариант: проецирование интерактивной хронокарты Богородского района с сайта «Я- история» 1941 -1945 годы, где  занесены фотографии военных лет, объекты коммеморации непосредственно нашего  края.

ReallyStory.com

Конспект  урока

  Память… Былые годы

                        уходят в былые времена…

Память сердце опалит

                     и заставит по другому

                     жить меня….

 I.Мотивационно-ориентировочный этап. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. По ходу идет демонстрация документальных фотографий военных лет, собранных в ходе подготовки к уроку. (Возможна демонстрация фотографий военных лет из архивов сайта «Я- история» ReallyStory.com)

В 2015 году наш народ отмечает знаменательную дату – 70- летие Великой Победы. Не только на полях сражений ковалась Победа. Одним из факторов, обеспечивших её, был трудовой подвиг тружеников тыла.

На нашей Хвощевской земле не рвались бомбы и снаряды,   не топтали железными гусеницами хлебные поля грозные фашистские танки, не ходили по улицам отряды карателей. Но была здесь своя  особая война, и в ней тоже надо было выжить, выстоять и победить.

Жители нашего края в годы войны внесли свой весомый вклад в дело Великой Победы. Сегодня на территории Хвощёвского сельского поселения  проживает немногим более 100 тыловиков, в том числе 40 – в Хвощёвке. Они  ещё могут рассказать нам о жизни и труде в то  далёкое военное  время. С некоторыми из них вы встретились. Они рассказали, как жили и трудились в годы войны. Некоторые из них были детьми, учились в школе, другие трудились на полях, принимали участие в строительстве оборонительных рубежей.  

Сегодня мы проводим особый урок. Основным источником  для его проведения является  не учебник истории, а нечто более ценное и живое. Что же это?

Ученики:    воспоминания старожилов нашего села, ваших соседей, родственников, ныне живущих в селе,  фото из их семейных архивов, материалы школьного краеведческого музея, а также опубликованные в разное время  воспоминания наших земляков.

Как вы, думаете, чем ценны для нас указанные источники? Все ли сказано и написано о войне?

Что можно выяснить и узнать на основе указанных вами  источников?

Учащиеся формулируют цели и задачи урока, основные вопросы урока.

II.Операционно- познавательный этап.

 2.Организация деятельности  учащихся в группах.

Группам, сформированным заранее, раздаются задания: изучить документы, ответить на вопросы к ним.  Учитель дает инструктаж о времени выполнения задания  (10 - 12 минут), необходимости подготовить выступление по вопросу урока.

1.Мобилизация военнообязанных. Как попадали на фронт?

Учитель: Вспомните, когда в стране был принят закон о всеобщей воинской обязанности?

Когда и с какой целью  был создан ГКО. Аналогичные органы власти создавались  в областях страны, в том числе в Горьковской области.

23.10.1941 года был создан областной комитет обороны под председательством М.И.Родионова)

Выступление учащихся 1 группы:

Всего из Горьковской области ушло на фронт 800 тысяч человек. Не вернулось 334 393.

  Из Богородска и  Богородского района  было призвано на фронт 19 342 человека.

  Домой вернулись 10 023 человека

Из Хвощевки и окрестных деревень на войну  ушли 697 человек. Не вернулись 369- более половины.

Презентация о предприятиях г. Богородска, работавших на нужды войны. (Приложение №1)

Дополняют учащиеся  других групп, которым было предложено проанализировать воспоминания участников войны по мобилизации на фронт и ответить на вопросы.

Как попадали на фронт? Что нового вы узнали. Какие  детали отправки на фронт вам показались важными?

Учебный материал для работы в группах.

1. Публикация Богородской газеты о  Е. Г.Богатыревой.  «Тётя Дуня родилась и выросла в Поспелихе. В её семье росли четыре сестры  и брат. Дуня была самой младшей.  Учиться ходила за шесть километров в Хвощевскую школу.  Но когда Дуня окончила 9 классов, отец решил, что хватит ей учиться, пора работать.

