Для коллег

Пятницкая Наталья Фёдоровна

Коллегам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по экологии (картотека)

Что в корзинку мы берем.

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Вершки – корешки.

Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид. задача:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Угадай, что в мешочке?

Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Природа и человек.

Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Выбери нужное.

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

Где снежинки?

Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры: 

Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

С какой ветки детки?

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Прилетели птицы.

Дид. задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры:  воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Когда это бывает?

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы:  на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится  в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Звери, птицы, рыбы.

Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Угадай, что где растет.

Дид.задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Весной, летом, осенью.

Дид. задача:  уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Сложи животное.

Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Что из чего сделано?

Дид. задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Угадай - ка.

Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Съедобное – несъедобное.

Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

Назови три предмета.

Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

- Ромашка, роза, василек.

Цветочный магазин.

Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Четвертый лишний.

Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Чудесный мешочек.

Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Полезные – неполезные.

Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Узнай и назови.

Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Что я за зверь?

Дид. задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

 Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Назовите растение

Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

-  Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Кто где живёт

Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Летает, плавает, бегает.

Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Береги природу.

Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Цепочка.

Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Что было бы, если из леса исчезли…

Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход  игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Ходят капельки по кругу.

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке  прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Я знаю.

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Что это такое?

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Узнай птицу по силуэту.

Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Живое – неживое.

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.



Предварительный просмотр:

Организация образовательной

деятельности по формированию экологических

представлений.

    Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по формированию у детей экологического сознания и культуры природоиспользования. Начинать её следует уже в детском саду – в первом звене в системе непрерывного образования. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии – главная задача экологическая работа в ДОУ.

    Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей необходимо, чтобы оно было частью всего педагогического процесса (непосредственно – образовательная деятельность, режим дня, самостоятельная деятельность детей), в котором используем разные формы организации, методы и приёмы. Однако, в рамках определённого вида деятельности конкретные обозначения могут быть и формой организации, и методом, и приёмом.

     Рассмотрим это с помощью таблицы.

 

Возрастная

    группа

                   Образовательная деятельность

  Самостоятельная

       деятельность

              НОД

             ОДРМ

Первая младшая   группа

Формы организации:

-непосредственно- образовательная деятельность,

-интегрированная,

-подвижные игры,

-игровые упражнения,

-сюжетная игра,

-театрализованные игры,

-чтение,

-инсценирование и драматизация,

-познавательно – исследовательская,

-слушание (голоса птиц, животных…),

-наблюдение,

-совместные действия,

-импровизация.

Методы и приёмы:

Игровые:

-внесение сказочного героя (Лесовичка),

-дидактические игры,

-подвижные игры,

-игры-забавы,

-инсценировки.

Словесные:

-рассказ,

-чтение художественной литературы,

-разговор,

-указания,

-напоминание,

-пояснения,

-поощрение,

-объяснение.

Наглядные:  

-наблюдение явлений природы,

-рассматривание живых объектов,

-рассматривание иллюстраций,

-показ с названием (это кролик),

-многократное повторение слова,

-активное действие детей,

-приближение объекта к детям,

адание детям (иди, Вася, покорми кролика),

-инсценирование и драматизация,

-простые вопросы.

Практические:

-упражнения,

-совместная деятельность взрослых и детей,

-выполнение поручений,

-показ действий,

-поручение,

-пример взрослого,

-показ способа действия,

-индивидуальный подход.

Формы организации:

-утренняя гимнастика:

игровая,

-сюжетная игра,

-подвижные игры, 

-слушание (голоса птиц, животных…),

-игровые упражнения,

-создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения,

-наблюдение,

-совместные действия,

-импровизация,

-игровые ситуации,

-поручения,

-подражательные движения.

Методы и приёмы:

Игровые:

-внесение игрушек, объектов (кролика, попугая…),

-сюжетна игра,

-дидактические игры,

-подвижные игры,

-игры-забавы.

-пальчиковые игры.

