Копилка проектных и исследовательских работ

Морковкина Любовь Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Дуденевская средняя общеобразовательная школа

Муниципальный конкурс исследовательских работ

младших школьников   «Малая академия»

Номинация: Мой родной язык

Исследовательская работа

Чистый ручеек нашей речи

                        Автор:

                                                                         Абрамова Арина, 4 класс

                                                                          Руководитель:    

                                                                          Морковкина Любовь

                                                                          Геннадьевна

                                                                          учитель начальных

                                                                          классов

с. Дуденево

2015 год

Содержание

Ведение…………………………………………………………………3

Цель исследования……………………………………………………..4

Задачи исследования…………………………………………………..4

Гипотеза исследования………………………………………………...4

Методы исследования…………………………………………………4

Ход работы…………………………………………………………5-12

Заключение……………………………………………………………13

Литература…………………………………………………………….14

Приложение 1.………………………………………………………...15

Приложение 2…………………………………………………………16

Приложение 3…………………………………………………………17

Приложение 4…………………………………………………………18

Приложение 5…………………………………………………………19

Приложение 6…………………………………………………………20

Введение

Жил-был этот, как его,
Ну и, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это в общем значит так.
И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.
А жену звали… ну
А соседа звали… это
А его родители –
Видишь ли и видите ли
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну, и значит, и вообще.

                                     Э. Мошковская

        Я очень люблю сидеть около речки, слушать ее журчание, разноголосицу птиц, любоваться красотой окружающей природы и поговорить с друзьями. Какое слово похоже на слово «речка»? Речь. Для речи так же, как и для речки, важно плавное течение, с наполненным смыслом и образными выражениями. Течению речушки часто мешают камни, мели, а речи-спотыкания в словах и мыслях.

         Часто ли мы прислушиваемся к тому, как  говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но сегодня  все чаще в нашей речи «проскальзывают» разные лишние слова. Наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Неслучайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер  и стала одной из важных.

      При подготовке к публичным выступлениям, во время пересказа текста на уроке учитель постоянно обращает внимание на эти лишние слова. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

       Я решила провести исследование словарного состава речи своих одноклассников. Мне стало любопытно, а какую роль играют слова – паразиты в нашей речи?  Откуда они появляются? Как самостоятельно с ними бороться?

 

Цель исследования: изучение особенностей речи учащихся 2-4 классов.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по данной теме.
  2. Проанализировать лексику мальчиков и девочек с точки зрения сферы ее употребления.
  3. Выработать рекомендации, памятки по работе с речевыми «паразитами».
  4. Воспитывать культуру речи.

Гипотеза исследования:

если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять «слова-паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к речи собеседника.

Методы:

анализ научной литературы;

анкетирование учащихся

сравнение и обобщение результатов;

Ход работы

Анкетирование

           Общаясь со своими сверстниками, я часто слышу, как многие ребята употребляют в своей речи, так называемые «слова-паразиты», иногда нецензурную брань. Но при этом, даже не замечают эти слова в своей речи. Ребятам моего класса я предложила ответить на вопросы анкеты. Результаты анкетирования представлены в таблице.

п/п

Вопросы

Ответы

 (участвовало 18 (человек)

1

Пол (м/ж)

ж

м

5 чел.

13 чел.

2

Употребляете ли вы в своей речи слова, например: в общем, вот, ну, это самое, так сказать, э…э...э, м…м…м. Нецензурную брань?

да

нет

11 чел.

7 чел.

3

Мешают ли вам «речевые паразиты» выражать свои мысли?

да

нет

5 чел.

13 чел.

4

Часто ли вы выступаете публично (с докладами, на уроках, на праздниках…)?

редко

регулярно

часто

7 чел.

5 чел.

6 чел.

5

Много ли вы читаете?

Не люблю читать

Читаю по заданию учителя

Регулярно

Много читаю

0 чел.

6 чел.

8 чел.

4 чел.

6

Боретесь ли вы с привычкой употреблять в речи «слова-паразиты»?

да

нет

8 чел.

8 чел.

7

Какие «слова паразиты» часто употребляют в речи твои сверстники?

