3. Конспекты уроков

Ланчакова Мария Васильевна

Конспекты, технологические карты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по  математике в 3  классе. Учитель Ланчакова М.В.

Тема: «Сложение и вычитание именованных чисел».

Цели:

преметные  УУД -  повторить алгоритм сложения и вычитания именованных чисел;

личностные УУД – учебно-познавательный интерес к учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании математики, умение отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации  учителем;

универсальные логические действия – способности и умения учащихся производить простые логические действия;

коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри  группы;

регулятивные УУД -  - контроль результата с заданным эталоном коррекции.

Ход урока:

1. Орг.момент, введение в урок.

1) Начинаем урок математики. Улыбнулись друг другу.

– Молодцы! Что возьмём с собой на урок? (Ум, смекалку, доброту, хорошее настроение)

Слайд 1

Цитатой к сегодняшнему уроку я взяла слова  Д.И.Менделеева:

 «Наука начинается там , где начинают измерять. Точная наука немыслима без меры»
- Как вы понимаете эти слова? О чем мы будем говорить на уроке?

Слайд 2

Тема урока: «Сложение и вычитание именованных чисел»

 Слайд 3

-     Людям издавна приходилось измерять расстояния, определять площадь земельных участков,   использовать точные размеры при строительстве…

Как измеряли раньше?

Какими пользовались единицами?

 Слайд 4

  Перст

  Вершок

  Дюйм

  Пядь

  Сажень

  Локоть

  Аршин (Д.З. Старинные единицы измерения массы)

2. Математическая разминка  

Слайд 5-9

*        Запишите число, в котором 406 ед. II класса и 700 ед. I класса
(  406.700        А вы знаете, что оно обозначает?  )

 Расстояние от Земли до Луны 406.700 км.  

апишите число, в котором  150 ед. III класса

     Примерное расстояние от Земли до Солнца 150.000.000 км

*Запишите число 55 млн.75

    Прмерное расстояние от Земли до Марса

  • Запишите число, в котором 40 ед. II класса и 75 ед. I класса

  Длина Земли по экватору 40.075 км

Представьте 40.075  в виде суммы разрядных слагаемых.

 3. Тест (взаимопроверка по образцу) (Детям даётся тест на листочках)
1. Укажи правильную запись числа: девять тысяч пятнадцать. 
а) 9 015
б) 90 015
в) 9 150
г) 915
2. Какое число следует за числом 24 567?
а) 24 667
б) 25 567

в) 24 568
г) 24 566
3. Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых: 
40 000+5 000+ 600+50+4
а) 405 654
б) 4 565
в) 54 654

г) 45 654
4. Какая цифра стоит в разряде сотен в записи числа 432 567?
а) 4

б) 5
в) 3
г) 2
5. Какое число содержит 572 единицы первого класса и 400 единиц второго класса. 
а) 572 400
б) 572

в) 400 572
г) 400
     
Взаимопрверка:  а    в    г    б    в   

4.Работа в тетрадях (по цепочке у доски)

 -Вспомним алгоритм сложения и вычитания именованных чисел

-Записываю…

-перевожу…

-записываю в столбик…

-считаю…

-перевожу…

5м 94см + 6дм 8см =

7м 2дм- 42дм 3см =

34дм + 2м 37см =

7 км 30 см – 4 кг 358г =

                                         Физминутка «Хлопай-топай»

5.Работа в парах

        Возьмите листы с текстами и найдите среди них задачу.

  1. Древние учёные в Греции рассчитали длину окружности Земли, которая составила 39 690 километров. Измерения в наше время равно - 40 075 километрам.
  2. Древние учёные в Греции рассчитали длину окружности Земли, которая составила 39 690 километров. Измерения в наше время равно - 40 075 километрам. Чему равна длина окружности Марса?
  3. Древние учёные в Греции рассчитали длину окружности Земли, которая составила 39 690 километров. Измерения в наше время равно - 40 075 километрам. На сколько километров ошиблись древние учёные?

В тетради записать только решение и ответ

5.Работа в группах. Практическая работа

-Какой ряд выше? Необходимо измерить рост каждого ученика из вашего ряда и узнать общий рост.

6. Итог урока

  • Итак, урок наш подошёл к концу.
  • Какая была тема урока?
  • Какую цель ставили? Достигли мы её?

7. Рефлексия

Я понял, что…
Было интересно…

Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
На следующем уроке мы…

VII. Домашнее задание( Сообщение) Стр 106

Математический марафон (устно) (Задание для сильных)

  1. Вспомнили самое маленькое трёхзначное число. (100)
  2. Уменьшите его наполовину. (50)
  3. Разделите полученное число на 10. (5)
  4. Увеличьте в 7 раз. (35)
  5. Прибавьте самое маленькое натуральное число. (36)
  6. Уменьшите в 6 раз. (6)
  7. Прибавьте столько же. (12)
  8. Увеличьте в 3 раза. (36)
  9. Умножьте на 10. (360)
  • Запишите получившееся число в тетрадь.
  • Какое число получилось? (360)
  • Встаньте все, у кого ответ 360. Молодцы! Вы сегодня самые лучшие счётчики. Поставьте на полях тетради +.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Наука начинается там , где начинают измерять . Точная наука немыслима без меры» Д.И. Менделеев

Слайд 2

Тема урока: « Сложение и вычитание именованных чисел»

Слайд 3

Людям издавна приходилось измерять расстояния, определять площадь земельных участков, использовать точные размеры при строительстве… Как измеряли раньше? Какими пользовались единицами?

Слайд 4

Единицы измерения Древней Руси Перст Вершок Дюйм Пядь Сажень Локоть Аршин

Слайд 5

Разминка

Слайд 6

Разминка 406 700

Слайд 7

Разминка 406 700 150 000 000

Слайд 8

Разминка 406 700 150 000 000 55 000 075

Слайд 9

Разминка 406 700 150 000 000 55 000 075 40 075

Слайд 10

Разминка 406 700 150 000 000 55 000 075 40 075 40 000 + 70 + 5

Слайд 11

Тест а в г б в

Слайд 12

Работа в тетрадях Вспомни алгоритм Выполни действия: 5м 94см + 6дм 8см = 7м 2дм- 42дм 3см = 34дм + 2м 37см =

Слайд 13

Физминутка « Хлопай – топай»

Слайд 14

Работа в парах Найдите задачу В тетради запишите только решение и ответ

Слайд 15

Практическая работа в группах: Какой ряд выше ? Какой ряд ниже ?