Отправили  учиться на трактористку. Училась 2 года. Из воспоминаний Евдокии Григорьевны: «Я была  одной из первых в округе девушек-трактористок. Вместе с Клавой Лаптевой направляли нас работать в д. Касаниха (около Ягодного) и в другие деревни. Работали  нас 2 девчонки, а остальные мужики. Трактор был тяжёлый, не то , что сейчас, только с ручки можно было завести. А её покрутишь…»

Однажды железная рукоятка вырвалась из рук Клавы Лаптевой, когда она трактор заводила, и рукояткой  с размаху ей по лицу. После того случая Клава ушла из трактористок, а вслед за ней ушла и Дуся. Не захотела работать одна в бригаде среди мужчин.

Работала   на мельнице, что стояла за деревней на пригорке. Такая же мельница была и в д.Ключищи.

«Муку мы мололи дотемна, вспоминает тётя Дуня, - Мои подруги уж на поседки собираются, а ещё только домой иду.  Вся в муке.»

В начале 1941 года  Дуне пришёл вызов: явиться в Хвощёвскую МТС. Было решено направить её учиться на  токаря в г.Богородске . Но, наверное,  потому, что намучилась девушка с «железным конём»  на полях,  она  отказалась от этой учёбы. А за отказ получила  в 1942   повестку на фронт .

Тогда , в июле 1942 года, из окрестных деревень на войну призвали  еще двух девушек: Марию Недошивину и школьную учительницу Дарью Зюзину.

И вот сборный пункт в военкомате в Горьком. У всех троих девушек были тяжёлые длинные косы. Стали их обрезать. И у девчонок, надевших непривычные солдатские шинели,  выступили слёзы на глазах. И тогда  парикмахер, сжалился  и  отдал по одной отрезанной косе на память  каждой из нас на память. На память  о юности , и о мирной жизни….»

2. Воспоминания Елисеева М.И. уроженца с. Шарголи, выпускника Хвощевской школы 1942 года.

Вопросы к документу: Кто и как попадал на фронт? Что нового вы узнали. Какие  детали отправки на фронт вам показались важными?

Елисеев М.И. 1924 года рождения получил повестку 8 октября 1942 года. В военкомат нужно было прибыть 12 октября в свой день рождения. Ему исполнялось 18 лет. В своих воспоминаниях он пишет6 «11 октября» были проводы.На проводы из деревни Шарголи пришел проводить меня мой дядя Михаил Сяганов. Он был стар, но бодр и умен. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу и людям.  Все в округе его уважали и считали святым. Он позвал меня в другую комнату и дал совет: быть честным перед товарищами и помогать им, уважать командиров и не бояться врага… Он сказал, что главное быть честным с Богом. Он дал мне текст молитвы и велел читать перед Богом три раза. Уходя, он сказал: «Мишенька, ты домой вернешься живым, я чую душой, буду за тебя молиться, пока буду жив.» Конечно, я до этого не молился, и не совсем верил в Бога, но почему-то на душе стало спокойнее. На фронте я всегда чувствовал, что меня кто- то охраняет.»

Из военкомата в г. Богородске Елисеева М.И. направили в первое Горьковское танковое училище, которое находилось на станции Ильино в Гроховецких лагерях.

Вспоминал, будучи курсантом, «нашу учебную роту отправили в Сормово на стажировку на завод «Красное Сормово». Туда  подошли из Подмосковья несколько поездов с разбитой и сгоревшей в боях техникой. А в этот период на заводе, кроме специалистов высокого класса -мужчин, работали в основном женщины и молодежь. Вот им и предстояло разбирать эти битые танки. А нередко в этих танках внутри оставались ещё полуразложившиеся трупы танкистов или части туловищ. От них шло зловоние. Многие девчата и женщины, падали в обморок,  отказывались от такой «работы». Вот эту работу  и предложил директор завода Е.Э Рубинчик нам курсантам. Конечно, и курсанты не все выдерживали зловонный запах при разборке танков. Директор завода каждое утро бывал на нашем участке, успокаивал нас, разрешил почаще делать перерывы и в рабочее время купаться в Волге.»

