Муниципальный этап конкурса "Учитель года-2015"

Елена Александровна Морозова-Винникова

Материалы муниципального этапа конкурса "Учитель года-2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel.docx18.23 КБ
Package icon master-klass.zip618.05 КБ
Package icon metodicheskiy_seminar.zip96.09 КБ
Package icon urok.zip1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

 "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития  человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…". Ш. Амонашвили

Я всегда знала, что буду учителем. Не мечтала об этом, не представляла себя у доски перед классом, а просто знала. Откуда взялось это знание – не знаю. В семье никогда не было педагогов, среди друзей никто не грезил этой профессией. Анализируя свое детство, школьные годы, я поняла, что мне очень повезло с учителями. Вспоминаю учительницу литературы, Андрееву Валентину Никитичну, фронтовичку, интеллигента до мозга костей. Её уроки литературы были каким-то феерическим шоу, где мы переносились в мир героев произведений, переживали их чувства, пытались решить  проблемы, а по сути учились жизни… В старших классах литературу преподавала уже другая учительница – Хамбурян Маргарита Петровна. Она была лишь на несколько лет старше нас, но на несколько жизней мудрее. В самый сложный подростковый период она оказалась тем звеном, которое связывало нас, еще детей, с взрослым миром, полным трудностей, непонятным, но манящим. Мы могли всем классом прийти к Маргарите Петровне домой без предупреждения, сидеть допоздна на кухне, пить чай, обсуждать волнующие нас проблемы. Еще один пример Учителя для меня – Щепкина Валентина Семеновна, учитель химии. На мой взгляд, если нужен образ учителя для рекламы, то это будет Валентина Семеновна. Безупречный внешний вид, осанка, причёска – это только внешние атрибуты идеального учителя. У Валентины Семеновны никогда не было плохого настроения, с каждым учеником она общалась так, что ты осознавал свою значимость и понимал, что для нее нет более важного дела, чем поговорить с тобой. Подробных педагогов в школе было много, иногда я думаю о том, что все учителя в моей жизни были идеальными.

Сегодня уже мои ученики дают мне оценку. Звонят, приходят в гости, пишут в социальных сетях. Мы сидим на моей кухне, пьем чай и я понимаю, что годы работы в школе не прошли зря. «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» - сказал кто-то из великих. Мне очень импонирует то, что мои выпускники идут ко мне и через несколько лет после школы, мне нравится, что они советуются со мной по каким-то жизненным проблемам. Они приводят ко мне своих детей – в этом году я взяла классное руководство в 5 классе, папа одного из учеников, мой бывший ученик, мне сказал: «Елена Александровна, как я рад, что именно вы будете учить моего сына, вы это сделаете хорошо!» Приятно, но как же ответственно!

Каким же надо быть, чтобы быть учителем? Прежде всего, нужно быть личностью. Только личность может воспитать личность. В этом случае единственный выход, а стало быть, и моя миссия учителя — быть просто Личностью.   Причем такой Личностью, за которой хочется идти. Личностью, которую хочется слушать, открыв рот. Как же стать такой личностью или хотя бы приблизиться к этому идеалу? По сути, есть только один путь — постоянно расти в духовном плане, не расслабляться, максимально использовать свои способности и быть настолько же требовательным к себе, насколько и к окружающим. Это с одной стороны, а с другой — давать детям то, что им действительно нужно: простое человеческое тепло, заинтересованность в их судьбе. Учительство – это не профессия. Это образ жизни. Особенно, если это касается сельского учителя. Жизнь в деревне – особая. Все на виду, ты не можешь позволить себе оступиться, допустить ошибку, потому что ты – учитель.

Современный учитель —  это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, Профессионал. От меня как учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела...

Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Учитель – вечный Ученик.  Я люблю учиться. Будь это курсы повышения квалификации, будь это методический семинар, будь это посещенный урок у коллеги. Чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что познать все невозможно. Однако, перестает быть учителем тот человек, который считает, что он все знает и не стремиться к познанию.

Я поняла, что не надо  бояться казаться смешной, не надо бояться  признавать свои ошибки. Не надо бояться учиться у детей. И я учусь у них до сих пор!

Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра. Счастливый ли я человек? С полной уверенностью могу сказать: «Да, я счастливый человек! Я люблю свою работу, я люблю своих учеников! У меня замечательные сыновья, которые гордятся мною, и которыми горжусь я!» На мой взгляд, если учитель ощущает, что работа не приносит ему удовлетворения, если он не испытывает радости от общения с детьми, то ему необходимо уйти из школы, сменить профессию. Так будет лучше всем – и человеку, и ученикам.

