Внеурочная деятельность

Морковкина Любовь Геннадьевна

  На заседаниях клуба семейного чтения "Светлячок"

                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дуденевская школа»

Рассмотрено на заседании ШМО                                                                               Утверждаю

Руководитель ШМО                                                             Директор:____ /О.А. Мыльникова/

_______/Л.Г. Морковкина/        Приказ №____________________

Протокол №___________                                                                                      

                                                                                                                                      Согласовано        

Зам. директора по УВР:

___________ /А.А. Марков/

________________

Дополнительная образовательная программа

по внеурочной деятельности

«Клуб семейного чтения «Светлячок»

Автор:

Морковкина Любовь Геннадьевна,

учитель начальных классов

2017-2018 учебный год

«Книги – часть нашего культурного наследия…
Хорошую книгу можно читать вслух на радость
детям и взрослым. Она объединяет поколения»
Шведская академия детской книги

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательные результаты, которых должен достичь ученик к завершению этого жизненного этапа. Чтению как одному из главных инструментов самосовершенствования и получения знания отводится одно из ведущих мест в образовательном процессе. Это предполагает переосмысление многих привычных подходов к формированию и совершенствованию умений этого вида речевой деятельности.

        В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Сегодня в обществе чтение перестаёт быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему. Забота о детском чтении – это забота о будущем России, его интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. Поэтому так важно именно в начальной школе научить ребёнка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательными и художественными  текстами.

Особая роль в решении этой задачи принадлежит формированию у детей 7-10 лет интереса (потребности) к чтению книг. Приобщая ребёнка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Не только в школе, но и дома, в семье, мы должны учить детей любить книги. Для того чтобы дети полюбили читать необходимо, чтобы и учитель, и родители прививали интерес к чтению.

Семейный клуб чтения (КСЧ) - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Программа предназначена для работы с детьми начального школьного возраста и их родителями, рассчитана на 4 года.

Программа ориентирована на развитие интереса у детей и их родителей к совместному чтению художественной литературы, формирование художественного вкуса и эстетических потребностей, на укрепление семьи.

Целъ КСЧ: развитие и совершенствование навыков чтения, формирование у детей интереса к книге, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи КСЧ:

● привлечь родителей к воспитанию читательского интереса у детей;

● использовать игровые формы для организации общения детей и родителей по прочитанным книгам;

● расширить читательский кругозор учащихся;

● формировать представления об авторах художественных произведений, об особенностях их творчества.

Принципы построения программы

1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. 

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон.

2. Преемственность согласованных действий.

Взаимопонимание семьи и школы — это единое пространство, выстроенное по принципу уважения к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений.

Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях школы и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

4. Индивидуальный подход к каждой семье.

 Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

5.Учет возрастных особенностей детей.

Соответствие подобранной литературы возрастным особенностям и интересам учащихся.

Ценностные ориентиры программы

Результаты детей:

  • у учащихся появляется интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями;
  • учащиеся научатся владеть устной речью, смогут выражать свои мысли, строить речевые высказывания в ситуации общения.
  • повысится словарный запас учащихся;
  • учащиеся  выразительно, с естественными интонациями читают  стихи,

участвуют в чтении текста по ролям, в инсценировках;

  • обращают внимание на оформление книги, на иллюстрации;
  • учащиеся обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;

Результаты родителей:

  • Меняется стиль родителей в плане воспитания своих детей. Осознаётся важность и ценность детско-родительских чтений.
  • Повышается уровень родительской компетентности, ответственности за воспитание своих детей.
  • Родительский коллектив становится более сплочённым, устанавливаются партнёрские отношения со школой.
  • Родители с детьми становятся постоянными посетителями библиотеки.

Условия работы клуба семейного чтения

  Данная программа реализуется в рамках раздела «Внеурочная деятельность» по направлению общекультурного воспитания.  Занятия клуба семейного чтения проводятся три раза в год. Формы используются разнообразные: литературное лото, викторина, конкурс, КВН, устный журнал, фестиваль, ринг, выставка, литературный праздник, встречи с творческими людьми.

   Но самое главное в ходе подготовки к занятию КСЧ – домашнее чтение. Заранее детям выдается список книг, которые необходимо прочитать. Родители контролируют чтение детей и в читательском дневнике отмечают каждый день, сколько страниц прочитано. Все занятия разрабатываются вместе с родителями, при встрече распределяются обязанности, кто за что отвечает. Готовясь к заседанию КСЧ, родители организуют с ребятами выставки поделок; выполняют иллюстрации к прочитанным произведениям; сочиняют на темы заседаний свои загадки, сказки, стихи; пишут отзывы о прочитанных книгах. Частым гостем  заседаний КСЧ бывает библиотекарь. Он знакомит детей с новыми книгами, учит ребят работать со справочной литературой и детскими энциклопедиями и находить ответы на интересующие их вопросы.  

Когда дети прочитывают предложенные им книги, проводится заседание. КСЧ.                      