М…м…м, э…э…э, вообще, щас, че, блин, короче, ну, реально, базарить,, тачка, круто, рожа, нецензурная брань.

    Я проанализировала анкеты одноклассников и пришла к выводу, что ребята употребляют в своей речи слова, засоряющие нашу речь. С этой вредной привычкой они не знают, как бороться.  Для этого нужно расширить знания по этой теме, изучив соответствующую литературу.

Лексика    

общеупотребительная   и   ограниченная

        

      Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. Лексикология изучает лексическое значение слов, употребление их в прямом и переносном значении; дает оценку многозначным и однозначным словам; характеризует омонимы, синонимы, антонимы; описывает общеупотребительные слова и диалектные, профессиональные, жаргонные; архаизмы и неологизмы; объясняет приток заимствованных слов в русский язык.

Лексикон – словарный запас отдельного человека. Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4—5 тысяч слов, хотя для выразительной речи этого мало. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина включает около 7 тысяч слов.

А. С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 000 слов.

Самым большим словарём русского литературного языка является 17-томный, в котором объяснено более 120 000 слов. Это «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом учёных

                                              Института русского языка Академии наук СССР.

          Лексика русского языка разделяется на две большие группы: общеупотребительную и ограниченную сферой употребления. Основу словаря любого языка составляет общеупотребительная  лексика. Например: дом, дорога, здоровый, приехать, один, много. Общеупотребительные слова обозначают жизненно важные явления. К ним относятся общеупотребительные имена существительные (книга, земля, стол и пр.), общеупотребительные имена прилагательные (большой, сильный, деревянный и пр.), общеупотребительные глаголы (бежать, читать, интересоваться и пр.), а также слова других частей речи.

           В употреблении ограничены: диалектные слова, специальные слова — термины и профессионализмы, жаргонные слова.

Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определённой местности, составляют диалектную лексику. Диалектные слова используются в основном в устной речи, так как и сам диалект – это устная разговорная  речь жителей сельской местности. Например: пинжак-пиджак, векша-белка, зараз-сейчас.

          Слова, употребление которых свойственно людям определенных профессий, составляют лексику профессиональную и специальную. Различие между специальными терминами и профессиональными словами можно показать на примере. В металлургии термином настыл обозначают остатки застывшего металла в ковше, рабочие же называют эти остатки козлом, в данном случае настыл – официальный термин, козел – профессиональный

        Слова, употребление которых свойственно людям, образующим отдельные социальные группы, составляют лексику просторечную или жаргонную. К ним относятся, например, слова:  дрыхнуть - спать, драпануть - убежать, липа – фальшивка, морда-лицо. Постоянно обновляется лексика молодежно-школьного и студенческого  жаргона. Например: общага - общежитие, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность, оценочные слова: потрясно, обалденный, железный, клевый, ржать, балдеть. Все они распространены только в устной речи. В словаре С.И. Ожегова для таких слов есть пометка: прост. Частое  употребление просторечий делает речь человека  убогой, грубой.

    Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань)— лексика, включающая грубейшие  бранные выражения. Конечно же, никаких людей и организаций, которые бы контролировали речь людей, отслеживали и наказывали бы виновных в ошибках, не существует. Но есть нравственный цензор – это совесть. Когда человек матерится, он теряет всякий стыд и чувство человечности перед окружающими, идет против своей совести. Поэтому среди культурных и грамотных людей такая речь немыслима.

      Большой враг чистоты речи - это слова – паразиты. Ими нередко люди пытаются как-то заполнить свою скудную речь и совершенно перестают замечать их.  Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну, вообще, в общем, это, это самое, короче (говоря), вот, как бы, то есть, просто, как его, типа, конечно, в принципе, так сказать, однозначно..  У каждого есть свой «индивидуальный запас» подобных слов.

   

Словарный запас одноклассников

    Изучив литературу, я решила исследовать словарный запас речи  своих одноклассников. В моем классе 5 девочек, 13 мальчиков. Материал собирала вместе с учителем в течение двух месяцев. В основном это ручные записи устной речи учащихся в неформальной обстановке на переменах. Материал исследования составил около четырехсот слов (Приложение 1).