Вывод: Воспоминания дают нам представление о том,  как по всей России во всех городах и селах проходила мобилизация: уходили на войну мужчины и женщины, в основном молодежь, которой едва исполнялось 18 лет. А в тылу оставались старики, дети, женщины.

Июнь. Далёкий 41 год.

Великая война в стране идёт.

Не только фронт тогда в военных сводках был.

Ковал победу и советский тыл.

2. Строительство оборонительных рубежей.

Учитель: Вокруг города на территории Горьковской области развернулось строительство оборонительного рубежа. Как вы думаете для чего строился рубеж?

Выступление учащихся 2 группы. Показывают карту оборонительного рубежа. Презентацию «У каждого была своя война» (Приложение №3)

В плане Барбаросса отводилось особое место горьковской области. Отводилось особое место. Из дневника начальника немецкого штаба Гальдера в районе Москвы и Горького сосредоточено 28% военной промышленности». Горький  подлежал захвату на завершающем этапе плана – при выходе немецких войск  на линию Архангельск-Волга в районе Казани. Немцы планировали вступить в Горький в конце сентября – начале  октября 1941 года. Силами армии Гудериана по Московскому шоссе и дороге Горький – Муром. Это делало г.Горький прифронтовым городом с первых дней войны.

Оборонительный рубеж представлял собой систему земляных строительных сооружений, состоящую из противотанкового рва, дзотов, дотов, блиндажей и окопов. В нашей местности он проходил около селений Шарголи, Новинки, Крутиха, Сохтанка, гора Калениха. Протяженность рва по нашей местности составила около 20 километров.

Материал для обсуждения в группах: воспоминания жителей села, принимавших участие в строительстве противотанкового рва.

                                           Вопросы к документам.

Кто принимал участие в строительстве рва. Как трудились на строительстве. Как увековечена память о строителях рубежа на территории нашего поселения, в Богородском районе?

Учебный материал для работы в группах.

1.Воспоминания Катина Николая Константиновича,  жителя с.Хвощевки:

"В 1941 году я закончил 9 классов. Нас направили на рытьё противотанкового рва, определили участок от Коленихи до Сохтанки. Каждому давали задание, выполнив которое, отпускали домой. Ходили пешком туда и обратно. На одном из участков около деревни Новинки на помощь приехали взрывники. Работать стало легче. Сначала копали шурфы 75 на 75 см. и глубиной 2 м. Взрывники помещали в шурфы мешки с взрывчаткой. Далее прокладывали бикфордов шнур, который выводился наверх. Всё делалось вечером, а рано утром производили взрыв. Однажды произошёл несчастный случай. Рабочие пришли раньше взрывников, и, ничего не подозревая, развели костёр. Ночью прошёл снег, и замело следы вечерней работы. Начались один за другим взрывы. Погибли почти все рабочие, сколько, не знаю, говорили, что около 60 человек".

2.Воспоминания Сучковой  Евгении Васильевны -1924 года рождения ныне жительница села. Хвощевка по ул. Центральной д. 102

Осенью 1941 года местные власти обратились с призывом к населению, в котором сообщалось  о том, что всё население от 16 до 50 лет мобилизуется на рытьё окопов противотанковых рвов. Среди мобилизованных была и она. Е.В.Сучкова вспоминает «На площади – подводы, обозы.  Велели взять с собой еды на сутки, бельё, тёплую одежду. Куда ехать  никто не знает. Отряд образовался в километр. К вечеру остановились возле деревни Яковское, Студенец. Это 15 км от дома. Нас разместили на квартиры к местным жителям.- 8 человек в дом.. Спали на полу, на соломе. Продукты получали по списку из магазина. Хозяйка пекла нам хлеб. Пайка нам хватало.»

Приступили к работе. Дали  лопаты-кирки в виде мотыги начали копать. Никакой техники, всё вручную. Рвы длиной очень большой, опоясывали всю деревню, шириной 3-4 метра, высотой- 5 метров.