Слайд 16

Домашнее задание Сообщение о старинных единицах измерения массы Стр. 106

Слайд 17

Сегодня на уроке: Было интересно… Было трудно … Мне захотелось … У меня получилось … На следующем уроке мы…

Слайд 18

Спасибо за урок! Желаю дальнейших успехов !



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Башкирская гимназия»

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

по произведениям А.С. Пушкина

«Ах, эти сказки!»

Цель: - продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина.

Задачи: - обобщить знания, полученные из прочтения сказок А.С. Пушкина,

              - развитие внимательности, выразительности детского языка,

              - прививать читательский интерес через изучение произведений великого Пушкина.

Оборудование: презентация, рисунки детей, кроссворд, карточки с различными заданиями, книжная выставка.

Разработала: учитель нач.классов

                                                                                Ланчакова М.В.

г. Нефтекамск,

2015г.

Учитель:  - Прослушайте отрывок и назовите его автора. Подумайте, откуда этот отрывок и какое название имеет это произведение?

Чтец:      У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Дети: - Из поэмы "Руслан и Людмила". Написал ее Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель:  - Да, действительно автором является любимый нам с детства поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. О нем нам подготовили доклад ребята творческой группы.

Творческая группа:  

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений. В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгель Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила». За распространение эпиграмм на различных людей, вольных стихов, в 1820 году Пушкина отправляют в ссылку. В ссылке, в 1823м году поэт садится за написание романа «Евгений Онегин», который принесёт ему в будущем великую славу. За четыре года ссылки Пушкиным были написаны такие романтические южные поэмы как «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники». В 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении – в селе Михайловское. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Находясь в ссылке Александр Сергеевич узнаёт о восстании друзей декабристов, многие из которых в последствии были казнены и отправлены в ссылку. 4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья. В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров, такие как «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие другие.9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок математики (4 класс)

Тема: Шкала. Цена деления шкалы.

Цель: уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.

Задачи: 1) научить определять цену деления шкалы на числовом луче, на измерительных приборах;

2) тренировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел:

3) развивать мыслительные операции, мотивацию к целенаправленной деятельности, умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) воспитывать здоровый образ жизни, трудолюбие, способности к познанию.

Оборудование: измерительные приборы со шкалами, компьютер, видеопроектор, карточки для индивидуальной работы, карточки с пословицами и поговорками.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Психологический настрой.

- Добрый день. Позвольте представиться…Какое у вас настроение? Каким вы хотите, чтоб получился урок? Что для этого необходимо? Свою работу в конце урока оцените на шкале «успеха».

Личностные УУД:

1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из текста;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение работать в группе;

4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Духовно-нравственное

развитие и воспитание:

1)воспитание здорового образа жизни;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из текста;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение работать в группе;

4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение работать в группе;

4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

I. Актуализация знаний.

- Откройте тетрадь. Запишите дату. Четверым учащимся дана индивидуальная работа по карточкам. По окончании математического диктанта работу сдаёте.

Математический диктант. (1 обучающийся работает у доски, располагает числа на числовом луче. Трое обучающихся выполняют индивидуальные задания по карточкам. 1 обучающийся работает у доски, выполняя индивидуальное задание.)

А) 1/5 увеличить на 3/5. (4/5)

Б) На сколько 2 больше, чем 2/5? (8/5 или 1 3/5)

В) Сумма чисел 2 и 2/5. (12/5 или 2 2/5)

Г) запишите число 3 1/5 в виде неправильной дроби. (16/5)

Д) Напишите число 4 в виде дроби со знаменателем 5.

- Что заметили? ( Числа расположены в порядке возрастания, увеличиваются на 4/5).

- Какое число следующее? (4 4/5)

- Удобно ли обозначить на этом луче число 3/23? (Нет, т. к. единица разделена на 5 частей, поэтому двадцать третьи доли никак не отметишь).

- Какое расстояние между соседними штрихами шкалы на луче? (1/5 доля единицы)

- Проверим работу, выполненную учеником. (Задать вопрос: Как складываются и вычитаются смешанные числа?)

А) 6*(21 1/5+4/5)= 132

Б) 38 2/5+1 3/5=40

В) 3 1/5-1/5=3

Г) х/2=4, х=8

132, 40, 3, 8 (Оценить обучающихся, выполнявших индивидуальные задания)

132 см, 40 кг, 3кг, 8 ч

- Что изменилось?

- Как называются такие числа? (именованные числа)

- Вспомните, что такое величина? (То, что можно измерить и результат измерения выразить числом).

II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

- Соотнесите единицы измерения и величины.

(132см – длина, норма роста четвероклассника, 40кг, норма веса 4-классника, 3 кг – масса, таким должен быть вес портфеля ученика 4 класса, 8ч. – время)

- Какие приборы необходимы для того, чтобы измерить эти величины?

-№1 с 53        

- Какие величины измеряют с помощью приборов, изображённых на рисунке?

- Что общего у этих приборов и числового луча, который мы изобразили? (У них есть деления и числа, с помощью которых определяют значения величин)

- Как называется эта часть приборов с делениями и числами?

(Читают текст на с 53.  до цены деления).

Вывод: числа и деления образуют _________, которая  помогает определять  _________    ____________ величины.

(Справка: шкалу; значение измеряемой)

-Сформулируйте тему урока.

- Чему предстоит научиться на уроке?

III. «Открытие» нового знания.

- Слово шкала происходит от латинского слова «СКАЛЭ», которое переводится как «лестница». «СКЛЯРИС» - ступенчатый

- Шкала похожа на лестницу. Чем?

- Шкалы имеют цену деления.

- Что это такое? Ответ на вопрос найдите в учебнике на с. 53

Цена деления – число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы.

