Мой класс.

Салахова Эльмира Сабирзяновна

Я-Классный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_uchashchimisya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ ВВЕРЕННОГО ЕМУ КЛАССА

 

Деятельность классного руководителя прежде всего направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в система классного самоуправления.

Классный руководитель:

а) содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка;

б) осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива);

в) осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.

(В.П. Созонов «Организация воспитательной работы в классе». – М., 2000., С. 75-77)

И. Богуславская считает, что взаимодействие с детьми имеет следующие задачи:

а) всестороннее изучение школьников;

б) создание в классе коллектива;

в) включение детей в совместную социально значимую деятельность в соответствии с их интересами и потребностями.

ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С УЧАЩИМИСЯ

В процессе воспитательной работы классного руководителя одной из проблемных является диагностическая функция. Ее реализация позволяет оценить эффективность воспитательного процесса, под которой понимается соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. В основу процесса изучения эффективности процесса воспитания положено ряд принципов:

1. Диагностика результатов развития детей является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента  с целями, содержание и способами организации воспитательного взаимодействия.

3. Диагностика изменений ситуации развития детей в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов проверки результатов воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее мониторинговое исследование с измененными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. Следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой информации.

4. В ходе проверки необходимо определит наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие учащихся.

5. Контрольно-диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки и анализа получаемых результатов. Но и применение только экспресс-методик не всегда является оправданным, так может снизить качество получаемой информации.

6. Процесс изучения эффективности воспитательного процесса не должен причинять вреда детям и взрослым, его результаты не могут быть средством административного давления на педагога, родителей или учащегося.

Алгоритм изучения эффективности воспитательного процесса

  1. Определение цели и задачи изучения.
  2. Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся.
  3. Выбор методик изучения.
  4. Подготовка диагностического инструментария.
  5. Исследование процесса и результатов деятельности, общения и отношений в сообществе детей и взрослых.
  6. Обработка и интерпретация результатов исследования.
  7. Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения школьников или классного коллектива.

Критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя

№ п/п

Критерии

Показатели

1.

Интеллектуальная развитость

1. Освоенность образовательной программы

2. Познавательная активность учащихся

2.

Нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности

2. Социальная активность

3.

Эстетическая развитость

1. Развитость у детей чувства прекрасного

2. Проявление эстетических чувств в актах товарищества

4.

Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность

2. Сформированность коммуникативной культуры

5.

Физическая развитость

1. Состояние здоровья

2. Развитость физических качеств

6.

Самоактуализированость личности

1. Стремление к самопознанию и самореализации

2. Наличие положительной самооценки

3. Креативность личности

7.

Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе

  1. Комфортность и защищенность личности учащегося
  2. Удовлетворенность педагогов процессом и результатами деятельности учащихся, взаимоотношениями в классном сообществе
  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе

Методики изучения личности учащихся и школьного коллектива

(по Е.Н. Степанову)

Название методики

Цель

Разработчик

Методики изучения процесса и результатов развития личности

1. Методика «Пословицы»

Определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, людям, самим себе

С.М. Петрова

2. Тест «Размышляем о жизненном опыте»

Выявить нравственную воспитанность учащихся

Н.Е. Щуркова

3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»

Выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4-х классов

Н.Е. Щуркова; адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым

3. Методика «Акт добровольцев»

Определить активность и мотивы учащихся в жизнедеятельности школьного и классного сообщества

Л.В. Байбородова

4. Методика «Цветик-семицветик»

Установить направленность интересов младших школьников

И.М. Витковская

5. Методика определения общественной активности учащихся

Выявить наличие или отсутствие общественной активности у учащихся

Е.Н. Степанов

6. Методика выявления коммуникативных склонностей у учащихся

Определить уровень коммуникативных склонностей учащихся

Р.В. Овчарова

7. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в уровне творческой активности учащихся

М.И. Рожков, Ю.С. Тюников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович

8. Шкала оценки потребности в достижении

Выявить уровень сформированности мотивации достижения

Ю.М. Орлов

9. Методика изучения общей самоэффективности

Выявит уровень самоэффективности личности учащегося

Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек

10. Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста

Ученые НИИ ОПП РАН

11. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии

Определить готовность учащихся к выбору профессии

В.Б. Успенский

12. Методика изучения соцализированности личности учащихся

Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся

М.И. Рожков

13. Игра «Магазин»

Изучить уровень нравственного развития личности учащегося и духовно-нравственной атмосферы в классе

О.В. Соловьев

14. Методика «Репка»

Определить изменения, произошедшие в личности учащегося в течение учебного года

Преподаватели кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

Методики диагностики сформированности коллектива

1. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»

Определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности

Модифицированный вариант методики О.В. Лишина

2. Методика «Мы – коллектив?» «Мы – коллектив…» «Мы – коллектив!»