Мой выбор – постижение мира вместе с моими учениками, которых родители доверили мне, учителю. Я  обязана вести за собой детей, чтобы они не оставались на обочине, чтобы они не становились ненужными. Я должна  научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.  Недаром говорил Конфуций:  «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».




Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Скорость химических реакций и ее зависимость от различных факторов»

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас хорошо знает химию? Мало! А почему так мало?

Может быть, нас не тому учили?

А может быть, нас учили не так?

А может быть вообще не нужно учить химию?

Слайд 2

В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к федеральным государственным образовательным стандартам. И вот что я поняла:

- Нам необходимо обновить содержание образования, чтобы мы четко понимали, чему нужно учить;

- Нам необходимо обновить средства обучения, чтобы мы четко знали, как учить;

- Наконец, мы должны представить ребенку определенные ценности образования для того, чтобы объяснить ему, ради чего он должен учить химию, физику, любой другой предмет.

Ученику необходимо понимать, для чего он учится, он должен уметь ставить и добиваться общеучебных (и как результат любых других важных для него) целей. И здесь на первый план выходит учитель, помогающий ребенку в процессе учебы. Я хочу представить вашему вниманию мастер-класс, который, на мой взгляд, поможет учителю ответить на вопросы: чему учить? Как учить? Зачем учить?

Слайд 3

Постараюсь передать вам свой опыт на примере изучения темы «Скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов»

Пожалуйста, попрошу подойти ко мне 2-х человек.

Скажите, а почему вы подошли ко мне не одновременно?

Ответ: шли с разной скоростью

Слайд 4

А что такое скорость? С точки зрения физики – это отношение расстояния ко времени, за которое преодолено это расстояние. Как понятие скорости может относиться к химии? У меня есть колба, в которой идет химическая реакция. Измениться ли скорость химической реакции, если я похожу с этой колбой быстро, или похожу медленно? Конечно, нет!

Я помню, что вы химию хорошо не знаете, поэтому не буду терзать вас вопросами, а скажу сама, что любая химическая реакция – это процесс превращения одних веществ в другие. Есть реакции, которые протекают очень медленно, например ржавление железа.

Слайд 5 (Фото ржавого предмета)

 Есть реакции, которые протекают достаточно быстро, например, образование углекислого газа при взаимодействии карбоната кальция с кислотой.

Проведение опыта CaCO3+HCl=CaCl2+H2O+CO2

 А есть реакции, которые протекают мгновенно – это взрывы.

Слайд 6 «Взрыв»

По сути, скорость химической реакции – это изменение концентрации реагирующих веществ во времени. Изменение концентрации – это изменение числа молекул вещества. Скорость химической реакции определяется по формуле: υ=±∆C/∆t

Слайд 7

Давайте сравним эту формулу с формулой определения скорости движения в физике: υ=S/t. Согласитесь, похоже?

От чего же зависит скорость химической реакции? Мои ученики мне сейчас помогут это определить.

Опыты: 1. Взаимодействие цинка (порошок) и цинка (гранулы) с соляной кислотой.

2. Взаимодействие цинка с соляной, серной и уксусной кислотой.

3. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой при нагревании и без нагревания.

Слайд 8

Мы можем сделать вывод: скорость химической реакции идет быстрее при нагревании, на скорость влияет природа реагирующих веществ, а также площадь соприкосновения реагирующих веществ.

Для чего нам могут пригодиться эти знания в повседневной жизни? Если нам нужно растворить сахар в воде, то это произойдет быстрее, если вода будет горячей. Если мы пытаемся разжечь костер на отдыхе, то лучше будет, если дрова будут мелкими. Наконец, если я хочу понять человека, то я должна найти как можно больше точек соприкосновения с этим человеком.

Немного устали? Давайте отдохнем и почитаем Книгу рекордов Гиннеса.

Вот какие интересные факты я там обнаружила:

Слайд 9

  1. Рекорд скорости был установлен на автомобиле «Траст SSC» в штате Невада США и равнялся 1227,985 километров в час.

Слайд 10

  1. Лабрадор из Англии по кличке Табби за шесть лет собрал 26000 пластиковых бутылок.

Слайд 11

  1. Гончар Марк Байлис из Кента (Англия) сделал 150 глиняных горшков за час.

Слайд 12

  1. Марк Хогг (Кентукки, США) за 30 секунд съел 62 ночных гусеницы.