     Среди них  общеупотребительными были 379 слов: у девочек - 315, у мальчиков – 209 слова. Мои наблюдения показали, что более общительны  -  девочки, поэтому в наших подсчетах количество слов у них превышает количество слов мальчиков.

Диалектизмы и специальные слова-термины в активном лексиконе одноклассников не встречаются.

Вторая по количеству слов группа – это жаргонизмы, или так называемый школьный сленг. Всего 64 слов. У девочек – 28 слов, у мальчиков – 33 (Приложение 2)

Сравнивая лексикон девочек и мальчиков, можно увидеть, что в их активный запас слов входит много жаргонной, просторечной лексики.

К сожалению, употребляют одноклассники и ненормативную лексику. У девочек мы встретили 9 таких слов, у мальчиков – 18.

 При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками «слова-паразиты» (Приложение 3)

Мы выделили их в особую группу, но не учитывали при общем подсчете.

Об этих результатах я рассказала ребятам и нашим родителям, когда  пригласили их в школу. Затем, чтобы расширить знания одноклассников о речи, мы с учителем провели в классе игру «В кругу друзей». Ребята разделились на  группы. Каждая группа получила свой текст и задания к нему.

Игра «В кругу друзей»

(На столах лежат тексты, памятки по выполнению работы)

Памятка.

  1. Распределение роли (чтец, руководитель дискуссии).
  2. Прочитайте текст.
  3. Выполните задания.
  4. Отчитайтесь за свою работу.
  5. Что еще бы вы хотели сказать по поводу прочитанного?

   (Любая точка зрения будет интересна окружающим).

Текст №1 Враги чистоты речи

     Первый враг чистоты речи - «слова – паразиты».  Это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения.  Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну, вообще, в общем, это, это самое, короче (говоря) и другие.  Но, не к месту употребленные, они    превращаются в слова-паразиты   и не несут никакого смысла.  Причины употребления таких слов: недостаточный словарный запас; намеренное заполнение паузы между словами; быстрая, неподготовленная речь, мода на некоторые слова. Второй опасный враг нашей речи - это грубые просторечные и жаргонные слова. Просторечие с жаргонами противопоставляются литературному языку: рвануть-пойти, тачка-машина, лимон-миллион.  Мало кто из любителей подобных выражений знает, что он говорит как уголовник. Особенно удручающим явлением выглядит третий, самый безобразный, враг языка – это нецензурная брань или  матершинные слова. Когда человек матерится, он теряет всякий стыд. Сквернословие на Руси примерно до середины ХIX века являлось уголовно наказуемым, человека подвергали публичной порке. А народная мудрость утверждает, что в семье сквернослова нет мира.

Вопросы: 1) Назовите врагов нашей речи.

2) Какие из перечисленных врагов речи существуют в нашем коллективе?

Тест №2 Речевые ошибки, встречающиеся в речи современного человека

       В наше время каждый человек с детства получает информацию из телевизора. И что же он там видит?   Сейчас существует  много телевизионных каналов, но, к сожалению, единицы из них в своей трансляции соответствуют нормам речевого поведения (Культура, Россия). Возьмем, к примеру, каналы, которые смотрит  молодежь: МТV, ТНТ, СТС. Именно в передачах этих каналов наблюдается грубое нарушение речевого этикета. Например: в телесериалах «Универ», «Счастливы вместе», «Клуб», «Наша Раша», а так же в передачах: «Дом 2», «NEXT», «Камеди клаб». Очень часто при трансляции в речи героев мы слышим писк, который заменяет матерные слова, что выходит за всякие грани нормам русского языка, а ведь именно из этих телепередач и фильмов современная молодежь пополняет словарный запас. Грубые речевые нарушения мы видим и в рекламе: «Один раз Персил,- всегда Персил», «Сникерсни - не тормози» (неологизм), в рингтонах «Ё моё, мама звонит», «Если вы грустите-не грустите» - Гарик Харламов, « короче о главном» - Михаил Галустян.