Определить стадию развития коллектива класса

М.Г. Казанкина (модифицирована Е.Н. Степановым)

3. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

Определить эталонность общности в восприятии ее членов

Р.С. Немов

4. Методика «Какой у нас коллектив»

Определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом

А.Н. Лутошкин

5. Социометрия

Изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и место каждого ребенка в ней

6. Методика «Наши отношения»

Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива

По материалам Л.М. Фридман

7. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

Изучить психологическую атмосферу в коллективе

Л.Г. Жедунова

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

  1. Общие сведения об ученике.
  1. Фамилия, имя, возраст, класс, школа, время обучения в данном классе и школе.
  2. Физическое развитие, состояние здоровья, в том числе и нервной системы.
  3. Условия воспитания в семье (состав семьи, место работы родителей, характеристика ответственности родителей за воспитание ребенка, общая характеристика благоприятности отношений в семье).
  4. Положение ученика в структуре межличностных отношений в классе (групповой статус, авторитет, взаимоотношения  одноклассниками).
  5. Референтная группа школьника, наиболее значимые для него лица из ближайшего социального окружения.
  1. Направленность личности.
  1. Общая направленность личности (личная, общественная, деловая).
  2. Ведущая мотивация основных видов деятельности (учебной, трудовой, общественной).
  3. Преобладающие моральные и духовные ценности.
  4. Интересы и склонности, их влияние на учебную и внеучебную деятельность. Глубина и устойчивость интересов.
  5. Нравственное развитие ученика (взгляды, убеждения, поведение).
  6. Профессиональные интересы и склонности, соответствие профессионального намерения возможности школьника.
  1. Характер, особенности эмоционально-волевой сферы.
  1. Самооценка и уровень притязаний.
  2. Преобладающие черты характера, его волевые черты (настойчивость, решительность, отношение к трудностям, дисциплинированность).
  3. Тип темперамента.
  4. Особенности эмоциональной сферы, степень эмоциональной возбудимости или устойчивости. Умение контролировать проявление эмоций.
  1. Познавательная деятельность и способности.
  1. Успеваемость, познавательная активность, соответствие успехов способностям.
  2. Развитие общих (интеллектуальных) и специальных способностей (математически, литературных, организаторских, музыкальных, спортивных), способности к творческой деятельности.
  3. Особенности восприятия и внимания, памяти, развитие образного и абстрактного мышления (последовательность и доказательность своих мыслей, умение выделять главное, обобщать и делать выводы, самостоятельность и гибкость мышления).
  4. Развитие устной и письменной речи, словарный запас.

V. Педагогические выводы. Основные направления воспитательной работы со школьником.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КЛАССА

  1. Общие сведения (количество учащихся, половозрастной состав, время образования класса, вновь прибывшие учащиеся).
  2. Характеристика класса как социальной группы.
  1. Уровень сплоченности и организованности.
  2. Преобладающие виды общения: деловое, по интересам, дружеское, интенсивность контактов, конфликтность в общении.
  3. Характеристика структуры межличностных отношений (распределение детей по уровням популярности, интенсивность взаимных выборов, фамилии и краткая характеристика «отверженных»).
  4. Наличие микрогрупп, их состав, основание для объединения, влияние в классе.
  5. Характеристика актива, его авторитет, инициативность, способность к самоуправлению.
  6. Наличие традиций.
  1. Характеристика учебной деятельности.
  1. Преобладающее отношение к учебе, уровень познавательной активности, общее интеллектуальное развитие, познавательные интересы, общий уровень успеваемости.
  2. Фамилии хорошо успевающих школьников.
  3. Фамилии и краткая характеристика неуспевающих учащихся, ведущие причины неуспеваемости.
  1. Характеристика уровня воспитанности учащихся (знание и соблюдение этических норм поведения, дисциплинированность).
  2. Досуг школьников. Формы и содержание проведения досуга, преобладающие интересы, занятия в кружках, секциях и др. учреждениях системы дополнительного образования.
  3. Здоровье учащихся. Уровень физического развития детей, их психолого-физиологического состояния по данным школьного врача, психолога, учителя физкультуры, дети с ослабленным здоровьем.
  4. Характеристика детей с девиантным поведением.
  5. Педагогические выводы.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

Формы работы классного руководителя с учащимися

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. По числу участников они могу быть индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель – группа детей) и массовые (воспитатель – несколько групп, классов).