Руководили работой прорабы- инженеры, техники, все машины. Работали с утра до вечера без обеда. Осенью ещё туда-сюда сносно. Но потом наступила зима. Земля промерзала на метр, стлались от земли искры. Зябли ноги, руки, обмораживало лицо. С работы еле-еле возвращались. Кто-то копал, кто-то на носилках землю носил. Сначала рыли землю, потом носили носилки, прораб только кричал -  выровнить, чтобы стены были гладкими. Строили и  огневые точки. Вместе с женщинами  работали рабочие мужчины. Проработали осень, зиму, лето, а осенью всю работу закончили. После работы нам выдали зарплату, конечно,  вычли за питание, довольно неплохие деньгииз Смоленска- плохо одеты, плохо обуты. Огневая точка - это срубы похожие на баню за окном, бревна обтёсаны. Евгения Васильевна вспоминает : «Мы, девчонки, подносили  брёвна. Здесь работа была полегче.  Ни в какой бане мы не мылись, просто обтирались кое- как, но девчата мыли голову, на которые можно было купить одежду, обувь после этого я стала искать работу.»

3.Жизнь и труд села в годы войны.

Учитель: Сегодня на уроке мы говорим о тех, кто кормил Красную армию и жителей городов.

Вспомните, какие чрезвычайные меры были приняты правительством для организации производства в тылу?

С 1 сентября 1941 года в стране вводится нормированая выдача хлеба. Кто же вел эту битву за хлеб? Как трудились жители села?

Выступление 3 группы. Демонстрируются  фотографии военных лет:

В пору военных разрух

С хлебом в стране было туго.

Не выпускала из рук

Ты ни серпа  и ни плуга.

Вот почему ты , деревня жива.

Сладок твой хлебушек черный.

Хоть на твои жернова

Падали горькие слезы.

Учебный материал для работы в группах.

Рассказы о жизни военной деревни на основе воспоминаний жителей села.

1.Крохиной  Олимпиады Алексеевны (Дубровиной). (Ныне проживает в д. Макариха. Родилась  14 июля 1926 года в деревне Новинки в семье Дубровиных  Алексея Лукича и Анастасии Фёдоровны. В многодетной семье (5 детей) она была первым ребёнком. До войны училась в школе д. Шарголи, где окончила 6 классов.)

Когда Олимпиаде Алексеевне было 13 лет,  началась война.  Учиться было некогда и, как многие дети того времени, Олимпиада Алексеевна  пошла работать. Жить было очень трудно. Отца в первые же  дни войны забрали на фронт.  Мама работала целыми сутками…

    Слушая эту женщину, понимаешь, как трудно говорить ей об этом времени.  Как больно было получать похоронку на отца. Дрожащими губами она рассказывает, что было в последнем письме, последнем напутствии  от 5 сентября 1941 года : «Доченька, учись, учись,  7 сентября пойдём в бой…» И всё, после этого боя от него не было никакой весточки. Анастасия Фёдоровна её мать осталась одна с 5 детьми.

В годы войны Олимпиада Алексеевна  работала на лошади в колхозе имени «Чкалова» в Хвощевке. Зимой возила сено,  дрова на Костину Гору, а летом отвозила  хлеб в госпоставку в город Богородск (около нынешнего аэродрома). На повозку грузили по 8-10 мешков. Так она молоденькой девушкой трудилась 3,5 года. Не передать словами как трудно жилось в   военные годы . И голод, и холод, и слёзы от похоронок.  Как же все  радовались  долгожданной Победе.

2.Воспоминания Востряковой Анны Васильевны ныне жительницы села.

«Я окончила 5 классов в 1943году и  пошла, работать звеньевой  в колхоз  им. Чкалова. Прошла все тяжёлые работы. Работала и днём и ночью, особенно в уборочную.   Мы пололи семенные участки ржи и пшеницы. Жали , вязали , а снопы  на току обмолачивали  для этого их мочили чтобы пояс у снопа не ломался. Сначала молотили от шкифа мельницы, а затем расчищали в поле по две клади, чтобы между  ними  мог пройти трактор с молотилкой. Снопы просушивали и стаскивали в третью смену после ужина. Снопы стаскивали к скирдам на длинных шестах, где их сладировал старик наш бригадир Ламзин Николай Иванович и старушка Шарандина  Анна Ивановна, которая работала конюхом, а в ночную работала в поле. Помню когда сеяли клевер, кто из лукошка , а кто из хлебной плошки,  нам Николай Иванович кричал под левую ногу, чтобы  не было пропусков . Да какие клевера-то уродились. А луга у нас были заливные на пруду и под трубами  вытаскивали рыбу  из воды по пояс на граблях. На  обед варили рыбу и  у кого что есть.

