инклюзивное образование

Докучаева Лилия Ивановна

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребёнка с ОВЗ к общему образованию, приобщение к жизни в социуме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с задержкой психического развития при         поступлении в общеобразовательное учреждение имеют разный уровень психического и общего развития. Зависит он от степени выраженности отставания в развитии, своевременности квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания в семье.

Как правильно и продуктивно педагогу построить процесс обучения ребёнка с ЗПР?

В силу незрелости эмоционально-волевой сферы ребенок с задержкой психического развития  с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим (выполняет лишь то, что непосредственно связано с его интересами). У него недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти и речи, а так же малый запас сведений и представлений об окружающей действительности.

У таких детей, как правило, наблюдается отставание психического развития от паспортного возраста. Это проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной познавательной деятельности.  

Для детей с ЗПР характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенный фон настроения и  повышенная внушаемость. В начальных классах такие дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.

Преобладание игровых интересов над учебными связано с незрелостью личности и мотивационной сферы.

Детям с ЗПР трудно адаптироваться  к школе, у них нет готовности к систематическому обучению, что  ведёт к снижению усвоения учебного материала, накоплению пробелов в знаниях, дальнейшему ухудшению всех психических процессов.

С раннего возраста у детей замедленно формируются навыки коммуникативно-познавательной деятельности.

        У ребёнка с ЗПР недостаточно развиваются самостоятельность, воля, желание трудиться и преодолевать трудности. Адаптация в детском коллективе учащихся затруднена из-за присущих им негативных черт характера.

Чтобы эффективно организовать образовательный процесс  с учащимися, имеющими задержку психического развития, педагогу следует знать об особенностях их познавательного и личностного развития.

Педагогу в работе с таким ребёнком следует учитывать особенности внимания: неустойчивость, повышенную отвлекаемость, трудности переключения, слабую концентрацию на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Наблюдается снижение способности к распределению и концентрации внимания.

        Недостаточность развития памяти проявляется в снижении продуктивности запоминания и неустойчивости (преобладает непроизвольная память). Характерна низкая скорость  запоминания (преобладает  механическое запоминание над словесно-логическим).

Воображение детей с задержкой психического развития также недостаточно развито. В большинстве случаев преобладает воссоздающее воображение над творческим.

Особенности мышления детей с задержкой психического развития проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности. Мышление детей с задержкой психического развития долгое время остается преимущественно конкретным, поверхностным и  не наблюдается существенного развития словесно-логического мышления. Одна из особенностей мышления детей с задержкой психического развития – снижение познавательной активности.

Можно отметить высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесённых в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

У детей с задержкой психического развития наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональность, поверхностность переживаний, непосредственность, несформированность мотивационной сферы).

Таких детей беспокоят страхи, наблюдается боязливость, пониженный фон настроения, эмоциональные срывы при выполнении учебных заданий, повышенная чувствительность к замечаниям. Может преобладать эйфоричный фон настроения, повышенная возбудимость, агрессивность и неспособность к волевым усилиям.

У детей с задержкой психического развития можно выявить сниженную потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.

Также у большинства детей наблюдается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Новый человек привлекает их внимание значительно в меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности ребенок скорее прекратит деятельность, чем обратится к взрослому за помощью.

Важно непосредственное эмоциональное общение (улыбка, поглаживание и т.п.), чтобы общение со взрослым было окрашено в эмоционально положительные тона. Большинство детей чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению.  

Если ребенку  с задержкой психического развития в школе не оказывается специализированная помощь, то под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у него сформируется заниженная самооценка,  ощущение собственной малоценности, Это реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с окружающими.

Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их сверстники. Колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений связаны с нервно-психическими состояниями; порой они возникают без видимых внешних причин.

На уроках в состоянии сосредоточенности дети могут сравнительно быстро понять учебный материал небольшого объема, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образцом или целью задания, исправить допущенные в работе ошибки. Сосредоточенность и напряжение длятся лишь недолгие минуты, после которых наступает утомление, безразличие к качеству выполняемой работы, нежелание исправлять допущенные ошибки.

У детей в ответ на замечания педагога и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения или же категорический отказ работать, особенно если задание оказывается относительно трудным. После занятий, требующих интенсивного умственного напряжения, может возникнуть полное истощение.

Частая смена «рабочих» и «нерабочих» состояний в сочетании с пониженной познавательной активностью приводит к тому, что получаемые на занятиях обрывочные знания, недостаточно закрепленные и не связанные в системы, очень быстро угасают. Порой создается впечатление, будто материал вовсе не изучался. Следует постоянно повторять и закреплять изученное.

Важнейший принцип работы с детьми с ЗПР в образовательном процессе - индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств, отобранных с учетом данных психолого-педагогического изучения ребенка.

Индивидуальный подход к обучению включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, через семью школьника. Это, как правило, требует длительной систематической работы с учащимися, глубокого знания личности каждого ребенка с задержкой психического развития и соблюдения всех необходимых требований к нему.

Реализация индивидуального подхода к ребенку с задержкой психического развития на уроке предполагает частичное временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебной работы. Педагогу следует постоянно варьировать методы работы и организационные формы с учетом общего и особенного в личности каждого ребенка для обеспечения всестороннего и целостного развития.