- Попробуем определить цену деления измерительных приборов № 1 с. 53

- На шкале термометра для определения температуры воды некоторые цифры отсутствуют. Отметьте на ней точкой значение температуры воды для купания маленького ребёнка - 36*.

- Часто ли своей жизни приходится определять значения величин по шкале со свободными делениями? Приведите примеры.

- Чему надо научиться? (Определять по шкале значения величин)

Физминутка

- Для профилактики простудных заболеваний и активизации работы мозга выполним дыхательную гимнастику.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой.)

- Быстрый шумный втягивающий вдох через нос, свободный естественный выдох со звуком «ха-а»

- «Насос»

- зевнуть, потянуться.

Для определения объёма лёгких используется прибор спирометр.

IV. Первичное закрепление

-Будем учиться определять по шкале значения величин.

Медицинский термометр

Запись в тетради: 36,6*, 38,1*

Уличный термометр

- Самая низкая температура воздуха, зарегистрированная в Нефтекамске  в 1976 г.   -52*С

- Самая высокая температура воздуха, зарегистрированная в нашем городе в 2010 г. +42*С

Спидометр

90км/ч, 40км/ч

Весы

450г яблок, 1кг100г весит бочонок мёда (региональный и воспитательный момент)

Линейка

- Измерьте высоту ручки.

Самая большая конная статуя в России-памятник С. Юлаеву-9м 80 см, 40т (Сосланбек Тавасиев, 1967г.- Переведите 9м 80 см в дециметры – 98дм

- Что необходимо для определения величин?

Вывод: Для определения величин необходимы измерительные приборы, значения величин определяем по шкале.

V. Практическая работа в группах

«Шкалы разные нужны, шкалы всякие важны».

- Объединимся в группы. У каждой группы на партах различные приборы для определения различных величин. На столах лежат инструкции по работе в группе и работе с прибором. Внимательно прочитайте инструкцию. Старайтесь работать все. Выводы сделайте по плану. Работу начинаем и завершаем по звуковому сигналу.

1группа (ростомер)- «Гордись не ростом, а умом».

2 группа (напольные весы) – «Мал золотник, да дорог».

3 группа бытовые весы – «Друга узнать – вместе пуд соли съесть».

4 группа (секундомер) – «Делу время, потехе час».

5 группа (сантиметровая лента) – Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Выступление групп. Предъявление результата.

-Измерь самого себя – и ты станешь настоящим математиком.

Оцените свою работу на «шкале успеха».

 -Что у вас получалось сегодня лучше?

-В чём испытывали затруднения?

- Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

VI. Рефлексия. Итог. Д/з

-Мы рассмотрели много приборов. Что общего у всех?

-Ключевые слова урока?

- Что такое шкала?

-Что особенного у каждой шкалы?

Д/з: с. 54 №6, придумать и нарисовать свой измерительный прибор со шкалой, дать ему название.

-Внимание вопрос! Назовите приборы, которые находятся в этом ящике. Они являются измерительными, широко используются в быту, но не имеют шкалы?

(ложка, стакан, банка)

(В банке лежат конфеты, которые раздаются детям.)

Приложение

Индивидуальное задание

А. Оставь истинные  высказывания. Обоснуй свой выбор.

3/15     <      8/15

З

3/15     =     8/15

Б

3/15     >    8/15

Н

4/7       <     4/9

Р

4/7      =      4/9

Т

4/7       >    4/9

И

5/5       <     7/7

У

5/5      =     7/7  

М

5/5       >     7/7

К

6/10     <      10/6

А

6/10    =      10/6

Ы

6/10      >    10/6

Х

Составь из оставшихся  букв название времени года.

Инструкция для группы 1.

  1. Проведите измерения веса предметов, полученные результаты запишите в таблице:

объект

масса

Данные на упаковке

1.

Крупа

2.

Чай

3.

Конфеты

Общий вес:

  1. Проведите сравнение написанной на упаковке массы предметов и ваших замеров, все ли данные равны?
  2. Вычислите общий вес покупки.
  3. Сделайте выводы:

      Группа проводила измерения _______________________________, используя прибор ________________________________.

      Общий вес покупки составил ___________________ граммов или ___________ кг _________г.

      Пришли к выводу, что масса предметов, указанная на упаковках купленных продуктов ______________________________________ (соответствует, не соответствует) настоящему весу.

Инструкция для группы 2.

  1. Проведите измерения роста каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Имя ученика

рост

Соответствует норме

1.

2.

3.

4.

5.

Общий рост:

Среднее:

  1. Проведите сравнение роста каждого ученика с нормой роста 10-летнего ребенка: 128 – 140 см.
  2. Вычислите общий рост вашей группы, найдите среднее – средний рост ребят вашей группы.
  3. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Общий рост группы составил _______________________ см или _________м ______ см.

Соответствует нормам рост (указать имена ребят):

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Ниже нормы рост:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________

Выше нормы:

  1. ____________________________________
  2.  ___________________________________

Самый высокий: ______________________________________________.

Инструкция для группы 3.

  1. Проведите измерения времени решения выражения  каждым учеником в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Имя ученика

время

Правильность решения

1.

2.

3.

4.

Общее время:

Среднее:

  1. Проведите сравнение времени решения и правильности решения примера.
  2. Вычислите общее время вашей группы, найдите среднее время, затраченное на вычисления.
  3. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Общее время группы составило _______________________ секунд или _________мин ______ с.

Быстро вычисляют, правильно решили пример:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Быстро вычисляют, но неверно:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Инструкция для группы 4.

Определите: хватит ли данной ленты для того, чтобы обшить края диванной подушки?

  1. Проведите измерения  диванной подушки и длины ленты, полученные результаты запишите в таблице:

предмет

результат

1.

подушка

2.

лента

  1. Проведите сравнение полученных результатов.
  2. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Для отделки подушки лентой нужно  _______________________ см или _________дм ______ см.Купленных лент ____________ см ________________________ (достаточно, не достаточно) для выполнения задания.

Для украшения 5 таких диванных подушек понадобится _______________ см или _____________дм __________ см ленты.

Инструкция для группы 5.

  1. Проведите измерения веса каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Имя ученика

вес

Соответствует норме

1.

2.

3.