Чай готовили из кустов  чёрной  смородины. Нас, молодёжь, оставляли работать до победного. Старушки  уходят свою  скотину убирать, а мы остаёмся когда сметают стога и согребём  за копёшками.

 Еще     ездили в заготконтору    сдавать зерно.  Разгружали мешки   да ещё пропускали  горох обмолоченный через змейку, а на верх  лазали  с узлами по лестнице  и носили пропущенный в сусеки. Заработка никакого не было,  работали за пустые палочки, а затем нам стали выдавать по 200 гр. хлеба. Кладовщицей работала Отрокова Татьяна Ивановна. По зимам собирали куриный помёт и золу  по домам и баням, навоз на своих санях  вывозили, да какие штабеля –то наваливали.»

Приходится поражаться силе и стойкости женщин, молодых девушек. Ведь они работали и  на колхозных полях и дома, помогали матерям растить братьев, сестер.  И в каждой семье были те, кто находился на фронте, кому было ещё тяжелей. Все жили единой верой в победу, в то, что скоро придет конец тяжёлой войне, а вместе с ним и тяжёлому труду.              

3.Воспоминания Востряковой  Любови  Александровны о том, как работала школа в годы войны.

«Отопление было печное, с дровами были трудности. Учителя и ученики часто сами ездили в лес за дровами. Ученики садились за парты в одежде. Учились во вторую смену при керосиновых лампах, но и керосина часто не было. Уроки проводятся впотьмах. Дома  у учителей керосина тоже нет. После уроков дети работали на полях колхоза им. Чкалова: убирали свеклу, картофель, сортировали зерно. Учились и работали в полуголодном состоянии.» О том, как школьники помогали колхозу, часто писала Богородская газета, например, в №146 от 24.12.1943 года «Школьники деревни Крутиха активно помогают колхозу в подготовке к весеннему севу. В воскресенье 19 декабря учащиеся провели субботник по сбору удобрений: куриного помета, навоза…»

Вопросы для обсуждения

1.Что поразило вас в условиях труда, быта в военное время?

Примерные ответы учеников.

-трудились все

-труд был бевозмездный;

-не было ни праздников , ни выходных

-всем жилось очень тяжело: голод, лишения, потеря близких, родных.

-никто не отлынивал, труд был самоотверженный, героический.

Подведение итогов: Узнали ли вы что-то новое о войне? Какие чувства вызвали у Вас Воспоминания жителей села, материалы урока. Почти все материалы записаны со слов жителей, которые живут рядом с нами в нашем селе.

Как вы поняли эпиграф нашего урока? Можете ли вы отнести этот эпиграф к себе. Как изменилось Ваше отношение к односельчанам, пережившим войну, что каждый из нас может сделать для  сохранения исторической памяти о войне.

Россия всегда будет хранить память о Великой Победе, о том, какой ценой она досталась, о подвигах отцов и дедов. Как и они, мы будем также любить свою Родину, а если придется, будем самоотверженно защищать её.

Список использованной литературы.

1.Зерчанинов Л.М. Горьковчане в  Великой Отечественной войне. Горький, 1977г.;

2.Трудовой подвиг горьковчан в годы Великой Отечественной

   Войны. Н.Новгород, ФГУУИПП, 2002г.

3.Газета "Земля Нижегородская ". 2005 г. №9,№13, №19, №26, №34,

   №40,№42;

4.Богородская газета.

4.Воспоминания тружеников тыла ( рукописи). Школьный музей МБОУ «Хвощевская школа»

Интернет ресурсы.ReallyStory.com