Содержание программы

             Круг чтения  - фольклор, классическая, современная отечественная и зарубежная литература.

Чтение загадок  и русских народных сказок: «Лиса и заяц», «По щучьему веленью», «У страха глаза велики», «Петушок и бобовое зернышко», «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Маша и медведь» (другие по желанию).

Классическая, современная отечественная и зарубежная литература: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот», Н. Носов «Живая шляпа», В. Драгунский «Тайное становится явным», Ш. Перро «Золушка», В. Катаев «Цветик – семицветик», Э. Успенский «Чебурашка», Б. Гримм «Бременские музыканты», Николай Сладков Рассказы и сказки, Вера Васильевна Чаплина Рассказы, Виталий Бианки Рассказы, Михаил Пришвин Рассказы о животных, Георгий Скребицкий Рассказы о животных, Константин Ушинский Рассказы о природе. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе». А. Толстой «Золотой ключик», Д. Родари «Приключения Чиполлино», С. Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями», С.Маршак «12 месяцев», С. Аксаков «Аленький цветочек». Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», Б. Житков «Беспризорная кошка», Е. Чарушин «Кот Епифан», Ш. Перро «Кот в сапогах», Н. Носов «Живая шляпа», С. Маршак «Кошкин дом», Л. Кэролл «Алиса в стране Чудес». Г.Остер «Зарядка для хвоста», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон», А. Милн «Вини-Пух и все-все-все», Ю. Олеша «Три толстяка». А.П. Гайдар  «Тимур и его команда»,

«Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Р.В.С.». Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», В.Медведев «Баранкин, будь человеком!», В. Галявкин «Рассказы» («Как я под партой сидел», «Никакой горчицы я не ел», «Секрет», «В шкафу»), М. Зощенко «Не надо врать!». А. Сент – Экзюпери «Маленький принц», Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо», А Рыбаков «Бронзовая птица», К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Железников «Чучело».

Программа реализуются в три этапа: организационный, внедренческий и заключительный.

На первом, организационном этапе, уточняются цели и задачи работы Клуба, изучается список литературы, произведения которого предстоит прочитать учащимся,  составляется план заседаний.

На втором этапе (внедренческий) осуществляется чтение книг учащимися. Контроль за чтением детей осуществляется через читательские дневники, которые ведут ученики с родителями.

На заключительном этапе организуется заседание клуба в соответствии с планом работы.

Свою работу Клуб начинает в конце первого класса, когда учащиеся научатся читать. Первоклассники делают первые шаги в чтении. Систематически устраиваются книжные выставки в уголке чтения для организации самостоятельной деятельности детей. Создается классная библиотека, где учащиеся получают первый опыт работы с системой книг. Внимание детей обращается на то, что они уже могут принимать полноправное участие как читатели в семейных чтениях.

              Во II классе учащиеся знакомятся с книгами из современной детской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения. Учитель побуждает их к самостоятельному чтению, выделяет время для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.  

   Учащиеся III класса читают произведения детской художественной литературы — современной, русской классической и зарубежной. Получают представления о детской периодике, о книгах-справочниках. Особое место отводится литературе родного края, произведениям устного народного творчества, отражающим традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в крае.

           Материал IV класса насыщен приключенческой литературой, социально-бытовыми и историческими повестями, справочной литературой. Учитель направляет чтение детей в русло их личных интересов.

        Планируемые результаты реализации программы

  Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Предметные результаты:

 -овладение осознанным и выразительным чтением;

- умение ориентироваться в книге;

- формирование читательской компетентности: потребность в постоянном чтении книг, владение приемами работы с текстом, понимание прочитанного  и  прослушанного, умение самостоятельно выбрать книгу и оценить её;

- умение составлять отзыв по книге.

    Личностные  УУД:  

-обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию (умение поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Виды личностных действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД:   обеспечивают обучающимся организацию своей деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование -  предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона;

-коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталонов, реального действия и его результата, внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищем;

-оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию ( к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

-постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

- разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

-управление поведением партнёра с точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Тематическое планирование работы клуба семейного чтения в 1 классе

№ п/п

Заседание

Дата

Формы работы

Чтение книг

1.

Семейный литературный праздник «Сказки водят хоровод»

май

Знакомство с библиотекой школы.

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Анкетирование учащихся Изготовление памятки

« Советы родителям».

Инсценирование сказок

Чтение русских народных сказок:

«Лиса и заяц»

 «По щучьему веленью»

«У страха глаза велики»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Василиса Премудрая»

«Царевна-лягушка»

«Маша и медведь» (другие по желанию)

       

Тематическое планирование работы клуба семейного чтения во 2 классе

№ п/п

Заседание

Дата

Формы работы

Чтение книг

1.

Игра «Счастливый случай» на тему:

«Спутники нашей жизни».  

                                           

октябрь

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Анкетирование учащихся

Инсценирование сказок

Встреча с библиотекарем

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Н. Носов «Живая шляпа»

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Ш. Перро «Золушка»

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Э. Успенский «Чебурашка»

Б. Гримм «Бременские музыканты»

2

Игра «Что? Где? Когда?» на тему: «Природа и мы»

январь

Выставка книг.