4.

5.

Общий вес:

Среднее:

  1. Проведите сравнение веса каждого ученика с нормой веса 10-летнего ребенка:  35 – 40кг.
  2. Вычислите общий вес вашей группы, найдите среднее – средний вес ребят вашей группы.
  3. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Общий вес группы составил ___________кг _________ г     или ___________________ граммов.  

Соответствует нормам вес (указать имена ребят):

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Ниже нормы вес:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________

Выше нормы:

  1. ____________________________________
  2.  ___________________________________

Инструкция для группы 6.

  1. Проведите измерения силы руки каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Стоя, на вытянутой перед собой руке сжать силомер по очереди в правой и левой.

Имя ученика

Правая рука

Левая рука

Соответствует норме

1.

2.

3.

4.

  1. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________.

Соответствует нормемышечная сила правой руки (указать имена ребят):

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Соответствует нормемышечная сила левой руки (указать имена ребят):

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Ниже нормы:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________

Выше нормы:

  1. ____________________________________
  2.  ___________________________________

Вывод: мышечная сила ______________ руки выше мышечной силы ____________ руки.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 1 классе

                                                         Блок I                         Целеполагание

Класс: 1

Предмет: математика

Дата:  по плану

№ урока: по плану

Тема урока:  «Число 9 и цифра 9. Состав числа 9»

Цель урока:   - познакомить учащихся с числом и цифрой 9, ее составом.

                                                         Блок II                       Инструментальный

Задачи урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепить знание состава чисел в пределах 8.
  1. СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ: математической речи, логического мышления.
  1. ВОСПИТЫВАТЬ: желание работать в коллективе, в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания

Учебно-методический комплекс:

1.Учебник - рабочая тетрадь

2. Индивидуальные карточки для учащихся

3.Презентация

4.Сигнальные карточки

                                                         Блок III                     Организационно-деятельностный

Основные понятия: число, цифра, сумма, разность,  геометрическая фигура

Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент

-Прозвенел звонок…

Нас ждет сегодня много работы, поэтому постарайтесь, приложите всё своё старание и усердие.

…Начался урок!

- самоконтроль

  1. Актуализация знаний

-Какой скоро праздник?

-На Новый год мы наряжаем чудо-дерево и сегодня я предлагаю за каждое правильно выполненное задание шар к нашей новогодней красавице.

1. «Разминка»

Какой сегодня день недели? А какой он по счету? А какой это месяц? А какой этот месяц по счету?

2.Счет десятками до 100.

   Обратный счет.

3.Состав числа (на доске ёлочки)

  3    4    5    6     7     8

-2 ученика оценивают работу всех.

Индивидуальные карточки:

3+2

6-3

2+4

7-4

8-5

3+1

6-2

3+4

7-3

8-2

3+2

6-3

2+4

7-4

8-5

3+1

6-2

3+4

7-3

8-2

3+2

6-3

2+4

7-4

8-5

3+1

6-2

3+4

7-3

8-2

  1. Математический диктант

   -Сумма чисел 3 и 2.

 -Разность чисел 8 и 1.

-1 слагаемое-1, 2 слагаемое-6. Чему равна сумма?

-Уменьши 7 на 4.

-Увеличь 6 на 2.

-Покажите число, предшествующее числу 5.

-Покажите число, последующее за числом 7.

5.Геометрическое задание

-Что видите?

-Сколько видите треугольников?

6.Задачка в стихах.

У Наташи - кукла Маша,

Мишка плюшевый у Паши.

У Танюшки – кошка.

У Жени - матрешка.

Лошадка – у Павлуши.

Машинка – у Илюши.

Сколько всего игрушек?

7. Логическая задача.

За калиткой спрятались цыплята.  Видно 10 лапок. Сколько там цыплят?

8.Закончи пословицы о числах

7 раз отмерь,…

Одна голова хорошо, а …

Молодцы! Мне за вашу работу хочется подарить еще один шарик, но не знаю каким он будет по счету. Подумайте о теме нашего урока.

…Новый год

Выполняют у доски.

Одновременно с ними ребята выполняют работу на индивидуальных карточках.

Работа с сигнальными карточками

…Геометрические фигуры.

Дети считают количество треугольников (8)

…6 игрушек

…5 цыплят

…1 раз отрежь.

…2 лучше.

-развитие мотивации

-умение ориентироваться в обстановке,

-развитие речи

-умение работать с составом числа

-умение оценивать работу своих товарищей

-умение работать самостоятельно

-развитие устных вычислительных навыков

-развитие умения работать с сигнальными карточками

-развитие логического мышления

-развитие навыков устного счета

-развитие логики

-умение высказать свою мысль

-умение прогнозировать тему, цель, задачи урока

  1. Открытие нового знания

-Так о чем пойдет речь на уроке? Как мы будем действовать?

  1. Где же находится число 9 в числовом отрезке? Что нужно сделать нам с число 8, чтобы получить 9?  Что можно теперь сказать об этом числе? (оно стоит после 8). Назовите соседей нашего нового числа.

Число 9- однозначное, нечетное, в нем 9 единиц.

-МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ ВЫПОЛНИЛИ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ПЛАНА?

ФИЗ.МИНУТКА

  1. Как можно записать число 9? Мы научимся писать цифру 9. Люди давно решили для удобства применять цифры, чтобы не рисовать предметы.

Познакомьтесь с этой цифрой. На что она похожа? Где ее можно встретить в нашей жизни?  (девять жизней у кошек).

Посмотрите и послушайте инструкцию по правильному написанию цифры 9 (в записи).

Потренируемся в воздухе, под счет.

-Запишем эту цифру на стр.19.

-МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ ВЫПОЛНИЛИ ВТОРУЮ ЧАСТЬ ПЛАНА?

    3.  А как можно получить число 9?

Рассмотрите нашу ёлку и заполните ее веточки нужными числами.

(на доске нарисована елка)

Давайте проверим, все ли верно мы сделали (проверка по презентации).

-Оцените этот этап своей работы.

-Можно ли сказать, что мы открыли новое знание? Что теперь нам необходимо сделать?

…Сначала узнаем о числе, потом научимся писать цифру 9, затем разберем состав числа 9.