В речи телеведущих мы также встречаем отступление от речевого этикета, в основном это слова паразиты.

Так как современный человек берет примеры из  газет, радио, телевидения, то в речи школьников много речевых ошибок.

Вопросы: 1) Используете ли вы в своей речи слова, которые слышите по телевидению? Назовите их.

2) Считаете ли вы эти слова – паразитами?

Текст №3  Анализ некоторых «слов-паразитов»

       Словесный сор преобладает в речи человека. Можно многое узнать об этих словах.

Так, словом «просто» пользуются люди, привыкшие все в жизни усложнять. Еще им злоупотребляют люди, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась».

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто даже и не старается вспомнить нужное слово.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных.

 «Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох.

Вопросы: 1) Какие из названных слов вы употребляете в своей речи?

2) Что нового узнали из этого сообщения?

Текст №4 Методы  избавления от «слов-паразитов»

1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы ненужными словами, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.

2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и «слова-паразиты».

Как только вы захотите сказать «эээ», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши «слова-паразиты».

3. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли «слова-паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

4. Обретайте спокойствие. «Слова-паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в важных моментах такие слова.

5. Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. Это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.

6. Наказывай себя штрафом. Сказали «типа» – и день без сладкого. Произнесла «кстати» не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.

7. Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».

Вопросы: 1) Перескажите методы избавления от «слов-паразитов».

2) Подумайте и предложите свои способы борьбы с лишними словами. Составьте памятку «Способы борьбы со словами-сорняками» (Приложение 4).

 В результате игры «В кругу друзей» одноклассники получили достаточно знаний, которые им помогут следить за своей речью. А чтобы ребята были более требовательны к себе, мы решили, что каждый ученик 4 класса заведет «Дневник наблюдений». Он представляет собой таблицу, в которой ребята ежедневно должны раскрашивать разными цветами клетки (красным цветом – говорил «лишние» слова, зеленым – нет). Таким образом, ученик привыкает следить за своей речью (Приложение 5).

Заключение

     Я опять мысленно возвращаюсь к воображаемой речушке. Как приятно и чисто журчит вода в ней! Никакие препятствия не мешают ее плавному и тихому течению. А чтобы весь мусор нашей речи исчез, мы его тщательно собрали.

Гипотеза, которую я выдвигала, подтвердилась. Думаю, что мое исследование, проведенное в классе, заставило задуматься каждого одноклассника. Теперь я часто слышу замечания ребят в адрес друг друга, если кто-то скажет «лишние» слова. Раз в неделю мы проверяем «Дневники наблюдений» за нашей речью. Красных клеток в них становится все меньше и меньше. То, что ребята прочувствовали тему исследования, говорят стихи их собственного сочинения (Приложение 6).  Будем и дальше стремиться к тому, чтобы слышать чистый ручеек нашей речи…

Литература

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет, М. 1983
  2. Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург,

     № 43 (584) от 27.10.2004

  1. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник. М.: Просвещение, 2014.

4.   http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты             http://www.planetashkol.ru/articles/22711/