Слайд 13

  1. На чемпионате по поеданию крылышек в Буффало (США), Соня Томас победила, съев 181 крыло за 12 минут.

Скажите, что связывает между собой все эти рекорды? Конечно, скорость. Скорость поедания, изготовления, движения, печатанья. То есть скорость – понятие метапредметное. Оно показывает изменение какой-то характеристики в единицу времени.

Слайд 14

Если мы вернемся к химии, то скорость химической реакции - это число столкновений  молекул этих веществ друг с другом в единицу времени.

Я не ставлю сейчас целью добиться полного понимания вами этой темы. Я хочу показать, как опираясь на  те знания, которые есть у ребенка по теме «Скорость движения» по физике, сформировать понятие «Скорость химической реакции» и перейти к метепредметному понятию, что такое скорость вообще, и, сформировав это понятие «Скорость» вернуться к химии. Мне кажется, что именно такой подход позволит усвоить эту тему. Ну а уж вы, уважаемые коллеги, теперь наверняка будет знать, что такое скорость.

Слайд 15

Возвращаясь к началу мастер-класса я отвечаю на поставленные вопросы: учить надо не замыкаясь на своем предмете, а показывая общую картину мира. Учить надо, опираясь на жизненный опыт ребенка. Учить надо так, чтобы ребенок осознавал, зачем это знание ему нужно.

Учить нужно по ФГОС.



Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценивания знаний обучающихся

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт задает новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Так, в разделе I Государственного образовательного стандарта начального образования сказано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», то есть декларируется основной подход к оцениванию как процессу объективному, имеющему под собой четкие критериальные основания. Подобным образом описываются новые учебные результаты в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, которые соответствуют новому построению учебного процесса и новому подходу к оцениванию.

   Школа несет обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.  Анализируя ситуацию с оцениванием знаний обучающихся, которая сложилась в школе на сегодняшний день, можно сказать, что инновации в этом направлении носят случайный характер. Несмотря на введение стандартов в начальной школе и активную подготовку к их применению в основной школе, педагоги по старинке используют пятибалльную оценку знаний своих учеников. Для меня всегда эта система была неудобной, ведь, по сути, она трехбалльная.

Несколько лет назад я заинтересовалась рейтинговой оценкой знаний обучающихся. Вначале был этап накопления материала по этой проблеме, затем появилась система рейтинга, адаптированная для общеобразовательной школы. У любой системы оценивания есть свои плюсы и минусы, но каждая из этих систем должна, на мой взгляд, стимулировать ученика к личностному росту, подталкивать к развитию. Рейтинговая система оценки знаний решает эту проблему, позволяя учесть достижения каждого ученика, сравнивая при этом  не двух разных детей в классе, а сравнивая ребенка  с самим собой на разных этапах обучения.

Рейтинговая система решает множество задач: учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет объективно оценить достижения каждого, подталкивает ученика к научной, исследовательской деятельности, стимулирует развитие ребенка. Важной особенностью рейтинговой системы является ее дифференцированный подход  к ученикам, а, следовательно — создает условия для создания максимально комфортной среды обучения и воспитания, позволяя перевести учебную деятельность из необходимости во внутреннюю потребность.

Рейтинг — это числовой показатель успешности ученика, система оценки накопительного типа, которая отражает рост ученика,  его педагогическую и психологическую характеристику. В основе рейтинговой системы оценки знаний обучающихся лежит система мотивационных стимулов, которая позволяет каждому ученику самостоятельно определить, как глубоко изучать тему, когда проходить тот или иной вид контроля.

Хочу представить вашему вниманию вариант применения рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по химии в 10 классе. На третьей ступени обучения вопрос дифференциации встает очень остро, как правило, ученики уже определились с предметами выбора, и каждый четко знает, на каком уровне ему нужен тот или иной предмет — базовом или углубленном. Использование рейтинга позволяет ребенку изучить химию на необходимом для него уровне, при этом освоение предмета на базовом уровне остается обязательным для всех учеников класса.

Весь учебный материал разбит на блоки, сроки изучения каждого блока ученик узнает из информационного стенда в кабинете химии. В течение всего времени, отведенного на изучение блока, обучающийся сам определяет  время прохождения контроля. По каждому виду контроля ребенок получает определенное количество баллов, которое потом переводится в отметку. Таким образом, рейтинговая система является накопительной системой оценки знаний.