Дети работают в тетрадях, чертят числовой отрезок и показывают 1 шаг от 8.

…Можно нарисовать 9 предметов, а можно написать цифру.

Дети работают в рабочих тетрадях

Обговариваем состав числа 9

Оценивают себя с помощью сигнальных карточек

…Закрепить то, что сегодня изучили.

-умение планировать

-умение добывать знание самостоятельно

-развитие математической речи

-умение анализировать отработанное

-умение работать по инструкции

-умение анализировать отработанное

-самооценка

-умение проанализировать изученное.

  1. Закрепление.

1.-Мы узнали почти все секреты этого числа. А знаете ли вы, что древние не любили эту цифру. Он говорили: «У девяти нет пути». А художник Айвазовский своей картиной «Девятый вал» показал свое отношение к этому числу. Рассмотрите эту картину. Расскажите свое впечатление. Что вы думаете об этих моряках? Почему автор именно так назвал свою работу?

-А вот греки, наоборот, любили это число. Они считали, что число 9 приносит богатство, полноту и достаток в дом. На Олимпийских играх было именно 9 судей, 9 муз- было у греков покровительниц наук и искусства.

- А для нашей Родины, Великой России, именно 9 число, месяца мая, стало самым значимым днем. Ведь в этот день  закончилась Великая Отечественная война, унесшая  множество жизней.

ФИЗ.МИНУТКА

2.-А теперь поработаем в тетрадях, чтобы еще раз повторить изученное.

№1 с.18 – соотнесение количества точек, количества предметов и цифры.

- После того, как работа будет завершена, передайте свою тетрадь соседу по парте для проверки (образец правильного варианта на доске).

№2 с 18 – повторение состава числа 9.

№3 с.19.

-Посмотрите внимательно, что необходимо сделать?

Мнения детей

-еще раз проговариваем состав числа 9

-расшифровать фамилию доктора, решив примеры.

-умение высказывать свои мысли об увиденном, видеть красоту в художественных произведениях.

-умение видеть числа в нашей жизни

-умение сопереживать, помнить и понимать цену Победы.

- развитие умения соотносить рисунок и цифру

-умение осуществлять взаимопроверку.

- умение работать самостоятельно.

-развитие вычислительных навыков.

5. Итог урока.

- Урок заканчивается и нам нужно решить как мы справились. Как называлась тема урока? Какие цели мы ставили? Смогли ли мы достичь этих целей?

-Оцените свою работу в классе.

-Оцените настроение, с которым вы заканчиваете урок.

-мнение детей с использованием карточек оценивания и карточек настроения.

-умение подводить итоги,

-умение давать своей работе оценку,

-умение адекватно оценивать свое настроение.

Составила

Учитель нач.классов                                             М.В. Ланчакова



Предварительный просмотр:

Урок 7
СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ,
В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЮТСЯ
КРУГЛЫЕ ЧИСЛА

Цели: педагогическая: создание условий для освоения способа сложения многозначных чисел; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют способом сложения двузначных чисел «в столбик»; будут знать приём сложения двузначных чисел, в результате которого получаются круглые числа.

Тип, вид урока: открытие нового знания.

Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: различать способ и результат действия; познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; коммуникативные: контролировать действия других.

Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная.

Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; способ действия – способ сложения и вычитания двузначных чисел «в столбик»: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический.

Образовательные (цифровые) ресурсы: графические модели, заготовки таблиц (см. № 9, с. 13).

Ход урока

I. Организационное начало.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном учебном действии.

1. Задание «Какой ряд лишний?».

* Внимательно рассмотрите данные ряды чисел:

2, 5, 8, 11, 14;

1, 4, 7, 10, 13;

3, 5, 7, 9, 11;

24, 27, 30, 33, 36.

– Какой  ряд  лишний?  Почему?  Сравните  ряды  чисел  между  собой. (Каждый ряд начинается с различных чисел. Каждое последующее число получается путем прибавления одного и того же числа к предыдущему. Отличие: в первом, втором и четвертом рядах каждое последующее увеличивается на 3, а в третьем на 2.)

2. Задание «Давайте подумаем».

*У Сергея больше шаров, чем у Николая, и меньше, чем у Ивана.

– У  кого  самое  большее  количество  шаров,  а  у  кого  их  меньше всего? (Из условия задачи нам известно, что у Сергея больше, чем у Николая, но меньше, чем у Ивана. Отсюда следует, что у Ивана больше всего шаров, а у Николая меньше, чем у всех.)

* № 10 (с. 13).

– Докажите с помощью рисунка.

 Ю 5 углов.

3. Составление задач по рисунку.

* № 7 (с. 13) – работа по группам.

– Составьте задачу по картинке. Решите ее.

Варианты  задач  выслушиваются,  в  это  время  на  доске  представители команд оформляют решение. Остальные проверяют, сверяя со своим способом.

4. Постановка учебной задачи.* – Решите  данные  примеры,  вместо  букв  вставьте  подходящие
цифры:

а = 4

b = 5

а = 4

b = 3

а = 1

b = 7

а = 1

b = 6

а = 8

b = 3

а = 6

b = 0

При решении последнего примера у учащихся возникают наибольшие проблемы.

– Какой пример вызывает большие трудности при решении? Почему?

– Определите учебные задачи на сегодняшний урок.

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование  в  поведении  моральным  нормам  и  этическим  требованиям.

Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III.Открытие нового.

1. Решение примеров нового вида.

* – Решите пример с помощью графической модели: 24 + 36.

24 – это 20 и 4, 36 – это 30 и 6. Складываем десятки:

20 + 30 = 50. Складываем единицы: 4 + 6 = 10; 50 + 10 = 60.

* № 1 (с. 12) – решение примеров с помощью графических моделей.

– Что объединяет все примеры? (Единицы слагаемых в сумме составляют 10.)

– Как в этом случае находим ответ? Что заметили? (Решение аналогично с прошлым уроком, только там к двузначному прибавляли однозначное, а здесь – сложение двузначных чисел.)

– Какой прием сложения использовали? (Прием сложения, с которым познакомились на прошлом уроке.)