Приложение 1

Приложение 2

Словарик школьного сленга

Девочки

мальчики

1

Бакланить - разговаривать

Бабло – деньги

2

Дебил – глупый

Грузить – надоедать излишней информацией

3

Задолбал – надоел

Дебил – глупый

4

Заткнись - замолчи

Драпануть - убежать

5

Жмот - жадина

Дрыхнуть – спать

6

Класс – очень хорошо

Железно - хорошо

7

Круто - здорово

Задолбал – надоел

8

Клевый – хороший

Заткнись - замолчи

9

Магаз - магазин

Жмот - жадина

10

Мобила – сотовый телефон

Жуть – страшно

11

Морда - лицо

Капец – конец

12

Облом – неудача

Кайф - приятно

13

Отвали - отстань

Клевый – хороший

14

Отстой – плохо

Круто - здорово

15

Офигительно – очень хорошо

Лимон - миллион

16

Прикольно – смешно

Магаз - магазин

17

Пялиться – смотреть

Мобила – сотовый телефон

18

Ржать - смеяться

Морда - лицо

19

Рвануть - пойти

Опупеть – удивиться

20

Стукач - ябеда

Отвали - отстань

21

Супер – очень хорошо

Офигительно – очень хорошо

22

Табло – голова

Пахать - трудиться

23

Телик - телевизор

Пялиться – смотреть

24

Тубзик - туалет

Ржать - смеяться

25

Матра - математика

Тачка – машина

26

Училка - учительница

Рвануть - пойти

27

Фигня - ерунда

Телик – телевизор

28

Чувак – обращение к однокласснику

Тубзик - туалет

29

Училка - учительница

30

Фигня - ерунда

31

Чувак – обращение к однокласснику

32

Чурка – нерусский

33

Шарахнуть- ударить

Приложение 3

Самые распространенные «слова-паразиты» среди учащихся

МБОУ Дуденевской СОШ

«Слова-паразиты»

Количество человек, употребляющих эти слова

%

Ну

9 человек

                              50%

Короче

8 человек

44%

Как бы

3 человека

17%

Это

6 человек

33%

Чё

10 человек

55%

Ваще

6 человек

33%

Типа

4 человека

22%

Это самое

10 человек

55%

Блин

12 человек

66%

Ё-моё

6 человек

33%

Приложение 4

Памятка  «Способы борьбы со словами-«сорняками»

  1. Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».
  2. Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает. И если ты, произнеся «короче», действительно коротко и ясно сформулируешь свою мысль, это слово будет к месту и перестанет быть бессмысленным. Точно то же произойдет и с «как бы», если оно предшествует сравнению.
  3. Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой – все-таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.
  4. Наказывай себя штрафом. Сказала «типа» – и день без сладкого. Произнесла «кстати» не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.
  5. Создай аудиоархив. Записывай себя на диктофон (скажем, ставь перед собой задачу рассказывать о прошедшем дне и событиях как минимум 5-7 минут), а потом внимательно прослушивай монолог.
  6. Старайтесь больше выступать с докладами.

Приложение 5

Дневник наблюдений

п/п

                                            Дата

Что контролирую

 

1

В течение дня говорил (а) «лишние» слова

2

В течение дня речь звучала, как  чистый ручеек.

Приложение 6

   

Короче.

    Однажды Андрюша пришел на урок

   И слово плохое с собой «приволок».

 Его услыхал он вчера на прогулке.

     Там три хулигана дрались в переулке.

                                     То слово – «короче»

                                     Прилипло, нет мочи!

                                     

                                      А в школе Андрюша пошел отвечать,

                                      И слышно «короче» опять и опять!

                                      Слов тридцать «короче» сказал он всего,

                                      А больше и вспомнить не смог ничего.

                                      Учитель расстроен, ребята смеялись,

                                      В дневнике у Андрюши две двойки остались.

                                      Одна – за урок, что не смог рассказать.

                                      Вторая – за слово, что любил повторять.

                                      Сидит наш Андрюша, не пошел на прогулку.

                                      Он понял, что слово плохое узнал в переулке.

                                      И твердо решил он отлично учиться,

                                      Чтоб  слова – паразиты не могли прицепиться.

Дарья Челышева и ее мама.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дуденевская школа»

Муниципальная межпредметная научно-практическая конференция

 «Малая академия»

Номинация «Мой край - Березополье»

В сад по ягоды пойду

                                                               

Автор работы:

Никитина Анна Дмитриевна

учащаяся 2 класса.

Научный руководитель:

Морковкина Любовь Геннадьевна,

учитель начальных классов,

высшая категория

с. Дуденево

2019

В сад по ягоды пойду

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….. 3

2. Основная часть

2.1. Рассказ агронома совхоза «Плодопитомнический»…………………..5

2.2. Люди, прославившие наше село Дуденево…………………..,……….9                                                    

2.3. Практическая часть ……………………………………………………10

3. Заключение……………………………………………………………….13

4. Список литературы………………………………………………………14

5. Приложения………………………………………………………………15                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1. Введение

                                                                     

                                                            Чтоб вырос сад, нужны не дни, а годы!        