Выставка поделок.

Написание загадок и стихов о животных

    Николай Сладков Рассказы и сказки

    Вера Васильевна Чаплина Рассказы

    Виталий Бианки Рассказы.

    Михаил Пришвин Рассказы о животных.

    Георгий Скребицкий Рассказы о животных.

    Константин Ушинский Рассказы о природе.

3

Игра «Слабое звено» на тему:  «В гостях у Г.Х. Андерсена»

апрель

Знакомство с биографией автора  

Конкурс кроссвордов

Инсценирование сказок

«Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе».

Тематическое планирование работы клуба семейного чтения в 3 классе

№ п/п

Заседание

Дата

Формы работы

Чтение книг

1.

Интеллектуально-познавательная викторина «Своя игра» на тему

«Что за прелесть эти сказки!»                                          

октябрь

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование сказок

Написание своих сказок

А. Толстой «Золотой ключик»

Д. Родари «Приключения Чиполлино»

С. Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями»

С.Маршак «12 месяцев»

С. Аксаков «Аленький цветочек»

2

Интеллектуальный ринг «Умники и умницы» на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

январь

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Анкетирование учащихся

Инсценирование сказок

Встреча с ветеринаром

Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе»

Б. Житков «Беспризорная кошка»,

Е. Чарушин «Кот Епифан»,

Ш. Перро «Кот в сапогах», Н. Носов «Живая шляпа»,

С. Маршак «Кошкин дом», Л. Кэролл «Алиса в стране Чудес»

3

Литературное лото на тему «Давайте жить дружно!»

май

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование сказок

Написание сочинений

Г.Остер «Зарядка для хвоста»

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон»

А. Милн «Вини-Пух и все-все-все

Ю. Олеша «Три толстяка»

        Тематическое планирование работы клуба семейного чтения в 4 классе

№ п/п

Заседание

Дата

Формы работы

Чтение книг

1.

  КВН «В гостях у А.П.Гайдара!»

октябрь

Знакомство с биографией писателя.

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование произведений

«Тимур и его команда»

«Судьба барабанщика»

«Чук и Гек», «Р.В.С.»

2

Турнир знатоков на тему: «Улыбка и смех-радость для всех»

Январь

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование произведений

Отзывы по прочитанным произведениям

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

В.Медведев «Баранкин, будь человеком!»

В. Галявкин «Рассказы» («Как я под партой сидел», «Никакой горчицы я не ел», «Секрет», «В шкафу»)

М. Зощенко «Не надо врать!»

3

Фестиваль мини – проектов: «Любимая книга  нашей семьи».

апрель

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование произведений

Создание проектов

Встреча с поэтом - земляком

А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

А Рыбаков «Бронзовая птица»

К. Булычев «Тайна третьей планеты»

В. Железников «Чучело»

и другие по желанию

Рекомендуемая литература 

  1. Диагностика учебной успешности в начальной школе/ Под редакцией П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина. - М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2009
  2. Методика обучения чтению: Учебно-метод. пособие /Сост.: Сальникова Т.П. - М.: Сфера, 2001.
  3. Белоногая В. Вместе читаем, играем, создаем: опыт взаимодействия с ребенком в процессе обучения чтению: [педагог делится опытом обучения чтению ребенка 6-7 лет] // Семейное чтение. - 2008.
  4. Молдавская К. Мы выбираем: [алгоритм выбора книг для детей от критика детской литературы] // Что читать? – 2009.
  5. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб: Изд-во РНБ, 2000


Предварительный просмотр:

Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дуденевская школа»  

Рассмотрена на заседании               Утверждена приказом директора

педагогического совета         МБОУ «Дуденевская школа»

протокол № от г.                                           №     от       г.

Дополнительная общеобразовательная программа  «СОВЕНОК» 

Возраст обучающихся:  8-10 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:  

Морковкина Любовь Геннадьевна, учитель начальных классов

Высшей квалификационной  категории

                                        

С. Дуденево, 2019 г.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Совенок» имеет интеллектуальную направленность, создаёт условия для творческой самореализации личности ребёнка, направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.

Проблема формирования исследовательских умений у младших школьников становится еще более актуальной в современных условиях в связи с введением ФГОС. Особое внимание в нем уделяется способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта через развитие исследовательских способностей детей на основе использования средств информационных технологий.  Именно на это нацелена предлагаемая программа внеурочной деятельности младших школьников «Совенок».

Последние исследования в области экспериментальной психологии и педагогики дают основание утверждать, что дети начиная с младшего школьного возраста способны не просто воспринимать и осмысливать информацию, например учебный материал и т. д., но и вступать в диалог, ставить конкретные цели, анализировать способы своей деятельности и благодаря этому самостоятельно исследовать проблему и творчески преобразовывать информацию. П. И. Пидкасистый утверждал, что «главный признак самостоятельной деятельности — это управление этой деятельностью со стороны ученика».