* № 2 (с. 12) – решение с подробным объяснением без использования графических моделей.

2. Запись решения примеров нового типа в столбик.

* № 3 (с. 12).

– Какую закономерность увидели? (Сумма во всех примерах равна 90.)

– Составьте и решите пример. Что у вас получилось?

 Физкультминутка
КАЧЕЛИ (см. урок 6)

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД: познавательная инициатива; волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; достижение договорённостей и согласование общего решения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

IV. Первичное закрепление и повторение пройденного.

1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием зафиксированного алгоритма решения вслух.

* № 5 (с. 13).

Задание а).

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (образцом), выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действия, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение фиксируется достижение поставленной цели – научиться правильно применять построенный новый способ действия.

   * № 4 (с. 12)

– Расшифруйте  название  сказки.  Назовите  автора.  («Три  медведя»
Л. Н. Толстого.)

– Что  интересного  в  примерах  каждого  столбика?  (Первое  слагаемое одинаковое, а второе слагаемое во II строчке на 20 больше, чем в I строчке.)

3. Решение составной задачи.

* № 8 (с. 13).

– Прочитайте внимательно текст задачи. Сопоставьте его со схемой.

– Что на схеме обозначают отрезки и их части?

– Какие вопросы можно поставить к данному условию?

– Обоснуйте выбор действия.

Задача решается с комментированием у доски.

4. Поиск компонентов сложения.

* № 9 (с. 13).

– Заполните таблицы.

Одновременно ведется работа у доски.

– Как называются компоненты при сложении?

– Что нужно вычислить в первой таблице?

– Чем отличаются остальные таблицы?

– Каким действием находим неизвестные слагаемые?

5. Решение задач.

* № 6 (с. 13) – устно.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов.

V.Домашнее задание: 

№ 5 (б).

VI. Итог.

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию.

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное  понимание  причин  успеха  (неуспеха)  в  учебной  деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.



Предварительный просмотр:

Урок 8
ВЫЧИТАНИЕ ИЗ КРУГЛЫХ ЧИСЕЛ

Цели: педагогическая: создание условий для освоения способа вычитания многозначных чисел; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют способом вычитания двузначных чисел «в столбик»; будут знать случаи вычитания, когда уменьшаемое – круглое число.

Тип, вид урока: открытие нового знания.

Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: различать способ и результат действия; познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; коммуникативные: контролировать действия других.

Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная.

Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; способ действия – способ сложения и вычитания двузначных чисел «в столбик»: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический.

Образовательные (цифровые) ресурсы: схемы задач, графические модели.

Ход урока

I Организационное начало..

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном учебном действии.

1. Устная работа. Числовой ряд.

* – Сосчитайте от 26 до 33, от 49 до 54, от 78 до 65.

– Назовите последующее число 37, 59, 77.

– Назовите предыдущее число 65, 40, 24.

– Назовите соседей числа 29, 80, 95.

– Какое число стоит между 34 и 36, 95 и 97, 58 и 60?

– Назовите число, в котором 1д 6е, 4д 8е, 7д, 8д 2е.

– Сколько десятков и единиц в числах: 15, 33, 2, 80?

– Какое число можно назвать «меньшим»? (33 – одинаковое количество десятков и единиц, 80 – круглое число, сумма цифр равна 8, а у остальных чисел – 6.)

2. Решение простых задач.

– Решите задачи устно и запишите в тетради только ответы. Подберите схемы.

а) В одном альбоме 34 марки, а в другом – 26 марок. Сколько марок в двух альбомах?

б) В одной корзине 16 кг винограда, а во второй – на 5 кг меньше. Сколько кг винограда во II корзине?

в) В коробке было 14 фишек красного цвета, а синего цвета – на 16 фишек больше. Сколько фишек синего цвета в коробке?

г) В одном наборе было 46 открыток, а в другом – 24 открытки. В каком наборе открыток меньше и на сколько?

3. Решение уравнений.

– Чему равен корень каждого уравнения?

х – 4 = 16                20 – х = 4                х + 4 = 20

– Что интересного заметили в данных уравнениях? (Одинаковые части и целое.)

– При решении каких уравнений встретили большие трудности? Почему?

Затем происходит знакомство с примерами нового вида: 20 – 4 и постановка учебной задачи на данный урок.

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III. Открытие нового.

1. Решение примеров нового вида.

* Решите пример, используя графическую модель: 20 – 4.

– Чем интересно уменьшаемое? (В уменьшаемом нет единиц.)

 – Подумайте, что нужно сделать, чтобы удобно было вычитать 4 единицы?

Решение проблемы: модель десятка заменяем моделью 10-ти единиц: 20 – это 10 и 10. Вычитаем единицы: 10 – 4 = 6. Значит, остается 1 десяток и 6 единиц.

* № 1 (с. 14) – решение примеров с помощью графических моделей.

– Что объединяет данные примеры? («Дробим» десяток, то есть его модель заменяем моделью 10 единиц, чтобы было удобно из круглого десятка вычитать единицы.)

* № 2 (с. 14) – решение с подробным объяснением без использования графических моделей.

2. Запись решения примеров нового вида в столбик.

* № 3 (с. 14).

– Что особенного заметили в записи решения первого примера?

– Какую роль играет над цифрой десятков «точка»? («Занять десяток», «раздробить десяток», то есть заменить десяток-треугольник десятью единицами.)

– Решите примеры по образцу. Что заметили? (Уменьшаемое – одинаковое, вычитаемое уменьшается на 1 единицу, следовательно, разница увеличивается на 1 единицу.)

– Какой пример запишем следующим? (70 – 2.)

 Физкультминутка

Ритмическая игра «Счет через 4».

На «раз» – коснуться рукой правой ноги, на «два» – коснуться рукой левой ноги, на «три» – хлопнуть в ладоши, «четыре» – прикоснуться друг к другу ладонями, на «пять» – коснуться рукой правой ноги и т. д.

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД: познавательная инициатива; волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; достижение договорённостей и согласование общего решения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

IV. Первичное закрепление и повторение пройденного.

1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием зафиксированного алгоритма решения вслух.