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения); выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.

Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна задача – разгадать ученика, раскрыть его таланты, а также то, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному.

К групповым формам работы можно отнести проведение советов дел, организация творческих групп, органы самоуправления, микрокружки. Задача данных форм  работы КР – создать условия для получения собственного результата, а также результата, значимого для всей группы. Деятельность педагогов направлена на развитие гуманных взаимоотношений между учащимися, формирование коммуникативных умений. Важным является пример уважительного, тактичного отношения самого педагога к детям.

К коллективным формам работы относятся конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др.

В этих формах работы КР могут выполнять роль ведущего участника, организатора, рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером, советчика, помощника детей в организации деятельности.

Для сплочения детей в коллектив чаще всего стремятся к проведению коллективного творческого дела (КТД).

Сущность этой методики заключается в том, что все участники КТД тесно сотрудничают друг с другом: планируют, готовят, проводят и оценивают дело совместно, при этом руководить осуществляет свое руководство незаметно, школьники как бы сами всю делают.

Организация КТД предполагает 6 стадий:

1 – предварительная работа – учащиеся под руководством классного руководителя устанавливают место и сроки проведения коллективного дела, определяют цели, продумывают варианты организации и способы реализации.

2 – коллективное планирование – сами дети ищут ответы на вопросы в микрогруппах: что лучше сделать, с кем, для кого, когда.

3 – коллективная подготовка дела – определяется руководящий орган, конкретизируется план подготовки и проведения КТД, затем организуется его выполнение. На этом этапе велика роль классного руководителя, который выступает в роли регулятора конфликтов, стимулирует охладевших к делу участников, иногда подсказывает варианты выполнения работы.

4 – подведение итогов подготовки – демонстрация участниками накопленного за время проведения дела опыта. Педагог незаметно направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

5 – коллективное подведение итогов – общий сбор, на котором каждый высказывает свое мнение по поводу проведенного дела, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

6 – ближайшее последствие КТД – коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.

Классный час как воспитательное мероприятие

Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с детьми во внеурочное время, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений  к окружающему миру.

Н.Е. Щуркова выделяет следующие функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Методика организации классного часа. Содержание классного часа, в первую очередь, зависит от целей, задач воспитательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Могут быть разработаны циклы классных часов, например, человек и его взаимоотношение с другими людьми, наука и познание, вопросы государства и право, прекрасное в жизни и искусстве, половое воспитание, профориентация, психологическое просвещение и др.

Безусловно, что тематика классных часов определяется после изучения уровня воспитанности школьников, их интересы, взгляды на жизнь.

При подготовке классных часов используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, лекции специалистов, анкетирование и анализ результатов, беседы «за круглым столом», обсуждение конкретных событий, работа по творческим группам, выступления учащихся (познавательные или творческие) и др.

Особый цикл представляют беседы по нравственному воспитанию. Чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: дружбе, честности, справедливости, душевной щедрости.

В подростковом возрасте целесообразно проводить беседы в форме занятий по решению поведенческих задач – ситуаций с нравственным содержанием.

Также эффективны классные часы-диспуты.

В зависимости от характера деятельности детей на классном часе их подразделяют на три вида.

1-й характеризуется серьезной познавательной направленностью, знанием жизни, необходимостью опыта. На этих классных часах ведущая деятельность и основанная принадлежит классному руководителю и приглашенным специалистам. Учащиеся принимают участие только в обсуждение частных вопросов.

2-й вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Основные идеи разрабатывает учитель, а их воплощение продумывается вместе с учениками. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты воспитательного классного часа. Например, «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра» и др.

3-й вид классных часов предполагает активную самостоятельную деятельность самих учащихся.  Ответственность за подготовку и проведение возлагается на группу учеников. КР вместе с учениками продумывает композицию и содержание классного часа. Ведут воспитательный час сами учащиеся, выступление проводится по группам. После проведения такого классного часа целесообразно подвести итоги.