                                                      Тепло души и нежность ваших рук.

                                                        Чтоб овладеть искусством садовода,

                                                  Немало мудрых надо знать наук!

                                                                                         Татьяна Васильева

В нашем селе Дуденево есть место,  которое все называют «совхозный сад». Расположен он перед селом, по левой стороне дороги, если ехать к нам из города Богородска. Ряды старых яблонь, корявые кусты смородины, заросшие травой кустики клубники – это все, что осталось от когда-то цветущего сада.  Летом мы с бабушкой ходим туда собирать ягоды земляники. Бабушка рассказывала, что в 70-е годы прошлого века на этом месте был огромный сад совхоза «Плодопитомнический». От мамы и бабушки я узнала много интересного…

Какие еще растения росли в этом саду? Кто посадил в нем плодовые деревья, кустарники? Как ухаживали за культурами сада? Ответы на эти и другие вопросы я постараюсь найти в своей работе.

Объект исследования: история садоводства совхоза «Плодопитомнический»         

Цель исследования: получить сведения из истории садоводства своего края.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с историей садоводства родного края
  2. Выяснить,  какие культуры росли в садах совхоза «Плодопитомнический».
  3. Познакомиться с людьми, которые работали в садах совхоза.
  4. Вырастить растение сада своими руками.

Гипотеза:  предполагаю, что у моего села интересная история садоводства и есть люди, которые прославили наше Дуденево.

Методы исследования: сбор информации, рассказы старожилов - садоводов, работа с документами музея, анкетирование учащихся; сравнение и обобщение результатов.

Практическая значимость: материал данного исследования очень значим для учащихся нашей школы, которые так мало знают об истории садоводства совхоза «Плодопитомнический» села Дуденево и может быть использован на уроках окружающего мира и во внеурочное время.

2.1  Рассказ агронома совхоза  «Плодопитомнический»

В Дуденеве живет профессионал, знаток садоводческой отрасли Марина Михайловна Баженова (см. приложение 1). Много интересного она рассказала о цветущих садах совхоза «Плодопитомнический».

В 1970 году переехала Марина Михайловна с семьей в Дуденево из Кстовского района. Она возглавила в совхозе садоводческие бригады. А их было три: Дуденевская, Сокольская и бригада центрального отделения.

Всего в совхозе было 1275 га земли. Общая площадь многолетних садовых растений составляла 780 га. Поэтому совхоз и назывался «Плодопитомнический».

Что росло в садах совхоза?

В Дуденеве сады составляли 240 га земли. В основном это были семечковые сады, где росли яблони и груши, всего 200 га (см. приложение 2). Баженова М.М. рассказывает, что в совхозе выращивали до 35 га производственной клубники (см. приложение 3). Сорта клубники в совхоз были привезены из Московского института супер элитные – это оздоровленный от болезней и вредителей материал, сортность сохранялась на много лет. Элитные сорта выращивались из меристемы ткани – из клеточки в пробирке, которую потом пересаживали в емкости. В то время в совхозе лучшими считались сорта: Жемчужница, Колорадо, Талисман, Зенга-Зенгана, Зенга- Пиана, Фестивальная, Эстафета, Кулон, Зенит, Холидей и другие.

На остальной земле располагался питомник – участок для разведения черенкового материала и рассады для размножения, получения посадочного материала: маточной земляники  - 12 га, маточной смородины – 3 га, маточной малины – 2 га, черенков яблонь и груш – 23 га (см. приложение 4).

В зимнее время бригада женщин (32 человека) занимались прививкой саженцев яблони, груши и вишни. 12 высококвалифицированных женщин прививали саженцы. Для этого использовались подвои и привои. Подвой – это растение (или его часть), к стеблю которого прививают привой (черенок или его часть с 3 почками растения нужного сорта). Подвой играет важную роль: он обеспечивает полноценное питание верхней части растения, то есть привоя. Подвои выращивали в совхозе сами рабочие из семечек, которые Баженова М.М. привозила из города Саранска. Это было тяжелым делом и в области многие совхозы приезжали к нам за подвоями.