* № 5 (а), с. 15.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (образцом), выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действия, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение фиксируется достижение поставленной цели – научиться правильно применять построенный новый способ действия.

* № 4, с. 14 – дополнительно.

(Сказка «Цветик-семицветик», В. П. Катаев.)

3. Решение задач.

* № 6, с. 15 – составление и решение задач по схемам.

а) Фронтально с подробным анализом у доски;

б) самостоятельно, взаимопроверка.

4. Построение геометрических фигур. Понятие о равных фигурах.

* № 8, с. 15.

– Назовите фигуры. Чем они отличаются? (Повторяют названия геометрических фигур и их обозначение латинскими буквами: отрезок EF, четырехугольник ABCD.)

– Как вы понимаете «построить в тетради фигуры, равные данным»? Как будете строить?

Работа идет с одновременным показом на доске.

5. Сложение в пределах 20 с переходом через десяток.

* № 9, с. 15.

Решают самостоятельно, затем осуществляется взаимопроверка.

– Какой пример является «лишним»? («5 + 4» – сложение без перехода через десяток.)

– Найдите «лишний» пример в каждом столбике. Какие варианты можете предложить?

6. Задание «Давайте подумаем».

* № 10, с. 15.

а) 33, 37, 73, 77.

б) рассуждение: всего до 100 – 99 чисел.

Вычитаем 9 однозначных, получается 90 двузначных чисел.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов.

V. Домашнее задание:

№ 5 (б), № 7 (по желанию) с. 15.

VI. Итог.

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию.

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное  понимание  причин  успеха  (неуспеха)  в  учебной  деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.



Предварительный просмотр:

Урок 9
ВЫЧИТАНИЕ ИЗ КРУГЛЫХ ЧИСЕЛ

Цели: педагогическая: создание условий для освоения способа сложения и вычитания многозначных чисел; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют способом вычитания двузначных чисел «в столбик»; будут знать случаи вычитания, когда уменьшаемое – круглое число.

Тип, вид урока: открытие нового знания.

Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: различать способ и результат действия; познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; коммуникативные: контролировать действия других.

Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная.

Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; способ действия – способ сложения и вычитания двузначных чисел «в столбик»: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический.

Образовательные (цифровые) ресурсы: графическая модель, карточки (см. Приложение к уроку).

Ход урока

I. Организационное начало.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном учебном действии

1. Групповая работа: совершенствование вычислительных навыков.

Каждая группа получает карточку с представленными разными заданиями (см. Приложение к уроку).

* Решите примеры. Запишите ответы в порядке возрастания.

I группа.

* Составьте и решите примеры на вычитание из 76. Вычитаемое должно быть двузначным числом, в составе которого 6 единиц (76 – 16, …).

II группа.

* Составьте  и  решите  примеры  на  вычитание  из  56.  Вычитаемое должно быть числом, которое бы состояло из 2 десятков и нескольких единиц (56 – 21, …).

Ребята могут предложить примеры на «опережение», то есть с переходом через десяток. Примеры  рассматриваются, учащиеся обязательно поощряются.

2. Задание «Давайте подумаем».

Используем учебник.

* № 11, с. 17.

– Какие варианты можете предложить? Сколько их?

– Что  интересного  заметили  при  рассмотрении  последнего  столбика? (Число не меняется, если к нему прибавить, а затем вычесть одно и то же число (или наоборот).)

а + b – b = а               а – b + b = а

* № 10, с. 17.

(Вывод тот же, что и в предыдущем номере.)

«Открытие» учащиеся делают сами

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III. Открытие нового.

* – Решите пример 50 – 24.

– Какие варианты можете предложить? (С помощью графической модели, затем в столбик.)

– Объясните каждый способ решения подробно. (52 – 24.

Уменьшаемое – круглое число. «Дробим»  десяток: 50 – это 40 и 10,  24 – это 20 и 4. Вычитаем из десятков десятки, из единиц единицы: 40 – 20 = 20, 10 – 4 = 6. Остается 2 десятка и 6 единиц, или 26.)

– Что заметили? (Принцип решения такой же, как и на прошлом уроке.)

2. Решение примеров нового вида в столбик.

* № 2, с. 16.

– Что заметили? (Уменьшаемое увеличивается на 10, у вычитаемого количество десятков не меняется, а единицы увеличиваются последовательно на 1, следовательно, у разницы количество десятков последовательно увеличиваются на 1, а единиц – уменьшается на 1.)

 Физкультминутка

ЛЯГУШКИ

На болоте две подружки – две зеленые лягушки –

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

Учащиеся сопровождают чтение стихотворения движениями.

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД: познавательная инициатива; волевая саморегуляция.

Коммуникативные  УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; достижение договорённостей и согласование общего решения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

1. Знакомство с примерами нового вида.

IV. Первичное закрепление и повторение пройденного.

1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием зафиксированного алгоритма решения вслух.

* № 4, с. 16.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (образцом), выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действия, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение фиксируется достижение поставленной цели – научиться правильно применять построенный новый способ действия.

* № 5, с. 16 (дополнительно).

3. Решение составной задачи.

* № 9, с. 17.

– Прочитайте задачу внимательно.

– Что можете сказать? Какая это задача?

– Заполните схему. Что означает каждая часть отрезка?

– Какой вопрос в задаче главный?

– Что нужно знать, чтобы ответить на данный вопрос?

– Какое действие будет первым? Что узнаем? (5 + 4 – количество рулонов обоев на вторую комнату.)

– Что узнаете вторым действием? (5 + 9 – количество рулонов обоев на первую и вторую комнаты вместе.)

– Какое действие будет заключительным? (16 – 14 = 2 (р.) осталось.)

– Оформите решение задачи у себя в тетрадях.

Проверка по образцу на доске.

 Физкультминутка

НАСОС

И. п. – ноги вместе, руки в стороны.

На «раз» – поднять левую ногу, согнуть в колене, хлопнуть под ней в ладони;

«два» – и. п.;

«три» – поднять  правую  ногу,  согнуть  в  колене,  хлопнуть  под  ней в ладони;

«четыре» – и. п. (10 раз).

4. Игра «Велогонка».

* № 7, с. 17.

