Интерпретация фольклорной хореографии в народно-сценический танец

Комлева Татьяна  Сергеевна

В данной статье  раскрывается тема "Интерпритация фольклорной хореографии в народно-сценический танец. Карельский фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tatyany_sergeevny.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерпретация фольклорной хореографии
в народно-сценический танец. Карельский фольклор»

Актуальность сохранения фольклорного наследия имеет большое значение. Сегодня, в  условиях полной урбанизации общества, в век высоких технологий стоит  иногда остановиться, оглянуться и окунуться в историю своего народа, его традиций и обычаев.
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, т.к. эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции

Термин «фольклор» впервые было введен ученым Уильямом Томасом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа

Фольклорная хореография является достижением нашего народа. Рассмотрим  аспекты народного танца. Народный танец является одним из самых распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. Народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарем крестьян, сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая). Он также связан с различными сторонами быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождения, свадьбы, игры). В  танце народ передавал и передает свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям.

Рассмотрим определения народного и фольклорного танцев:

Народный танец- танец, который исполняется в своей естественной среде, и имеет определенные для данной местности движения, ритмы, костюмы.

Фольклорный танец- это стихийное появление чувств, настроений, эмоций. Особенность фольклорного танца - выполняется для себя, а потом для зрителя.

Как сегодня на сцене воссоздать колорит народного танца, как сделать его интересным для современного зрителя? Этим вопросом задаются многие хореографы, которые имеют в своем репертуаре народные танцы, как в самодеятельных, так и в профессиональных коллективах.

Одним из первых, кто стал искать ответ на вопрос как интерпретировать фольклорный танец в народно-сценический был И.А. Моисеев - великий балетмейстер, основатель Государственного ансамбля танца. Это первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией  танцевального фольклора народов мира.

Задача, которую поставил И.А. Моисеев перед артистами, состояла в том, чтобы творчески обработать и представить на сцене бытующие в народе образцы танцевального фольклора. С этой целью участники ансамбля отправились в фольклорно-этнографические экспедиции по стране, где отыскивали, изучали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды.

Раскрывая тему фольклорного и народно-сценического танца, нужно определить их различия:

Фольклорный танец

Народно-сценический танец

Музыкальное сопровождение

  • На одном или двух
    музыкальных инструментах

  • Оркестр народный инструментов

  • Доступность мелодии для слуха и исполнения
  • Фолк  обработки
  • Более сложное
    исполнение темы

Костюмы

  • Полное соответствие среде,
    в которой жили, танцевали люди
  • Соответствие фольклорному костюму с добавлением изменений

  • Натуральность материала
  • Облегченность тканей, фасоны, удобные для исполнителя
  • Украшения из натуральных
    материалов

  • Имитация украшений

Техническое исполнение

  • Доступность танцевальных
    элементов, понятных исполнителям
  • Высокое исполнительское мастерство
  • Усложнение танцевальных элементов, комбинаций танца

  • Отсутствие экзерсиса
  • Изучение экзерсиса по народно-сценическому танцу

Одним из главных пунктов в постановке народных танцев - это работа с художником по костюмам. Необходимо  совместно с хореографом найти самое яркое решение костюма того или иного народного танца. Хореограф и художник должны грамотно перенести на сцену самобытность фольклорного костюма, придавая при этом ему сценичность, легкость, яркость.
Чтобы сохранить самобытность национальностей, населяющих северо-западный регион страны, мы должны знать и сохранять все знания фольклоре этногрупп Ленинградской области. Малые этнические группы, населяющие Ленинградскую область представлены следующими народами:
Финны-4 366 чел., вепсы- 1380 чел., карелы-1345 чел., водь-33 чел.

Черты фольклорной хореографии, вышеуказанных этногрупп очень близки: общий язык, перекликаются костюмы, музыкальные произведения исполняются на национальных инструментах кантеле, йоухико ; общие рисунки танцев, похожие движения в танце.
Лексика хореографического языка этих народов проста и доступна исполнителям: шаги, притопы, подскоки, галоп, выстукивания.