В каждом блоке выделены обязательные виды деятельности: обучающийся должен выполнить домашнюю контрольную работу, сдать терминологический минимум, комбинированный зачет, релейную контрольную работу. Особо выделены творческие работы учеников: перед изучением каждого блока называются примерные темы исследовательских работ, которые можно подготовить по данному блоку. Каждый вид деятельности оценивается определенным количеством баллов, которые суммируются в конце изучения блока (накопительная система) и переводятся в отметку по пятибалльной шкале.

Для применения рейтинговой системы лучше всего использовать блочно-модульную систему подачи материала, когда весь теоретический материал дается на протяжении двух-трех лекций, затем идет отработка изученного на семинарских, практических  занятиях. Такой подход позволяет оптимально распределить учебное время, уделить больше внимания на отработку практических навыков, решение задач.

Вначале разрабатывается технологическая карта блока, в которой показаны сроки изучения учебного материала, виды деятельности, время проведения промежуточного контроля. В технологической карте указано количество баллов за ту или иную работу, а также предусмотрена система штрафных санкций за несвоевременно сданный контроль, нарушение дисциплины. Перед изучением каждого блока обучающиеся знакомятся со шкалой перевода баллов в отметку, сроками контроля.

Рейтинговая система оценки предполагает иной вид учета знаний обучающихся. В классный журнал не выставляются отметки во время изучения блока, ставится итоговая  отметка за весь блок. В 10 классе учебный материал разбит на семь блоков, таким образом, ученик получит семь отметок в течение учебного года, по которым ему будет выставлена итоговая отметка за год. Такой подход требует изменения в нормативной базе, определяющей проведение промежуточного и текущего контроля знаний обучающихся, поэтому в школе должны быть приняты соответствующие локальные акты, регулирующие эту деятельность.

В качестве примера хочу привести технологическую карту первого блока «Теория строения органических соединений», рассчитанного на семь часов (Приложение 1). Максимальное число баллов за всю тему — 84.  Устный ответ оценивается в 3 балла, решение задачи — 5 баллов, домашняя контрольная работа — 10 баллов (Приложение 3), зачет – 15 баллов (Приложение 4), терминологический минимум — 5 баллов (Приложение 5), релейная контрольная работа — 6 баллов, выполнение творческой, исследовательской работы — 15 баллов.

При изучении темы ведется учет знаний обучающихся в специальном журнале (Приложение 2). Одним из главных недостатков рейтинговой системы оценки знаний является необходимость «двойной бухгалтерии», то есть ведение второго журнала, где ребенку выставляются баллы, которые после переводятся в отметку. Однако этот недостаток можно превратить в достоинство — у каждого ученика есть возможность пересдать домашнюю контрольную работу, релейную контрольную работу, терминологический минимум до момента выставления итоговой отметки за блок в классный журнал.

Перевод баллов в отметку осуществляется в соответствии со шкалой, которая также заранее доведена до сведения обучающихся. В этом случае ребенок, либо его родители на каждом этапе изучения блока знают, сколько баллов набрал ученик и какой отметке это соответствует, что является дополнительным стимулом для учебы

При реализации рейтинговой системы на практике (с 2010 по 2012 год) я сделала вывод о том, что данная методика является эффективной. Как и любое нововведение, система была встречена неоднозначно как учениками, так и родителями. Проводились классные, родительские собрания, консультации для участников образовательного процесса с целью разъяснения сути рейтинга. Главное признание системы сделали выпускники теперь студенты ВУЗов. Практически во всех высших учебных заведениях, куда они поступили, использовалась рейтинговая система оценки знаний. В данный момент участники эксперимента являются студентами третьих курсов институтов, университетов. Все они успешны в обучении, активно занимаются исследовательской работой.

В 2013 году в №3 журнала «Практика административной работы» была опубликована моя статья «Рейтинговая система оценки знаний обучающихся», где подробно описывался опыт моей работы.

В настоящее время я работаю над усовершенствованием методики. Система остается прежней, но требуют переработки сами задания. Они должны соответствовать требованиям Федерального государственного стандарта  основного общего образования и отслеживать формирование универсальных учебных действий у обучающихся.  Работа кропотливая, так как пока наработано очень мало заданий такого уровня.

Говорить о достоинствах и недостатках рейтинговой системы оценивания знаний можно очень много, но главное ее отличие от традиционной пятибалльной системы является систематичность контроля, его регулярность, диффенцированность подхода к каждому ученику. При традиционной системе оценивания ученик работает не систематически, а время от времени. При рейтинговой системе ученик стремится работать с дополнительной литературой, заниматься самосовершенствованием, что приводит к переводу ученика из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.