5. Решение примеров.

* № 3, с. 16.

– Выполните действия.

– Что заметили? Объясните.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов.

V. Домашнее задание:

№ 6, № 8 (только решение), с. 17.

VI. Итог.

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию.

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное  понимание  причин  успеха  (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.



Предварительный просмотр:

Урок 10
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
НАТУРАЛЬНЫЙ РЯД ЧИСЕЛ

Цели:  педагогическая:  создание  условий  для  закрепления  способа сложения  и  вычитания  многозначных  чисел;  ученическая:  закрепить овладение способа сложения и вычитания двузначных чисел «в столбик»; знание  приёмов  сложения  двузначных  чисел,  в  результате  которого получаются круглые числа, случаи вычитания, когда уменьшаемое – круглое число.

Тип, вид урока: урок рефлексии.

Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (понимать, что необходима дополнительная информация – знания для решения учебной задачи); коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная.

Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; способ действия: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический.

Образовательные (цифровые) ресурсы: таблички с представленными терминами «натуральное число», «натуральный ряд чисел».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Целеполагание

1. Числовой ряд.

* Математический диктант.

– Запишите предыдущее число 9.

– Запишите последующее число 4.

– Какое число стоит между 5 и 7?

– На сколько 3 больше 2?

– Найдите разность чисел 14 и 10.

– Первое слагаемое 2, второе слагаемое 5, чему равна сумма?

– Уменьшаемое 24, вычитаемое 22. Назовите цифру разности.

– Первое слагаемое 0, сумма равна 3. Найдите второе слагаемое.

* Расставьте  числа-ответы  в  порядке  возрастания.  (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.)

– Что заметили? Какого числа в данном ряду не хватает?

– Придумайте  сами  вопрос-задание,  в  ходе  решения  которого  получится 9.

– Что можно сказать о данном числовом ряде?

– Какую роль играют эти числа в нашей жизни?

– Где мы их используем? Приведите примеры. (Среди различных вариантов прозвучит: считаем предметы, обозначаем их количество, измеряем величины.)

– Как называются эти числа? (Натуральные числа. Они служат для счета предметов, для измерения величин. Обозначают количество предметов или порядок предметов при счете.)

* – Можно ли 0 считать натуральным числом?

– Почему? (Число 0 – особенное. Оно обозначает не количество предметов, а то, что они отсутствуют. Поэтому 0 не является натуральным.)

* – Как мы с вами теперь назовем ряд чисел, записанный в тетради? В чем его особенность? (Натуральный ряд чисел, в нем числа записаны по порядку.)

– Как связаны между собой числа в этом ряду? (Каждое следующее число в натуральном ряду на один больше предыдущего, и наоборот.)

– У каждого ли натурального числа есть последующее число? (Да, есть, так как к любой группе предметов можно добавить еще предмет, следовательно, любое натуральное число можно увеличить на один.)

* № 1, с. 18 учебника.

а), б),

в) у всех натуральных чисел, кроме 1, есть предыдущее число.

– Докажите. (Перед 1 стоит 0, а он не является натуральным числом.)

г) Самое маленькое натуральное число 1, самого большого натурального числа нет.

д) 10 – самое маленькое двузначное число, 99 – самое большое двузначное число.

2. Поиск закономерностей.

– Проследите, как изменяются числа в каждом ряду, дополните на четыре числа:

џ 16, 17, 18, 26, 27, 28,. 36, 37, 38 (46, 47, 48, 56 …);

џ 12, 13, 14, 22, 23, 24, 32, 33, 34 (42, 43, 44, 52 …);

џ * 56, 48, 40 (32, 24, 16, 8).

– Являются ли данные ряды натуральными рядами чисел? Почему? Обоснуйте свой ответ.

3. Найти «лишнее».

* Внимательно рассмотрите каждую группу чисел и найдите «лишнее». Грамотно обоснуйте свой выбор.

џ 18, 12, 3, 29, 45, 28. (3 – однозначное число, а остальные – двузначные.)

џ 2, 3, 6, 0, 7, 8. (0 – не является натуральным числом, а остальные – натуральные числа.)

* № 9, с. 19.

а) общее: все слова обозначают предметы, по 3 буквы в каждом слове;

яма – «лишнее», так как начинается на гласный и заканчивается на него, двусложное, 4 звука;

б) общее: существительные, двусложные;

эхо – «лишнее», так как состоит из трех букв, имеет только одну согласную букву;

рама – «лишнее», так как начинается на согласную.

 Физкультминутка

Ритмическая игра (см. урок 9).

Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное  произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III. Закрепление пройденного.

1. Отработка изученных приемов вычисления.

* № 2, 3 (с. 18) – с комментированием.

* № 4 (с. 18) – работа по вариантам:

I вариант – 19 + 51, 80 – 35.

II вариант – 40 – 17, 36 + 24.

Затем взаимопроверка.

2. Решение задачи.

* № 7 (с. 19).

Подробный анализ учащимися, заполнение схемы, запись решения в тетрадь.

3. Уравнения.

* № 5 (с. 18).

– Решите два любых уравнения: одно – на нахождение целого, второе – части.

Для сильных в учебе учащихся: первое – на нахождение неизвестного уменьшаемого, второе – неизвестного вычитаемого.

 Физкультминутка
НАСОС (см. урок 9)

4. Групповая работа.

* № 8, (с. 19).

– Какая группа правильно и быстро выполнит задание?

Зашифровано стихотворение А. Л. Барто «Игрушки. Мишка».

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он – хороший.

На данном этапе выявляется уровень овладения ранее полученными знаниями.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 Познавательные  УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные  УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов

IV. Домашнее задание:

№ 6, с. 18.

V. Итог урока.

– Что нового для себя сегодня открыли?

– Определите, где счет предметов количественный, а где – порядковый:

џ «В нашем классе 23 человека».

џ «Понедельник – первый день недели».

џ «У мальчика в кармане 4 конфеты».

– Когда мы с вами еще встречаем натуральные числа? Приведите примеры. (При измерении величин, например: масса арбуза 3 кг, в банку входит 3 л сока.)

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражение  своих  мыслей  с  достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

.