Словесные:

-чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок,

-разговор,

-напоминание,

-указания,

-вопросы,

-использование художественного слова,

-рассматривание картинки,

-инсценировки,

-объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). 

Наглядные:  

-наблюдение,

-рассматривание иллюстраций,

- показ с названием,

-многократное повторение слова,

-активное действие детей,

-приближение объекта к детям,

адание детям.

Практические:

-упражнения,

-показ способа действия,

-пример взрослого,

-индивидуальный подход,

-выполнение поручений,

-поручение,

-совместная деятельность взрослых и детей.

Формы организации:

-праздники (например: «Сенсорный праздник»).

   Вторая   младшая

   группа

   

     Средняя

      группа

Старший

дошкольный

  возраст

Плюсом

к предыдущей.

Формы организации:

-сюжетно – ролевая игра,

-рассматривание картин,

-проблемные ситуации,

-экскурсия,

-игровые ситуации,

-целевые прогулки,

-развивающие игры,

-чтение и обсуждение художественной литературы,

-продуктивная деятельность,

-проектная деятельность (эксперименты, опыты),

-просмотр, рассматривание и обсуждение (мультфильмов, диафильмов),

-развлечения,

-праздники.

Методы и приёмы:

Игровые:

-игры с правилами,

-развивающие игры,

-создание проблемных ситуаций,

-хороводные игры.

Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений,

-заучивание наизусть,

-отгадывание загадок,

-пересказ,

-обобщающая беседа,

-придумывание сказки по предложенному началу (ТРИЗ),

-словотворчество,

-вопросы,

-пересказ,

-беседы,

-описание,

-проблемные ситуации.

Наглядные:  

-экскурсии, целевые прогулки,

-рассматривание игрушек, картин,

-обследование,

-просмотр, рассматривание и обсуждение (мультфильмов, диафильмов),

-использование наглядных пособий,

-пример взрослого и ребенка,

-наблюдение за трудом взрослых.

Практические:

-трудовые действия,

-опыты,

-экспериментирование и игры с разными материалами.

Инновационные:

-приём вживания в образ: «Если бы я был деревом…»,

-игровое задание (нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако; улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок…),

-моделирование (лес, ферма,…),

- информационно рецептивный метод.

     

Плюсом

к предыдущей.

Формы организации:

-беседа,

-проблемные ситуации,

-исследовательская деятельность,

-рассматривание альбомов,

-упражнения,

-моделирование,

-выставки,

-конкурсы,

-досуги,

-творческие задания,

-продуктивная деятельность (изготовление поделок из природного материала),

-мини – музеи.

Инновационные:

-реализация короткосрочных проектов,

-НОД – фантазия,

-творческая мастерская,

-занятия путешествия

Методы и приёмы:

Игровые:

-дидактические игры,

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде (с ролями, игровыми действиями,

соответствующим оборудованием).

-игра – экспериментирование,

-учебно – познавательный (использование познавательных игр).

Словесные:

-разговор,

-рассказ литературного произведения,

-рассуждение (разгадывание загадок),

-повествование (составление рассказов),

-познавательные беседы,

-сочинение сказок.

Наглядные:

-демонстрация,

-показ образца,

-презентация книжек. 

Практические:

-упражнения,

-познавательно исследовательские,

-творческие задания.

Инновационные:

-приём вхождения в картину, 

-моделирование (лес, луг, пруд).

Плюсом

к предыдущей.

Формы организации:

-в форме диалога,

-экспериментирование,

-встреча с интересным человеком,

-викторина.

Инновационные:

-НОД – соревнования,

-НОД – КВН,

-НОД – фантазия,

-бинарные,

-НОД – сомнения (поиск истины),

-«Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы, детского сада),

-тематические вечера.

Методы и приёмы:

Игровые:

-введение элементов соревнований,

-интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады).

Словесные:

-дискуссии,

-метод проблемного изложения материала,

-чтение больших по объёму произведений.

Практические:

-схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения),

-создание выставок.

Инновационные:

-метод, стимулирующий детей к коммуникации

(«Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»),

-метод «первой пробы» (применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий),

-антропоморфизм

(когда очеловечиваем природные объекты),

-примеривание образа на кого-то («Люди-животные»),

-опосредование (самостоятельная работа),

-«Мозговой штурм» (Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…),

-«Как мне повезло, что Я…» (Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…) -ТРИЗ.

Плюсом

к предыдущей.

Формы организации:

-ситуативный разговор,

-беседа,

-проблемные ситуации,

-целевые прогулки,

-развивающие игры, 

-развлечения,

-праздники,

-просмотр диафильмов,

-продуктивная деятельность,

-проектная деятельность (эксперименты),

-игры с правилами,

-дидактические игры,

-вопросы и ответы,

-упражнения,

-отгадывание загадок.

Инновационные:

-коллекционирование.

Методы и приёмы:

Игровые:

-игры с правилами,

-дидактические игры,

-развивающие игры,

-создание проблемных ситуаций,

-хороводные игры и игры малой подвижности.

Словесные:

- чтение художественных произведений,

-беседа,

-словотворчество,

-вопросы,

-пояснения,

-обобщающая беседа,

-отгадывание загадок,

-объяснения,

-рассказы воспитателя, детей,

-проблемные ситуации.

Наглядные:  

-экскурсии,

-целевые прогулки,

-рассматривание игрушек, картин, альбомов,

-просмотр (мультфильмов, диафильмов),

-пример взрослого и ребенка.

Практические:

-трудовые действия,

-элементарные опыты,

-экспериментирование и игры с разными материалами,

-задания,

-поручения,

-пример сверстника.

Инновационные:

-приём вживания в образ («Если бы я был котом…»),

-игровое задание (нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

улыбнись, как солнышко, как тёплый ветерок…).

Плюсом

к предыдущей.

Формы организации:

-исследовательская деятельность,

-игра – экспериментирование

-коллекционирование,

-опыты, эксперименты,

-соревнования,

-досуги,

-спортивные праздники.

Методы и приёмы:

Игровые:

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде (с ролями, игровыми действиями,

соответствующим оборудованием),

-игра – экспериментирование,

-учебно – познавательный (использование познавательных игр).

Словесные:

-разговор,

-рассказ литературного произведения,

-рассуждение,

-повествование (составление рассказов),

-познавательные беседы,

-анализ жизненных ситуаций.

Наглядные:

-демонстрация,

-показ образца.

Практические:

-упражнения,

-дежурство,

-соревнования,

-коллективный труд,

-познавательно – исследовательские.

Плюсом

к предыдущей.

Формы организации:

-в форме диалога,

-экспериментирование,

-встреча с интересным человеком,

-викторина.

Инновационные:

-тематические вечера.

Методы и приёмы:

Игровые:

-введение элементов соревнований,

-проигрывание накопленного опыта.

Словесные:

-дискуссии,

-диалог,

-чтение больших по объёму произведений.

Практические:

-схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения),

-создание выставок.

Инновационные:

-метод, стимулирующий детей к коммуникации

(«Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»),

-антропоморфизм

(когда очеловечиваем природные объекты),

-примеривание образа на кого-то («Люди-животные»),

-опосредование (самостоятельная работа),

Словесные приёмы:

-«Загадки-обманки» (Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?),

-«Хорошо-плохо» (Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение).

           Плюсом

   к предыдущей.

Формы организации:

-внесение новой игрушки (объекта),

-сюжетно – ролевая игра,

-дидактическая игра,

-рассматривание иллюстраций,

-проблемные ситуации,

-чтение художественной литературы,

-обсуждение реальных ситуаций с разрешением выхода из них,

-театрализованные игры,

-проектная деятельность (эксперименты),

-вопросы и ответы,

-беседа,

-просмотр диафильмов, мультфильмов,

-интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую),

-пример сверстников.

Методы и приёмы: 

Игровые:

-игры с правилами,

-развивающие игры,

-создание проблемных ситуаций,

-игра – драматизация,

-сюжетно – ролевая игра,

-индивидуальные игры,

-исследовательская деятельность,

-обсуждение реальных ситуаций с разрешением выхода из них,

-воображаемая ситуация.

Словесные:

-объяснение,

-ситуативный разговор,

-рассказы воспитателя, детей,

-обобщающая беседа,

-чтение художественной литературы,

-объяснения,

-вопросы,

-пересказывают сказки.

Наглядные:

- рассматривают картинок, предметов,

-наглядно - зрительные приемы (показ физических упражнений),

-наблюдения, 

Практические:

-игровое задание,

-поручение,

-трудовые действия.

Инновационные:

-моделирование,

-приём вживания в образ («Если бы я был котом…»).

Плюсом

к предыдущей.

Формы организации:

-проблемные ситуации,

-исследовательская деятельность,

-игра – экспериментирование.

 Методы и приёмы:

Игровые:

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде,

-игра – экспериментирование,

-использование познавательных игр.

Словесные:

-диалог,

-рассказ литературного произведения,

-познавательные беседы,

-анализ и обыгрывание жизненных ситуаций.

Наглядные:

-демонстрация,

Практические:

-упражнения,

-исследовательская деятельность,

-соревнования,

-совместные действия,

-опыты.

Плюсом

к предыдущей.

Формы организации:

-диалог,

-экспериментирование.

Методы и приёмы:

Игровые:

-соревнования,

-интеллектуальные игры (головоломки, задачи-шутки, шарады),

-проигрывание накопленного опыта.

Словесные:

-дискуссии,

-диалог,

-чтение больших по объёму произведений,

-самооценка.

Практические:

-создание выставок,

-реализация проекта,

-коллективный труд.

Инновационные:

-метод, стимулирующий детей к коммуникации

(«Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»),

-антропоморфизм

(когда очеловечиваем природные объекты),

-примеривание образа на кого-то.

                     


                                                   Приложение.

   Познавательно – исследовательский метод, кода активность ребёнка, впрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию.

   Приём эмпатия – приём вживания в образ («Если бы я был деревом…»).

   Моделирование – это процесс создания моделей позволяющие узнать свойства, структуру, связи объектов, в основе метода лежит принцип замещения.

    Опыты и эксперименты позволяют развивать мышление детей, глубже развивать наблюдательность, формировать умение сравнивать устанавливать причинно –следственные связи.

   Бинарные занятии (НОД)  – составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.

   Коллекционирование – это ещё один из способов привлечь внимание детей к окружающему миру, коллекционировать можно всё что угодно: запахи, звуки, краски природы, открытки о природе, камни и т.д.

  НОД-сомнения (поиска истины)  – исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.

   НОД-соревнования – выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

   НОД-КВН – предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.

   НОД-«Следствие ведут знатоки»  – работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

   Антропофорфизм – очеловечивание природных объектов, т.е. наделение человеческими свойствами растения, животных, силы природы.

   Опосредование  – самостоятельная работа детей.

   Метод «первой борьбы» – применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребёнком личностно – ценностного смысла совершенных им действий.

   «Мозговой штурм» – решение определённых, определённых задач, в её процесс участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают собственные идеи её разрешения.



Предварительный просмотр:

«Социокультурное развитие

всех участников

воспитательно-образовательного процесса

в рамках образовательного пространства

дошкольного учреждения».

«Культурное воспитание начинается очень

рано, когда ребенку очень далеко до

грамотности, когда он только научился

хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

А. С. Макаренко

   Умение жить в социуме, строить гармоничное взаимодействие с окружающими, осваивать социальные нормы и воспроизводить способы социально приемлемого поведения – это и многое другое входит в содержание социальной адаптации дошкольников. Актуальность и Востребованность данного направления в работе дошкольного образовательного учреждения несомненна.

    Мы выделяем главные  задачи, стоящие  перед дошкольным учреждением в данном направлении:

1.     Воспитание навыков культурной еды.

2.     Формирование самостоятельности и опрятности при умывании, одевании и раздевании.

3.     Воспитание бережного и аккуратного отношения к своим вещам и игрушкам.

4.     Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

5.     Воспитание уважительного отношения ко взрослым.

    При решении задач можно применить разные методы и приёмы.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребёнка с малых лет.

 Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду. Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить салфетки, расставить хлебницы и приборы.

Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.

   Во время приёма пищи дети часто отвлекаются и разговаривают, неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на стол и тогда в младшем возрасте хорошо использовать потешки, например

Каша вкусная дымится, 
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 

Ели по немножку. 

Утка утенка, 
Кошка котенка, 
Мышка мышонка 
Зовет на обед. 
Утки поели, 
Кошки поели, 
Мышки поели. 
А ты еще нет? 
Где твоя ложечка? 
Скушай, хоть немножечко!

    А для старших дошкольников использовать четверостишия, которые способствуют исправлению неготивных проявлений, осанки.

     «Я напомню об одном:

Не кривляйся за столом,

всем пора бы научится,

кушать вилкой,

кушать, а не делать как Антошка.

Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить».

«За столом сидят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели – вы свободны,

И играйте, как угодно!»

«Вот и полдник подошёл

Сели дети все за стол,

Чтобы не было беды

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши языки молчат,

За едой ты не сори.

Насорил – так убери.

За столом сиди ровней,

Не клади на стол локтей

И к тарелке своей низко

не склоняйся, словно киска!»

   Очень большое значение имеет положительный пример сверстника, помощь педагога (при использовании ножа и вилки одновременно), беседы «Как вести себя за столом?», «Похрусти, а потом не грусти? », «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды? », «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво».

   Основной целью совместной деятельности с детьми - формирование навыков культуры питания и поведения за столом. Дети с удовольствием овладевают практическими навыками с помощью игр, сказок, стихов об овощах и фруктах, отгадывании загадок, рисования, лепки, аппликации. Можно проводить интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой? », «Режут ли кашу ножом? », «Какая ложка лучше? ».

Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры «Магазин полезных продуктов», «Ждем гостей», «Веселый повар», «Вершки-корешки», «Магазин». Навыки детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях.

Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л.Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ".

Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, соревновательные элементы (кто быстрее наденет колготки, аккуратнее застегнёт пуговицы и т.п.). Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений («Принеси,  пожалуйста», «Убери на место»), который способствует закреплению понятия о том, что игры, игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Ребёнок научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, раздевания, умывания и т. д. Для лучшего запоминания детьми используются алгоритмы: умывания, одевания и раздевания (показ).

Обязательно нужно использовать в своей работе положительную оценку, одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать ещё лучше. В процессе умывания, одевания и раздевания мы поощряем детей, когда они оказывают помощь друг другу – старшие помогают младшим (при умывании закатывают рукава, помогают сложить полотенце, передают мыло; при одевании и раздевании застёгивают и расстегивают пуговицы, молнии, завязывают шарф, шнурки…). Чтобы дети проявляли аккуратность при складывании вещей в шкаф напоминаем правило: «Каждой вещи своё место». В этом правиле суммируется бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советуем вспомнить про «Вовку – растеряшку» Б.Заходера. Так же используем конкурс «Самый аккуратный шкафчик», «Я – самый аккуратный»; элементы соревнования: «Кто быстрее?». Победитель получает медаль «Самый аккуратный» или «Самый быстрый», или «Самый заботливый», или смайлик на ящичек (показать).

Ребёнок в дошкольном возрасте овладевает навыками культуры действий в играх, в труде, в непосредственно образовательной деятельности, т.е. в процессе усваивает положительный опыт отношений к сверстникам, ко взрослым.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, уважительное отношение ко взрослым очень эффективно через игру особенно в младшем возрасте: сюжетно – ролевую, режиссёрскую («В гостях у Маши», «В автобусе»…); театрализованную: обыгрывание несложных сценок…; игровое упражнение «Одень Машу» (младший возраст); «Этикет – школа изящных манер» (старшего возраста). Так же детям очень нравится обыгрывать проблемные ситуации, которые могут произойти с ними дома, в детском саду, на улице, в магазине, транспорте (ссоры, драки, конфликты). Главное младшим детям правильно объяснить правила поведения, а старших подвести к правильному выводу, то есть, как поступить в той или иной ситуации. Очень хорошо в любом возрасте словесные методы: напоминание, беседы (« У меня хороший друг», « Почему друзья поссорились?»…); минутки доброты («Назови друга ласково», «Расскажи о своём друге»…); чтение четверостиший в младшем возрасте

«И вот теперь один сидит

Никто с ним больше не играет

К себе его не принимают.

Всё просто если разобраться:

  Не надо вам с друзьями драться».
         «Можно весело смеяться,
          Пошутить, побаловаться
          И поспорить иногда,
          Ну а драться – никогда!»
«Всем советуем дружить, сориться не смейте,
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете»;
в старшем возрасте чтение художественной литературы: рассказ К.Ушинского «Сила не права», В.Осеева «Волшебное слово», рассказы В.Носова.
  Немалую роль играет пример взрослых (родителей и педагогов), напоминание, показ действий: например, не просто сказать «Здравствуйте», а «Доброе утро», «Добрый вечер»; не просто «Спасибо», а «Благодарствую». Только необходимо объяснить значение слов: здравие – значит желаем здоровья; «доброе утро», «добрый вечер» - желаем, чтобы утро или вечер были хорошими, спокойными; «спасибо» - спаси бог; «благодарствую» - благодарим за помощь оказанную другим  человеком. Таким образом, у детей постоянно накапливается опыт правильных моральных отношений.

   Дл воспитания бережного отношения к игрушкам в младшем возрасте использовать стихи А.Барто «Игрушки», отрывок А.Введенского «Кто?»:

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно.

Не бросать и не ломать,

А на место убирать»;

Детям всех возрастных групп напоминаем правила: «Поиграл – убери на место»;

«Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому»;

   «Лиза с куколкой играла.

Платье кукле разорвала.

Дима взял себе машинку

Разобрал на половинку.

Данил мячик маленький нашёл

Это мячик проколол.

А когда конструктор взял,

Все детали растерял!

     Чем играть теперь другим?

     Нет, не надо быть таким!

Вы игрушки берегите и заботливо храните!»

Так же детям нравится совместная деятельность с педагогом, педагогу приходится использовать напоминания, игровые ситуации, личный пример.

     Для закрепления норм правил поведения и культурно – гигиенических навыков проводится работа с родителями через консультации, индивидуальных бесед,

посещение семей, наглядную информацию.

     Периодически в нашем детском саду устраиваются различные мероприятия, например «Школа – вежливых наук», «Семейный альбом», «Русского духа святыня», которые способствуют развитию у детей заботливого отношения к ближнему, культурно – гигиенических и эстетических норм поведений, как в детском саду, так и дома и на улице.


На досуге можете поотгадывать вот такие вежливые загадки:

     

Встретив зайку, ёж сосед

Говорит ему: «…»              (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,…»          (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»                 (До свиданья!)

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»              (Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червячка,

и за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»        (Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

и ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»     (Браво)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»          
(Будь здорова!)
                               


Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи «…»                      
(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»          
(после вас!)
                                 

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»                      
(Доброго пути!)


                                 

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»                    
(Благодарю!)
                                 

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…                              
(Добро пожаловать!)
                                 

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»                  
(вам помочь!)
                                 

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это -
Наградили попугаем
И кричали: «…»                
(Поздравляем!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…»                  (Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,

Паучиха Шуадра-Вуадра
Ей сказала: «…»                
(С добрым утром!)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…»                (Добрый день!)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…»          (Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…»                     (Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка

Сыр для птицы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте…»             (так добры!)

Увидали обезьяны,

Слон под пальмой ест бананы,

И кричат ему они:

«Вкусно? Ты хоть намекни!»

Вежлив слон, не сомневайтесь,

Он им скажет: «…»           (Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице:

«Разреши …»                      (представиться!)

«Я кабан! Зовут Хрю-хрю!

Очень желуди люблю!»

Ответит незнакомица:

«Приятно …»

(познакомиться!)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита:

«Ешьте! Приятного вам …»     (аппетита!)



Предварительный просмотр:

          «Содержание уголка туризма».

Представляю вам наш уголок туриста.

                 C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\уголки\$00_4586.JPG

 Через этот уголок мы знакомим детей с историей родного края, города. Формируем умение ориентироваться в помещении группы, детского сада, знакомим с людьми, которые работают в нём.

  Проводим работу по ознакомлению с природным миром. Рассказываем, кто такие туристы, что такое поход, для чего туристу нужен рюкзак, как его правильно собрать.

  Объясняем детям правила поведения на природе под девизом «После нас чище, чем до нас».

  При наблюдении в природе в месте с детьми используем компас, для определения сторон света; учим по мху, расположенном на деревья , находить север и юг.

  С помощью карт, планов формируем умение ориентироваться  и путешествовать по территории группы («Где спрятался Мишка?», «Где сидит Петрушка?»…), детского сада («Как дойти до ворот?», «Идём к альпийской горке»…).

   Используя топографические знаки учим ориентироваться на карте.

  Детям очень нравится играть в уголке туриста с куклами, туристическим снаряжением, что расширяет их кругозор, закрепляет полученные знания. В свободной деятельности дети с удовольствием играют в настольно – печатные игры, рассматривают разные альбомы, «отправляются в поход». Мальчики предпочитают путешествовать по картам, использовать в сюжетно – ролевых играх бинокли, компас, секундомер, лупы. А девочки больше времени проводят в играх с палаткой, «готовят суп на костре», «завариваю чай из трав».

  Проводим беседы о безопасности во время походов, как оказать первую помощь, для чего нужна аптечка, её содержание и назначение; знакомим с «зелёной аптекой «юного туриста («Лечебные травы»).

  Для того, чтобы отправиться в поход турист должен быть здоровым, выносливым. Для этого мы проводим разнообразные игры – соревнования, подвижные игры («Полоса препятствий», «Через болото», «Собери рюкзак»…); общеразвивающие упражнения, закаливание, организуем мини – походы на природу, экскурсии по городу.

  Во время походов, экскурсий дети собирают разный природный материал, получают знания из наблюдений за живой и неживой природой, которые затем используют в создании гербариев,  художественно – прикладном творчестве: например, «Костёр» (из природного материала), «На привале» (рисование), нетрадиционное рисование листьями деревьев, с помощью родителей создаю аппликации, коллажи.



Предварительный просмотр:

«Способы повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста вне занятия».

    «Береги здоровье смолоду»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с малого возраста.

    Большую роль в оздоровлении детей играет их физическое развитие. Если понаблюдать за детьми, то вы заметите, что у них большая потребность все время двигаться. Но для успешного физического и психологического развития их двигательную деятельность надо направлять. Для успешного решения задач физической культуры дошкольников необходимо  привлечение детей к физическими упражнениями в различных формах, что обеспечивает наибольший педагогический и оздоровительный эффект.  

   Основные задачи данной работы:

- Укрепить здоровье детей с помощью двигательной активности.

- Формировать и развивать у детей двигательные умения и навыки через режим оптимальной двигательной активности в не организованных формах.

 - Развивать двигательную активность детей.

 - Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

         Для  решения этих задач огромную роль играет организованный режим дня в детском саду, в котором используются ежедневно разные форма двигательной активности вне НОД (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, прогулка, гимнастика пробуждения, ходьба по «дорожкам здоровья», самостоятельная деятельность детей, развлечения, спортивные праздники, взаимодействие с семьёй).

         Чтобы развитие двигательной деятельности было эффективно надо создавать нужные условия в группах, на детских спортивных площадках.

         Для того, чтобы перевести детей в бодрое состояние, усилить физические процессы, увеличить работоспособность используется такая форма организации двигательной деятельности, как утренняя гимнастика.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется проводить ее в игровой форме.

         Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в сильном напряжении. Чтобы повысить работоспособность нервной системы, снять умственное напряжение в занятие включают физкультминутку.

         Главное направление организации двигательной деятельности   в содержании активного отдыха является – подвижная игра, которая способствует лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, совершенствует моторное развитие, улучшает подвижность нервных процессов. В утреннее и вечернее время лучше включать игры малой и средней интенсивности. Во время прогулки включаем на только подвижные игры, но и игры – соревнования.  

         Индивидуальная работа физическими упражнениями с детьми является действенным средством реализации личностно – ориентированного подхода в физическом воспитании дошкольников. Это помогает повысить физические показатели каждого ребёнка.

         После дневного сна проводиться – «гимнастика пробуждения» в стихотворной форме, что очень нравиться детям. Эта гимнастика пробуждает организм для дальнейшей двигательной активности, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющие воздействие.

         Заканчивается наша гимнастика «хождением по дорожкам» здоровья с дыхательной гимнастикой. Её цель – профилактика плоскостопия и заболеваний органов дыхания.

         Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребёнка и протекает под наблюдением педагога. В этой деятельности совершенствуются основные двигательные умения и навыки, приобретенные детьми  в непосредственно образовательной деятельности.

           Кроме данных форм двигательной деятельности проводим спортивные праздники и развлечения.

            Одним из условий работы по повышению двигательной активности детей является взаимодействие с семьёй. С этой целью у нас планируются спортивные развлечения, досуги, тематические вечера с участием родителей.      

            Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях необходима, так как создает условия для движений детей,  их полноценного физического развития и укрепления здоровья.



Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов по готовности к работе по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в свете ФГОС.

Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема нравственно-патриотического воспитания в развитии дошкольника (физическом, познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом)?

А. Основное место указанной проблемы – в задачах познавательного развития дошкольника, так как _______________________________________________________

Б. Основное место указанной проблемы – в задачах социально-коммуникативного развития дошкольника, так как__________________________________________________

В. Данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника, так как ____________________________________________________________________

Г. Вопрос нравственно-патриотического воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника________________________

Д. Мое мнение по данному вопросу____________________________________________

Какое место нравственно-патриотическому воспитанию отводится в той программе, по которой Вы осуществляете воспитательно-образовательную работу с детьми?

А. Комплексная и парциальные программы, по которым работает группа ______________

Б. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания не конкретизированы, но раскрываются через ___________________________

В. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания определены следующим образом______________________________________

Г. Задача нравственно-патриотического воспитания нашей программой не решается (решается не в должной мере), поэтому мы дополнительно используем программу, в которой данная задача решается следующим образом______________________________

Что для Вас означает патриотизм?

А. Патриотизм – это любовь к родине, преданность отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Б. Патриотизм – устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

В. Патриотизм – значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Д. На мой взгляд, патриотизм – это ______________________________________________

Какова,  на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника

А. Воспитание у детей любви и уважения к окружающему: родному дому, улице, городу, стране, ее жителям.

Б. Формирование общественно значимых ориентиров, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы.

В. Развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и других качеств, способных проявиться в созидательном процессе укрепления и развития отечества.

Г. На мой взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника    является ________________________________________________________

Каковы, на Ваш взгляд, основные направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении в свете требований ФГОС дошкольного образования?

А. Важнейшим направлением в решении задач нравственно-патриотического воспитания является работа с детьми, так, как________________________________________________

Б. Важнейшим направлением данной работы является подготовка педагогов, так, как _____________________________________________________________________________

В. Немаловажным направлением является работа с родителями, так, как _______________

Г. На мой взгляд, очень важным направлением работы является ______________________

В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания?

А. Наиболее эффективными являются традиционные   формы работы __________________

Б. Эффективны нетрадиционные формы работы ____________________________________

В. Мое мнение по вопросу выбора форм работы с детьми___________________________