Подвои и привои работницы обрезали под углом 45`, соединяли и заматывали мочалом или пленкой (см. приложение 5). Остальные работницы вели подготовительные работы для прививки: готовили опилки, просеивали их и запаривали кипятком, доставали из подвала подвои, промывали их и раскладывали на столы. Привитый материал складывали в ящики и подписывали, чтобы узнать процент приживаемости каждой прививальщицы. Эти ящики укладывали в другом помещении для прохождения стратификации. Это такой процесс приживания растений при определенной температуре во влажном состоянии в течение определенного времени. Затем Баженова М.М. проверяла процесс приживания прививок.  Если подвои и привои срастались, то эти ящики  опускали в подвал, чтобы не прорастали черенки.

Прививка начиналась в конце января по март месяц включительно. В начале апреля все ящики с привитыми растениями выносили на улицу.  Их складывали друг на друга, укрывали метровым слоем снега, а сверху посыпали опилками, чтобы снег не растаял до момента высадки. В поле высаживали в мае (см. приложение 6).

Весной бурт раскрывали, грузили саженцы на трактор и высаживали на подготовленный участок.  Для этого в совхозе была рассадопосадочная машина (Приложение 7).  Растения каждой прививальщицы сажали отдельно, для этого вешали бирки. Вели апробацию прививок – оценку условий выращивания посадочного материала, процент приживаемости.

А сколько урожая давали сады?

С полей совхоза за сезон собирали до 150 т клубники (см. приложение 8).

1300-1500 т яблок, 30 т груш, 50 т черноплодной рябины, 30 т смородины, 5 т малины (см. приложение 9). Часть ягод и фруктов продавали, часть отправляли на завод, где делали сок, лимонад. Баженова М.М. рассказывает, что была задумка у руководства совхоза «Плодопитомнический»: построить мини – завод для изготовления бальзама из черноплодной рябины, сушки ягод (земляники, малины, черноплодной рябины) и яблок. Но мечта не осуществилась…

  В деревне Сокол совхозные сады составляли 360 га земли. Из них косточковых растений (слива, вишня) – 14 га, черноплодной рябины – 8 га, смородины – 12 га, малины – 5 га. Остальная площадь земли – семечковые сады – яблони и груши.  Баженова М.М. вспоминает, что в Соколе росли хорошие сорта яблонь. Летние сорта: Мельба, Розовый налив, Папировка, Солнцедар, Медуница и другие. Осенние сорта: Штрейфлинг, Осенняя радость, Макинтош, Анис апортовый, Коричное полосатое и другие. Зимние сорта: Антоновка, Пепин Шафранный, Уэлси, Анис серый, Слава победителю и другие (см. приложение 10). До сих пор в садах у жителей Дуденева растут сорта совхозной малины: Награда, Лазаревская, Парус, Новость Кузьмина и другие.

В бригаде центрального отделения, которая располагалась около города Богородска, находилось 220 га земли. На ней росли семечковые сады (яблоневые) – 200га, смородины – 7 га, черноплодной рябины – 5 га. Сорта смородины были в то время элитные: Сеянец голубки, Дубровская, Вологда, Селеченская, Плотнокислая, Катюша и другие.  

В центральном отделении были построены две теплицы лимонарии – единственные в России в то время. Каждая теплица занимала площадь 10 соток. В них выращивали маточные лимоны, инжир, благородный лавр (см. приложение 11). Каждый клочок теплицы использовался по назначению. По краям сажали цветы: каллы и амариллисы (см. приложение 12). В лимонариях с маточных культур срезали черенки, которые укореняли и рассылали по России, в Прибалтику, в Белоруссию, на Украину. В совхозе велась трехгодичная очередь на эти культуры. По заявкам они рассылались по почте в посылочных ящиках.

С ранней весны до глубокой осени в садах женщины вели уход за растениями: рыхление, прополки, подкормки, формировка кроны деревьев, полив культур, сбор плодов (см. приложение 13).  В совхозе были построены поливные устройства и составляли 41 га земли.

