рекомендации для родителей первоклассников

Пономаренко Екатерина Евгеньевна
рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Странности первоклашки: что является нормой?

Вчерашний дошкольник не сразу привыкает к тому, что все интересы теперь нужно подчинять учебе. Кроме того, первый год школьной жизни – это всегда поиск места в коллективе, установления контакта с учителем и сверстниками. Считается, что каждый первоклассник проходит несколько этапов адаптации, в которой выделяют социально-психологическую и физиологическую составляющие. Насколько продолжительным окажется этот процесс, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, ими же могут быть обусловлены некоторые «неожиданности» в его поведении. Основная же часть школьных «сюрпризов», как правило, связана с расхождением родительских ожиданий и реальности.

Необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни, привыкание к новому коллективу и поиски своего места в нем становятся порой нелегким испытанием для многих первоклашек. Это в равной степени касается как застенчивых и неуверенных в себе детей, так и вполне коммуникабельных, но, например, страдающих завышенной самооценкой. Нередко случается, что испытанные в школе стрессы отражаются на поведении ребенка, делая его странным в глазах мам и пап. Так, к удивлению родителей, ребенок может начать:                                                               –  вести себя непривычно шумно и даже «буйно», приходя из школы;
– грубить старшим и не слушаться их;
– время от времени «впадать в детство» – капризничать, хныкать, играть в забытые до этого времени игрушки, проситься «на ручки» и так далее;
– всячески привлекать к себе внимание близких, требовать от них ласки и прочих проявлений любви;
– проявлять единичные признаки регресса в интеллектуальном развитии: хуже, чем до поступления в школу, читать или считать, путать названия времен года и т.д.;
– проявлять нетипичную пунктуальность и гипертрофированное чувство ответственности – слишком рано вставать, испытывать болезненный страх перед опозданием в школу, по нескольку раз перепроверять содержимое ранца, чтобы ничего не забыть и т.п..

Что делать? Быть рядом с ребенком, выслушивать, вникать в его трудности и относиться к ним со всей серьезностью, поддерживать его добрым словом и не забывать про тактильный контакт. Активно участвовать в жизни класса (для первоклашки это очень важно), сотрудничать с учителем, от которого зависит эмоциональная обстановка в коллективе и который способен найти индивидуальный подход к каждому ученику. Не пропустить начало так называемого школьного невроза, настигающего некоторых чрезмерно ответственных первоклассников и проявляющегося в повышенной тревожности, новых нежелательных привычках, навязчивых телодвижениях, морганиях или энурезе, а при первых «подозрительных» признаках – обратиться к специалисту. 

Просто усталость

Необходимость сидеть в одной и той же позе на протяжении всего урока и при этом сосредоточенно следить за действиями учителя – задача не из легких. Не каждому семилетнему ребенку она по плечу, особенно если он совсем не привык к подобным нагрузкам. Если же малыш эмоционально возбудим, если по натуре он непоседа или склонен к быстрому утомлению, вполне вероятно, что его поведение с началом школьной жизни также изменится. В этом случае ребенок может:
– жаловаться на усталость и общее недомогание;
– начать чаще болеть;
– стать раздражительным;
– проявлять нежелание ходить в школу;
– долго (иногда по нескольку часов) спать днем;
– страдать расстройствами аппетита и ночного сна.

Что делать: Понимать, что усталость – это нормально, особенно на непростом этапе адаптации к школе. Стараться не перегружать ребенка кружками и дополнительными занятиями хотя бы первые несколько месяцев учебы. Установить четкий режим и неукоснительно ему следовать. Обязательно предусмотреть для ребенка возможность ежедневной прогулки. Следить, чтобы питание первоклассника было качественным и сбалансированным.

Не все сразу

Не всегда адаптация к школе проходит гладко и у родителей. Случается, что трудности, испытываемые первоклассником в связи с началом школьной жизни, оказываются для них неожиданными. Так, например, мамы и папы могут обнаружить, что их ребенок:
– не такой сообразительный (развитый, способный, гениальный), как им казалось: не делает больших успехов в учебе, немного отстает на фоне одноклассников;
– не такой воспитанный, как им казалось: на его поведение жалуется учитель или другие родители;
– не такой общительный, как им казалось, и не так просто находит свое место в социуме: ссорится с одноклассниками, вызывает у кого-то из них неприязнь или, может быть, даже страдает от их нападок.

Что делать: Любить ребенка таким, какой он есть, но при этом трезво воспринимать его недостатки и корректировать их по мере возможности. Успехи в учебе в большинстве случае можно подтянуть, для этого нужно лишь время, желание и последовательность. Проблемы же во взаимоотношениях с одноклассниками могут иметь глубокие корни, уходящие в особенности поведения самого ребенка. Возможно, ему понадобится помощь психолога, хотя большинство внимательных и чутких родителей благополучно справляются и без нее.



Предварительный просмотр:

Скорость чтения в 1 классе

скорость чтения в первом классе

Чтение очень полезный и важный инструмент по восприятию информации. Навыки и основы чтения закладываются детям в первом классе (а в некоторых случаях и гораздо раньше). Поэтому уже в первом классе родителям следует обращать внимание на успехи в школе своих малышей и помогать им в случаях отставания. В этот период дети только осваивают технику чтения и учатся понимать смысл прочитанного по слогам текста. А уже во втором классе, чтение постепенно становится для них необходимым инструментом, помогающим освоить другие предметы. Способность быстро и внимательно воспринимать текст, может повлиять на дальнейшие успехи в учебе.

Чтобы определить успеваемость и то, насколько хорошо ребенок в 1-ом классе или начальной школе воспринимает текст, достаточно проверить скорость чтения и сравнить полученный результат с установленными нормативами для 1-ого класса.

Нормативы скорости чтения в 1-ом классе

  • вторая четверть – меньше 10-и слов – 2 балла, 10-15 слов – 3 балла, 16-20 слов – 4 балла, более 20-и слов – 5 баллов;
  • третья четверть – меньше 20-и слов – 2 балла, 20-25 слов – 3 балла, 26-35 слов – 4 балла, более 35-и слов – 5 баллов;
  • четвертая четверть – меньше 25-и слов – 2 балла, 25-30 слов – 3 балла, 31-40 слов – 4 балла, свыше 40-а слов – 5 баллов.

Как правило, в конце 1-го класса, средняя скорость чтения достигает 60-и слов в минуту. Также следует понимать, что при темпе чтения вслух 40 слов в минуту, воспринимается только фактическая сторона текста и требуется некоторое время на соединение слов в единую смысловую цепочку. Смысловое понимание возникает, когда ребенок начинает читать со скоростью от 60-ти слов в минуту, тогда он может воспринимать слова целиком. А при чтении от 90 слов в минуту, возникает более глубокое понимание текста.

Как увеличить скорость чтения?

Существует множество различных приемов и упражнений для увеличения скорости чтения. Данные упражнения не только увеличивают беглость, но и совершенствуют технику чтения.

проверка скорости чтения

Примеры упражнений:

  1. Чтение на время.
  2. Читать отрывки текстов в разном темпе (медленно, в среднем темпе, и максимально быстро).
  3. Читать со звуковыми помехами (в роли помех выступает, как правило, стук метронома).
  4. Чтение текста через решетку или "пилу" (их можно сделать из бумаги или начертить ее на прозрачной обложке).

Все эти упражнения способствую развитию скорости чтения. И если вы будете регулярно выполнять их со своим ребенком, результаты не заставят себя ждать.