Муниципальный этап

Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015»

МБОУ Конзаводская СОШ

Зерноградский район

Ростовская  область

Конкурсное мероприятие «Методический семинар»

Методическая проблема

«Рейтинговая оценка знаний обучающихся»

Автор: Е.А. Морозова, учитель химии, биологии

Высшая квалификационная категория

2015 г.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс: 8Б


Тема урока:  «Решение задач по нахождению массовой и объемной доли компонентов смеси, раствора»

Тип урока и его структура: по типу данный урок являлся уроком применения и закрепления полученных знаний. Тема изучена ранее, на этом уроке предполагалось отработать на практике навыки решения подобных задач. Структура урока включала следующие этапы:

  • Организационный момент;
  • Настрой на урок;
  • Актуализация знаний;
  • Мотивация;
  • Динамическая пауза;
  • Работа с текстом;
  • Решение задач в парах;
  • Динамическая пауза;
  • Самостоятельное решение задач;
  • Домашнее задание, оценивание;
  • Рефлексия.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Личностные: перед учениками был поставлен вопрос – «А зачем мне нужны навыки решения задач на определение массовой доли?». В течение всего урока я старалась показать необходимость этих умений.

Познавательные: этот блок УУД реализовывался при работе с текстом. Использовался прием «Смыслового чтения», когда ученики должны были выбрать ключевые слова в тексте и составить алгоритм решения задачи. Данная деятельность решала еще одну задачу – умение преобразовать текст в алгоритм, что является реализацией информационной компетенции.

Регулятивные: регулятивные УУД предполагают, что ученик самостоятельно осуществляет целеполагание на уроке, прогнозирует результат своей учебной деятельности. Я считаю, что нам удалось достичь того, что ученики сформулировали тему урока и определили его цели. В течение всего урока дети неоднократно осуществляли оценку деятельности себя, одноклассников.

Коммуникативные: этот блок УУД реализовывался при объяснении учениками того, как они решали задачи, проводили практическую работу, анализировали представленные факты.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Считаю, что главный этап урока – это этап  мотивации. Именно на этом этапе ученики должны были самостоятельно сформулировать тему урока и важность навыков, которые отрабатывались на уроке. Думаю, что этот этап прошел удачно и дал настрой на весь урок. Предоставленный образ – три раствора медного купороса разного оттенка, помог ученикам определить тему урока и поставить цели. Так как основной целью этого урока было отработать навыки решения задач по теме, то основной упор при отборе материала делался именно на подбор задач, связанных с жизнью. Я старалась показать ученикам, что химия – очень важная наука, нисколько не оторванная от жизни.

Осуществление развития учащихся в процессе обучения

Реализация метапредметности на уроке осуществлялась несколькими приемами. Во-первых, при проведении практической работы ученики должны были вспомнить навыки, полученные на уроках физики – работа с рычажными весами, определение объема, зная массу и плотность. Кроме того, в течение всего урока мы оперировали понятиями «доля», «процент», которые изучались ребятами в 5 классе на уроках математики. Наконец, работа с текстом, где прослеживалась связь с русским языком.

Рациональность   распределения времени.

Считаю, что время было распределено рационально. Оптимальное сочетание различных видов деятельности, смена видов деятельности, проведение двух динамических пауз – гимнастики для глаз с позитивным настроем, скрытой динамической паузы, работало на то, чтобы работа учеников на уроке была максимально продуктивной.

Логичность этапов урока.

Думаю, что все этапы урока логично вытекали один из другого. На мой взгляд, урок был выстроен грамотно, логично. Небольшая самостоятельная работа во второй половине урока предполагала решение трех задач, но жестких рамок поставлено не было. Каждый ребенок работал в силу своих возможностей.

Здоровьесбережение.

Считаю, что урок был здоровьесберегающим. На протяжении всех 45 минут на уроке была благоприятная психологическая обстановка, ситуация успеха. Проведены 2 динамические паузы.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

Я посчитала необходимым приготовить мультимедийную презентацию к данному уроку, так как ее использование облегчает моменты контроля на уроке, позволяет обеспечить наглядность.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

При организации контроля были предусмотрены самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка по  итогам урока. Кроме того, будут проверены работы учеников и поставлена еще одна отметка за самостоятельную работу.

Итоги урока.

Я считаю, что достигла поставленных целей урока. Были отработаны навыки решения задач по теме. Урок удался.