Рисунки танцев карел и народов Скандинавии несложные:
«круг»( по-карельски «крууга»), фигура «шен»( по-карельски «шинка»).

В отдельных районах Карелии имеются свои танцы со своеобразной манерой исполнения.
В северных районах республики распространены танцы спокойного, строгого характера. Даже в танце «Пора нам веселиться», молодежь веселится сдержанно. Типичным образчиком танцевального хороводного танца считается «Молодица», в котором девушки ровно и  спокойно «плывут» по кругу, в тоже время невозмутимо вяжут на спицах, а юноши следуют каждый за девушкой своей пары, стараясь привлечь ее внимание.

В южных районах (Олонецкий, Петровский) танцы  более оживленные, подвижные. Очень распространен там веселый танец «Иван пойка»(Сын Ивана), а также различные кадрили

Своеобразием отличаются танцы вепсов - одной из народностей, живущих в республике. К числу вепских танцев относятся: «Восьмерка», «Крууга». По характеру они близки  танцам южных народов, характеризуются большой подвижностью, живостью, порой юмором.

Легкость и мягкость движений, строгость линий, лиричность - отличительные черты всех карельских танцев.

Пространственный рисунок танцев ясен и незамысловат. Основные движения - простые и переплетающиеся шаги, легкий бег и легкие прыжки, галоп, спокойная полька.
Танцующим чужды как сложные, вычурные, так и бурные темпераментные движения. Корпус исполнителей в большей части танцев - прямой, строго  подтянут. Вежливое, несколько церемонное отношение юноши к девушке сочетается в танце с грациозным изяществом и сдержанностью девушки.

Национальная культура Карелии тесно связана с именами балетмейстеров народных танцев - это Виола Мальми, Хельми Мальми, Василий Кононов, Виктор Гудков. Все эти великие люди в разные времена были руководителями Государственного ансамбля «Кантеле». Они были  первопроходцами в сохранении, изучении карельского фольклора, стали интерпретировать фольклорный танец на сцене.
Концертные программы ансамбля «Кантеле» формировались в соответствии с веяниями времени. Но всегда главной задачей было сохранение богатейшего культурного наследия карельского народа. В основе репертуара были обработки вепских, ингерманладских, карельских, русских, финских народных песен и танцев, авторская музыка, инструментальные пьесы профессиональных и самодеятельных композиторов Карелии и России, аранжировки вокальных и инструментальных произведений русской и западноевропейской классики.

Сегодня в репертуаре ансамбля «Кантеле» исполняются хореографические номера, поставленные первыми хореографами коллектива - « Летка-енька»,
«Вепская круга», «Шестерка в тройках», «Танец с ложками», «Ристу-контра».
Исполняются музыкальные произведения на инструменте Кантеле, сочиненные В.Гудковым еще в 30-е годы 20 века.

«Финская полька», поставленная в 50-х годах Хельми Мальми в Государственном ансамбле танца им.И.Моисеева, и сегодня сохраняется в репертуаре легендарного коллектива.

Х.Мальми и В.Мальми внесли неоценимый вклад в развитие и сохранение национального фольклора. Они постоянно проводили семинары, лекции, практикумы по танцевальному наследию Карелии.

Экзотика карельской культуры, магическое звучание традиционных инструментов, красочность костюмов, сдержанная лирика и задорная искра национальной музыки Карелии, все эти неразделимые компоненты этностиля, которые позволяют человеку любого возраста, статуса ощутить гармоничную связь с истоками карельского фольклора.

Сегодня, когда очень выражен национальный вопрос и понятие «толерантность», необходимо с детства знакомить с наследием, с истоками народного творчества. Тогда вырастет поколение молодежи, которое будет понимать, ценить красоту национальных культур, с уважением относиться к этническим и культурным различиям народов.

Список используемой литературы:

  1. Антипенко Н. Возвращение истоков. Карелия. М.,1997
  2. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М.-АСТ. 2011
  3. Мальми В.В. Истоки карельской хореографии. Петрозаводск, Карелия, 1994
  4. Мальми В.В. народные танцы Карелии. Петрозаводск, Карелия, 1987