В соответствии с положениями личностно ориентированного подхода к образованию необходимо учитывать способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт ребенка, его возможности в изучении и усвоении научных знаний, определенных содержанием различных областей его интересов.

Актуальность программы обусловлена необходимостью и целесообразностью именно в начальной школе организовать систему практикоориентированных занятий по ознакомлению детей с основами исследовательской деятельности и возможностями использования в этих целях средств информационных технологий. От этого во многом зависит успешность дальнейшего саморазвития личности обучающегося. Однако, как отмечает в. В. Дубинина, пока «нет в школе предмета, который бы учил высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, развивать интуицию и т. д.».

Новизна программы «Совенок» состоит в том, что она разработана как пропедевтический курс подготовки младшего  школьника к самостоятельной исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Формируя исследовательскую культуру учащихся младших классов, занятия по программе готовят их к самостоятельной исследовательской деятельности в средней школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Занятия основаны на активной деятельности детей и нацелены на освоение ими эффективных способов мыслительных операций. На первом этапе (3-й класс) под руководством учителя и в группе, а затем самостоятельно и индивидуально (4-й класс) дети проводят исследования, делают выводы и обобщения и используют информационные технологии как средство для дальнейшей исследовательской деятельности. Такие умения являются метапредметными, имеют огромную познавательную ценность, способствуют развитию всех мыслительных процессов и саморазвитию личности.

Основными видами деятельности программы являются игровая и познавательная. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цель программы: овладение младшими школьниками основами исследовательской деятельности с использованием информационных технологий.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  1. ознакомление младших школьников с общими способами исследовательской деятельности в ее различных аспектах;
  2. формирование информационной компетентности (в том числе компьютерной на основе ознакомления с программами Microsoft Word, Paint, PowerPoint);
  3. формирование метапредметных универсальных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) через исследовательскую деятельность; развитие навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества в процессе решения исследовательских задач;
  4. развитие творческих и интеллектуальных способностей детей с использованием информационных технологий;
  5. создание условий для личностного роста школьника: участие  в работе НОУ «Путь в науку».

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Программа адресована детям 8 – 10 лет

Возрастные особенности

Главной чертой детей младшего школьного возраста  является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие», прежде всего взрослые. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. 

Объем программы и режим занятий

Программа рассчитана на два года (3, 4 классы). Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год, 68 часов за два года.

Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут).

Рекомендуемая наполняемость групп составляет 10 – 12 человек.

Формы и методы организации образовательного процесса

На занятиях используются различные формы и методы: практические занятия в парах, группах; проводятся игры, беседы, тренинги, экскурсии, наблюдения, работа с дополнительной литературой (в том числе с использованием современных электронных средств), индивидуальные исследовательские и творческие задания. Дети знакомятся с особенностями фиксации результатов с помощью фото- и видеосъемки, с использованием информационных технологий при обработке представлении результатов по теме исследования.

При сообщении познавательного материала используются проблемные методы: эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, проблемное изложение материала, «сократическая беседа».

Ожидаемые результаты

        Результативность реализации программы определяется в соответствии с критериями трех уровней:

   К концу 1-ого года обучения учащиеся должны уметь

  • Под руководством педагога или с его помощью планировать, формулировать познавательную цель, регулировать процесс выполнения исследования. Иметь представление о том, как осуществлять поиск, отбор, творческое преобразование и представление информации с использованием средств информационных технологий. Проявлять интерес к познанию через использование ИТ. Стремиться к сотрудничеству, координации различных позиций при обсуждении разных точек зрения.

Учащиеся 2-го года обучения должны уметь

  • Самостоятельное творческое применения исследовательских умений. Самостоятельно проводить исследование (определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять исследовательский поиск и корректировать деятельность, обрабатывать и представлять результат). Самостоятельно использовать средства информационных технологий на этапах исследовательской деятельности, представление и обобщение результата. Планировать сотрудничество (определять цели, функции участников, способы взаимодействия). Обобщать анализировать результаты исследовательской деятельности. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Активно использовать речевые средства информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

К результатам, связанным с реализацией программы, относится также развитие умений:

—        осуществлять предварительный отбор источников информации, добывать новые знания из различных источников и разными способами; перерабатывать информацию для получения необходимого продукта;

—        преобразовывать информацию из одной формы в другую (использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения проблемы и т. д.) с применением средств ИКТ и выбирать наиболее удобную форму.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Приобретение опыта исследовательской деятельности.

Проявлять интерес к познанию через использование ИТ. Использование современных электронных средств.

Приобретение опыта исследовательской деятельности.

Стремиться к сотрудничеству, координации различных позиций при обсуждении разных точек зрения.

Планировать сотрудничество определять цели, функции участников, способы взаимодействия).

Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Планировать сотрудничество (определять цели, функции участников, способы взаимодействия).

Самостоятельно использовать средства информационных технологий на этапах исследовательской деятельности, представления и обобщения результата

Планировать. Формулировать познавательную цель, регулировать процесс выполнения исследования.

Иметь представление о том, как осуществлять поиск, отбор, творческое

преобразование и представление информации с использованием средств информационных технологий.

Относительно самостоятельно и объективно оценивать свои достижения.

Самостоятельно использовать средства информационных технологий на этапах исследовательской деятельности, представление и обобщение результата

Обобщать, анализировать результаты исследовательской деятельности.

Самостоятельно проводить исследование (определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять исследовательский поиск и корректировать деятельность, обрабатывать и представлять результат).

Осуществлять предварительный отбор источников информации, добывать новые знания из различных источников и разными способами.

Перерабатывать информацию для получения необходимого продукта;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (использовать знаково-символические средства представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения проблемы и т. д.) с применением средств ИКТ и выбирать наиболее удобную форму

Усвоение младшими школьниками основ исследовательской деятельности.

Приобретение опыта исследовательской деятельности.

Самостоятельное творческое применения  

умений

Самостоятельно проводить исследование (определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять исследовательский поиск и корректировать деятельность, обрабатывать и представлять результат).

Активно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Фиксации результатов и хода доступной им исследовательской, опытно-экспериментальной работы с помощью фото- и видеосъемки, с возможностями использования

информационных технологий при обработке и представлении результатов

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Дуденевская школа»

_________А.А. Марков

__»____________2019г.

Учебный план дополнительной общеобразовательной программы «Совенок»

№ п/п

Раздел

1 год обучения

2 год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Аттестация

Теория

Практика

Аттестация

1

Хороший советчик лучше любого богатства

2

1

1

1

2

Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи

3

3

3

3

3

Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим

6

3

8

4

4

Заговори, чтобы я тебя увидел

3

2

3

2

5

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя

4

2

3

2

6

Сделано наспех, редко бывает сделано хорошо

3

1

2

1

Всего

21

12

1

20

13

1

34 часа

34 часа

Содержание программы

  1. год обучения (дети 8 – 9 лет)

 «Хороший советчик лучше любого богатства» (3 ч)

Исследование значения слов: «сотрудничество», «совместно», «сообща». Определение особенностей совместной работы. Обсуждение понятий «исследование», «исследователь». Построение рассуждения. Решение практических задач на определение необходимости сотрудничества. Обсуждение преимуществ индивидуальной, совместной и групповой форм работы. Обсуждение мер безопасности при исследовании и использовании технических средств. Применение «свода правил» при совместном исследовании внешнего устройства ПК (монитор, системный блок, клавиатура, динамики, мышь). Определение элементов внешнего устройства ПК через практическое исследование их назначения.

«Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи» (6 ч)

Выработка  алгоритма  сравнения  с помощью слов-связок как…., но  не…...  Ассоциативные  загадки.  Применение

приема «да/нет». Расположение двух и трех понятий от общего к частному. Выделение общего родового понятия.

Определение причины и следствия. Схема, модель.

«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим» (9 ч)

Изучение основных элементов книги: обложка, страницы, иллюстрации. Использование их для определения примерного содержания. Мини-исследование «Разнообразие книжного мира. Какие книги мы читаем». Построение текста описания. Посещение библиотеки. Мини исследование «Как библиотекарь ориентируется в царстве

информации».        Фотоотчет. Обсуждение        полученных        данных.        Особенности        справочной        литературы        для        детей.

Энциклопедические словари. Изучение особенностей информации.

«Заговори, чтобы я тебя увидел» (5 ч)

Знакомство с парадоксами. Обсуждение «как делают открытия». «Слышу и слушаю». Ораторское искусство. Особенности постановки проблемы. Особенности построения вопроса (вопросительного предложения). «Тонкие» и «толстые» вопросы. Способы получения ответов на вопросы. Практикум «Эти разные вопросы» (как и какой задать вопрос) Рассуждения, суждения и умозаключения. Их сходство и различие. Построение текста-рассуждения при доказательстве. Как рождаются гипотезы. Построение модели.

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (6 ч)

Использование модели исследовательской деятельности при проведении мини-исследования. Определение простейшей структуры исследовательской деятельности. Мини- исследование «Моя школа». Анализ результата. Критерии. Мысленные эксперименты на моделях. Наблюдение в исследовании. Мини-исследование «Дерево моего села». Анализ результата. Критерии.

«Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано» (4 ч)

Составление плана сообщения. Доклад. Разработка критериев оценки выступления. Отчет о проведенном исследовании с использованием модели исследования. Определение критериев оценивания. Портфель достижений.

  1. год обучения (дети 9 – 10 лет)

«Хороший советчик лучше любого богатства» (2 ч)

Построение рассуждения. Решение практических задач на определение необходимости сотрудничества. Исследователи не только люди, но и животные. Способы сбора и передачи информации. Интервьюирование. Секреты эффективного общения. Создание мини- исследований.

«Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи» (6 ч)

Создание метафор (сравнение). Объяснение значений выражений (пословиц). Умозаключение по аналогии на основе зрительного изображения и высказывания. Выделение признаков: существенных и несущественных. Значение сравнения, Деление на классы при сравнении. Оптические приборы в исследовании. Закон и закономерность в числах и буквах. Составление причинно – следственных цепочек. Правила построения понятия.

«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим» (12 ч)  

Посещение библиотеки. Мини-исследование «Особенности составления картотек и каталогов». Презентация деятельности. Хранение информации в письменном и цифровом виде. Закладки, пометки. Чтение с пометками. Тема. Главная мысль. Определение главного и второстепенного. Особенности поиска информации. Поисковые системы. Детские сайты. Способы обмена информацией (электронная почта). Исследование пословиц и поговорок.

«Заговори, чтобы я тебя увидел» (5 ч)

Определение сходства и различия. Выработка определения. Ознакомление с группами вопросов. Смысловое поле: наблюдение, наблюдатель. Особенности постановки, проведения и описания опыта. Фантазирование и прогнозирование. Анализ проблемной ситуации. Практикум по построению рассуждения. Построение прямого доказательства.

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (5 ч)

Подготовка к исследовательской экспедиции на природу. Этапы исследования: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, наблюдение, экспериментирование, обобщение и структурирование, подготовка отчета, рефлексия. Распределение по интересам, областям знаний. Самостоятельная исследовательская деятельность по выбранной проблеме.

«Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано» (3 ч)

Результат и результативность. Разработка дневника исследователя с учетом структуры исследовательской деятельности. Совершенствование критериев оценки докладов и сообщений. Обобщение достижений. Оформление портфеля достижений.

Формы подведения итогов реализации программы:

Аттестация обучающихся рассматривается в настоящее время как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Регулярная проверка результатов обучения помогает педагогу понять, на каком этапе сейчас находится каждый обучающийся объединения.

Итак, первое, что необходимо сделать, когда ребенок пришел в объединение - зафиксировать его начальный уровень. Выявить начальный уровень помогает предварительная, или начальная аттестация (Анкета). Она, как правило, проводится в сентябре, когда комплектуется группа.

Анкета

вовлечѐнности обучающихся в исследовательскую деятельность.

Вопрос

Ответ

1.

Участвовал  ли  в  исследовательской

работе в прошлом году?

2.

Кто помогал в работе?

3.

Желаешь ли участвовать в новом учебном году?

4.

Участвовал ли в научной конференции?

5.

Презентовал ли работу на других конференциях, вне

школы?

6. Назови тему твоего исследования?

В конце учебного года проводится промежуточная аттестация (Тест), когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или итоговая аттестация, если этот год является последним годом обучения и проверяется знание всей программы в целом.

Тест промежуточной аттестации

Ребятам был предложен тест, состоящий из 3-х частей:

1часть – позволяет выявить умение выводить следствия;

2 часть – умение находить проблему;         

3часть – умение представлять последствия событий.

Тест  № 1: Дай полные и оригинальные ответы:

1.Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?

2.Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?

3.Что произойдёт, если все  горы вдруг превратятся в сахарные?

4. Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?

5. Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?

Тест № 2:Поставь необычную проблему, связывающую два указанных

понятия. Например, пара  жук – кресло. Проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?»

 Компас – клей.  Синица – сестра.  Мухомор – диван. Учитель – ветер. Шляпа –пчела.

Тест № 3: Продолжи предложения:

В горах нельзя громко кричать потому, что…

Птицы начали вить гнёзда потому, что…

Ласточки начали летать низко над землёй потому, что…

Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что…

Птицы полетели на юг потому, что…

Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, подсчитывается сумма баллов, переводится в проценты.

Критериями результатов теста послужили:

- умение выводить следствия,

- умение находить проблему.

- умение представлять последствия событий.

В соответствии с критериями  выделены уровни развития исследовательских навыков у младших школьников:

80-100 % - высокий уровень развития исследовательских навыков характеризуется умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия  событий.

60-80 % - средний уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не всегда видит проблему, в некоторых случаях не может вывести  следствие и представить последствие событий.

Менее 60 % - низкий уровень развития исследовательских навыков характеризуется  тем, что ребёнок не умеет видеть проблему, не умеет вывести следствие и представить  последствие событий.

       На основе полученных результатов составляется сводная таблица, по которой выясняется уровень сформированности проверяемых умений каждого ученика класса.

       Результаты  диагностики развития исследовательских навыков

ФИ учащегося

Следствия

Проблемы

События

% , уровень

1.

          *****

5

1

4

67% - средний

 Начальная и промежуточная аттестация проводятся в форме анкеты и теста, итоговая аттестация - защита исследовательских проектов на открытом занятии перед педагогами и родителями. Победители школьного уровня отправляются на муниципальную конференцию «Путь в науку»

Критерии оценок результатов итоговой (промежуточной) аттестации

Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся:

  • Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • Широта кругозора;
  • Степень восприятия информации;
  • Развитость практических навыков работы с литературой;
  • Осмысленность использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся:

  • Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
  • Свобода владения оборудованием и оснащением кабинета;
  • Качество выполнения практического задания;
  • Технологичность выполнения практической деятельности;
  • Владение компьютерными технологиями.

Критерии оценки уровня развития личностных качеств, оценка уровня воспитанности:

  • Культура организации практической деятельности;
  • Культура поведения;
  • Творческое отношение к выполнению практического задания;
  • Аккуратность при выполнении работы;
  • Развитость специальных способностей;
  • Умение работать в команде, отсутствие конфликтов в коллективе;
  • Самоконтроль, терпение, воля, желание трудиться.
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, акциях различных уровней.

Оценка, оформление и анализ результатов итоговой аттестации

Результат аттестации  фиксируется на 4-х уровнях:

-минимальный,

-базовый,

-повышенный,

-творческий.

Характеристика уровней:

*минимальный        –        обучающийся        программу        не        освоил,        т.е.        не        приобрел

предусмотренную        учебным        планом        сумму        знаний,        умений        и        навыков;        не

выполнил задач, поставленных перед ним педагогом;

*базовый – обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу,

свободно ориентируется в изученном материале;

*повышенный – обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям, принимает участие в конкурсах, выставках городского уровня и выше;

*творческий - обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой дисциплине, стабильно участвует в конкурсах, выставках, фестивалях, занимает призовые места.

Протокол проведения итоговой (промежуточный) аттестации воспитанников

Год обучения

Минимальный

Базовый

Повышенный

Творческий

или

уровень

уровень

уровень

уровень

Этап обучения

(кол-во / %)

(кол-во / %)

(кол-во / %)

(кол-во / %)

1 – й

2 – й

Результаты оценки усвоения программы фиксируются педагогом в «Протоколе аттестации обучающихся»

Протокол

результатов итоговой (промежуточной) аттестации учащихся кружка

___________________учебного года

Название кружка ____________________________________________ Фамилия, имя, отчество педагога ______________________________

Дата проведения_____________________________

Форма проведения _____________________________________

Количество учащихся на начало года_______

Количество учащихся на конец года__________

Результаты итоговой аттестации:

Фамилия,

имя

Год

Форма

Уровень

Итог

п/п

ребенка

обучения

аттестации

освоения

аттестации

(высокий,

средний,

низкий)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Критерии определения уровня подготовки учащихся

1 год обучения

Признаки

Минимальный

Базовый

Повышенный

Творческий

1. Знание спецтерминов и теории

Ниже требований программы

Знает все термины, предусмотренные

программой

Стремится узнать сверх программы

2. Количество исследований, выполненных за год

1-2 мини-исследования

3-4

4-5

Свыше 5

3. Сложность и объем выполненных работ

Простые, малый объем

Простые с усложнением, средний объем

Сложные, выше среднего

Более сложные, большой объем

4. Качество и аккуратность работ

низкое

среднее

высокое

повышенное

5. Активность и усидчивость

Пассивен, работает по предложению педагога

Работает ровно, систематически

Сам выбирает тему, просит помочь решить

Выбирает тему, стремится найти способ решения

6. Достижения учащегося

Участие в школьных конкурсах

Участие в муниципальных конкурсах

Участие в областных конкурсах

2- года обучения

Признаки

Минимальный

Базовый

Повышенный

Творческий

1. Знание спецтерминов и теории

Ниже требований программы

Знает все термины, предусмотренные

программой

Стремится узнать сверх программы

2. Количество исследований, выполненных за год

1-2 исследования

3-4

4-5

Свыше 5. но большего объема

3. Сложность и объем выполненных работ

Простые, малый объем

Простые с усложнением, средний объем

Сложные, выше среднего

Более сложные, большой объем

4. Качество и аккуратность работ

низкое

среднее

высокое

повышенное

5. Активность и усидчивость

Пассивен, работает по предложению педагога

Работает ровно, систематически

Сам выбирает тему, просит помочь решить

Выбирает тему, самостоятельно выполняет

6. Достижения учащегося

Школьные конкурсы

Участие в школьных конкурсах

Участие в муниципальных конкурсах

Участие в областных конкурсах

Подведение итогов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Кружок________________20______уч.год

Результат     участия    и     призовых    мест   обучающихся   в  конкурсах,    выставках,   соревнования      (сводная таблица):

№Ф.И. учащегося

Название конкурса

Сроки проведения

Уровень конкурса ((проставьте (проставьте +)

Итог конкурса

(проставьте +)

школьный

районный

региональный

федеральный

международный

участие

Призер(2-3место)

Победитель(1место)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Педагог дополнительного образования (Ф.И.О.)_____________________роспись____________________дата___

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебные занятия проводятся в 3 классе МБОУ «Дуденевская школа». Санитарно-гигиенические условия соответствуют требованиям СанПин.

Для подготовки детей к обучению, по данной программе, необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

1.Наличие помещения для занятий. Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Также необходимы парты, соответствующие росту детей.

2. Интерактивная доска, компьютер, выход в Интернет

3. Наличие наглядно - тематических материалов

4. Словари, хрестоматии, справочники.

       5. Книги школьной библиотеки.

       6. Цифровой фотоаппарат.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.2012 № 273 «Об образовании в Российской федерации».
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014года № 1726-р
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологичские требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

5. Cборник программ. Организация внеурочной деятельности: авт.-сост. С.К. Тивикова. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.

    6. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, Л.Ф.    Фомина//Исследовательская работа школьников.2011.№1 с.24-34

   7. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004

   8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2007


Календарно- тематическое планирование

1 год обучения

Тема занятия

Кол-во

Дата

Примечание

п/п

часов

проведения

план

факт

Раздел 1 «Хороший советчик лучше любого богатства»- 3ч

1.

Анкета вовлеченности в исследовательскую деятельность. Построение рассуждения: «Кто такой

исследователь?»

2.

Решение практических задач на определение

необходимости сотрудничества.

3.

Преимущества индивидуальной, совместной и

групповой форм работы

Раздел 2 «Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи»- 6ч

4.

Все что-то похоже и чем-то отличается.

Выработка алгоритма сравнения с помощью слов

связок как….,но не…

5.

Ассоциативные загадки

6.

Расположение двух и трех понятий от общего к

частному

7.

Все наоборот. Видовое и родовое понятие

8.

Выделение общего родового понятия

9.

Определение причины и следствия.

Раздел 3. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим»- 9 ч

10.

В мире книги. Изучение основных элементов

книги: обложка, страница и иллюстрации.

11.

Мини- исследование «Разнообразие книжного

мира. Какие книги мы читаем»

12.

Изучение и обсуждение особенностей ориентации

в книге (название книги, разделы, главы и т.д)

13.

Построение текста- описания

14.

В царстве информации. Посещение библиотеки.

15.

Мини- исследование «Как библиотекарь

ориентируется в царстве информации»

16.

Фото отчет. Обсуждение полученных результатов.

17.

Архивариус. Особенности справочной литературы

для детей.

18.

Энциклопедические словари

Раздел 4. «Заговори, чтобы я тебя увидел»-5 ч

19.

Эврика и парадокс. Знакомство с парадоксами

.

20.

Что такое проблема?

21.

Страна вопросов. Особенности построения

вопроса (вопросительного предложения)

22.

Как рождаются гипотезы

23.

Как наблюдать и развивать наблюдательность

Раздел 5. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя»-6 ч

24.

Мы - исследователи

25.

Использование модели исследовательской

деятельности при проведении мини- исследования

26.

Как сделать открытие? Определение простейшей

структуры исследовательской деятельности

27.

Мини- исследование «Моя школа». Анализ

результата

28-29.

Эксперименты и наблюдения. Мини-

2 ч

исследование «Дерево моего села»

Раздел 6. «Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано»-4 ч + 1 ч

30.

Как сообщить об открытии. Составление плана

сообщения.

31.

Доклад. Разработка критериев оценки

выступления

32.

Мини-конференция. Отчет о проведенном

исследовании с использованием модели исследования

33.

Мини-конференция. Определение критериев

оценивания

.

34.

Тест промежуточной аттестации

Всего: 34 часа

  1. год обучения

Тема занятия

Кол-во

Дата

Примечание

п/п

часов

проведения

план

факт

Раздел 1 «Хороший советчик лучше любого богатства»- 2ч

1.

Построение рассуждения.

2.

Мини исследование «Что такое компьютер»

Раздел 2 «Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи»-  6 ч

3.

Признак гения

4.

Главное и не главное.  Опыт и оптика

5.

Для чего людям сравнивать

6.

Закон и закономерность

7.

Причины и следствия

8.

Определение понятий

Раздел 3. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим»- 12 ч

9.

В царстве информации

10.

Мини- исследование «Особенности составления

Картотек и каталогов»

11.

Ориентиры в мире информации

12.

Информационное зернышко

13.

Бортовой журнал

14.

Секреты обработки информации

15.

Всемирная паутина

16.

Детские сайты

17-18.

Способы обмена информацией. Электронная почта.

2 ч

19-20.

Краткость - сестра таланта (Исследование пословиц и поговорок)

2 ч

Раздел 4. «Заговори, чтобы я тебя увидел»-5 ч

21.

Гипотеза или провокационный вопрос?

22.

В стране вопросов.

23.

Рассуждение

24.

Пирамида доказательств

25.

Логика и язык

Раздел 5. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя»-5ч

26.

Экскурсия-исследование (использование фото- и видеоаппаратуры)

27-28.

Первые самостоятельные шаги (исследовательская деятельность в интересующей деятельности в группе)

29-30.

Полет юного ученого (самостоятельное исследование)

Раздел 6. «Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано»-3 ч + 1 ч

31.

Дневник исследователя

32.

Ораторское искусство

33.

Портфель достижений

34.

Итоговая аттестация - защита исследовательских

проектов на открытом занятии перед педагогами и

родителями

Всего: 34 часа