Литература

  1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 2009.
  2. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. – М.: Книголюб, 2006.
  3. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2006.
  4. Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004.
  5. Костенкова Ю.А. Психолого-педагогические и методические аспекты обучения чтению детей с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие. – М.: РУДН, 2007.
  6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития /Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2004.
  8. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога. Книга 1. – М.: Школьная пресса, 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОСТРАНСТВО РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Докучаева Лилия Ивановна учитель начальных классов МБОУ Вязьма – Брянской СОШ имени Героя РФ А. В. Пуцыкина Вяземского района Смоленской области

Слайд 3

Нормативная правовая база Российской Федерации, регулирующая деятельность образовательной организации, реализующей инклюзивную практику

Слайд 5

Законы Российской Федерации Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 06 апреля 2015 г.). Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями на 02 декабря 2013 г.) Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями на 02 мая 2015 г.) вступил в силу с 01 сентября 2013 года.

Слайд 6

Распространенность ОВЗ

Слайд 7

«…где бы не обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одном из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» В.И. ЛУБОВСКИЙ

Слайд 8

По классификации, предложенной в Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г., к детям с ОВЗ относятся следующие категории детей: Глухие дети и слабослышащие дети Слепые дети и слабовидящие дети Дети с тяжелыми нарушениями речи Дети с нарушениями ОДА Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью Дети с расстройствами аутистического спектра

Слайд 9

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Наряду с детьми с ОВЗ особые образовательные потребности могут испытывать:  дети «групп риска »;  дети, своевременно не охваченных системой образования или «выпавшие» из нее. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России: • доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26 %; • 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья ; • до 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС ); • не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы.

Слайд 11

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Около 90% нарушений зрения имеют врожденный характер 30 % из них наследственно обусловлены (альбинизм, врожденный анофтальм, микрофтальм , патология сосудистой оболочки, врожденные катаракта, глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия). Остальные связаны с отрицательными факторами периода беременности: вирусные заболевания (токсоплазмоз, краснуха и др.), патология беременности, глубокая недоношенность и др. • Приобретенные нарушения зрения: заболевания ЦНС (менингит, менингоэнцефалит , опухоль мозга); осложнения после вирусных заболеваний (корь, грипп, скарлатина и др.); равматические повреждения мозга (ранения, ушибы) головы или глаз; несоблюдение санитарно-гигиенических условий зрительной работы приводит к прогрессированию близорукости или дальнозоркости.

Слайд 12

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА • 4-6% всего населения земного шара имеют нарушения слуха, в степени, затрудняющей общение. • 2% имеют выраженную двустороннюю тугоухость. • Нарушения слуховой функции чаще всего происходит в раннем детстве (70% случает потери слуха происходит в возрасте 2 – 3 -х лет). • Число детей с нарушением слуха постоянно увеличивается. Растет число детей, имеющих наряду с нарушением слуха другие отклонения в развитии. • Повышается процент лиц с нарушенным слухом в группе населения после 50-ти лет. • В России насчитывается более 600 тыс. детей в возрасте до 16 лет имеющих нарушения слуховой функции.

Слайд 14

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Распространенность: 5-7% детского населения имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. • Заболевания центральной нервной системы: детский церебральный паралич – ДЦП (89%); полиомиелит. • Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея, деформации стоп, аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; врожденные уродства ( артрогрипоз ). • Приобретенные заболевания и повреждения опорнодвигательного аппарата: травмы спинного, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (рахит и др.)

Слайд 16

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом развитии. ЗПР относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций . У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. Э то преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

Слайд 17

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ • Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. • Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Слайд 18

ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К лицам с нарушениями умственного развития (умственно отсталым) относят детей, подростков, взрослых со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.

Слайд 19

Классификации умственной отсталости МКБ – 9 МКБ - 10 Дебильность Легкая У/О: IQ 50 – 69 Имбецильность : легкая Умеренная У/О: IQ 35 – 49/54 выраженная Тяжелая У/О: IQ 20 – 34 Идиотия Глубокая У/О: IQ 20 и ниже

Слайд 20

ДЕТИ - АУТИСТЫ Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к группе расстройств развития ( pervasive developmental disorders ), для которых характерны обширные отклонения в социальных взаимодействиях и коммуникации, а также узость интересов и явно повторяющееся поведение. РАС включают ряд состояний и являются одной из самых распространенных и описанных в мире групп нарушений психического развития у детей (по разным данным число детей с РАС от 1:150 до 1:68), при этом отмечается увеличение числа детей с РАС, что связывают как с улучшением качества диагностики, так и с возможно действительным увеличением числа детей этой категории.

Слайд 21

Дети с ОВЗ при поступлении в общеобразовательное учреждение имеют разный уровень психического и общего развития. Зависит он от степени выраженности отставания в развитии, своевременности квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания в семье.

Слайд 22

Индивидуальный подход к обучению включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, через семью школьника. Это , как правило, требует длительной систематической работы с учащимися, глубокого знания личности каждого ребенка с ОВЗ и соблюдения всех необходимых требований к нему.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!