Мои публикации

Силаева Любовь Павловна

 Мои публикации на ведущем образовательном портале России "ИНФОУРОК".

 «Мы эколята-дошколята - защитники природы!» https://infourok.ru/my-ekolyata-doshkolyata-zashitniki-prirody-ekologiya-5618374.html

«Формирование экологической компетентности детей старшей группы, через проектную деятельность» https://infourok.ru/formirovanie-ekologicheskoj-kompetentnosti-detej-starshej-gruppy-cherez-proektnuyu-deyatelnost-5674710.html

"Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха детей и родителей"  https://infourok.ru/turisticheskie-pohody-odna-iz-naibolee-aktivnyh-form-sovmestnogo-otdyha-detej-i-roditelej-5618618.html

«Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, через проектную деятельность. https://infourok.ru/priobshenie-k-slovesnomu-iskusstvu-v-tom-chisle-razvitie-hudozhestvennogo-vospriyatiya-i-esteticheskogo-vkusa-cherez-proektnuyu--5674745.html

  Мои публикации в сборнике лучших выступлений на базовых площадках ДОУ.

"Роль наглядной информации в сотрудничестве детского сада и семьи"

"Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Силаева Л.П.,

воспитатель МБДОУ д/с №1 с. Петропавловка

  1. Роль наглядной информации

в сотрудничестве детского сада и семьи

            

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача – систематическое ознакомление родителей с задачами, содержание, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье. Основной задачей взаимодействия является просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, выработка общих тенденций и направлений процесса становления и развития ребёнка. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование активных и интерактивных форм. Цель активных форм – обогащение родителей педагогическими знаниями. Цель интерактивных форм – повышение готовности родителей к сотрудничеству с воспитателем и детским садом. Таким образом, положительный результат развития компетентности родителей может быть достигнут при применении разных форм и единого образовательного пространства, подразумевающего совместную деятельность воспитателей и родителей на протяжении дошкольного детства ребёнка.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (Уголок для родителей).

Требования к оформлению уголка для родителей

-Информация, размешается на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновиться

-При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.

-Стенд должен  быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек.

Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6(2части текста, 6- иллюстраций), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

-Следует создать резерв для обмена информацией между группами

Разделы обязательные:

Родительский уголок содержит планшет возрастных особенностей детей вашей группы. В течение года материал обновляется, включая по очереди требования по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания и т.д. (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года ит.д.)

«Наша жизнь день за днем»  Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии, текста песенки, выученной на занятии или на прогулке, названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям и т.д. Материал постоянно обновляется.  На нем могут такие обращения:

«Мама, выучи со мной скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

«Папа, загадай мне загадку: «Не лает, не кусается, а в дом не пускает?» и т.д.

Режим возрастной группы. Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например:

Прогулка: если целевая, то, на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки – впечатления детей, возможен фотомонтаж, «репортаж с прогулки», рисунки детей и комментарии к ним и т.д.

К наглядной информации относятся папки – передвижки, которые оформляются специалистами дошкольного учреждения. К ним  относятся – логопед, старший воспитатель, медицинская сестра, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель. Периодичность: каждый специалист 1 раз в квартал.

Раз в квартал воспитатели готовят выпуск специального журнала для родителей по актуальной теме, например профилактике гриппа. Эти журналы даются во временное  пользование отдельным семьям на одну – две недели. После изучения родителями материала воспитатель проводит с ними беседу по данному вопросу.

         Помимо стенда необходимо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов

Посезонно оформлять тематические выставки, которые являются дополнением словесной информации  для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек - самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.

Большая роль в работе с родителями  уделена тематическим стендам «Советы логопеда», «Ребёнок имеет право», «Расти ребенка здоровым», «В мире прекрасного», на которых специалисты дошкольного учреждения размещают информацию в соответствии с планом работы с родителями ежеквартально.

 



Предварительный просмотр:

Силаева Л.П.,

воспитатель МБДОУ д/с  с. Петропавловка

«Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников. Проект мини-музей «Чудо-дерево»

        Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»).

        В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребенок должен  «иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир». Дошкольный возраст – возраст «почемучек». Почему радуга разноцветная?  Откуда прилетает ветерок? Когда вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько еще разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «любознаек».

        Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям ключ к познанию действительности, а не исчерпывающую сумму знаний. В дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.

        Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я начинаю не с передачи» готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.

        Считаю, что если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков обще учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

        Метод проектной деятельности, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества и практические умения.

        В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [том1, с.567].

        В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», это причастие означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестает быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

        Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Основателями этого метода американский философ педагог Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик.

        Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она стала интегрированным компонентом системы образования. Но суть ее осталось прежней – стимулировать интерес ребенка к проблемам.

        При использовании метода проектов придерживаюсь требований:

1.        Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.

2.        Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.        Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4.        Структурирование проекта (поэтапные результаты).

5.        Использование исследовательских методов:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез  их решения;

-обсуждение методов исследования;

-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);

- сбор, систематизация, анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем.

Сегодня вас познакомлю с проектом по мини музею «Чудо-дерево»

Проект: исследовательско - творческий, коллективный, долгосрочный.

Продолжительность: сентябрь-май 2016 год.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства из материалов пр изготовлении игрушек и других предметов.

Цель проекта: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий, так же расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Задачи проекта:

1. Обратить внимание детей на разнообразие видов деревянных изделий их значением в нашей жизни;

2. Познакомит детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;

3. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

5. Активизировать личностную позицию ребенка

Создание условий для осуществления проекта:

• Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями про дерево и что из него можно сделать.

• Рекомендовать родителям приобрести книжки с различными загадками, пословицами и поговорками о дереве.

Подготовка к реализации   проекта:

1 этап. Планирование мини-музея

• предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

• психологическая комфортность и безопасность деятельности.

• родительское собрание "мини-музеи в детском саду"

• определение места расположения мини-музея.

• планирование экспозиций.

• подбор экспонатов.

2 этап. Реализация проекта.

В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

3 этап. Функционирование мини-музея.

Сначала было организовано посещение мини-музея педагогами, затем родителями и детьми.

Реализация проекта:

1 этап – накопление знаний

Содержание деятельности

Участники деятельности

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов :

Чтение и разучивание стихов о дереве и отгадывание задок.

Чтение произведений художественной литературы: «Осинка и ветерок».

Беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности.

Беседы с детьми:

• «Познакомить с богатым разнообразием растительного мира»

• «Знакомство с деревом»

Дидактические игры:

• «Что где растёт? »

Воспитатель, дети

Самостоятельная деятельность детей

• Рассматривание иллюстративного материала по теме «Деревянные игрушки».

• Составление декоративного узора на деревянной доске.

Дети:

Непосредственная образовательная деятельность:

Образовательная деятельность «Рисование» «Хохлома», «Деревянная игрушка»

Образовательная деятельность «Аппликация» «Дерево в разные времена года»

Образовательная деятельность «Познание» «Что дарит нам дерево»

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

2 этап – практический

Содержание деятельности

Сроки

выполнения

Участники деятельности

Подбор информации о видах деревьев и изделий из древесины

сентябрь

Воспитатель, дети

НОД «Откуда появилась бумага»

«Деревянные столовые приборы» (лепка)

октябрь

Воспитатель, дети

Рассматривание иллюстраций

ноябрь

Воспитатель, дети, родители

Составление и оформление альбома «Что делают из дерева»»

декабрь

Воспитатель, дети

Составление и оформление альбома «Загадки о дереве».

Январь-февраль

Воспитатель, дети, родители

Подготовка и оформление выставки «Чудо - дерево»

Март-апрель

Воспитатель, дети, родители

Чтение художественной литературы

Сентябрь-май

Воспитатель, дети, родители

Раскрашивание детьми деревянные ложки и доски

май

Воспитатель, дети

3 этап – обобщающий

Содержание деятельности

Сроки

выполнения

Участники деятельности

Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми

Сентябрь-

октябрь

Воспитатель, дети,

Диагностирование уровня экологического развития дошкольников с заполнением диагностических карт.

Сентябрь

Воспитатель

Выставка семейного творчества «Чудо дерево»

Май

Воспитатель, дети, родители

Презентация проекта на Педагогическом совете.

Май

Воспитатель, педагоги

Предполагаемый результат:

Мы считаем, что создание мини-музея позволит:

• сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

• приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

• позволит пополнять музей новыми экспозициями;

• расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

• обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

       К деятельности детей подключаю обязательно родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Предлагаю детям и родителям разные задания: приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать ит.д. Задания тщательно продумываю, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости предоставляю справочный практический материал или рекомендую где его можно найти.

             Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту я всегда приглашаю родителей и гостей. А для ребенка это еще и ответственно, значимо. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, обусловленная социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта проходит ярко и интересно так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

           Выставки совместного творчества всегда привлекают внимание всех детей и родителей не только нашей группы, но и всего детского сада.                                

 Опытом своей работы делюсь с педагогами, выступая на педсоветах, размещая видеоматериалы на сайте детского сада.

           Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов, пришла к следующим выводам: работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей.   Работа над проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в образовательный процесс участниками. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.