Во время уборки урожая на помощь работникам совхоза спешили ученики. В Соколе в старом здании жили ребята трудового лагеря из школы №6 города Богородска, школы №29 города Дзержинска. Большую помощь оказывали и ученики Дуденевского трудового лагеря. Ребята собирали ягоды, яблоки, осенью ошмыгивали листья у саженцев перед вспашкой.

  1.  Люди, прославившие наше село Дуденево.

Садоводы – это особые люди. Это великие труженики. Земля Дуденевская славится работниками садоводства. Я назову только некоторых людей. Но очень многие достойны теплых слов и светлой памяти, потому что большинства из них нет в живых.

Марина Михайловна Баженова 38 лет проработала в совхозе, прославляла наш Богородский район и не жалела сил и времени, чтобы цвели сады. За свой труд она награждена дипломами, благодарностями и медалью «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (см. приложение 14). Эта замечательная женщина постоянно развивала свои умения: работала в тесном контакте с учеными научно- исследовательского института садоводства Нечерноземной зоны России (город Бирюлево), ездила на совещания по обмену опытом в города Москва, Мичуринск и Курск. Часто в совхозе проводились областные семинары, где М.М. Баженова делилась опытом своей работы (см. приложение 15).

Баженова М.М. назвала лучших работниц садоводства: Абрамычева Евгения Павловна, Савельева Валентина Алексеевна, Петрунина Любовь Петровна, Исакова Александра Евгеньевна. Они добросовестно выполняли свою работу. Эти женщины отмечены высокими наградами за свой труд, в годы работы их фотографии висели на доске почета около здания администрации города Богородска  (см. приложение 16).

  1.  Практическая часть

       Я увлеклась историей совхоза «Плодопитомнический», работой садоводческих бригад. Интересно, а что ребята нашей школы знают об этом. Я решила провести анкетный опрос (см. приложение 17). В нем приняли участие 30 учеников.  

Как показали результаты ответов на первый вопрос, школьники знают, что в совхозе выращивали яблоки, груши, землянику. В последнюю очередь упоминаются о малине и смородине. Не знают, что в совхозе росли вишни, сливы, лимоны  (см. приложение 17).

Ответы на второй вопрос говорят о том, что большинство школьников не знают,  работали ли их родственники в совхозе «Плодопитомнический» (см. приложение 17).

Результаты ответов на третий вопрос показывают, что ребята не знают, сколько урожая за сезон собирали садоводы (см. приложение 17).

С помощью четвертого вопроса я выяснила, что наши школьники догадываются, что урожай продавали. А куда еще реализовывали, не знают (см. приложение 17).

Анализируя результаты анкеты, можно сделать вывод, что учащиеся начальной школы  мало знают историю нашего края, о существовании  совхоза «Плодопитомнический», о садах в селе Дуденево.

Как быть? Необходимо расширить знания ребят. С учителем мы пригласили  на классный час агронома – садовода Баженову Марину Михайловну (см. приложение 18). Много интересного она рассказала о садах совхоза, о людях, трудившихся в них, об урожае, который так нелегко вырастить. Никто из ребят не остался равнодушным, многие задавали вопросы.

А получится ли у меня вырастить в саду растение? Так как я очень люблю землянику, то решила посадить именно ее. Для посадки выбрала открытое место для прямых солнечных лучей. Рассада земляники (усы) высаживается в землю весной или вначале осени. Хорошо укореняются усы только в рыхлой и достаточно влажной почве. Поэтому землянику часто разрыхлила и поливала (см. приложение 19). В мае появились белые с желтой серединкой цветочки. Очень красивые! В июне лепестки опали, а серединка цветка начала превращаться в зеленую ягодку.

Моя земляника имеет форму конуса, усыпана мелкими семенами. Ягода постепенно созревает. Сначала она имеет зеленый цвет, затем белеет и, наконец, краснеет. Мякоть ягоды сочная и очень сладкая (см. приложение 19).  Земляники очень полезна. В ягодах содержится: витамин С, калий, железо, йод, марганец, фтор, медь,  кальций. Все это очень полезные для нашего организма вещества! А сколько варенья наварила мама из моей ягоды!!!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: